Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 18 Bal 2024 13:05

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 10 Rgs 2012 23:20 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных)

Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). – Смоленск, [СмолГУ], 2012. 168 с. Твёрдый переплёт. Ф. 60-901/8. ISBN 978-5-902093-50-3.Тираж 1.000 экземпляров.

http://adverbum.org/ru/shmidt-krivichi

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Культура длинных курганов
История археологического изучения КСПДК
Древности КСПДК VIII–X вв.
Погребальный обряд населения КСПДК VIII–X вв.
Вещевой комплекс КСПДК VIII–Х вв.
Комплекс вещей из женских погребений.
Головной убор и система женских украшений КСПДК
Вещевой комплекс мужских погребений КСПДК
К вопросу хронологии и этнической принадлежности КСПДК
Глава II. Древности культуры круглых курганов второй половины IX–X вв.
Вещевой комплекс круглых курганов второй половины IX–X вв.
Глава III. Древности кривичей XI–XIII вв.
Погребальный обряд кривичей XI–XIII вв.
Вещевой комплекс погребений XI–XIII вв.
Инвентарь женских погребений
Инвентарь мужских захоронений
Кривичи XI–XIII вв. по археологическим данным
Глава IV. Письменные и другие источники о кривичах
Летопись о кривичах и Смоленске
Данные языкознания о кривичах
Заключение
Литература
Архивные данные
Принятые сокращения
Приложение

Paveikslėlis

Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья
http://tverzha.ru/archives/1820

Рады представить вашему вниманию книгу смоленского археолога Евгения Альфредовича Шмидта, уже известного читателям нашего сайта.

Книга «Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных)» вышла в Смоленске в июне этого года.

Книга является, по сути, первой научной работой, объективно показывающей балтское происхождение носителей Культуры Смоленско-Полоцких длинных курганов (КСПДК), населявших, в том числе, и нашу Тверскую землю.

«Первоначально КСПДК сформировалась в пределах территорий восточной Литвы и прилегающих областей Латвии, где вся материальная культура населения, начиная с сере­дины I тыс. н.э., имела основные типы вещей, на основе которых только и могла сложить­ся КСПДК. Население эпохи длинных курганов большинством археологов (П.Н. Третья­ков, В.В. Седов и др.), принято называть кривичами. Часть исследователей-лингвистов считают, что население КСПДК называло себя Креве (М. Фасмер), или по-другому Krieva (Г.А. Хабургаев), что не вызывает особых возражений.»

В конце IX — начале X вв. krieva принимает активное участие в формировании межплеменной державы — Древнерусского государства.

Примерно в это же время начался процесс «языковой ассимиляции населения КСПДК славянами».

Примерно в этот же период появился этноним «кривичи», которым стали именовать не только коренное балтское население Кривии, но и славянских переселенцев в эти земли.

Одним из важнейших выводов книги является то, что языческая традиция этих земель относится к эпохе существования на этой территории балтских племен, а основной этап славянизации относится к более позднему периоду, X-XIII веку, т.е. после принятия христианства.

Это явственно прослеживалось и в более позднее время:

«Как показывают археологические материалы, летописные кривичи в XI—XIII вв. долго сохраняли некоторые языческие тра­диции, восходящие к эпохе КСПДК и не свойственные другим группам древнерусского населения».

Таким образом, уместно говорить о том, что восходящие к язычеству локальные особенности т.н. «народного православия» на землях, некогда населённых кривичами (криевой), в т.ч., Тверщины, являются балтским наследием.

«В целом же, несмотря на некоторую самобытность, все население, именуемое в лето­писи кривичами, в результате сложного и длительного этнокультурного процесса к началу XIII в. нивелируется на основе славянской культуры и языка и становится частью древне­русского народа, хотя еще некоторое время сохраняет пережитки старых языческих тра­диций.

История кривичей (Krieva) не уникальна в пределах Древней Руси. Такой же историче­ский путь прошли меря, мурома, чудь и другие».

Предлагаем две версии книги — в форматах PDF и DJVU.

Первая подойдёт для чтения с экрана компьютера. Её особенностью является оригинальное качество рисунков и наличие слоя распознанного текста (который можно «выделить-скопировать-вставить»).

Вторая более подойдёт для чтения со смартфонов и читалок. Качество рисунков там сильно хуже (это очень заметно, если читать с компа), слой распознанного текста отсутсвует. Первую версию тоже можно читать с мобильных устройств, но страницы открываются заметно медленнее, чем во второй.

Версия в PDF: Скачать (11.5 MB)
http://tverzha.ru/books/Szmidt.E.A.Kriv ... a.2012.pdf

Версия в DJVU: Скачать (5.9 MB)
http://tverzha.ru/books/Szmidt.E.A.Kriv ... .2012.djvu

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 11 Bir 2014 18:19 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). – Смоленск, [СмолГУ], 2012. 168 с. Твёрдый переплёт. Ф. 60-901/8. ISBN 978-5-902093-50-3.
http://adverbum.org/ru/shmidt-krivichi

https://www.google.lt/?gws_rd=ssl#q=%D0 ... B%D1%85%29

http://tverzha.ru/archives/1820
http://lndp.lt/diskusijos/viewtopic.php?f=21&t=9512

---------------------------------------------------------------------

http://smolensklib.ru/sites/default/fil ... shmidt.htm

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Евгений Альфредович Шмидт https://www.google.lt/?gws_rd=ssl#q=%D0 ... %B8%D1%87+ родился 6 декабря 1920 года в городе Рудне Смоленской области.

Детские и юношеские годы его прошли на территории Брянской области, там, будучи школьником, под влиянием и руководством учителей-краеведов, приобщился к изучению родных мест, к поиску и исследованию археологических и других памятников прошлого.

Высшее образование получил в Смоленском пединституте, а завершил в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина на факультете биологии и химии (в 1947 году).

Тематика его первых исследований и публикаций ("Водоемы, рыбы и рыбное хозяйство Смоленской области", о земноводных, об озерах и др.) определялись полученной им первоначальной специальностью, она преобладала в период его работы научным сотрудником в областном краеведческом научно-исследовательском институте.

Одновременно Евгений Альфредович начал исследовать археологические памятники Смоленской области, работал в археологических экспедициях члена-корреспондента Академии наук СССР П. Н. Третьякова и Д. А.Авдусина (Московский государственный Университет имени М. В. Ломоносова), опубликовал свыше 20 статей в центральных научных изданиях - в журнале "Советская археология" и в "Материалах и исследованиях научных изданиях по археологии СССР".

Тогда и определилась тематика всех его научных трудов на многие десятилетия. В 1962 году, уже как сформировавшийся и опытный археолог, он перешел на работу в Смоленский государственный педагогический институт (ныне педагогический университет) на кафедру всеобщей истории, где уже в течение нескольких лет по совместительству преподавал археологию. В 1981-1993 годах заведовал этой кафедрой.

Е. А. Шмидт является крупным исследователем археологических памятников Верхнего Поднепровья и Подвинья, его труды, написанные по результатам собственных раскопок, хорошо известны специалистам и используются местными учителями в учебно-воспитательной работе со школьниками.

Ежегодно проводит археологические раскопки на Смоленщине с участием студентов педуниверситета, приобщая их к краеведческой работе, знакомя их с методикой археологических исследований.

Е. А. Шмидт активно участвует в подготовке дипломированных вузовских педагогов и научных работников для научно-исследовательских учреждений, регулярно выступая в качестве официального оппонента на защитах докторских и кандидатских диссертаций.

Его знают не только в Российской Федерации, но и в сопредельных странах, о нем, в частности, публиковались статьи в Праге, Минске и других зарубежных научных центрах.

Археологические памятники, добытые им, экспонируются в музеях, включая главный исторический музей страны - ГИМ (Московский государственный исторический музей).

Д. И. Будаев

***************************************************************

http://websprav.admin-smolensk.ru/histo ... be050.html

Шмидт Евгений Альфредович

(родился 6 . 12 . 1920 , город Рудня Смоленской области), археологический доктор исторических наук, профессор.

Закончил Московский институт имени В. И. Ленина (1947). В 1947–62 - научный сотрудник Смоленского краеведческого научно-исследовательского института. С 1962 года работает в Смоленском педагогическом институте.

Специалист по истории и археологии Верхнего Поднепровья и Подвинья. В верхнем течении Днепра впервые исследовал памятники культур шаровидных амфор эпохи энеолита, а в междуречье Днепра и Западной Двины могильники и поселения 2-й половины 1 тысячелетия нашей эры.

Производил раскопки городищ и селищ Новые Батеки, Холм, Куприно, Близнаки; курганов и могильников Харлапово, Шугайлово, Заозерье, Акатово.

Большое число публикаций посвящено разработке вопросов этнической принадлежности, хозяйственного развития, культур днепро-двинских племен раннего железного века. В ряде работ выделены особенности культур тушемлинских племен для Смоленского региона.

Собраны и проанализированы обширные материалы по смоленским длинным курганам и по проблеме этногенеза кривичей. Данные раскопок позволили выявить характерные особенности погребального обряда кривичей XI-XIII веков.

Проведена систематизация и публикация сведений о более чем 1000 археологических памятниках Смоленской области в целях их сохранения как культур наследия.

Многочисленные материалы раскопок Шмидта экспонируются в Смоленском государственном музее-заповеднике. Шмидт - неоднакратный участник республиканских, всесоюзных и международных научных форумов.

Имеет более 150 научных публикаций: “Курганы XI-XIII веков у деревни Харланово в Смоленском Поднепровье” (1957), “Древние городища Смоленщины” (1963), “Некоторые результаты изучения памятников третьей четверти I тысячелетия нашей эры” (1966), “Племена Смоленского Поднепровья и Подвинья в эпоху великого переселения народов” (1972), “Племена верховья Днепра до образования Древнерусского государства. Днепро-двинские племена” (1992).

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 11 Vas 2018 20:48 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Smolensko archeologas krivičių gentį susiejo su baltais


http://alkas.lt/2012/07/11/smolensko-ar ... u-baltais/

Rokas Sinkevičius, www.patriotai.lt
2012 07 11 12:32

Paveikslėlis

Prof. Jevgenijus Šmidtas
rushohloma.ru nuotr.


Smolenske išleista profesoriaus, žymaus archeologo Jevgenijaus Šmidto monografija „Smolensko Padneprės ir Padauguvės krivičiai“, kurioje mokslininkas apibendrino daugiau nei pusės amžiaus savo tyrinėjimų rezultatus.

Daugelį dešimtmečių tyrinėtą VIII-X a. Smolensko ilgųjų pilkapių kultūrą, arba krivičių gentį autorius nedviprasmiškai įvardina kaip pirmapradiškai baltų kilmės žmones:

„Daiktinė archeologinė medžiaga iš ilgųjų pilkapių…, apimanti ištisus baltiškus radinių kompleksus, pateikia nenuginčijamus įrodymus, kurie leidžia įvertinti aukštą gyventojų socialinio-ekonominio išsivystymo lygį ir priskirti juos prie baltų etnokultūrinės visumos“.

Gavęs signalinį naujos knygos egzempliorių apie jos pasirodymą savo tinklaraštyje pranešė Smolensko srities Informacinės politikos ir visuomeninių ryšių pagrindinės valdybos viršininkas Vladislavas Kononovas. Jis paminėjo, kad monografija išleista pagal valstybinę knygų leidybos programą, skirtą Smolensko 1150 metų jubiliejui paminėti. Ši programa pirmiausia skirta paremti „fundamentalius darbus, kurie ne vieną dešimtmetį bus naudojami kaip populiarios kraštotyrinės literatūros šaltiniai.“

„Pergyventi dėl to, kad Smolensko gyventojų šaknys tik sąlyginai slaviškos, nereiktų. Kas dabar apgailestauja, kad anglai ir saksai iš tiesų nėra Didžiosios Britanijos autochtonai? Nebent išdidžiųjų britų palikuonys prancūziškoje Bretanės provincijoje. O mus, smolenskiečius, galima tiktai pasveikinti su tapatybės pasitikslinimu. Ačiū Šmidtui,“ tinklaraštyje rašo valdininkas.

Knyga skirta pirmiausia specialistams, todėl išleista palyginti nedideliu 1000 egzempliorių tiražu. Dalis jo sugrįš pas leidėjus – į Smolensko valstybinį universitetą. Tačiau tarp entuziastų internete jau kyla kalbos apie galimybes gavus knygą nuskenuoti ir patalpinti viešai.

Krivičių vardas siejamas su Smolensko-Polocko ilgųjų pilkapių kultūra, užėmusia didelius plotus Dnepro ir Dauguvos aukštupiuose nuo VIII amžiaus iki X amžiaus vidurio. Rytuose jie siekė rytinių galindų žemes. Kartu vyko baltiška migracija į šiaurės rytus, apie ką liudija savita Pskovo ilgųjų pilkapių kultūra.

Paveikslėlis

Krivičiai

Jau IX amžiaus viduryje prasidėjo sudėtingi stiprėjantys dviejų etnosų – slavų ir baltų (t.y., krivičių – krievių?) sąveikos procesai, kuriuos lydėjo materialinės kultūros suartėjimas ir slaviška kalbinė asimiliacija.

Asimiliavimo židiniais galėjo tapti miestai, kartu buvę ir galios – politinio ir bažnytinio elito – centrais. Matyt, ilgainiui krivičių vardu imti vadinti ne tik baltai, bet visi vietiniai gyventojai, tiek baltai, tiek slavai.

Dnepro ir Dauguvos aukštupiuose ilgųjų pilkapių kultūra išnyksta IX a. pab.-X a. pirmojoje pusėje, ir tuo pat metu atsiranda visai nauji paminklai – apvalūs pilkapiai su degiminiais palaikais. Šie pilkapiai nekildinami tiesiog iš ilgųjų, bet siejami su slavais.

Po XII amžiaus krivičiai rusų metraščiuose nebeminimi.

Nuo tol šių kraštų gyventojai imti vadinti poločianais, smolianais, tai yra, ne pagal etninius ir kultūrinius, o pagal teritorinius požymius, kaip ir likusioje senosios Rusios dalyje.

XIII a. pirmoje pusėje Polocko kunigaikštystė buvo prijungta prie Mindaugo Lietuvos valstybės, o galutinai ją prijungė Vytenis 1307 metais.

Pasak baltiškojo paveldo Gudijoje puoselėtojo Aliaksejaus Dzermanto, „krivičius galima laikyti pagrindiniu baltarusių etnoso susidarymo dėmeniu: ir todėl, kad jie užėmė didžiausią būsimo baltarusių etnografinio arealo dalį, ir todėl, kad padarė didžiausią įtaką baltarusių tautos etninio savitumo bei valstybingumo formavimuisi.“

Komentarai
http://alkas.lt/2012/07/11/smolensko-ar ... s#comments

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 26 Kov 2018 19:50 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Aliaksiejus Dziermantas. Krivičiai: etnogenezė ir istorija

https://etalpykla.lituanistikadb.lt/fed ... 0.01.ARTIC

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 21 Spa 2018 21:25 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/1945644 ... p_activity

Zmicer Shyshkou

Так еще до Е.Шмидта при СССР профессор антрополог из Латвии (тогда ЛатССР) Денисова в своей дисертации указывала на балтскость придвинских и приднепровских Кривичей.

Этой же линии придерживаются и пофессора антропологии Алексеева и Седов.

Это же озвучил еще в 19 веке российский антрополог исследователь Иков, после изучения им нескольких захоронений на территории восточной части Беларуси.

Что касается "Кривичи - славяне или не славяне"- это вопрос не антпропологический, а чисто лингвистический.

Кривичи слпвянизированные балты, т.е. балтское племя принявшее славянскую мовность.

Нет антропологически, генетически, археологически такого племени "славяне", есть только группа племен, народов, которые приняли славянскую лингвистику, и которые находились под уплывом какого-то одного общего культурно-развивающего процесса.

Например, находились на пути "из варяг в греки", между доминирующими в Европе в начале первого тысячелетия скандинавами и цивилизованным югом: Константинополем, Римом, Арабским Халифатом.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 30 Rgs 2019 18:36 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis - Žygeivis

--Arwi Rakecky Julius Puras "вы владеете информацией что литовцы видели кривичей? Литовцы видели гудов."----

Совершенно очевидно, что литовцы жили рядом с другим балтским племенем кревяй, за долго до того, как они славянизировались.

Не зря в латышском языке сохранилось древнее название krievi, которым латыши сейчас называют русских.

Кревяй на западном направлении граничили с древними литовцами, селями и латгалами, а еще севернее - с финскими племенами эстов и других.

На юге граничили с частью ятвяжских племен.

Вполне возможно, что древние литовские племена, продвигаясь на запад, примерно в 6-7 веках "прорезали" древний ареал кревяй.

Этот путь литовских племен на запад до Ашмяны, со стороны современных Брянска, Калуги, Орла..., очень четко виден на карте белорусских наречий - средняя сужающаяся полоса
http://www.belarusguide.com/images/maps/havorki.jpg

Arwi Rakecky

Kęstutis Čeponis - Žygeivis, этой картой не надо пользоваться. Она детская

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Ну так покажите не "детскую"... :)

Все наречия имеют много разных признаков - и надо выделять те признаки, которые можно связать с этническими и миграционными процессами. Карта выше очень четко показывает именно эти признаки.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 14 Sau 2023 16:54 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27075
Miestas: Ignalina
Культура типа Тушемли — Банцеровщины
http://www.bibliotekar.ru/3-1-80-vostoc ... ane/16.htm

Севернее колочинского ареала, на территории Смоленского Поднепровья, Полоцко-Витебского Подвинья, верхних течений Березины и Вилии в середине I тысячелетия н. э. жили племена, оставившие памятники типа городища Тушемля на Смоленщине и городища Банцеровщина под Минском. Юго-западнее памятники того же облика распространены, по-видимому, в верхнем течении Немана и на левых притоках Припяти.

Эти древности Смоленского Поднепровья исследователи обычно относят к тушемлинской культуре, а белорусские археологи называют их банцеровскими. Какого-либо различия между этими чисто территориальными группами нет.

Тушемлинские и банцеровские древности характеризуются одинаковой глиняной посудой, однообразным домостроительством и единым погребальным обрядом, единой материальной культурой.

Евгений Альфредович Шмидт
О ТУШЕМЛИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ IV-VII ВЕКОВ В ВЕРХНЕМ ПОДНЕПРОВЬЕ И ПОДВИНЬЕ
(к вопросу этнической атрибуции)

http://www.tarnautojai.lt/memo/modules/ ... e&artid=10

Автор настоящей статьи в течение ряда лет проводил изучение памятников тушемлинской культуры в Смоленском Поднепровье и Подвинье. Полученные материалы дали некоторое основание к решению вопроса об их этнической принадлежности.

Это определялось уже, в первую очередь, формированием тушемлинской культуры в III-IV в.в., что происходило на основе древностей днепро-двинской культуры в последний период ее существования в процессе перемещения населения с укрепленных поселений-городищ на неукрепленные поселения - селища.

Этот переход связан как с изменением природных условий, так и с общим уровнем экономического развития и изменениями общественно-социальных отношений.

Доказательством этому были материалы из раскопанных поселений: Микулино, Заозерье, Купринo, Яново и др., на которых древнейший комплекс керамики III-IV в.в. был одинаков с таковым из днепро-двинских городищ I-III в.в.

Это еще подтверждается находками одинаковых типов серпов, ножей и других металлических изделий, а также находками глиняных грузиков "дьякова типа" (Шмидт, 1999, с.37-46).

В процессе формирования тушемлинской культуры в ее состав были включены некоторые элементы от племен, расселявшихся южнее в Поднепровье, не исключено проникновение небольших групп населения с окраинных территорий племен штрихованной керамики, принесших прием прочерчивания поверхности сосудов, гребнем. Однако, это не привело к изменению этноса.

В период существования тушемлинских племен в V-VII в.в. сохранились основные элементы местной культуры, балтская принадлежность которых очевидна (Шмидт, 1996, с.33-37), хотя и происходило включение новых элементов, что связано было с переселением народов и перемещением балтских племен внутри своего ареала.

В частности, перемещение ятвяжских племен в пределы Восточной Литвы, а затем отсюда в V в. далее по северной территории восточных балтов через Подвинье в Смоленское Поднепровье, т.е. в пределы тушемлинской культуры.


С этим перемещением племен, видимо, связано распространение височных колец, браслетов с расширенными концами, шпор и пр.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007