Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 27 Bal 2024 21:29

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 10 Spa 2014 23:05 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Признаки, в соответствии с которыми курши являются претендентами на роль варягов–руси:


1. Местообитание куршей в регионе Варяжского (Балтийского) моря соотносится с локализацией варягов в «Повести временных лет» (ПВЛ) рядом с пруссами и чудью как исходной точкой их распространения:

«Поляки же и пруссы, и чудь сидят близ моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых..» [6].

Кстати, Балтийским могло именоваться не всё море, а только его часть в районе Куршского и Калининградского заливов, где как раз и обитали курши и их соседи. Название «Балтика» может быть связано с Куршской и Висленской косами, которые являют собой узкие и длинные полосы земли, отделяющие Куршский и Калининградский заливы от моря. Они протянулись по морской глади в виде пояса, отчего этот регион Балтики и мог получить свое название, исходя из латинского слова «балт» (balteus) – «пояс». Поэтому это название имеет ограниченное распространение только у народов юго-восточной Балтики (а также в языках, заимствовавших его через латынь). У германских и финских балтийских народов название Балтийского моря иное. В латыни же «балтийское» название закрепилось по причине наиболее широкой известности именно юго-восточной «янтарной» Балтики.

Есть также еще некоторые характерные особенности местообитания куршей, соотносящиеся с летописными:

1.1 Согласно ПВЛ, по отношению к племенам чуди, славян, кривичей и веси, варяги–русь находились «за морем»: «Пошли за море к варягам, к руси». Местообитание куршей вполне удовлетворяет этому условию, поскольку область Курземе (Курляндия) отделена от перечисленных в летописи племен Рижским заливом. Кроме того, следует учитывать, что в средневековых источниках территория обитания куршей считалась островом (например, у Адама Бременского: «...Дальше за ними лежат и другие острова… Самым большим из них, пожалуй, является Курланд…» [4]). По этому поводу сразу возникает ассоциация с неким «островом Русов», упоминаемом арабскими географами.

Также возможно, что «заморской» территорией считалась Куршская коса.

1.2. Куршкий залив носил ранее название «Руссна»! (как указано на карте Пруссии, составленной немецким историком и картографом Каспаром Генненбергером в 1576 г.), а правый рукав дельты Немана,впадающий в этот залив назывался Русс (или Русне).

1.3. Варяги, согласно Новгородской летописи приходили на Русь и морским путем и «горою», то есть сушей: «А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в Руси город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи». Эта фраза оправдана только для обитателей ближнего к Новгородской Руси побережья Балтийского моря, но не Скандинавии. (Возможно также, что в качестве сухопутного пути имелась в виду Куршская коса, которая и позднее, входя в состав владений Тевтонского ордена, служила дорогой через Куршский залив).

2. Курши и шведы.

Одним из важных первых свидетельств о народе Рос (Бертинские анналы, 839 год) является его сопоставление со свеонами (шведами): «Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос [Rhos] … Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего…»

Вместе с тем, в «Повести временных лет» летописец отделяет варягов–русь от шведов и других варяжских народов: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти».

Так вот, курши являются именно тем уникальным в этом плане народом, по отношению к которому находит разрешение противоричивость этих двух свидетельств.

Дело в том, что курши подчинялись власти свеонов, как о том повествует Римберт: «власти свеонов издавна подчинялось некое племя, обитавшее далеко от них и называвшееся куры» [3]. О том же свидетельствует и Адам Бременский: «…Дальше за ними лежат и другие острова, последние подчиняются власти свеонов. Самым большим из них, пожалуй, является Курланд» [4].

Таким образом, курши не являлись свеонами, но, по причине длительной зависимости от них (и политической и культурной), могли идентифицироваться с ними.

3. Куршей в ареале их обитания могли также называть и «русь».
Выше уже приводились гидронимы Русс (Русне) и Руссна в местности, населенной куршами. Возможно, это отражение их второго названия.

Обоснование:

Дело в том, что соседями куршей являлись литовцы и ливы (фино–угорский народ). Соответственно, можно предположить, что от этих разноязычных соседних народов курши и получили свои разные (но с одинаковым значением) названия «курши» и «русь».

Название корсь (курши) можно сопоставить с финским словом korsu со значением «землянка». В литовском же языке аналогичное значение «подвал, подземелье, погреб» имеет слово rusys (rusio, rusi), которое созвучно этнониму «русь». Таким образом, этноним финского происхождения «курши» совпадает с этнонимом литовского происхождения «русь», и может означать «обитатели землянок». А это смысловое значение этнонима логично отнести к славянам, для которых как раз были характерны подземные и полуподземные жилища («землянки»). В этом плане представляется любопытным также топоним Skalva – название прусской исторической области на берегу Куршского залива по обоим берегам реки Неман в нижнем её течении. Обитателей этой области – скальвов – этнологи считают наиболее близкими куршам. Сам же топоним Skalva и соответствующий этноним scalovians очень сходны с этнонимом «склавины», который применяли византийские авторы в отношении славян.

«Иноплеменность» куршей подтверждается фактом обособленности куршского языка в балтской среде: «ряд авторов ХV-ХVI вв. (в их числе и путешественники) говорят о куршском не только как о самостоятельном языке, но иногда и недоступном пониманию соседей куршей» [8].

Таким образом, можно полагать, что курши изначально (при появлении в балтийском регионе) относились не к балтийскому этносу, а, возможно, к славянскому. И получили свои прозвища «курши» и «русь» со стороны соседей – ливов (фино–угорский народ) и литовцев соответственно.

Конечно, с течением времени, пришлый этнос постепенно ассимилируется в среде соседей (а тем более под влиянием тесной зависимости от свеонов) и к моменту написания «Повести временных лет» курши уже предстают там как народ, не входящий в славянскую группу племен: «а это другие народы, дающие дань Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они от колена Иафета и живут в северных странах» [6].

4. Легендарные события периода «призвания варягов», описанные в ПВЛ, близко перекликаются с историческими событиями из истории куршей начала второй половины IX.

В ПВЛ указывается, что «В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть». Далее у народов, изгнавших варягов, начинаются междоусобицы, и варяги появляются снова, уже с мирной («третейской») миссией: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам» [6].

Синхронные по времени и сходные по фабуле (изгнание варягов и последующий мирный договор) события известны и в истории куршей. Римберт, например, сообщает, что в середине IX века курши бунтовали и не подчинились власти свеонов. Затем разгромили морскую экспедицию данов [852-853 гг.] и прогнали их. После этого появились свеоны, и, после упорных баталий с куршами, заключили с ними мирный договор и получили контрибуцию.

Возможно, именно эти события истории куршей трансформировались под пером летописца в историю призвания варягов–руси. Учитывая при этом, что наиболее известным норманном европейских хроник этого периода являлся датский конунг Рёрик Ютландский, который мог послужить прототипом Рюрика. Либо можно предположить, что летописные племена чуди, славян, кривичей и веси реально пригласили на княжение представителей куршей, по причине того, как блестяще последние проявили себя в войнах со скандинавами.

5. Соответствующий менталитет куршей.

Поскольку варяги–русь смогли подчинить или вовлечь в зону своего влияния много народов и племен на огромной территории и организовывать их для военных походов, они должны были обладать воинственным менталитетом и соответствующей репутацией у соседей. Курши как раз являлись таким народом. В 9 – 11-м веках они были самыми активными и богатыми из всех балтийских племен. Курши не только смогли отразить нападение и попытку вторжения на свои территории грозных викингов, но и сами предпринимали ответные грабительские походы в Данию и Швецию. Имя куршей издавна наводило ужас на жителей всех окрестных прибрежных земель. Даже грозные викинги боялись куршей, свидетельством чему являлась молитва в датских церквах: «О Всемогущий Господь, защити нас от куршей» [2].

Аналогичным образом характеризуются русы у арабских авторов, например, у ал-Марвази: «Что же касается ар-Русийи, то они живут на острове в море… Они (русы) многочисленны и рассматривают меч как средство существования… И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов… Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов…»

6. Курши являлись хорошими мореплавателями, что характерно и для руси. Возможно даже, что термин «корсар», обозначающий морских разбойников–пиратов, имеет балтийское происхождение от названия куршей / корси, известных своими пиратскими набегами. (В частности, Генрих Латвийский называл их суда pyraticae).

Если это так, то становится понятным, почему византийские авторы называли русь «дромидами»:

«Росы, коих именуют также дромитами» – сообщает Продолжатель Феофана. Псевдо–Симеон расшифровывает: «Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться».

Дело в том, что слово «корсар» созвучно по произношению с латинским словом cursus «бег, езда; путь, курс». Соответственно, балтийское слово «корсар» византийские летописцы могли принять за латинское слово и заменить его греческим словом «дром» (dromos) со значением «бег».

7. Наблюдается стилистическое соответствие древностей куршей и Рюриковичей – князей варягов–руси.

Например:

- Исследователи отмечают сходство в декоре и композиции наконечников ножен мечей: «В среде синхронных древностей [куршей] рассматриваемая здесь композиция сюжетно и по декору близка т.н. знакам собственности Рюриковичей, неизвестным в исследуемом нами районе, но довольно-таки обильным в восточной части Латвии. Растительный орнамент здесь также выступает в центральной роли» [9].

- Стиль куршских подвесок из Восточной Латвии схож со стилем так называемых знаков Рюриковичей, только немного отличается по орнаменту.
- Мастера, реконструирующие древнюю ладью куршей утверждают, что «подобные по своей форме суда строили русичи. Были различия только в технологии» [10].

8. Сходство культовых традиций.

Наиболее близким к древнерусскому культу Перуна являлся балтский (прусско–литовско–латышский) культ Перкунаса.

Также следует отметить свойственный как для Восточной Прибалтики, так и для Руси традицию погребения с конем, и, вообще, культ коня в различных проявлениях.

9. Топонимы с основой 'рус' и 'вит'

Название главного города древней куршской Скаловии – Русна (лит. Rusne) у немцев именовался Рус (Russ), что созвучно этнониму Русь.

Куршкий залив также носил ранее название Руссна.

И правый рукав Немана именовался Русъ (нем. Russ, лит. Русне).

Русский термин «витязи» – возможный аналог слова «витинги», который применялся крестоносцами по отношению к прусско–литовской знати, и соотносится с основой 'вит', широко представленной в ономастиконе земель Литвы и Руси.

10. В поздних русских летописях содержится легенда о происхождении Рюрика именно с берегов Немана – территории скаловских куршей: «... Брата жъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ» [11].

Приведенный список, конечно, не является исчерпывающим и безусловным. По мере анализа и обобщения информации он может быть расширен и скорректирован. Важно то, что такой народ как древние курши с не меньшим успехом подходит на роль легендарных летописных варягов–руси, как и другие претенденты, давно фигурирующие в исторической литературе. Кроме того, кандидатура куршей – самостоятельного балтийского народа (возможно, славянского происхождения), но, вместе с тем, с очень давнего времени связанного тесными контактами со скандинавами – по многим аспектам является компромиссом в споре норманистов и антинорманистов.


****************************************************************

Жигяйвис rašė:
Евгений rašė:
Кстати, Балтийским могло именоваться не всё море, а только его часть в районе Куршского и Калининградского заливов, где как раз и обитали курши и их соседи. Название «Балтика» может быть связано с Куршской и Висленской косами, которые являют собой узкие и длинные полосы земли, отделяющие Куршский и Калининградский заливы от моря. Они протянулись по морской глади в виде пояса, отчего этот регион Балтики и мог получить свое название, исходя из латинского слова «балт» (balteus) – «пояс». Поэтому это название имеет ограниченное распространение только у народов юго-восточной Балтики (а также в языках, заимствовавших его через латынь). У германских и финских балтийских народов название Балтийского моря иное. В латыни же «балтийское» название закрепилось по причине наиболее широкой известности именно юго-восточной «янтарной» Балтики.


Связывание названия Балтийского моря с латинским словом (balteus) – «пояс» только еще одна, еще средневековая, "народная этимология". В то время в среде литовской знати была очень модная теория о происхождении этой знати из римлян (миф о Палемоне), так как немало литовских слов имеют схожие корни и значения с латинскими.

Название моря на самом деле происходит от литовских слов Baltoji jūra ("Балтойи юра"), то есть в прямом переводе "Белое море".

Скорее всего предки древних балтских племен, пришедшие сюда примерно 5 тысяч лет назад, скорее всего зимой, когда все местные болоты и ручьи замерзают, так назвали это море, покрытое льдом.


Жигяйвис rašė:
Евгений rašė:
1.2. Куршкий залив носил ранее название «Руссна»! (как указано на карте Пруссии, составленной немецким историком и картографом Каспаром Генненбергером в 1576 г.), а правый рукав дельты Немана, впадающий в этот залив назывался Русс (или Русне).

1.3. Варяги, согласно Новгородской летописи приходили на Русь и морским путем и «горою», то есть сушей: «А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в Руси город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи». Эта фраза оправдана только для обитателей ближнего к Новгородской Руси побережья Балтийского моря, но не Скандинавии. (Возможно также, что в качестве сухопутного пути имелась в виду Куршская коса, которая и позднее, входя в состав владений Тевтонского ордена, служила дорогой через Куршский залив).


В дельте Нямунаса, в правом притоке под названием Rusnė, имеется большой остров с тем же названием Rusnė.

Название происходит от слова rusenti, rusnoti - "медленно течь" (если говорят о речке) или "медленно гореть" (если говорят о костре).

Археологи там нашли небольшое городище скандинавских викингов примерно 9-10 веков. Вполне возможно, что викинги именно из этого городища и назывались Rus.


Такие укрепленные военно-торговые фактории викинги-норманы-варяги в те времена строили по всему побережью Балтийского моря, а также в устьях торговых рек, а затем и выше по их течению.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 10 Spa 2014 23:10 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
«Остров Русов»


В состав территории современной Эстонии входит крупный остров Сааремаа – четвёртый по величине остров Балтийского моря.

Остров имеет длительную историю поселений (как минимум 5000 лет), а в Средневековье он являлся базой так называемых восточных викингов.

Административным центром острова Сааремаа является город Курессааре. По мнению некоторых филологов это название означает «остров куршей» («Island of the Curonian people») [12]. Вероятно, это название является отголоском той эпохи, когда курши являлись этнической основой восточных викингов, обитателей острова Сааремаа.

Кроме того, весьма любопытно, что ранее этот остров имел также наименование Русел, что отмечено в записках голландца Николааса Витсена "Путешествие в Московию" (XVII век):

«После полудня мы быстро продвинулись. Нашего флейта мы уже два дня не видели, и так и не увидели до реки Дуны [Западная Двина (Даугава)]. На этом месте кончается Курляндия и начинается Лифляндия [область Прибалтики между Рижским заливом, Псковским озером и Западной Двиной]. Там виден высокий бакен из дерева. Здесь же в проливе [имеется в виду Ирбенский пролив] мы увидели остров Русел [современное название Сааремаа]…» [13]

Ранее уже отмечалось, что в регионе обитания куршей присутствуют топонимы с с основой 'рус' – например, город с названием Русна (лит. Rusne), правый рукав Немана именовался Русъ (лит. Русне, нем. Русс), Куршкий залив носил ранее название Руссна. Так же и в данном случае – на фоне присутствия топонима «остров куршей» наблюдается топоним Русел с основой 'рус'.

Возможно, именно этот остров Русел–Сааремаа претендует на роль небезызвестного «острова русов» из восточных источников (географические сочинения арабских, персидских и турецких средневековых авторов).

Упоминание этого «острова русов» имеется, например, у Ибн Русте (начало X века) в сочинении «ал-Алак ан-нафиса»:

«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги...»[14]

Эту информацию об «острове русов» с некоторыми вариациями повторяют ал-Мукаддаси (X век), Гардизи (XI век), ал-Марвази (XI век), Мухаммед Ауфи (XII век), анонимное сочинение «Моджмал ат-таварих» (XIV век), ал-Ханафи (XVI век).

В самой ранней редакции (Ибн Русте и Мутаххара ал-Мукаддаси) этот остров описывается окруженный озером. В последующих вариантах вместо озера появляется море. Ал-Марвази дает оба варианта.

Относительно соотнесения острова Русел–Сааремаа с «островом русов» можно привести еще один аргумент. Как известно, у средневековых арабских авторов русы фигурировали как огнепоклонники «ар–рус ал–маджус». Например, ал-Йа’куби: «ал-маджус, которых именуют ар-рус» [15]. Территорию местообитания северных «маджусов» обозначил в своем труде «Нузхат ал-муштак» арабский географ XII века ал-Идриси. Он описывает землю маджусов (ард ал-маджус) в 4-й секции VII климата, в одном разделе с описанием стран Восточной Прибалтики и части Руси. Это описание земли маджусов помещено вслед за описанием Эстланда к западу, что как раз и соответствует территории распространения куршей, в том числе и местонахождению острова Русел–Сааремаа.

Также, наряду с прибалтийским регионом обитания маджусов, ал-Идриси говорит и о второй части – удаленной от моря, где находится город Каби, который исследователи отождествляют с Киевом [15].

Остров Русел–Сааремаа является также и подходящим вариантом для местообитания летописных варягов–руси из «Повести временных лет», поскольку это наиболее близкое «заморье», откуда народы северо–восточной Балтики (и окрестностей): чудь, славяне, меря, весь и кривичи могли пригласить известных им соседей варягов на княжение.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 07 Lap 2015 21:57 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Re: Украина вернет себе свое историческое название - Русь
http://www.buzina.org/forum.html?func=v ... 960#183610


Вжиг, вжиг, вжиг rašė:
От себя добавлю что к названию Русь имеют отношения даже западные славяне, связь между западным и восточными славянами в культурном, языковом и генеалогическом смысле гораздо теснее чем между восточными и южными.

Русью называли значительную территорию в Закарпатье, тамошние русины не переняли это название от варягов, оно им отродясь принадлежало.

Известна такде другая Русь на территории нынешней Тюрингии.

Что уж говорить о Порусье в Прибалтике.


Надоело мне читать все эти "филологические" сказки... :)

И про Тюрингию с ее "Русью", и про "Порусье в Прибалтике"...

Про Тюрингию вполне доходчиво написано и в Переформат.ру - сами поищите и почитайте... :)

А про "Порусье в Прибалтике", то обьясню более подробно. Так как это "Порусье" находится в Литве. Но называется она совсем не Порусье, а Parusnė :).

Однако, когда люди литовского не знают, а тем более если вообще знают только москальский, то конечно для них что Parusnė, что Порусье - одно и тоже. :)

------------------------------------------------------------

Нямунас в дельте имеет много "рукавов", и у каждого из них собственное имя.

В дельте Нямунаса, в правом притоке под названием Rusnė, имеется большой остров с тем же названием Rusnė.

Название одного "рукавов" дельты Нямунаса - Rusnė (Русне) (и острова Русне, находящегося в этом "рукаве", а от его названия и очень древнего населенного пункта) происходит от литовского (балтского) слова (корня) "русянти", то есть "медленно течь" (другое значение - "медленно гореть").

Название происходит от слова rusenti, rusnoti - "медленно течь" (если говорят о речке) или "медленно гореть" (если говорят о костре).

В некоторых гипотезах именно из этого названия выводится имя варягов "рус", то есть жителей поселка на острове Рус (Русне) - там и в правду была колония норманов в раннем средневековье.

Археологи там нашли небольшое городище скандинавских викингов примерно 9-10 веков.

Такие укрепленные военно-торговые фактории викинги-норманы-варяги в те времена строили по всему побережью Балтийского моря, а также в устьях торговых рек, а затем и выше по их течению.

В северно германских ранне средневековых языках вполне могло местное балтское название Русне быть сокращено в Рус.

Поэтому вполне возможно, что викинги именно из этого городища и назывались Rus.

Но это только одна из многих гипотез.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 07 Rgs 2021 19:36 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Vikingų sagos - Kuršių ir skandinavų santykiai sagų literatūroje

viewtopic.php?f=94&t=11468

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 30 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007