Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 10 Geg 2024 07:05

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 13 Gru 2012 18:15 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina
Писатель: ни у Литвы, ни у России нет интереса к тому, что нас объединяет


http://ru.delfi.lt/vkl/history/pisatel- ... d=60223209

Наталия Зверко,
ru.DELFI.lt
четверг, 13 декабря 2012 г. 16:18

Общая литовско-российская история мало интересует обе стороны. Пример тому служит отсутствия интереса к общим святым – князю Довмонту и Харитине Литовской, считает писатель, литературный критик Альгимантас Бучис, который выступил на круглом столе по случаю открытия книжной выставки в вильнюсской библиотеке им. А.Мицкевича.

В рамках этой выставки, посвященной Году российской истории, проходила дискуссия с учатием российских филологов, писателей и их литовских коллег.

Писатель Альгимантас Бучис заострил внимание своих коллег на том, что «ни у Литвы, ни у России, нет интереса к тому, что нас объединяет».

Бучис является автором недавно изданной «Истории древней литовской литературы и хрестоматии», где представлены биографии, в том числе двух литовских святых, судьбы которых связаны с Россией – литовского князя Довмонта, ставшего впоследствии псковским святым и новгородской святой Харитины Литовской, происходившей из рода литовских князей.

«Если взять Харитину Литовскую, то были мысли организовать экскурсию к месту ее погребения, а похоронена она на Синичьей горе вблизи Новгорода, правда, церквушка тамошняя в плохом состоянии – рушится, валится… Желающих поехать было, но в целом это оказалось слишком дорогим мероприятием.

А ведь чем интересна ее история? Она ведь была беглянкой. После убийства Миндовга многие бежали тогда, некоторые – в Новгород, другие – в Псков. Она служила в монастыре, где стала игуменьей, а потом, по просьбе духовенства , была признана святой и стала даже покровительницей Литвы», - рассказал Бучис.

По его словам, он обращался в Свято-духов монастырь в Вильнюсе, и к католическому духовенству, но везде натыкался на равнодушие.

«Я сказал, что нашел эти тексты, тропари, что все это дает возможность церкви шире ее помянуть. Сначала администратор сказал, что не может быть, чтобы была литовская святая, но потом раскрыл книги и признал, что да, была такая святая. И поминают ее 5 октября. Он мне пообещал, что позвонит, но на этом все и закончилось. Я говорил и с католиками, приближенными к Бачкису, но и там сказали, что это не католическая святая, а православная святая греческого обряда, и что им это неинтересно. Вот и получается, что мы, литовцы, в 13 веке, имели двух святых, и даже женщину, но никому в Литве это неинтересно», - сетует литератор.

Он даже пошутил, что у него была мысль, что этой личностью заинтересуются феминистки, но и «им это неинтересно». «А ведь это редкий случай для 13 века. У поляков, например, были две святые, но немецкого происхождения», - подчеркнул Бучис.

Довмонт не только псковский, но и всероссийский святой


Его огорчает и то, что принижаются заслуги князя Довмонта. Бучис уверен, что это был не только псковский, но и всероссийский святой.

«Довмонт до того, как Москва подавила Новгород и Псков, по моему мнению, был всероссийским святым. Но потом, когда Москва стала переписывать все летописи, то статус Довмонта перевели на местный. Однако его звезда вспыхнула, и об этом я тоже пишу в своей книге, когда Стефан Баторий подошел к Пскову с огромной армией и пытался его взять, но ничего не получилось, пришлось уйти, а в городе пошла молва, что город защитил Святой Довмонт», - рассказал Бучис.

Он сказал, что отсутствие интереса к таким персоналиям его удивляют, потому что «как можно разговаривать, если одни других не слышат и в общем даже не интересуются».

«Как может быть, чтобы такие уникальные вещи, как общие святые, не интересуют ни одну, ни другую сторону?», - вопрошает ученый.

«Тишина со стороны Литвы – это, конечно, фобия, - уверен он. - Почему православная святая, зачем кириллица? Ведь в книге есть и про житие Войшелка, который первым построил монастырь на берегу Немана. Этот монастырь впоследствии литовские князья долго финансировали, там было создано Лавришевское Евангелие, за которое белорусы сейчас воюют с Варшавой. И, в общем, он тоже не нужен и никому не интересен».

Ученый заверил ,что намерен предложить свое издание школам, чтобы молодое поколение не было оторвано от исторического наследия своей страны.

ru.DELFI.lt

Коментарии
http://ru.delfi.lt/vkl/history/pisatel- ... 3209&com=1

EDINBURGH
13.12.2012 16:51


В 1266 году из-за какой-то распри побились литовцы друг с другом, блаженный же князь Довмонт с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков. Был этот князь из рода литовского, сначала поклонялся он идолам по заветам отцов, а когда Бог восхотел обратить в христианство людей новых, то снизошла на Довмонта благодать Святого Духа, и, пробудившись, как от сна, от служения идолам, задумал он со своими боярами креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен был в соборной церкви, в Святой Троице, и наречено было ему имя во святом крещении Тимофей. И была радость великая во Пскове, и посадили его мужи-псковичи на княжение в городе Пскове.

В год своего крещения Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.

* В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича сражался при Раковоре.

* В 1269 году великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонту удалось отстоять город — на помощь подоспели новгородцы, и великий магистр, раненый Довмонтом, вынужден был заключить мир.

* В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.

В 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую республику и, опустошив её, осадили город, но были разбиты Довмонтом. Вскоре после этого он заболел и умер.

Русская Православная Церковь причислила князя Довмонта к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия.

Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда. Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

От Довмонта, по традиции, вёл свою родословную русский и польский дворянский род Домонтовичей.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 03 Lie 2017 20:33 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina

https://imhoclub.lv/ru/material/kak_hor ... ?c=1161345

(№261) Kęstutis Čeponis, Литва - Владимир Иванов (№252)

---Только я там был - русские крепости 13... годов.---

Ну да, только вы как то забыли упомянуть, что ее построил литовский князь Даумантас и его дружина - литовские воины, которые пришли вместе с ним из литовской Нальши в 1264 г. :)

Довмонт (князь псковский)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0 ... 0%B8%D0%B9)

Постоянная опасность, грозившая Пскову с запада, вынуждала укреплять и развивать крепость.

Территория кремля была значительно расширена во время правления князя Довмонта. Возможно, что в это время деревянные стены начали заменять каменными. По его приказу была построена каменная стена, проходящая от берега Псковы к берегу Великой[21].

(№263) Владимир Иванов, Россия - Kęstutis Čeponis (№261)

Довмо́нт или До́мант (ум. 20 мая 1299), в крещении Тимофе́й — псковский князь, происходивший из князей Великого княжества Литовского, правивший во Пскове с 1266 по 1299 год.

Довмонт вошёл в историю как талантливый полководец. Неоднократно разбивал литовцев и немцев...

(№267) Kęstutis Čeponis, Литва - Владимир Иванов (№263)

Даумантас был чистокровным литовцем, близкий родственник правящих литовских королей.

И поэтому сам пытался занять трон Литвы, и участвовал в убийстве короля Миндаугаса и двух его сыновей.

Однако потерпел поражение от третьего сына Миндаугаса и был вынужден вместе со своей дружиной сбежать в Псков, откуда несколько раз предпринимал попытки захватить трон Литовского Королевства - но неудачно.

P.S. Не забывайте, что это темное и жестокое феодальное средневековье - и каждый член правящей семьи очень часто пытался стать королем Литвы.

Для сравнения взгляните на то, как ожесточенно и даже зверско между собой дрались за разные княжеские престолы разные славянские князья, часто даже братья.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 3 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007