Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 12:28

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 06 Rgp 2018 19:01 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Cтанет ли Cирия федерацией
Уникальный опыт Рожавы


Павел Потапейко, Беларусь
Кандидат исторических наук, переводчик, публицист

В последние годы самой горячей точкой на карте мира была и остается Сирия. Там пересекаются геополитические интересы влиятельнейших игроков мира (кроме Китая).

Как известно, гражданская война в Сирии идет с «арабской весны» 2011-го, хотя по-настоящему острая фаза настала к концу 2012-го. За 7 лет погибло, если вывести среднее арифметическое из противоречивых оценок, едва ли не 400 тысяч сирийцев (есть данные, что больше, но, возможно, это с частью беженцев). Страну покинуло около 5 млн человек, многие уже вернулись.

К лету 2015 г. свыше 45% территории заняло ИГИЛ. Осенью 2015 г. по приглашению президента Асада началась российская операция в Сирии. Это стало решающим фактором разгрома ИГИЛ там. Кроме того, огромный вклад внесли курдские отряды, освободившие почти всю территорию к северу от р.Евфрат. Осенью 2017-го была взята «столица» ИГИЛ Ракка, снята блокада остававшейся под контролем правительства все эти годы части г. Дейр-эз-Зор.

К лету 2018-го ИГИЛ еще контролирует 4 разрозненные территории: полоску земли на восточном берегу Евфрата у границы с Ираком, район вдоль границы с Ираком к северу от Евфрата, часть пустыни на юго-востоке Сирии к югу от этой реки и небольшую зону близ Голанских высот и иорданской границы.

Ослабла в последнее время и т.н. «умеренная оппозиция». Она утратила контроль над несколькими анклавами в горных районах центро-запада Сирии вдоль линии Дамаск — Хомс — Хама — Алеппо, отбитыми правительственными войсками, и была вынуждена отдать большую часть северо-западной провинции Идлиб исламистам из «Хайят Тахрир аш-Шам» (создан в 2017 после слияния «Джабхат ан-Нусры» с рядом группировок). Прозападные силы еще удерживают значительную часть Идлиба и юго-западных провинций Деръа и Кунейтра близ Голанских высот, занятых Израилем. Часть их отрядов блокирована в пустыне на юго-востоке, у иорданской и иракской границы. В Деръа и Идлибе у них чересполосица с исламистами из «Тахрир аш-Шам». На севере совместная атака туркоманских отрядов и турецкой армии против курдов позволила им взять под контроль приграничный район г.Африн и вдоль турецкой границы до Евфрата на восток.

Больших успехов добились курды, занявшие четверть территории Сирии. Об их удивительном политико-социальном эксперименте речь пойдет ниже.

Paveikslėlis

Paveikslėlis

Заявленные границы Западного Курдистана — Рожавы.

Этноконфессиональный и демографический расклад


В 2010 году в Сирии проживало порядка 22 млн. жителей. К 2016 осталось 17 млн. За годы войны в ряде регионов население заметно уменьшилось. Это провинции Алеппо, Идлиб, Дейр-эз-Зор, Ракка, отчасти Деръа и окружающая столицу (являющуюся особой административной единицей) Риф-Димашк.

Но есть и такие, где население увеличилось за счет беженцев из других регионов. Так, в контролируемой курдами Северной Сирии оно более чем удвоилось — до 4,6 млн. человек, причем за счет беженцев даже из Ирака! Выросло и число жителей приморской провинции Тартус — с 750 до 785 тысяч. О Дамаске данные противоречивы — многие бежали туда, но немало и покинуло.

В стране проживают приверженцы более 20 религий, часть которых ассоциируется с этносом.

Больше всего арабов: в 2011-м — ¾.

Однако исследователи и представители некоторых народов спорят: есть мнение, что часть — арабизированные в ХХ веке курды (индоарийский народ, родственный персам), туркоманы (тюрки) и др.

Так, ряд турецких авторов доказывают, что в Сирии туркоманов до четверти населения, но официально — 5%.

Численность курдов менялась: в 20-е годы в Северо-Восточную Сирию (которую они называют Рожава, или Западный Курдистан, а арабы — аль-Джазира, «остров», т.е. Месопотамия) переселились десятки тысяч курдов из Турции, и сообщалось, что их там больше, чем арабов. Французские власти (Сирия была передана Лигой наций Парижу) давали им сирийское гражданство. Затем в 60—70-е гг. шла их арабизация, но в 2010 г. в северо-восточной провинции Хасеке, по ряду оценок, 55% составляли курды. Сейчас их численность в Северной Сирии оценивается в 2,5 млн.

Иногда выделяют бедуинские племена, кочующие по югу и востоку: они ближе аравийцам, чем сирийцам, взявшим гены доарабских народов.

И палестинцев — беженцев и их потомков, которых в Дамаске и его окрестностях в 2010 г. было до 500 тысяч.

Если брать религию, то далеко не все сирийские арабы — мусульмане.

Больше всего суннитов — около 74%, но это если считать и курдов (среди которых много алевитов — не путать с алавитами — и представителей других сект, есть зороастрийцы и сторонники секуляризма), и туркоманов, и черкесов с чеченцами, которых в 2010 г. было до 100 тыс. Арабов-суннитов (с бедуинами, палестинцами и др.) — 60%, большинство.

Среди арабов много конфессий.

Например, алавиты (считающиеся ветвью шиизма) — их в 2010-м было от 8 до 12%, по разным оценкам.

Или шииты-двунадесятники (1-3%), исмаилиты и суфии, проживающие компактными общинами.

Друзов (связанных с исмаилитами) определяют как этноконфессиональную группу, фактически особый народ. В 2010 их в Сирии начитывалось 3%.

Христиане здесь в основном арабы, хотя есть армяне, греки и ассирийцы. Последние тесно связаны с Ассирийской церковью Востока и Халдейской католической церковью (обе восходят к старинному несторианству).

Paveikslėlis

Армяне делятся на прихожан Армянской апостольской и Армянской католической церквей.

Среди арабов-христиан больше всего православных (Антиохийская автокефалия) — за 40%.

Немало мелькитов (греко-католиков) и верующих сиро-католической (или Арамейской) церкви, признающих верховенство папы.

Есть сиро-православная церковь (яковиты), марониты (которых много в соседнем Ливане), обычные католики и даже немного евангелистов. В основном все это арабы, но с генами доарабского населения. Всего христиан тут было на 2010 г. 10—12%.

Езиды считаются особой этноконфессиональной группой, как друзы.

Есть малочисленные секты (мандеи и др.), немного зороастрийцев, цыганские племена «дом».

Иудеев осталось, по последним данным, всего пару десятков — почти все в Дамаске.

В период между двумя мировыми войнами, когда Сирия и Ливан были под властью Парижа, французы создали там 7 автономий, 6 из которых называли «государствами» (État, по-арабски Dawlat). На них ориентируется часть сторонников федерализации. Это были: 1) «Государство Дамаск» (половина нынешней территории), 2) «Государство Алеппо» (север), 3) провинция Джазира (северо-восток, вскоре включена в Алеппо), 4) «Государство алавитов» (ныне Латакия и Тартус на побережье), 5) «Джебель-Друз» (ныне провинция Сувейда и соседние районы), 6) Ливан и 7) «Государство Хатай» (санджак Александретта, с Антиохией).

Ливан обособился, в 1939-м Хатай передали Турции, а Дамаск и Алеппо к 1930 году объединили в «Государство Сирия». В 1936-м была создана Сирийская Республика, но французы ее контролировали до 1943-го формально и до 1946 года — фактически.

В 40-60-е было 9 провинций (мухафаз): Дамаск, Алеппо, Хама, Хомс, Евфрат, Джазира, Территория маронитов, Джебель-Друз и Хауран (нынешние Деръа и Кунейтра на юго-западе). При Хафезе Асаде (премьер с 1970, президент в 1971-2000) и Башаре Асаде (с 2000) их стало 14: Территорию алавитов (к которым принадлежат Асады) разделили на Латакию и Тартус, Дамаск — на столицу и провинцию Риф-Димашк, Евфрат — на Ракку и Дейр-эз-Зор, куда вошло пол-Джазиры, а из оставшейся создали Хасеке. Из Алеппо выделили Идлиб (но включили часть Евфрата). На выборах г.Алеппо — 15-й округ.

Бросим взгляд на этноконфессиональный расклад в провинциях (часть вне контроля Дамаска). Это позволит оценить перспективы и варианты федерализации.

В столице к началу войны было 1,7 млн. жителей (с пригородами — все 5, так что считают больше), 29 из 250 депутатов. Сейчас данные противоречивы. Например, в 2002 в пригороде Ярмук проживало 112 тыс. палестинцев, а в 2015 осталось лишь 18 тысяч. Но при этом сообщается и о десятках тысяч, бежавших в столицу. Большинство — арабы-сунниты, но можно встретить всех. Например, курдов в 2010 жило около 300 тыс. в основном в двух кварталах и на горе Касиюн к северо-востоку. Затем — туркоманы, армяне, сиро-католики, православные, алавиты и черкесы. Остальных меньше, включая и представителей редких этносов: албанцев, боснийцев, персов, выходцев из СССР.

[img][img]https://imhoclub.by/admuploads/image/0ea9c32306dd496f9d0ce39af64fc14c.jpg[/img][/img]

Окружающая столицу провинция Риф-Димашк тянется до иорданской и ливанской границ поперек южной Сирии. К войне тут жило 2,2 млн. (или меньше — часть в Дамаске), в парламенте — 19 мест. Здесь отчасти повторяется пестрая картина столицы, но доля суннитов еще больше. Появляются бедуины. Из остальных наиболее крупные общины — у православных, друзов, шиитов и алавитов, имеющих большинство в ряде поселений.

Самая большая провинция (за счет пустыни) — Хомс. Здесь жило 1,7 млн. Депутатов — 23. На большой территории кочуют бедуины, часть занята оппозиционерами (у границы) и остатками игиловцев (севернее, частично в соседней провинции Дейр-эз-Зор). На большой территории живут одни сунниты, но в западной, более населенной части немало алавитов, преобладающих в ряде местностей, а в Кусайре — шиитов. Много православных, мелькитов и др. Именно в этой провинции, у границы с Ливаном, знаменитая Вади-эн-Насара — Долина Христиан, где живут почти одни православные и мелькиты, часть их — греки. Есть некоторое число армян и других христиан. В 2010 в г.Хомс жило 160 тыс. христиан, сейчас чуть более тысячи.

На рубеже Риф-Димашка и Хомса — район Каламун с городами Насирия, Рухайба и Джейруд, до 2018 г. воевавший с Асадом под знаменем прозападной оппозиции.

Далее на север — Хама, где в 2010 жило 1,6 млн. От нее — 22 депутата. Она пестра в этноконфессиональном отношении, за годы войны сунниты утратили большинство. В ряде округов (Саламия и др.) большинство у исмаилитов, там их святыни. К западу, у границы с Латакией и Тартусом, есть округа с алавитским большинством и вкраплениями суннитов, шиитов, христиан и др. Много армян (особенно в г.Хама), православных и др.

У турецкой границы — многострадальная провинция Алеппо. Накануне войны она была самой населенной — 4,8 млн. (из них в г.Алеппо свыше 2), 52 депутата (из них 20 от г.Алеппо). А к 2017 в провинции уцелело лишь 1,7 млн. (частью под контролем курдов или турецкой армии), по городу же — при Османской империи третьему после Стамбула и Каира! — цифры совсем грустные. В нем к 2010 имелась одна из крупнейших христианских общин Ближнего Востока — более 250 тысяч. Больше всего среди них армян, затем ассирийцев и сиро-православных. Им немного уступали православные и мелькиты, имелись католики (там был центр миссионерства) и марониты. Христианскими остаются целые кварталы. Три четверти города были суннитами. Курдов в 2010 было 250 тысяч (есть курдский квартал), немало туркоманов, черкесов и чеченцев. В остальной провинции население тоже разнообразное, но перевес суннитов заметнее (хотя есть шиитские и суфийские районы). Немалую ее часть заняли турецкие войска и отряды туркоманов, отбившие у курдов Африн. Там веками преобладали курды — район называли «Курд-Даг», курдские горы. Восточнее туркоманы в большинстве. В г.Манбидж (99 тыс. в 2004), подконтрольном курдам, самые большие в Сирии черкесская и чеченская общины.

Западнее — провинция Идлиб, на 90% контролируемая оппозицией и исламистами. До войны там жило 1,5 млн., избиралось 18 депутатов. Большинство составляли сунниты (включая туркоманов и курдов), но хватало и алавитов (особенно ближе к Латакии), были районы шиитские (там их святые места), армянские (например, Якубия к западу от г.Идлиб), мелькитские и друзские. Но после чисток, проводившихся как исламистами, так и прозападной оппозицией, их осталось мало, земли заняли туркоманы.

Западнее, у моря — Латакия, где преобладают алавиты, оплот Асада. К 2010 там жило 990 тысяч, она имела 17 депутатов. Тут было мало боев — только у границы с Идлибом. В г.Латакия алавитов было 50% из 400 тысяч населения, а суннитов — 30%. Часть суннитов уехала, опасаясь, что алавиты будут им мстить. Еще 20% — у христиан различных конфессий, прежде всего армян. Город с самым большим армянским населением в Сирии — Кессаб — тоже в этой провинции. Есть даже евангелисты. На севере близ границы с Турцией немало туркоманов, особенно в районе Джебель-Туркман («Туркоманская гора»). Анкара обвиняла Асада в их «этнических чистках» в Латакии. Часть их бежала. В сельской местности до 70% жителей — алавиты, христиан — до 15%. Суннитов было 10-12%, теперь меньше. До 2% — исмаилиты. Близ г.Латакия — российская база Хмеймим.

К югу, у границы с Ливаном — вторая приморская провинция, Тартус. Здесь также преобладают алавиты, около 12% христиан (православные, армяне, мелькиты, марониты, сиро-православные и католики), много суннитов. Близ границы на побережье — городок Хамидийя, где большинство греки-мусульмане, потомки принявших ислам критян. Население выросло за войну с 750 тысяч до 785, так как это самая спокойная провинция, наряду с Хасеке. В порту Тартус — российский пункт материально-технического обеспечения ВМФ. Рядом — единственный обитаемый сирийский остров Арвад, где был финикийский город, а позднее последний оплот крестоносцев (до 1302). 13 депутатов.

На юго-западе еще три провинции. Сувейда — исторический Джебель-Друз, 770 тысяч жителей, 6 депутатов. Друзы — 87%, православных до 10%, на востоке в пустыне кочуют бедуины-сунниты, в самом южном сирийском г.Босра немалая шиитская община.

К западу, тоже у границы с Иорданией — провинция Деръа (в прошлом Хауран), большую часть которой удерживают прозападные оппозиционеры, а небольшой угол у Голанских высот — ИГИЛ. В 2010 тут жил 1 миллион, ныне меньше из-за войны. В основном тут сунниты, немало друзов. Деръа имеет в парламенте 10 мест.

Еще западнее — Кунейтра, Голанские высоты. Почти вся под контролем Израиля, а часть того, что осталось — у оппозиции. В 2010 жило всего 87 тысяч, но от них — 5 депутатов. В Деръа и Кунейтре много друзов, бедуинов, есть черкесские деревни.

Наконец, три северо-восточные: Ракка, Дейр-эз-Зор и Хасеке. О них речь пойдет далее, в рамках рассмотрения курдской автономии, куда Хасеке вошла вся, а остальные частично, как и север Алеппо. Ракка и Дейр-эз-Зор опустошены боями с ИГИЛ, г.Ракка был его «столицей» более 3 лет, до октября 2017-го, когда его взяли курды. В провинции Ракка в 2010 жило 0,9 млн., в т.ч. 10% христиан (в основном ассирийцев), от нее 8 депутатов. Сейчас на юге почти одни арабы-сунниты, но на севере, находящемся под властью курдов, христиан до 20%. Курдов — почти половина. Много туркоманов и армян.

Дейр-эз-Зор в 2013 году был второй по площади провинцией, там жило 1,2 млн., в парламенте — 14 мест. В 2017-м половину на север от Евфрата у ИГИЛ отбили курды (кроме района у иракской границы и полоски вдоль реки), а на юг — войска Асада. Здесь много бедуинов-суннитов из племен Аравии и Ирака — например, шаммар. Заметна община суфиев — тут их святые места. В северной части немало курдов, ассирийцев и армян.

Хасеке — сердце Рожавы, федерации курдов, начавшей уникальный для Ближнего Востока социально-экономический и политический эксперимент.

Уникальный эксперимент Рожавы


17 марта 2016 года в контролируемой курдскими силами северной части страны (Хасеке, более трети Ракки и часть Дейр-эз-Зора и Алеппо) была в одностороннем порядке провозглашена автономия, Федерация Северной Сирии — Рожава. Последнее слово — «Запад» по-курдски (т.е. Западный Курдистан).

Еще в январе 2014-го курды создали на территориях, покинутых войсками Асада или отбитых у ИГИЛ, три самоуправляющихся «кантона» — Джазира (Хасеке и соседние районы Дейр-эз-Зора), Кобани (север Ракки и северо-восток Алеппо) и Африн (север провинции Алеппо). Все — вдоль турецкой границы, что обеспокоило Анкару. В 2016 между Кобани и Африном, по Евфрату, возник четвертый — Шахба (второе имя Алеппо). Ни Дамаск, ни оппозиция не признали. Но фактически автономия — уже с 2012-го, когда войска ушли. В январе 2014-го утверждена Конституция Рожавы. В декабре 2016 название изменено на Демократическую Федерацию Северной Сирии (ДФСС).

В Хасеке всегда преобладали курды и ассирийцы. В городах и многих округах ассирийцы были в большинстве (называя эту землю Гозарто — Верхней Месопотамией). В 1943 их тут было более 20%. Немало армян — 5-6% в 40-50-е гг. В районе горы Синджар компактно живут езиды. Центр заселял сюда арабов, были гонения на курдов и ассирийцев, регион испытывал недофинансирование. Но там добывалось более 50% всей сирийской нефти. В 2010 — 1,5 млн., в парламенте — 14 мест.

Когда в 2012 войска и администрация покинули провинцию, из подполья вышли курдские Партия демократического союза (левая, интернационалистская, ориентировавшаяся на Рабочую партию Курдистана (турецкого) во главе с Абдуллой Оджаланом) и Курдский национальный совет (более националистический и консервативный, опиравшийся на иракских курдов Масуда Барзани). Они создали Высший курдский совет и Отряды народной самообороны (YPG). В них вступило много арабов, представителей других этносов, добровольцев из-за рубежа, и уже в июле 2012 взяты под контроль Кобани и Африн, оторванные друг от друга и от Хасеке. ПДС вместе с оджалановской РПК входит в Союз курдских общин, запрещенный в Турции и Иране.

В 2013 блок распался. ПДС, более популярная, чем КНС, сформировала новый — Движение за демократическое общество (TEV-DEM), вобравшее представителей всех этносов и религий подконтрольной территории и заявившее целью полиэтничный демократический конфедерализм — прямую демократию и секулярность (при равенстве и уважении прав всех религий). А также демократический социализм, гендерное равенство и устойчивое развитие (в т.ч. экологическое).

Это базировалось на трудах Абдуллы Оджалана, который в турецкой тюрьме разработал идеологию «демократического конфедерализма» и «демократии без государства», опубликовав в 2005 г. «Декларацию демократического конфедерализма в Курдистане».

Paveikslėlis

Ее идея — хватит бороться за независимость и свое государство. Это приведет лишь к появлению нового капиталистического монстра. Лучше сделать упор на самоуправлении, создать местные советы и заняться решением реальных проблем, делегировав государству внешнюю политику и высокие материи и предоставив ему иметь дело с другими хищниками.

Курдам надо не выходить из состава Сирии, Ирака, Турции и Ирана, а создать автономии и их федерацию, говорит Оджалан. Зато они на местах будут решать свои социально-экономичские вопросы, обеспечивать самооборону и т.д.

И тогда возникнет перспектива одолеть капитализм и построить более справедливое общество.

Для Ближнего Востока, охваченного средневековыми религиозными войнами, это стало откровением. Курды всегда отличались терпимостью и низкой религиозностью. Новый подход привлекал энтузиастов, взявшихся за преобразования. Стали создаваться народные советы и сотни коммун. На всех уровнях сопредседатели — обязательно мужчина и женщина, представляющие основные общины — курдов, арабов и ассирийцев.

Созданы Отряды женской самообороны (YPJ).

Paveikslėlis

Paveikslėlis

Девушки из YPJ — «отрядов женской самообороны».

Курды договорились с Ассирийским национальным советом и его боевым крылом, Ассирийским военным советом.

В январе 2014 Джазира, Кобани и Африн провозгласили автономию, а ВКС утвердил конституцию («Хартию общественного договора»), основанную на Всеобщей декларации прав человека. Дамаск не признал, но и не стал бороться. Более того, продолжал платить зарплаты и пенсии (хотя и с перебоями, что понятно в условиях гражданской войны). Были избраны законодательные ассамблеи кантонов, определившие премьер-министра для каждого. А те назначили по два зама. Везде один из троих — женщина, обязательно были курд и араб. В Джазире, например, премьером стал курд, а его замами — араб и ассирийка. В Африне премьер — курдская женщина, по религии алеви (не алавитка).

С сентября 2014 до весны 2015 пришлось напрячь все силы для отпора ИГИЛ, осадившему Кобани. Причем Турция фактически помогала игиловцам, перекрыв границу даже для гуманитарной помощи. Но к Кобани прорвалось немало курдов и сочувствующих из многих стран мира — особенно левых, как когда-то в республиканскую Испанию. Помогли и некоторые отряды умеренной оппозиции. Сняв осаду, курды и союзники перешли в наступление и соединили три кантона.

В марте 2015-го там прошли местные выборы (затем и в декабре 2017-го). Западные журналисты с изумлением сообщали об отсутствии иерархии и о прямой демократии в афинском духе. Курды осмыслили идеи Оджалана, опыт Швейцарии, Ливийской Джамахирии и Иракского Курдистана (последний они считали консервативным).

В декабре 2015-го были созданы Сирийский демократический совет (парламент) и Федеральный совет (правительство). Сопредседателями СДС стали правозащитник с мировым именем, араб Хайтам Манна, и один из лидеров блока TEV-DEM курд Ильхам Эхмед. В нем 43 депутата: 8 от ПДС, 4 от Сирийского национально-демократического альянса (левого и межнационального), еще 8 партий с 1-3 мандатами, как курдских, так и ассирийских и др. Есть и беспартийные. 25 депутатов представляют правящий TEV-DEM. Министры Федерального совета назначаются им с квотой для женщин в 40%.

После провозглашения Федерации в марте 2016 года, вызвавшего большой резонанс во всем мире, и отвоевания у ИГИЛ больших территорий с новым населением, в декабре 2016 на съезде в г.Рмелан принята новая конституция на смену Хартии 2014 года, призванная лучше обеспечить всем общинам политические, языковые и иные права. Против выступили курдские националисты из КНС и ряда партий. Введено новое название: Демократическая федерация Северной Сирии, без слова «Рожава».

Кантоны в 2017-м были преобразованы в три региона — Джазиру, Африн и Евфрат. В их составе по два кантона, делящихся на районы и коммуны. Столица Джазиры — г.Камышлы, но полгорода — в руках войск Асада (включая аэропорт, вокзал, погранпереход и административные здания), поэтому заседания проходят в г.Амуда. Столица центрального из них, Евфрата — Кобани. После захвата 70% Африна турецко-туркоманскими силами в руках ДФСС остался кантон Шахба.

Введено начальное обучение на курдском, а не только на арабском, среднее же — двуязычное. Причем обязательно изучается английский как третий и вводится четвертый — арамейский (для ассирийцев).

Учебные программы согласуются с министерством образования «режима» в Дамаске, а оттуда идут зарплаты учителям! На территории Федерации открылись Месопотамская академия общественных наук (г.Камышлы), Афринский университет (ныне Африн занят турецкими и туркоманскими войсками) и Университет Рожавы (Камышлы), причем последний — при содействии Восьмого парижского университета. В Хасеке работает государственный университет Аль-Фурат, управляемый из Дамаска.

В ДФСС царит невиданная для Ближнего Востока свобода печати и СМИ, появились телеканалы, радиостанции. Иностранные журналисты поражаются отстутствию ограничений. О происходящем снято несколько документальных фильмов, в т.ч. Би-би-си «Рожава: секретная сирийская революция». Интернет обеспечивается Дамаском — еще один пример сотрудничества с САР. Проводятся фестивали, включая кино- и театральный.

Но самые интересные эксперименты проходят в экономике.

Решено делать упор на кооперацию. В 2012 ПДС приняла План народной экономики. Он основан на идеях Оджалана и нацелен на замену капитализма «демократическим конфедерализмом». В экономике это означает подчинение частной собственности (при всех ее гарантиях) «демократической воле» советов, чтобы «поставить ее на службу народам Рожавы».

Аналитики прослеживают стремление примирить социализм, либертарианство, интересы общин, элементы патриархального уклада и капитализма.

Значительная часть экономических вопросов решается коммунами и кооперативами. Они производят продукты, занимаются строительством, животноводством, энергетикой. Народные советы контролируют цены. Создано несколько сот «колхозов». Три четверти собственности передано коммунам, треть производства в руках рабочих советов.

Причем ни люди, ни бизнес не платят налоги! Средства поступают от тарифов и экспорта нефти, продукции овцеводства, зерна, хлопка, оливкового масла, парфюмерии и др. Правда, в 2017 году в Джазире все же введен подоходный налог, но лишь на доходы от 200 долларов в месяц.

В 2016 году глава экономического ведомства ДФСС и ректор Афринского университета Ахмед Юсеф оценил ее ВВП в 55% общесирийского ВВП. На ее территории — основные сирийские месторождения нефти (например, в Рмелане: 40 тыс. баррелей в день).

Дамаск продолжает платить зарплаты госслужащим в ДФСС — учителям и др. САР и Федерация вместе эксплуатируют Тишринскую ГЭС на Евфрате.

Основа экономики ДФСС — сельское хозяйство. Северо-восток называли житницей Сирии. До войны убирали 1,8 млн. т пшеницы в год, сейчас лишь 0,5. Ставится цель выйти на самообеспечение продовольствием и преодолеть зависимость от монокультуры, поощряется диверсификация — например, овощи и фрукты. Производится знаменитое алеппское мыло. В ДФСС выведена часть промышленных мощностей Алеппо.

Один из принципов ДФСС — зеленая экономика. В Кахтанийе при помощи международных волонтеров создана экологическая деревня. Ранее в регионе было плохо с экологией: исчезали леса, реки загрязнялись… Объявлена программа «Сделаем Рожаву снова зеленой» (намек на лозунг Трампа): восстановление лесов, сады, заповедники, внедрение солнечной энергии и переработки воды, повышение экологических знаний.

Торговля вначале была почти невозможна из-за блокады. Даже границу с братским Иракским Курдистаном открыли только в 2016-м. Затем образовался общий рубеж с правительственными силами, в 2017-м — коридор с Ираком.

Законы САР продолжают действовать в ДФСС, «если не противоречат ее конституции». Запрещены принудительные и детские браки, многоженство, ислам перестал считаться источником права. Впервые в Сирии разрешен гражданский брак! Отменена смертная казнь, в тюрьмах в основном игиловцы. Согласно отчету Amnesty International, в 2015-м в тюрьмах Рожавы было всего 400 человек, или 8,7 на сто тысяч. Это самый низкий уровень в мире после Сан-Марино!

В регионе Джазира 101-местная законодательная ассамблея, где представлены курды, арабы, армяне и ассирийцы, в 2016-м приняла закон о призыве мужчин в войска самообороны, а тем, кто бежал в Европу, предписано платить штраф 200 долларов за каждый год отсутствия. В 2015 году по другому закону собственник терял землю, которую не использовал. Это вызвало волнения среди ассирийцев (их бежало особенно много), пошли обвинения в экспроприациях и «этнических чистках». Но конфискованную у них землю передавали… ассирийским церквам! Межобщинный мир основан и на том, что у курдов и ассирийцев — своя полиция («Асаиш» и «Суторо»), отвечающая за свои районы.

Проводимый ими уникальный для Ближнего Востока эксперимент лидеры ДФСС предлагают как образец для будущего федерального устройства Сирии. Одна из них, Хедия Юсеф, сказала:

«Федеративная система — идеальная для Сирии форма государственного устройства. Во многих странах федерация позволяет жить мирно и свободно. Мы не допустим распада Сирии. Все, чего мы хотим — ее демократизация».

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 06 Rgp 2018 19:17 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Станет ли Сирия федерацией
Возможные варианты


Окончание. Начало здесь

Опыт соседнего Ливана


Не только курды являются мотором федерализации. Немало сторонников автономии и среди друзов. В Сувейде у них большинство, хватает в Деръа и Кунейтре.

С ними работает Израиль, где они тоже есть. Он не хочет распада Сирии, опасаясь еще большего хаоса у своих границ, но намерен подготовиться и к этому, так что не против получить буферное друзское образование. Среди алавитов, опоры Асада, также все чаще стали говорить о возрождении своего «государства», существовавшего при французах. О полной независимости речь заходит редко, но это сигнал.

Проекты федерализации Сирии завязаны на важнейший вопрос: представительство интересов этноконфессиональных общин. Тут интересен опыт Ливана.

В этой стране (в свое время едва не ставшей частью Сирии) сложилась система межобщинного представительства, при которой парламент и другие органы избираются по куриям — представители этноконфессиональных общин голосуют только за своих. При этом по конституции президентом обязан быть маронит, премьер-министром — суннит, а спикером парламента — шиит. Ряд других общин тоже закрепили за собой высшие посты.

Система периодически буксовала. Доходило дело и до гражданской войны, и до паралича выборов, когда блокировалось голосование. Но постепенно ливанские политики привыкали создавать коалиции с партиями из других общин.

Например, на прошедших 6 мая 2018 года выборах 128 депутатов избирались в 15 округах, на которые разделены 5 регионов — Бейрут, Север, Юг, Горный Ливан и Бекаа. И при этом они шли по религиозным куриям в их рамках — 10 плюс одна для 8 самых малых из 18 религий этой 6-миллионной страны.

Курии имеют места в округах с учетом численности общин. И общины, хуже уживающиеся, «разведены»: так, в Горном Ливане суннитов направляют в один из четырех округов, шиитов — в другой. В Бейруте марониты голосуют в одном округе, сунниты — в другом. Так возможно не везде: те же марониты голосуют всюду, кроме одного из двух округов столицы и двух из трех в Южном Ливане.

Количество избирателей округа, как и полагается, рассчитывается из численности населения. Например, Бейрут поделен на два округа. В восточном на 8 мест избирается по 1 марониту, православному, греко-католику, армянину-католику и 3 армянина своей традиционной церкви. А еще 1 место (единственное в стране) отводится для всех малых общин — католиков, сиро-католиков, сиро-православных, двух ассирийских церквей, коптов и др. В западном же округе на 11 мандатов претендуют 6 суннитов, 2 шиита, 1 православный, 1 друз и 1 протестант-евангелист (тоже единственный на весь парламент).

Есть в Ливане и округа со значительным доминированием одной конфессии. Так, в Горном Ливане-1 из 8 мест 7 отходит маронитам и лишь 1 — шиитам. В округе Север-2 из 11 мест 8 причитаются суннитам, а 3 оставшихся достаются марониту, православному и алавиту. Округ Север-3 отведен только христианам: из 10 кресел 7 у маронитов и 3 у православных. Есть и, наоборот, округа с широким веером представительства: в восточной долине Бекаа из 7 мест в Бекаа-1 большинство в 2 места у греко-католиков и по 1 у суннита, шиита, маронита, православного и армянина.

В итоге из 128 депутатских мест больше всего у маронитов — 34. За ними идут сунниты и шииты (по 27). Далее — православные (14), по 8 у друзов и греко-католиков, 5 у армян, 2 у алавитов. По 1 у армян-католиков, евангелистов и «остальных».

Поэтому партии в стране привязаны к своим общинам и действуют в основном в их среде. Хотя есть и те, кто охватывает по нескольку общин, особенно христианских или малых. Впрочем, многие стремятся выйти за эти пределы и вступают в блоки.

Так, «Движение будущего» С.Харири — суннитская партия, но если посмотреть голосование по округам, то выяснится, что в Бейруте у него и 1 православный, а на Севере — 1 маронит (из 20 завоеванных мест). Блок «Амаль» и «Хезболлы» — шиитские силы, но в Бейруте от малых партнеров по их альянсу избран 1 суннит, в Бекаа — 2 суннита и 1 армянин и т.д. В итоге у блока больше всего мандатов — 41.

Свободное патриотическое движение президента-маронита генерала Мишеля Ауна в альянсе с армянским «Дашнакцутюн» и еще несколькими партиями получило голоса во всех христианских общинах, а 1 из 29 мест блока — у друза. Даже чисто друзская, казалось бы, Прогрессивная социалистическая партия Валида Джумблата сумела провести в парламент в Горном Ливане 1 суннита и 1 православного из своих 9 депутатов.

Подобная система может быть интересна и для Сирии в случае ее федерализации, хотя понятно, что копировать ее вряд ли нужно, да и едва ли удастся.

Сторонники и противники федерализации


Каково же отношение к перспективам федерализации у других сил Сирии и основных международных игроков?

У нее есть как сторонники, так и противники. Причем в одних и тех же странах.

☞ Первые доказывают, что это неизбежное условие прекращения гражданской войны — больше, мол, страна не может оставаться унитарной. В той или иной степени к этому склоняются и Россия, и США, хотя их позиция менялась. Одобряют федерализацию и представители ООН. В 2016-м генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абуль-Гейт стал первым политиком Ближнего Востока, поддержавшим идею: по его мнению, это поможет сохранить страну и является единственным выходом. В 2017-м за федерализацию Сирии высказался и глава британского МИД Борис Джонсон.

☞ Вторые же полагают, что это откроет путь «балканизации» региона, спровоцирует эффект домино в соседних государствах и закончится распадом Сирии. Решительно против выступила Турция, прежде всего опасающаяся заразительного примера для собственных курдов (те, действительно, поддержали с энтузиазмом). Иорданский король Абдалла II назвал такой сценарий наихудшим. Структуры сирийской оппозиции, находящиеся в Турции и Катаре («Сирийский национальный совет» и «Национальный совет сирийских оппозиционных и революционных сил»), также отвергли идею. Базирующееся в Египте движение «Завтрашний день Сирии» не определилось.

Не согласился и Асад, хотя менее жестко. Отмечается, что подход Дамаска гибче оппозиции: он не исключает внедрения наработок ДФСС и переговоров по деталям. Но первой реакцией было назвать ее незаконной и осудить «попытки подрыва единства и территориальной целостности».

Президент Асад отмечал, что федерализация на Ближнем Востоке неминуемо ведет к распаду стран и утрате ими суверенитета. Однако еще в 2015-м министр информации САР сообщал, что правительство рассматривает возможность признания курдской автономии, а в сентябре 2017-го глава сирийского МИД заявил, что Дамаск подумает об этом после окончательного уничтожения ИГИЛ. Есть мнение, что сирийская элита по этому вопросу раскололась.

Поначалу идею не одобрил и Вашингтон. После провозглашения автономии представители госдепа заявляли, что США выступают за территориальную целостность Сирии, только без Асада, и против любых «автономных зон» там до политического урегулирования и перехода власти к новому правительству. Но министр обороны Эштон Картер назвал курдские силы «великолепным партнером» в борьбе с ИГИЛ и выразил намерение продолжать сотрудничество.

Вначале и Москва отнеслась настороженно. Замглавы МИД М.Богданов подчеркнул, что сперва надо договориться о прекращении огня и приступить к разработке новой конституции, где и будет определено устройство страны.

Но в октябре 2016 г. Россия сама предложила план федерализации.

Она, как отмечают наблюдатели, стала озвучивать инициативы ДФСС, не допускаемой на переговоры по сирийскому урегулированию. План предусматривал инкорпорацию институтов ДФСС в общесирийском масштабе. Сирийское правительство не согласилось.

На переговорах в Астане в январе 2017-го Москва представила проект конституции Сирии, согласно которому название САР меняется на Республику Сирию, страна делится на самоуправляющиеся регионы по образцу ДФСС, больше полномочий передается парламенту, а ислам не должен быть источником права. С.Лавров поддержал федерализацию «как вариант».

Интерес к идее стал нарастать по мере успехов ДФСС. Ее отряды оказались основной ударной силой против ИГИЛ. И она договорилась с Вашингтоном о размещении на своей территории двух авиабаз.

Осенью 2016-го командующий силами коалиции в Сирии генерал-лейтенант С.Таунсенд объявил о тесном сотрудничестве с ее силами в начинающемся наступлении на Ракку. Медиа США и Британии отзывались о ней все более благожелательно — например, «Вашингтон пост».

«Нью-йорк таймс» опубликовала репортаж о достижениях ДФСС в построении прямой демократии (хотя появлялись и мнения, что там все же доминирует ПДС). «Гардиан» назвала происходящее «замечательным демократическим экспериментом», особенно отмечая соблюдение гендерного равенства и «феминистическую армию» (имелись в виду женские отряды YJA).

Но отношение менялось постепенно. Например, директор программ ближневосточных исследований Университета Оклахомы Дж.Лэндис заметил, что этот вариант «имеет логику», но обречен на провал, потому что стороны не доверяют друг другу. США понимали, что рискуют отношениями с Турцией, и к тому же их смущало налаживающееся сотрудничество между ДФСС и Асадом. Особенно после совместной кампании в Алеппо (и сегодня близ Африна сирийские войска и силы ДФСС вместе противостоят турецким частям и туркоманским отрядам).

Более того, Запад стал замечать и ее контакты с Россией, о чем с тревогой сообщали американские и британские СМИ.

В итоге Вашингтон решил поддержать ДФСС. Американские войска несколько раз направлялись на помощь ее силам, чтобы остановить турецкие удары. А в феврале 2018-го Пентагон представил проект бюджета на 2019 год, где предусмотрено выделение ей 300 млн. долл. на вооруженные силы и еще 250 млн на укрепление границ.

В апреле 2018 Франция направила войска к Манбиджу и Рмелану, чтобы помочь ДФСС остановить турецкий удар. Как уже говорилось, она содействовала созданию Университета Рожавы. Собирается открыть в Амуде свой культурный центр.

Вместе с тем на сегодняшний день только Россия прямо поддерживает курдский план федерализации. ДФСС не признана ни одним государством или международной организацией. Тем не менее она открыла представительства в Москве, Париже, Берлине, Гааге и Стокгольме. Все больше призывов к ее формальному признанию. В левых, антикапиталистических, либертарианских и даже анархистских кругах Запада Рожава вызывает большой интерес как эксперимент, способный повлиять на регион и весь мир.

Paveikslėlis

Официальное открытие представительства Сирийского Курдистана (автономии Рожава) во Франции 23 мая 2016 года.

Paveikslėlis

У российских аналитиков мнения разные.

☞ Одни анализируют ситуацию через опыт Боснии и указывают, что такой путь несет проблемы, это не урегулирование в полной мере, но все же худой мир лучше доброй ссоры: интеграция со скрипом, но движется, федеральные структуры работают, у страны есть единая валюта, армия, сборная и т.д.

☞ Другие солидарны с МИД: это самый реальный путь урегулирования. Замдиректора Института прогноза и политического урегулирования конфликтных ситуаций А.Кузнецов подчеркнул, что и Асад, и оппозиция разделяют идеи арабского национализма и не хотели бы автономизации, но интересы многочисленных этноконфессиональных групп игнорировать нельзя. Эксперт института востоковедения РАН В.Сотников считает, что федерализация неизбежна уже потому, что к ней стали подталкивать США.

☞ Третьи же настроены скептически, усматривая в планах курдов руку Вашингтона, заинтересованного в ослаблении, а то и распаде ряда государств на Ближнем Востоке. Не добившись своего силой, Запад идет окольными путями. Эксперт Центра арабских и исламских исследований РАН Б.Долгов обращает внимание на то, что США сменили стратегию и хотят, чтобы отбитые у ИГИЛ и других экстремистов территории перешли не к Дамаску, а к ДФСС как единственной жизнеспособной и приемлемой альтернативе.

Ряд авторов утверждает, что Запад и побудил курдов объявить об автономии. Напоминают, что в регионе ни одна федерация не выжила — можно вспомнить Объединенную Арабскую Республику в составе той же Сирии и Египта в 1958—61 гг. во главе с Насером, или ряд попыток Каддафи создать федерацию то с Тунисом, то с Египтом. Упоминают и отделение Южного Судана и Эритреи, хотя это и другой регион.

Скептики доказывают, что межнациональные и религиозные противоречия в Рожаве никуда не делись и могут вспыхнуть вновь. Арабы, например, вряд ли в восторге от доминирования курдов. Впрочем, такая точка зрения исходит из того, что последними просто двигали «территориальные амбиции», а не желание реализовать экперимент по реальному преодолению эноконфессионального сектантства.

Наиболее жесткие критики прогнозируют, что любые попытки федерализации приведут к бесконечной «войне всех против всех» из-за чересполосицы общин Сирии и невозможности провести четкие границы между их районами. Делается вывод, что страну ждет ухудшенный югославский сценарий. Альтернативой видится курс Асада на укрепление сирийской нации, в рамках которой уважаются все особенности входящих в нее групп.

Но возникает вопрос: почему же за почти полвека такой политики Сирия оказалась в нынешней ситуации? Одним внешним вмешательством этого не объяснить.

Асад предлагает строить сирийскую нацию на основе арабизма, понимаемого как интеграция этнических и религиозных групп. Здесь с ним сходится и оппозиция. Однако именно такой подход и вызывал негодование этнических меньшинств, понимавших его как арабизацию. Вместе с тем президент уверен: определенные внешние силы хотят поставить сирийцев перед выбором: подчинение или хаос межобщинных конфликтов.

Возможные варианты


Итак, все больше сил как внутри Сирии, так и на международной арене, включая Москву и Вашингтон, начинают склоняться к целесообразности федерализации Сирии.

Лондон тоже устами главы Форин офис одобряет. Франция начинает напрямую работать с Рожавой, Израиль — с друзами. Официальный Дамаск уже сигнализирует, что может рассмотреть варианты. Большая часть оппозиции, а тем более фундаменталисты, против, но они слабеют с каждым месяцем.

Региональные силы однозначно против, опасаясь эффекта домино — особенно Турция. Не одобряют идею и Иордания с Саудовской Аравией (последняя предпочла бы триумф фундаменталистов). Иран же больше всего устроило бы возвращение Асадом полного контроля, так что и он не за федерализацию.

Но, похоже, некоторое сближение во взглядах тяжеловесов — России и США — позволяет предположить, что этим путем Сирия все же пойдет.

А как именно?

1. Прежде всего можно с теми или иными модификациями вернуться к тому, что было при французах в 20-е гг. Кандидаты на автономию — алавиты (Латакия и Тартус) и друзы (Сувейда) — последние, возможно, в «упряжке» с суннитами Деръа, Кунейтры и пустынь у иорданской границы. Безусловно, от курдов теперь не отмахнуться, в отличие от 20-х — хотя в 1939-43 французская администрация создала автономии как раз для алавитов, друзов и курдов (последним — в Джазире). В любом случае, ДФСС уже не уничтожить.

Но гражданская война показала и глубину противоречий между другими общинами. Вряд ли удастся вернуть спокойное соседство суннитов с христианами всех конфессий и тем более с шиитами/исмаилитами. Значит, неизбежны автономии для всех них?

Но тут возникает очень много трудностей. Прежде всего, в силу чересполосицы общин, их дисперсности. Как провести границы между ними? Обмен населением, переселение миллионов людей из родных мест — тоже не выход, как показывают и последние события, и опыт Индии с Пакистаном. Это путь к новым столкновениям.

2. Второй вариант — условно говоря, «иракско-боснийский» — озвучила в начале 2016 г. Альхам Эхмед, одна из лидеров ПДС, в интервью местным СМИ. По ее словам, к этому тогда склонялись и США, и РФ. Он предполагает создание трех федеральных регионов по образцу Ирака и Боснии. На севере сохранятся все порядки Рожавы. Будет выделена южная часть (она не дала подробностей, но можно предположить, что это Сувейда, Деръа и Кунейтра с прилегающими районами — например, южной пустыней, где засели отряды оппозиции). В каждом из трех появится свой парламент, будут учитываться этноконфессиональные особенности. Если в центре, например, выберут Асада, то на юге могут прийти к власти его противники. Однако данный вариант не был поддержан тогда.

Этот подход основан на уже подтвердившем свою эффективность опыте ДФСС. Но он не решает проблем остальных регионов страны, так как оставляет все общины лицом к лицу друг с другом, да еще и накопившими немало взаимных обид. Предположим, что центральная часть страны поддержит Асада и худо-бедно вернется к мирной жизни. Но что делать с Идлибом, гнездом оппозиции и фундаменталистов? Передать Рожаве? Или выселить недовольных на юг? В любом случае неизбежны конфликты и обострения.

3. Третий вариант можно назвать «швейцарским» — к этому подталкивает название «кантоны», применяющееся в ДФСС. Несомненно, там изучали опыт этой страны. Да и ландшафт близок западной Сирии с ее обилием горных долин, где живут разные общины, отделенные друг от друга хребтами. Но вот к восточной и северной части страны такой подход вряд ли применим. Его суть — в создании десятков небольших кантонов и полукантонов. Это сочетается и со швейцарскими обычаями прямой демократии — например, референдумов. Если каждую из нынешних 14 провинций разделить по образцу регионов ДФСС на 2 кантона, то это и впрямь похоже на Швейцарию с ее 26 кантонами.

Конечно, схема, работающая там по итогам долгих столетий (страна прошла через гражданские войны между кантонами), едва ли гладко сработает на Ближнем Востоке. И все же этот вариант уже учитывает нюансы, оставшиеся за рамками предыдущих.

4. Возможен и четвертый вариант — с оговорками «ливанский». В его рамках можно взять за основу отработанную в Рожаве систему прямой демократии, предложения России передать больше власти парламенту и ливанскую куриальную систему избрания в парламент и на высшие посты. Здесь следует остановиться именно на федерализации, не касаясь других аспектов. Можно исходить из ныне существующего административного деления страны, добавить регионы, сложившиеся в ДФСС, и, возможно, создать еще несколько в проблемных районах.

В Ливане, как говорилось выше, округа продуманы так, чтобы при голосовании «развести» самые склонные к трениям общины. Это следует учесть и в Сирии.

Необходимо иметь в виду перемещение населения за 7 лет войны. Одним регионам придется потерять депутатские места, другие же получат больше по сравнению с нынешними квотами. Например, население Алеппо и Идлиба резко сократилось, а вот Хасеке или Тартуса, наоборот, выросло. В Ракке и Дейр-эз-Зоре в южных округах число жителей упало, а на севере, входящем в ДФСС, выросло.

Изменился и религиозно-этнический состав по провинциям. Соплеменники и единоверцы старались переселяться к «своим». Те или иные группы увеличились в одних провинциях, а в других, напротив, суннитов стало еще больше (как, например, в Идлибе).

Paveikslėlis


Исходя из всего этого, можно предложить утвердить регион Африн, созданный курдами, выделив его из провинции Алеппо.

Город Алеппо целесообразно оформить как особый округ (что фактически уже сделано). Провинция Дейр-эз-Зор потеряет северную часть в пользу новосозданной Джазиры — по факту это уже так.

Уместно сохранить выделенный курдами из Ракки и Алеппо «кантон» Шахба как регон, а Ракку объединить с регионом ДФСС Евфрат.

Пустыню у иорданской и иракской границы сделать особым регионом со столицей в Тадморе (Пальмире), за счет части провинций Хомс и Риф-Димашк. Они почти не потеряют в населении, но роль меньшинств там возрастет. А в новом регионе Пальмира будут жить одни сунниты, включая бедуинов, и из Тадмора проще будет контролировать безопасность этого региона.

На востоке по течению Евфрата, близ иракской границы, можно создать регион Абу-Камаль, включающий малолюдные территории по обе стороны реки, где сейчас сосредоточились остатки ИГИЛ.

Наконец, на западе, на стыке провинций Риф-Димашк и Хомс, допустимо выделить суннитам 20-й регион — Каламун, где оппозиционеры долго боролись с правительственными войсками.

Таким образом, предлагается 20 регионов. Голосование в 250-местный парламент есть смысл организовать по 15 куриям: 1) арабы-сунниты (с палестинцами), 2) курды, 3) алавиты, 4) ассирийцы, 5) православные, 6) туркоманы (сунниты), 7) друзы, 8) мелькиты (греко-католики, с включением маронитов, католиков и сиро-католиков), 9) армяне (с армянами-католиками), 10) сиро-православные, 11) шииты, 12) исмаилиты и суфии, 13) бедуины (сунниты), 14) черкесы и чеченцы (сунниты) и 15) езиды и малые секты. К последней курии или к веротерпимым курдам стоит подключить и совсем уж мелкие группы, не вписывающиеся в этот перечень — например, евангелистов. А также сторонников секуляризации, не желающих связывать себя конфессиональными рамками.

С учетом миграций и изменения численности населения можно примерно подсчитать и количество депутатов от каждого из регионов по куриям. Не представляется уместным делать это здесь, тем более что сегодня это возможно лишь очень приблизительно.

Наилучшим вариантом видится смешанный на основе четвертого. Скажем, 20 регионов сгруппировать в 3—5 федеральных макрорегиона из второго сценария.

Конечно, федерализация не решит всех проблем немедленно. Но можно согласиться с теми, кто считает: без нее вряд ли удастся вообще стать на путь их решения. Причем ее надо осуществлять осторожно и взвешенно, с учетом мнения общин, что вполне реально, как показывает опыт Демократической Федерации Северной Сирии.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 5 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007