Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 17:53

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 03 Lie 2019 13:38 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Беларусь пошла от Полоцкого княжества народа кривичей?


https://www.rubaltic.ru/article/kultura ... krivichey/

13 Июня 2019
Автор: Всеволод Шимов

Подобно своим украинским соратникам, националисты из Беларуси активно занимаются созданием и распространением исторических мифов. Цель, которую они преследуют, — утверждение белорусской идентичности, которая основана на дистанцировании от России и русских.

Аналитический портал RuBaltic.Ru рассмотрел краеугольные мифы белорусского национализма, которые отделяют историю Беларуси от Древней Руси, а белорусов — от русских и украинцев.

Полоцкое княжество — первое белорусское государство


Традиционно белорусские националисты ищут корни белорусской государственности в Великом княжестве Литовском. Действительно, это средневековое образование, просуществовавшее несколько столетий и включавшее в свой состав всю территорию современной Беларуси, весьма удобно в качестве отправной точки для национального мифа. Если бы не одно но.

Политическая и культурная традиции на территории Беларуси существовали и до Великого княжества Литовского, и восходят они к Древней Руси.

Однако Древняя Русь для белорусских националистов — понятие неудобное, поскольку отсылает к идеям общерусского единства, включающего не только русских в современном понимании, но также украинцев и белорусов. Поэтому древнерусский период в белорусском историческом нарративе всегда оставался как бы в тени.

Тем не менее адаптация этого исторического периода под нужды современного национального нарратива идет, и в основе этого лежит миф о Полоцком княжестве как первом белорусском государстве.

В этой связи ставится под сомнение сама принадлежность Полоцкого княжества к Древнерусскому государству. Подчеркивается насильственный характер подчинения Полоцка Киеву при князе Владимире, который убил местного правителя Рогволода и силой взял в жены его дочь Рогнеду. Рогнеда превращается в символ белорусского стремления к независимости и противостояния захватчикам.

Потомки Владимира и Рогнеды, осевшие в Полоцке, утратили право на наследование киевского престола, из чего также делается вывод о независимости Полоцка от Древней Руси. Правда, при этом забывается, что другая ветвь детей Владимира и Рогнеды, начиная с Ярослава Мудрого, продолжала княжить в масштабах всей Руси. Собственно, с ними и ассоциируется в первую очередь династия Рюриковичей.

Paveikslėlis

Пример карты с Полоцким княжеством X–XI вв. / Фото: history-belarus.by

В последнее время ставится под сомнение и крещение Полоцка по византийскому обряду при князе Владимире. Якобы на самом деле Полоцк был крещен варяжским миссионером Торвальдом.

Этим самым современные мифотворцы желают подчеркнуть не только политическую независимость, но и «европейский выбор» древнего Полоцка.

Понятно, что на самом деле миссия Торвальда не имела сколько-нибудь серьезных и долговременных исторических последствий.

История взятия Владимиром Полоцка не может интерпретироваться в современных национальных терминах. Очевидно, это была стычка двух конкурировавших варяжских кланов, боровшихся за контроль над землями на пути «из варяг в греки».

Изгойский статус полоцких князей, лишившихся права наследования киевского престола, не исключал Полоцк из политической, экономической и культурной систем древней Руси.

В церковном плане Полоцкое княжество входило в ту же Киевскую митрополию, что и остальная древняя Русь, здесь возводились храмы и монастыри в том же стиле, что в Киеве или Новгороде, использовался древнерусский язык и укоренялся этноним «русские».

Paveikslėlis

Фото: Википедия

Кроме того, нельзя забывать, что на территории Беларуси, помимо Полоцкого, существовали и другие древнерусские княжества, например, Туровское, находившееся в непосредственной вассальной зависимости от Киева. Видимо, именно поэтому о нем особо не любят вспоминать.

Белорусы — это кривичи


Этот миф тесно связан с мифом о Полоцком княжестве, основным населением которого было славянское племя кривичей.

В начале ХХ века ряд деятелей белорусского движения попытался сконструировать миф о том, что кривичи — это не просто одно из славянских племен, растворившихся в древнерусской народности, но особый этнос, прямыми потомками которого являются белорусы.

Более того, некоторые деятели настаивали на необходимости вернуть белорусам их «исконное» имя — кривичи. Наиболее активным популяризатором кривичского мифа был Вацлав Ластовский, один из «отцов-основателей» Белорусской народной республики и главных национальных мифотворцев.

Ластовский издал Расійска-крыўскі слоўнік и утверждал, что только под именем «кривичи» белорусы обретут подлинное национальное лицо и перестанут восприниматься как этнографическая группа русских.

Paveikslėlis

Расселение кривичей не совпадало с территорией Беларуси, включая, помимо полоцких земель, также территории Псковщины и Смоленщины / Фото: avatars.mds

Кривичский миф, однако, так и не получил широкого распространения. Какое-то время он продержался среди части белорусской националистической эмиграции, постепенно сойдя на нет.

В заключение следует отметить, что ареал расселения кривичей не совпадал с территорией Беларуси, включая, помимо полоцких земель, также территории Псковщины и Смоленщины. Так что кривичи поучаствовали в этногенезе не только белорусов, но и русских.


Белорусские историки отрицают Древнюю Русь и считают белорусами неандертальцев?


https://www.rubaltic.ru/article/politik ... ertaltsev/

3 Июля 2019
Автор: Александр Носович

Первый том пятитомного труда «История белорусской государственности», который представили в этом году историки Национальной академии наук Республики Беларусь, вызвал ожесточенные споры в научной и экспертной среде.

Белорусские историки называют Полоцкое княжество отдельным государством, от которого пошла Беларусь, и отказываются считать Полоцк частью Древнерусского государства.

О резонансной монографии НАН Беларуси аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, доцент Александр ГРОНСКИЙ.

Предлагаем первую часть интервью.

— Г-н Гронский, основанием для нашего разговора стал выход монографии «История белорусской государственности» в Академии наук Республики Беларусь. Из этой работы следует, что существование Древней Руси как единого целого авторами отвергается. Вместо этого говорится о Новгородском, Киевском и Полоцком княжествах как об отдельных государствах, из которых выросли сегодняшние Россия, Украина и Беларусь. Насколько такая точка зрения популярна среди белорусских историков?

— Насколько я могу судить, точка зрения об отсутствии единой Древней Руси достаточно популярна. Сейчас белорусская историография старается не упоминать Древнюю Русь, они переходят на термин «Киевская Русь».

Этот термин ввел академик Греков после Великой Отечественной войны.

В конце 90-х гг. российские ученые стали от него отказываться в пользу термина «Древняя Русь». В принципе, в белорусской историографии этот термин тоже звучал, но в последнее время он меняется на «Киевскую Русь».

Объяснения тут могут быть разные; из них самое последнее, которое я слышу: Древней Руси как единого государства не было, а Киевская Русь — некий культурный конгломерат этих земель.

Киевскую Русь называют так, подчеркивая, что это не политическое и государственное единство, а цивилизационно-культурное.

Насколько это корректно, сказать сложно, поскольку ранние европейские государства в принципе все были не унитарными в современном представлении.

Если княжеская династия разрасталась, каждый потомок князя получал свои удельные центры. Соответственно, он вел себя более или менее вольно в своем регионе, уделе.

В этом отношении, наверное, про всю Европу можно говорить, что это были не государства, а «наборы» княжеств, где правили родственники.

— Зачем это делается?

— Скорее всего, это происходит, чтобы отвергнуть концепцию древнерусской нации, древнерусского народа (также не определили, что там было: народ или народность. Некоторые подают это как синоним, некоторые ищут различия).

Если обратиться к научной литературе, как белорусской, так и российской, не совсем понятно, что есть что. Был ли древнерусский народ, если была народность, и было ли вообще древнерусское единство. Так что, скорее всего, это государственный запрос — найти белорусскую государственность там, где ее не было в то время, когда понятия «белорусский» и «Беларусь» вообще не звучали.

— Вы сами какой термин предпочитаете: Киевская Русь или Древняя Русь? Имеет ли это принципиальное значение?

— Не идеален ни тот, ни другой. Я все же сторонник того, чтобы называть так государственность, как она называлась в то время.

Русь или Русская земля — это то, что упоминается в летописях.

Соответственно, я против того, чтобы древнерусский народ называть как-то иначе, если они называли себя русскими.

Если все же выбирать между Киевской и Древней Русью, то Древняя Русь — более адекватный термин, потому что мы говорим, что в Древней Руси жил древнерусский народ.

А в Киевской Руси тогда какой народ жил?

«Киевско-русский» придется изобретать или, опять же, древнерусский оставлять? В этом отношении как раз употребление термина «Киевская Русь» мешает государственные основы древнерусского народа: получается, что он — древнерусский, а Русь — Киевская.

Нужно учитывать еще идеологический момент с Киевской Русью.

На Украине большая группа публицистов и профессиональных историков (но не все, конечно) искренне уверена, что названием государства Владимира Святого и Ярослава Мудрого таким и было: Киевская Русь.

То есть термин, который появился после Великой Отечественной войны, они искренне воспринимают не как кабинетный, придуманный советскими историками, а как естественное самоназвание государства. Поэтому и есть проблемы с Анной Ярославной, которая всю жизнь была русской — и при жизни ее называли Анной Русской, — а теперь вдруг стала Анной Украинской.

Два года назад из-за этого был ряд скандалов, когда Путин вспомнил о русско-французских связях в древности.

Опять же, частое употребление термина «Киевская Русь» при идеологизированном отношении к прошлому позволяет говорить, что Русь была украинской, потому что Киев — столица Украины.

В связи с проблемой идеологизации истории стоит вспомнить еще один момент из «Истории белорусской государственности». Я Вам говорил, что государственность и государство — разные термины с точки зрения белорусских историков. Государственность — это потенциальная возможность этноса создать государство.

По-моему, в 1 томе на 6 странице введения написано, что в истории белорусской государственности было три периода. Первый период назывался догосударственным, начался он 100 тысяч лет до нашей эры. Понимаете, за 100 тысяч лет до нашей эры на территории Беларуси лежал ледник, там только юг был свободен. Гипотетически в это время туда могли приходить неандертальцы, именно гипотетически, то есть не доказано, что они туда заходили.

Получается, если мы говорим о белорусской государственности как о потенциальной возможности этноса создать государство, то неандертальцы — это белорусский этнос.

Иначе там тогда белорусской государственности не было бы. Причем речь идет о гипотетических неандертальцах; возможно, они и не заходили туда никогда.

— Для чего в серьезной научной монографии делаются такие вещи?

— Тут достаточно странные моменты, и для чего это было сделано, я не знаю. Если бы брали с момента расселения славян, какая-то логика была бы в исторической государственности и ее объяснении. Но после неандертальцев 40 тысяч лет назад туда пришли кроманьонцы, которые основали два или три поселения. Но, опять же, они не были носителями белорусского этноса и даже протоэтноса. Это были люди, которые имели какое-то доэтническое самосознание.

Потом начали приходить какие-то другие неизвестные племена, которые известны только по осколкам керамики.

Потом в конце концов стало известно, что там появились балты, но никак не белорусы. Только потом пришли славяне, то есть это наша эра. Тоже непонятно, когда в некоторые регионы они пришли — может быть, в IX или в X веке.

Какое отношение догосударственный период белорусской государственности имеет к белорусской государственности, непонятно. Потому что если этнос — носитель государственности, в то время не было белорусского этноса, и протоэтноса не было.

Даже если мы говорим о Полоцком княжестве как о белорусском, балты — не белорусы, как ни крути.

Тут и литвинская концепция не подходит, потому что тогда нужно будет литвинскую, а не белорусскую государственность ставить.

Тем не менее сейчас пошла информация, что еще два тома будут изданы буквально в конце июня — начале июля этого года. Окончательный, 5 том будет издан, видимо, в конце этого года либо в начале следующего.

Когда соберется весь многотомник, тогда можно будет судить, что белорусские историки считают белорусской государственностью и государством в целом. Пока можно говорить только об этих фрагментах, как раз наиболее интересных. Потому что когда речь идет, скажем, об СССР или о современной Беларуси, мотивы немного другие. Уже существует самосознание, там все легче, в отличие от X, XIII века или ста тысяч лет до нашей эры.

— Насколько я понимаю, суть первого тома «Истории белорусской государственности» состоит в том, чтобы не подать Полоцкое княжество как часть целого, а опровергнуть общепринятую точку зрения о том, что Полоцкое княжество наряду с Черниговским, Владимиро-Суздальским и другими входило в какое-то единое культурно-историческое явление под названием Киевская или Древняя Русь. Я правильно понимаю цель белорусских историков?

— Скорее всего, Вы понимаете правильно. Дело в том, что сейчас в белорусской археологической среде есть убеждение, что Киевщина и Новгородчина развивались с присутствием варяжского элемента, а Полоцкое княжество развивалось на собственной племенной основе. Говорят, подчеркивая славянскую или балто-славянскую «чистоту», что тут не было варягов.

Насколько реально отсутствие варягов, сказать сложно, потому что Рогволот, первый известный летописный князь Полоцка, по мнению большинства историков, был варягом.

Значит, этот элемент там был. Также, если вспомнить «Повесть временных лет», Рюрик назначил наместников в разные города, в том числе и в Полоцк. То есть с точки зрения «Повести временных лет», Рюрик, который в большинстве случаев рассматривается как варяг, назначил своего наместника. Вот вам присутствие скандинавского, варяжского элемента в Полоцке.

Попытка создать чистую протобелорусскую этничность, народность, которая была в Полоцке, скорее всего, делается, чтобы показать, что «это сугубо наше», и чтобы какие-нибудь тверичи, киевляне или москвичи туда не вмешивались. Это попытка представить некую обособленность.

Продолжение следует

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 3 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007