Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 13:27

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 22 Geg 2018 20:06 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
31 июля 838 года войска аббасидского халифа Мутасима подошли к крупнейшему городу Византии — Амории.

ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. Рамадан, день 5-й. Поход на Аморию


https://www.kavkazcenter.com/russ/conte ... riyu.shtml

21 мая в 14:42

5 числа месяца Рамадан 223 года хиджры (31 июля 838 года) войска аббасидского халифа Мутасима подошли к крупнейшему городу Византии — Амории.

Халиф лично возглавил поход на родной город византийского императора Феофила.

Эта военная кампания была предпринята в ответ на резню мусульман, учиненную 100-тысячной византийской армией в 837 году после захвата Запетры и других арабских крепостей.

Войска халифа Мутасима не смогли вовремя прийти на помощь осажденным единоверцам, поскольку все их силы были заняты борьбой против Бабека — лидера секты маздакитов-хуррамитов, возглавившего восстание огнепоклонников против мусульман.

Несмотря на усилия Феофила — союзника Бабека — прийти тому на помощь, аббасидскому военачальнику Афшину удалось вытеснить Бабека и его последователей из гор, пленить безбожника и доставить к халифу.

И лишь после окончательного усмирения Бабека халиф Мутасим решил все свои силы направить против византийского императора, чтобы отомстить ему за резню предыдущего года, которая своей жестокостью потрясла жителей халифата.

Предыстория похода на Аморию


В арабских хрониках рассказывается, что после победы над Бабеком Мутасим спросил: «Какая из византийских крепостей самая неприступная и лучшая?» Ему ответили: «Амория. В ней не бывал никто из мусульман со времени появления ислама; она глаз и основание христианства; у византийцев она почетнее Константинополя».

Тогда Мутасим выступил в поход из своей столицы Самарры в начале апреля 838 года с 80-тысячной армией.

Во главе авангарда стоял турок Ашнас с Мухаммадом ибн Мусабой; правым крылом войска командовал турок Итах, левым — Джафар аль Хайят; в центре находился Уджейф ибн Анбаса.

Византийский император Феофил также выступил со своими войсками из Константинополя. Получив известия о многочисленности арабских войск, Феофил решил укрепить Аморию и вверить ее защиту опытным полководцам.

Халиф Мутасим, желая вторгнуться в Византию с нескольких сторон, отрядил Афшина Хайдара ибн Кауса с частью войска к городу Серуджу, Ашнаса — к городу Сафсафуа, а сам собирался в это время направиться к Анкире и, взяв ее, уже начать военные действия против Амории.

Конный отряд Амра аль-Фергани, который был в составе войск Ашнаса, захватил пленников, от которых были получены сведения, что уже более месяца Феофил ждал перехода мусульман, и как только он получил известие о том, что большое арабское войско вступило в греческие пределы со стороны Серуджи (это было войско Афшина), он выступил на встречу Афшину.

Мутасим решил прежде всего оповестить о выступлении византийского императора самого Афшина, однако мусульманские разведчики не успели передать послание, так как Афшин уже слишком углубился в византийские пределы.

Больше месяца мусульмане не имели никаких сведений о судьбе отряда Афшина. И лишь в конце июля Мутасим узнал о том, что с ним произошло после овладения Анкирой. Оказалось, что многие анкирийцы участвовали в битве Феофила с Афшином.

Пленники поведали, что мусульмане под командованием Афшина нанесли поражение войскам императора, который отступил в Никею. Вскоре пришло известие от Афшина, в котором сообщалось о том, что он благополучно направляется к эмиру правоверных. И действительно на следующий день победитель Бабека и Феофила соединился у Анкиры с халифом Мутасимом.

Победа Афшина с ее печальными для византийского войска последствиями произвела сильное впечатление на Феофила. Он упал духом. Забыв о своем победоносном походе предыдущего года, император отправил послов к Мутасиму с унизительными объяснениями и обещаниями.

Феофил заявлял, что при взятии Запетры подчиненные превысили его приказания; он обещал на свои средства вновь выстроить разоренный город, выдать халифу не только пленных жителей Запетры, но и всех находившихся в то время в плену арабов и даже своих людей, которые по вине патрициев бесчинствовали при взятии города.

Мутасим не обратил внимания на просьбы императора, а, посмеявшись над посольством и упрекнув византийцев в трусости, удержал послов у себя до самого взятия Амории, чтобы они стали свидетелями осады.

Халиф двинул свои силы на Аморию. Его войско было разделено на три колонны: в центре находился сам Мутасим; левой колонной предводительствовал Ашнас, правой — Афшин.

В это время Амория переживала самую цветущую пору своего существования. В Византии правила династия, происходившая из Амории.

Предыдущий император Михаил II возвел свой родной город в митрополию, которой были подчинены части провинций Пессинунта, Синнады и Антиохии.

Кроме того, Амория представляла из себя сильную крепость, на стенах которой возвышались сорок четыре башни.

Через семь дней войско подошло к Амории. Первым пришел Ашнас и расположился в двух милях от города; за ним прибыл Мутасим; а на третий день Афшин. Каждому из мусульманских полководцев была назначена для осады определенная часть города: на одного вождя доставалось от двух до двадцати башен.

6 рамадана 223 года хиджры (1 августа 838 года) началась осада Амории, к которой мусульмане готовились весьма серьезно. Жители города, в свою очередь, решили дать отпор и оказали сильное сопротивление войскам халифа. Обе стороны несли значительные потери. Был момент, когда мусульмане хотели снять осаду города и уйти. Однако Аллаху было угодно иначе, ибо мучения мусульман Запетры: безвинно убитых стариков, замученных в плену мужчин, насильно обращенных в христианство детей и обесчещенных женщин — не должны были пройти для византийцев бесследно уже в этом мире.

В решающий момент осады среди аморийского населения нашелся человек, который помог войскам халифа овладеть оплотом Феофила. Это был мусульманин, который, попав в плен к византийцам, был обращен в христианство.

Во время осады он тайно оставил город и, придя к халифу, указал ему на одно место в стене, которое могло быть без труда пробито. Дело было в том, что незадолго до осады поднявшаяся вследствие дождя вода размыла местность и разрушила часть стены. Узнав об этом, Феофил велел начальнику Амории тотчас отстроить ее.

Последний не исполнил приказ императора и, когда узнал, что Феофил выступил из Константинополя, то, боясь его гнева, кое-как заделал брешь и наверху стены укрепил, как было раньше, зубцы.

Полученные сведения оказались бесценны. Действительно, как только Мутасим направил баллисты в указанную сторону, часть стены обрушилась. Увидя брешь, византийцы некоторое время заделывали ее бревнами, а для уменьшения силы удара баллист прикрывали бревна войлоком. Но не прекращающаяся стрельба раскалывала бревна, и стена в этом месте снова распадалась.

Начальник Амории Аэций и посланный сюда Феофилом византийский евнух решили отправить к императору письмо, в котором сообщали о разрушении стены, о затруднительном положении византийцев, о многочисленности окружающего город арабского войска. Аэций решил ночью сделать вылазку, попытаться пробиться сквозь неприятельские ряды и направиться к императору.

Для передачи Феофилу письмо было вручено двум лицам — какому-то греческому рабу и одному человеку, прекрасно владевшему арабским языком. Они вышли из города, но не успели перейти ров, как наткнулись на разведотряд Амра аль-Фергани, которые спросили их: «Откуда вы? - Мы ваши товарищи» — отвечали посланные.

Но, не зная по имени ни одного из арабских вождей, они не могли ответить на второй вопрос: «Вы из какого отряда?» Их заподозрили в шпионаже и тотчас доставили к Мутасиму, который, обыскав их, нашел письмо Аэция к императору.

Прочтя письмо, халиф наградил деньгами посланных греков, которые согласились принять ислам, а на следующий день утром, одев их в богатое платье, велел провести около аморийской стены мимо той самой башни, где, как он узнал, находился Аэций.

Два человека несли перед ними деньги, а в руках самих посланцев было письмо Аэция. Увидев столь неожиданное зрелище, Аэций и другие византийцы с высоты стен стали бранить и обзывать «изменников».

После этого случая Мутасим прибегнул к решительным мерам, чтобы лишить осажденных всякой возможности отправить посланца из города. В арабском войске были учреждены постоянные конные пикеты; вооруженные воины даже спали на лошадях.

Подойдя к Амории, Мутасим, осмотрев ширину рва и высоту стен, сделал попытку следующим образом овладеть городом. Он приказал построить соразмерно с высотою стен баллисты, из которых каждая вмещала бы в себе по четыре человека.

Эти баллисты были поставлены на платформы, под которыми находились повозки. Кроме баллист, были воздвигнуты высокие подвижные башни, из которых каждая вмещала бы в себе по десяти человек. Затем, были приняты меры к уничтожению рва. Для этого воинам было роздано по барану, мясо которого они должны были съесть, а шкуру, наполненную землею, бросить в ров.

Последнее распоряжение было дано в виду того, что, когда ров таким образом наполнится шкурами до краев, подвижные башни можно будет подвезти к самой стене, откуда уже не трудно ею овладеть. Но, остерегаясь греческих камней, воины бросали шкуры как попало, и сравнять их не было никакой возможности. Тогда Мутасим приказал бросать поверх шкур землю. Одна башня была придвинута к стене, но зацепилась посреди рва и не могла идти далее, так что находившиеся в ней люди едва не погибли. Первая попытка Мутасима овладеть Аморией окончилась неудачей.

На следующий день халиф приказал начать приступ. Первым вступил в битву Ашнас со своим отрядом, но без особенного успеха, так как для сражения было слишком мало места. Тогда Мутасим приказал подвести большие баллисты, которые начали обстреливать брешь. Затем атака крепости была поручена войску Афшина. Оно активно вступило в сражение и продвинулось вперед.

Ha третий день главная тяжесть сражения легла на воинов Мутасима. В их числе находились магрибинцы и турки. Командующим турок был Итах. Войско Мутасима проявило себя с наилучшей стороны.

Между тем, византийцы, сражаясь у бреши, которая все увеличивалась, несли тяжелые потери. Поэтому военачальник этого места стены, по имени Венду, не будучи в состоянии с оставшимися силами далее выдерживать натиск мусульман и не видя помощи от Аэция и других вождей, обратился к ним с просьбой о подкреплении.

К его удивлению ответом на это был грубый отказ: «Стена с нашей стороны цела, — отвечали вожди, — и мы не просим тебя помогать нам. Это твое дело и твой участок обороны. Мы не можем тебе помочь».

He видя после такого ответа никакого другого выхода, Венду, условившись со своими товарищами, решил отправиться к Мутасиму и, испросив у него пощаду детям, передать ему крепость со всем оружием, имуществом и прочим.

Утром он действительно отправился к халифу, отдав предварительно приказ своим воинам, чтобы они до его возвращения не вступали в битву. Во время переговоров Венду с Мутасимом арабское войско стало подступать все ближе к стене и подошло уже к самой бреши, тогда как византийцы, исполняя приказ своего начальника, не оказывали им сопротивления и только знаками убеждали их не идти дальше.

В это время вышли, окончив переговоры, Мутасим и Венду. Вдруг один из приближенных халифа Абд аль-Ваххаб ибн Али дал знак, чтобы войска вступали в город. Увидев, что арабские войска входят в город, Венду схватился за бороду. Мутасим спросил: «Что с тобой?» Тот ответил: «Я пришел, желая, чтобы я слышал твое слово, а ты услышал мое! Ты поступил со мной вероломно!»

Тогда халиф сказал: «Все, что ты у меня ни попросишь, я тебе обязуюсь дать. Скажи, чего ты хочешь, и я соглашусь с тобою».

На это Венду ответил: «К чему же тебе соглашаться, если твои войска уже вошли в город?!». Но Мутасим продолжал: «Положи свою руку на то, чего ты желаешь, — и это будет принадлежать тебе». После этого Венду остался в палатке Мутасима.

Увидев мусульман, часть пораженных византийцев бросилась в большую церковь в аморийском монастыре, где после упорного сопротивления все они сгорели вместе с церковью, а часть — сплотилась у башни, где находился Аэций.

Мутасим въехал в покоренный город верхом на лошади и остановился у башни, где скрывался Аэций. Последнему арабы начали кричать: «Ятис (Аэций)! Вот повелитель правоверных! Передайте ему, что повелитель правоверных стоит здесь!» Но византийцы упорно отвечали сверху: «Нет здесь Ятиса!»

Мутасим в гневе проехал уже дальше, когда с башни византийцы закричали: «А вот и Ятис! А вот и Ятис!»

Возвратившийся к башне Мутасим приказал приставить к ней лестницу, по которой один из воинов по имени Хасан, по происхождению византиец, взобрался наверх для переговоров с Аэцием.

Хасан убеждал последнего сдаться халифу без всяких условий. Мутасим приказал Аэцию спуститься. Тогда на верху появился, наконец, византийский военачальник, опоясанный мечом. Сняв свой меч и передав его Хасану, Аэций спустился и стал перед Мутасимом, который, не будучи в силах сдержать свой гнев, ударил его кнутом и после этого велел привести в свой шатер.

Амория пала. Мусульмане овладели громадным количеством военнопленных и разнообразных трофеев. После взятия Амории были отпущены обратно к императору византийские послы, которые были им отправлены к халифу еще после поражения византийцев от войск Афшина.

Аморийские стены и ворота были разрушены.

Но вместе с тем Мутасим приказал восстановить и укрепить Запетру и воздвигнуть в ее окрестностях крепости Табарджи, аль-Хусейни, Бани аль-Мумин и Ибн Рахван.

Мутасим думал уже о дальнейшем походе на Константинополь, осведомлялся о средствах обложить столицу Византии с моря и с суши, но в это время должен был поспешить в Шам, потому что он узнал о заговоре со стороны своего племянника Аббаса. Поэтому халиф, оставив наступательные планы, вынужден был возвратиться в столицу.

Источник: http://musulmanin.com/ramadan-v-istorii-den-5.html

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 31 Geg 2018 20:02 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. Рамадан в истории, день 14-й и 15-й: Взятие Сиракуз. Падение крепости Сафед


https://www.kavkazcenter.com/russ/conte ... afed.shtml

31 мая в 13:11

14 числа месяца рамадан 264 года хиджры (20 мая 878 г.) после девятимесячной осады мусульмане овладели Сиракузами, одним из величайших городов Сицилии и последним оплотом христиан на острове.

До этого мусульмане предпринимали неоднократные попытки взять эту укрепленную крепость, однако они не дали положительных результатов. Дело в том, что овладение этой цитаделью было сопряжено с большими трудностями и требовало многосторонней подготовки. Однако вследствие внутренних раздоров на Сицилии и слабости мусульманских правителей в Северной Африке предпринять решительное нападение не удавалось.

Обстоятельства переменились лишь с избранием нового правителя Африки – Ибрахима ибн Ахмада. Он решил окончательно покончить с вопросом о Сиракузах. Было принято постановление об отправке арабского флота на Сицилию, где он должен был действовать совместно с войсками сицилийских мусульман.

По свидетельству Ибн аль-Асира военными действиями сицилийских мусульман руководил правитель острова – Джафар ибн Мухаммад. Он начал военную экспедицию с того, что уничтожил посевы около Сиракуз, Катании, Таормины, Раметты и других крепостей. После этого в августе 877 года мусульмане окружили Сиракузы с моря и с суши, заняв некоторые предместья города.

Византийцы были хорошо подготовлены к обороне. Однако и мусульмане владели самыми разнообразными и передовыми для того времени видами осадных машин. Их действие было столько разрушительно, что один их вид приводил христиан в ужас. Днем и ночью крепость подвергалась обстрелу катапульт, а на подступах к ней завязывались ожесточенные схватки.

Спустя некоторое время в осажденных Сиракузах стал уже чувствоваться сильный город. Резко поднялись цены на продукты, и измученные жители дошли до того, что стали поедать трупы убитых и детей. В результате вспыхнул очаг эпидемии, которая тысячами выкашивала население.

Тяжелое положение последнего крупного византийского центра на Сицилии должно было бы побудить императора Михаила к мерам по оказанию помощи. Однако он был столь сильно увлечен постройкой около своего дворца новой церкви, что не счел нужным послать сильный флот для защиты Сиракуз. А та часть флота, которая все же была отправлена на выручку города, ничего не сделала: флотоводец Адриан, доплыв до пелопоннесского города Монемвасии и остановившись в его гавани, настолько долго ожидал попутного для Сицилии ветра, что известие о взятии мусульманами Сиракуз застало его еще в Греции.

Кроме того, внимание Константинополя от Сиракуз отвлекали и неожиданно возникшие осложнения на восточной границе империи, в Малой Азии.

Тем временем мусульмане, господствуя уже на море, разрушили укрепления, защищавшие доступ к обоим сиракузским портам. От постоянного обстрела камнями одна из приморских башен в большом порте треснула и упала, а через пять дней, 10 рамадана, обрушилась прилегавшая к ней часть стены, так что получилась весьма значительная брешь.

Сюда и направили свой главный удар мусульмане. Но византийцы под предводительством своего патриция яростно защищались, место битвы было усеяно трупами. Вместе с приходом месяца рамадан наступила решающая стадия осады, которая длилась уже девять месяцев.

Утро 14 рамадана 264 года хиджры выдалось спокойным. Поэтому патриции с большею частью войска удалились со стен для отдыха. У бреши остался небольшой отряд под начальством Иоанна Патрина. Осажденные нападения не ожидали.

Неожиданно мусульмане открыли сильный обстрел крепости из всех камнеметальных машин. Деревянная лестница, посредством которой осажденные сообщались с полуразрушенной башней, сломалась. Услышав шум, патриции вскочили и быстро поспешили к стенам для защиты. Но было уже поздно. Мусульмане, увидев незначительность отряда, защищавшего башню, быстро ею овладели и перебили весь отряд во главе с Иоанном Патрином, после чего через брешь ворвались в город. Попытавшийся преградить им путь у храма Спасителя отряд византийского войска был тотчас же разбит.

Патриций, с 70 воинами запершись в какой-то башне, сделал последнюю отчаянную попытку к сопротивлению, но на следующий день был взят в плен и на восьмой день после взятия города казнен.

Как пишет один из монахов, который в момент взятия Сиракуз был в городе, когда мусульмане входили в крепость, в главном храме Сиракуз шла служба. Когда известие о взятии башни пришло в церковь, христиане были охвачены страхом. Священники быстро сбросили с себя церковное одеяние и облачились в простую одежду, после чего спрятались в алтарь, где перед грозившей опасностью стали молить друг друга о прощении в грехах.

Вскоре мусульмане ворвалась в храм с обнаженными мечами, и один из них вошел в алтарь, где увидел епископа с другими священниками. Арабский воин не причинил им никакого насилия (а иначе монах не писал бы потом письмо о покорении Сиракуз). Выяснив, кто из священников был епископом, он спросил его о местонахождении ризницы, в которой хранилась драгоценная церковная утварь. Епископ поспешил привести туда мусульман. На всем пути и в ризнице, по свидетельству христианского монаха, пленники не подвергались никаким оскорблениям.

В тот же самый день пленные были выведены за город к главному эмиру, восседавшему в церкви. Он приказал заключить их в темницу. Те из них, кто оскорблял пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, со стен Сиракуз во время осады, были жестоко казнены.

Как пишет Ибн аль-Асир: “И они (т.е. мусульмане) оставались в городе после его взятия 2 месяцa, потом разрушили его. Затем после его разрушения пришел из Константинополя флот. Мусульмане встретились с ним и победили его, захватили четыре корабля и убили находившихся на них. И отправились мусульмане в свою область в конце месяца зуль-каада (5 июля — 3 авг. 878 г.)”. Таким образом, в конце июля победители вместе с пленными и несметными военными трофеями возвратились в столицу мусульманской Сицилии – Палермо, где были торжественно встречены ликующим народом.

Падение Сиракуз заставило императора Византии Василия отказаться от намеченного им плана борьбы с мусульманским миром. Предпринять решительные действия в Сицилии с достаточным количеством сухопутного войска и флотом не было возможности.

Недавно захваченный Кипр был снова потерян Византией. Сиракузская неудача разбила планы византийского императора, который вынужден был признать крушение своей завоевательной политики против мусульман.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 2 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007