Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 10 Geg 2024 17:17

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 22 Rgs 2016 22:43 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27137
Miestas: Ignalina
Ученик суфиев
Почему Эрдоган поссорился с Гюленом


http://imhoclub.lv/ru/material/pochemu_ ... s_gjulenom

Павел Потапейко, Беларусь
Кандидат исторических наук, переводчик, публицист

Paveikslėlis

Недавние события в Турции заставили заговорить об этой стране весь мир. Хотя, надо сказать, ее нынешнее руководство и так не давало забывать о себе.

Президент, в недавнем прошлом премьер, Реджеп Тайип Эрдоган и его соратники занимают весьма энергичную геополитическую позицию. Горячие переговоры о вступлении в ЕС, отношение к сирийскому конфликту, вопрос беженцев, активность во взаимоотношениях с Азербайджаном и другими тюркскими государствами… Отдельную монографию можно писать о периодически обостряющихся отношениях то с Израилем, то с Россией, то с США. А за всем этим — растущая поляризация населения самой Турции, протесты и — вот недавняя попытка переворота, оставляющая немало вопросов.

В рамках данной статьи не хотелось бы давать какие-либо оценки происходящему — все это внутренние дела самой Турции. Кто прав, а кто нет, лучше всего видно самим гражданам страны. Однако в связи с турецкими событиями привлекают внимание частые упоминания имени Фетхуллаха Гюлена — именно его руководство Турции винит в подготовке неудавшегося переворота.

И у наблюдателя, не слишком глубоко вникавшего в дела турецкие, несомненно, возникает вопрос: а кто такой этот пресловутый Гюлен? Именно о нем и пойдет речь.

Фетхулла́х Гюле́н (Fethullah Gülen) родился 27 апреля 1941 года. Писатель, проповедник (в статусе имама). Его называют обтекаемо «исламский общественный деятель». Сторонники зовут уважительно Ходжа-эфенди («господин Учитель»).

Почетный президент Фонда писателей и журналистов Турции. Основал общественное движение «Хизмет» (по-турецки «служение»), которое часто называют просто «движение Гюлена». И вдохновил одну из его главных организаций — «Альянс общих ценностей». В 2008-м был назван самым влиятельным интеллектуалом мира по результатам опроса журналами Prospect и Foreign Policy.

Входит в сотню самых влиятельных мусульман мира (в 2013 году был на 11-м месте). В том же году был включен в «100 самых влиятельных людей мира» журналом Time и в «500 самых влиятельных людей мира» журналом Foreign Policy. Один из ста самых влиятельных мусульман мира по мнению Королевского центра исламских стратегических исследований Иордании. Аналитики указывают, что Гюлен оказал влияние на три поколения турок.

В последние годы живет в американском штате Пенсильвания, город Сэйлорсбург.

Делает упор на этическом воспитании нового поколения. Проповедует традиционный турецкий ханафитский вариант ислама, разработанный богословом курдского происхождения Саидом Нурси (1878-1960). Не выдвигает новых теологических идей, а предлагает их современную интерпретацию.

Подчеркивает роль науки и образования в развитии общества. Особенность Гюлена — он за диалог с представителями других конфессий, прежде всего с «людьми Писания» (т.е. мусульманами всех ветвей, христианами и иудеями). Ведет такой диалог в международном масштабе, в том числе с Ватиканом и рядом еврейских организаций. Считает многопартийную демократию наилучшей формой правления, хотя, по его словам, «в книжном (кораническом) и традиционалистском (на основе Сунны) исламе нет ни абсолютной монархии, ни классической демократии в западном понимании, ни диктатуры, ни тоталитаризма». В политике придерживается основного принципа— «в исламе власть опирается на договор между правящим и подчиняющимся».

Активно участвует в общественных дискуссиях о будущем Турции, ислама в современном государстве, роли образования и воспитания в развитии личности. В англоязычных СМИ его часто аттестуют как «поборника толерантного ислама, делающего акцент на альтруизме, трудолюбии и учении». В личной жизни весьма консервативен.

Родился в деревне Коруджук, около города Эрзурум в Восточной Турции, в семье имама Рамиза Гюлена. Его мать учила Корану в родной деревне, хотя это и было запрещено в светской Турции. Приступил к начальному образованию в родной деревне, но когда они переехали в Эрзурум, не пошел там в школу и решил получить классическое исламское образование в местных медресе. В светской Турции в ту пору оно было, мягко говоря, неформальным — почти как семинария в СССР.

Paveikslėlis

Уже в 10 лет стал «Коран-хафизом» — то есть выучил Коран наизусть. Впервые прочитал проповедь в 14 лет. Учился в двух медресе и у нескольких известных турецких суфиев, включая Алварлы Эфе, Османа Бекташа и Хаджи Сыткы-эфенди. На него оказало влияние учение Саида Нурси.

Турецкие эксперты отмечают, что в сравнении с Нурси и его движением «Нур» («Свет»), Гюлен более склонен к турецкому национализму и подчеркивает важность государства, а также разделяет неолиберальные ценности рыночной экономики. Некоторые западные исследователи даже поспешили усмотреть в его подходе некий исламский аналог кальвинизма и протестантской деловой этики, но турецкие авторы отмечают, что это сильно сказано.

Работал официальным имамом и проповедником, в 1966-м был назначен в мечеть г.Измир. В 1971 был арестован по обвинению в организации и/или участии в попытке изменить конституционный строй, провел в заключении семь месяцев. А в 1981 году в 40 лет ушел на пенсию. Неоднократно упоминал, что подвергался гонениям со стороны военных после переворота 1980 г. — видимо, с этим связана его отставка. К концу 80-х, при более лояльном к верующим президенте Тургуте Озале, стал возвращаться к активной и открытой общественно-религиозной деятельности (Озал и первая женщина-премьер Турции, Тансу Чиллер, помогали ему). Выступил с серией проповедей в главных мечетях страны. В 1994-м участвовал в создании Фонда писателей и журналистов Турции, позже был удостоен звания почетного президента Фонда.

Но к концу 90-х над ним снова сгустились тучи, хотя он старательно избегал встреч с лидерами партий, считавшихся в светской Турции исламистскими (например, «Партии благоденствия»). И в 1999-м Гюлен уехал в США на лечение. Чтобы уже не возвращаться. В Турции сразу заговорили о чисто политических мотивах и даже приписывали ему некие неосторожные призывы к созданию исламского государства. Но он действительно пережил операцию на сердце и ряд оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. В 2001 г. получил вид на жительство.

Хотя после его отъезда турецкие телеканалы показали видеозапись с его высказыванием: «Наши друзья, занимающие посты в структурах власти, должны освоить механизмы работы системы, чтобы суметь ее изменить и сделать более продуктивной для дела ислама и национального возрождения. Но им надо подождать более благоприятных условий. Не стоит выступать слишком рано».

Гюлен заявил, что эти слова были вырваны из контекста, а его сторонники усомнились в подлинности записи. Но против него в Турции был начат процесс, который шел восемь лет (с 2000 по 2008-й). В итоге дело было закрыто за отсутствием состава преступления, когда у власти уже был Эрдоган — его нынешний недруг.

Paveikslėlis

Гюлен и Эрдоган. 1990-е.

Сам Гюлен подчеркивает, что хотел бы вернуться в Турцию. Но сегодня Анкара требует его выдачи. Он стоит на одном из первых мест в турецком официальном списке террористов. Его обвиняют в создании и руководстве «Гюленовской террористической организации» (так ее теперь называют власти, турецкая аббревиатура FETÖ). Стамбульский уголовный суд еще в декабре 2014 г. выдал ордер на его арест, когда было задержано более двадцати журналистов из СМИ, обвиняемых в симпатиях к нему. Турция требует его экстрадиции из США. Там, правда, заявляют, что не располагают доказательствами причастности Гюлена к какой-либо деятельности, связанной с терроризмом, и в выдаче отказывают. Прокурор Х.Йылмаз ходатайствовал перед Минюстом Турции просить Интерпол включить его в т.н. «Красный бюллетень» (ордер на арест объявленных в международный розыск). Тот так и сделал, но Интерпол не принял решения об объявлении Гюлена в розыск.

Интересно, что в 2000-е и позднее, вплоть до 2013-го, он был союзником (а кто-то говорил, и ментором) нынешнего противника, Эрдогана. В 2013 году этот союз, уже давший трещину, окончательно распался после того, как разразился скандал с обвинением в коррупции множества лиц, связанных с правительством Эрдогана (в ту пору премьера) или его партией, а также их детей и родственников. Эрдоган обвинил Гюлена в том, что именно он стоит за прокурорами, полицейскими и военными, затеявшими эту кампанию.

Что касается его теологических взглядов, то они в сущности консервативны, достаточно традиционны и умеренны. Он ссылается на видных авторитетов ислама, развивая их систему доказательств и умозаключений. Отлично владеет суфийской традицией, хотя и не был членом какого-либо тариката (суфийского ордена).

Его учение отличают два аспекта, которые он выводит из трактовки Корана. Во-первых, по его убеждению, мусульмане должны служить («hizmet etmek») общему благу всей нации и, шире, мусульманам и даже немусульманам всего мира. Вот эта-то идея и привлекла к его движению «Хизмет» столько последователей, причем далеко не только в Турции. Во-вторых, с его точки зрения, мусульманское сообщество должно вести диалог, как минимум, с «людьми Писания», а желательно и с другими религиями и атеистами. К последним он, правда, относится не очень — так, в 2004-м даже сравнил неверие с терроризмом, назвав их «одинаково презренными». Правда, затем пояснял, что не хотел уравнять атеистов с убийцами, но имел в виду, что и тех, и других ждут адские муки. При этом неоднократно говорил, что к людям надо априори относиться с уважением, независимо от их веры или неверия. Но, несмотря на либерализм, в его ранних трудах были антизападные высказывания и негатив по отношению к христианским миссионерам.

В своих проповедях неоднократно заявлял, что изучение наук — математики, физики, химии — есть поклонение Богу. Начиная с 1982-го, он вдохновил последователей открыть более 1400 частных и государственных учебных заведений в более чем 140 странах мира (некоторые источники указывают даже 160 и более), где учится более двух миллионов учащихся, большинство из которых получают стипендии. Наибольшее их число — в странах, где есть хоть какая-то турецкая община. В самой же Турции «школы Гюлена» считаются одними из лучших (их там более 300). У них имеется дорогое современное оборудование, английскому учат с первого класса. Хотя дискриминации девочек вроде как нет, некоторые бывшие педагоги (взятые не из движения Гюлена) признавались, что она проявляется среди преподавательского состава — например, женщин не назначают на руководящие посты. Да и лица женского пола старше шестого класса, включая и учительниц, на переменах и в столовой отделены от мальчиков и мужчин-учителей.

Paveikslėlis

Движение Гюлена создало по всему миру немало организаций, которые стимулируют развитие межконфессионального и межкультурного диалога. Сам он говорил, что диалог и терпимость лежат в самом фундаменте турецкой культуры, а она неразрывно связана с исламом. Гюлен утверждает, что ислам на протяжении всего существования впитывал лучшее от тех цивилизаций, с которыми сталкивался. Более того, он подчеркивает, что сегодня мусульманскому миру особенно важно заимствовать полезный опыт других. Он сторонник сближения течений ислама: например, одобрил постройку мечети и алевитского храма в одном дворике и отмечал, что алевиты внесли вклад в турецкую культуру. Встречался с лидерами других конфессий, включая Иоанна Павла II, греческого патриарха Варфоломея I, главного сефардского раввина Элияху Бакши-Дорона. Осуждает антисемитизм. Среди его соратников — крупный тюрколог, профессор Оттавского университета (Канада), православный грек Димитри Кицикис.

К концу 2000-х «Хизмет» начал диалог и с нерелигиозными людьми. Например, в Консультативном совете связанного с ним лондонского Dialogue Society больше атеистов и агностиков, чем мусульман. Это движение действует под девизом: «Кто бы ты ни был, мы все равно придем к тебе» (намек на высказывание, приписываемое выдающемуся поэту-суфию XIII века Джалаледдину Руми «Кто бы ты ни был, все равно приходи»).

В 2015 году Гюлен удостоился премии мира им. Ганди, Кинга и Икеды (которую раньше получали Мандела и Горбачев) «за преданность делу мира и прав человека». Впервые с момента ее создания в 2001 году ее вручили мусульманину. Автор более 60 книг (на его вебсайте указано 44, не считая сборников эссе, проповедей и др.). И множества статей на различные темы: по общественно-политическим и религиозным проблемам, науке, искусству, даже спорту. Книги переведены на многие языки, включая английский и русский. Основные — «Посланник Бога — Мухаммед», «Размышления над Кораном: комментарии к избранным строкам», «На пути к глобальной цивилизации любви и терпимости», «От семени до кедра: как взрастить в ребенке духовные потребности», «Террор и смертники: исламский взгляд», и т.д. Проповеди опубликованы в аудио- и видеозаписи.

https://youtu.be/jJPqbHYepyg

В 2013 г. в США вышел целый альбом песен различных групп и исполнителей на стихи и тексты Гюлена на турецком языке «Вставай! (Цвета мира)» (Rise Up (Colors of Peace). Часть переводилась на английский. Песни исполнялись в самых разных стилях — от джаза и поп-музыки до индийской музыки и даже фламенко.

Критикует секуляризм современного общества, хотя и говорил, что секуляризм, не враждебный религии и толерантный, вполне сочетаем с исламом. При этом заявляет, что большая часть шариата посвящена тем же аспектам обычной жизни, с которыми сталкивается любой современный человек, а значит, это совместимо с современностью и демократическим обществом. А противники ислама, по его мнению, выдают за весь шариат его пять процентов, которые действительно вызывают вопросы в современном обществе, и «их не стоит особо отстаивать».

Одобряет идею вступления Турции в ЕС и считает, что обе стороны выиграют.

Несмотря на весь либерализм и прогрессивность учения Гюлена, его взгляды на роль женщины, как отмечают исследователи, все же слишком консервативны для многих продвинутых турчанок. Он утверждает, что женщин в раннем исламе вообще никто не притеснял и в домах не запирал и что ислам вообще спас женщин от многих проблем. А вот феминизм, по его словам, «будучи полным ненависти по отношению к мужчинам, обречен на разброд и шатания, как и другие революционные движения».

Гюлен осуждает любой терроризм как «несовместимый с исламом», указывая, что ислам четко предписывает, что, в отличие от военного времени, в мирное время отдельные личности не имеют права убивать людей: «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно и там ответят за убийство невинных». Стал первым мусульманским авторитетом, осудившим террористическую атаку на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. В статье, вышедшей на следующий же день в «Вашингтон пост», он пишет: «Мусульманин не может быть террористом, а террорист — настоящим мусульманином». Он сокрушается, что имидж ислама фактически «угнан» террористами, которые лишь выдают себя за мусульман. Он советует изучать ислам через источники и реальную (а не написанную в чьих-то интересах) историю, не через действия «горстки маргиналов», которые позорят его. Гюлен выразил соболезнования жертвам теракта в Беслане в сентябре 2004-го. А о войне в Сирии говорит, что она «отзывается болью в сердце: надо остановить кровь, решать проблемы мирным путем, при помощи разумного обсуждения всеми сторонами». Выступает решительно против вмешательства Турции в гражданскую войну в Сирии. Но — за всеобщую борьбу с ИГИЛ с участием и Анкары. В сентябре 2014-го опубликовал в ведущих американских СМИ заявление с осуждением преступлений против человечества террористической группировки «ИГИЛ», где выразил соболезнования семьям и близким жертв: «Любая агрессия или притеснение меньшинств или невинных гражданских лиц противоречит высоким идеалам и духу Корана».

Когда в 2010 г. израильские вооруженные силы атаковали организованную Турцией «Флотилию свободы», шедшую в Газу с гуманитарным грузом, Гюлен даже критиковал свое правительство за то, что оно не согласовало миссию с Израилем, и дело дошло до жертв: «Это было безобразие. Подобные вещи ни к чему хорошему не приводят».

Гюленовское движение «Хизмет» (также иногда называемое «Джамаат» — «община, объединение, собрание, сбор») насчитывает миллионы сторонников в Турции (есть с чего тревожиться Эрдогану!) и еще больше за ее пределами. Кроме уже упоминавшихся школ, считается, что немало гюленистов занимают посты в турецких силовых структурах, судебной системе, прокуратуре, органах госуправления, СМИ, являются депутатами. Аналитики указывают, что под его влиянием находилась имевшая наибольший в Турции тираж консервативная исламская газета «Заман» (закрыта в марте 2016 года), группа телеканалов «Саманиолу» (также закрыта) и другие, а также частный «Азия банк», Турецкая конфедерация предпринимателей и промышленников (TUSKON), базирующаяся в Китае ассоциация TUCSIAD и многие другие деловые структуры. Также создаются консалтинговые компании, студенческие организации, больницы.

В 2011 году был арестован журналист Ахмет Шик, специализирующийся на журналистских расследованиях. Была конфискована его книга «Армия имама», написанная по итогам исследования деятельности как самого Гюлена, так и его движения.

Сам Гюлен провозглашает, что его движение не имеет политических амбиций. Однако Эрдоган так не считает, и с ним согласны многие эксперты. Трения между вчерашними союзниками все нарастали, и дело дошло до открытого конфликта и разрыва в 2013-м, как говорилось выше. Полагают, что толчком к инспирированию антикоррупционной кампании против окружения Эрдогана стало закрытие его правительством ряда гюленовских школ.

В январе 2014 года Гюлен направил в «Уолл-стрит джорнал» свои комментарии, где отмечал: «Турецкий народ… недоволен тем, что в последние два года демократический процесс поворачивается вспять». Но он отрицал какую бы то нибыло заговорщическую деятельность. В интервью «Би-би-си» несколько позднее он сказал: «Если бы спросили мое мнение, я бы сказал, что народу следует голосовать за тех, кто уважает демократию и власть закона и делает ему добро. А подбивать людей голосовать за ту или иную партию было бы оскорбительно для их разума. Все и так отлично видят, что происходит».

Некоторые аналитики сравнивают отношения между Эрдоганом и Гюленом с теми, что были между Сталиным и Троцким, включая и тотальную охоту на «гюленистов» и «троцкистов» соответственно.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 22 Rgs 2016 22:46 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27137
Miestas: Ignalina
Ученик суфиев
Почему Эрдоган поссорился с Гюленом


http://imhoclub.lv/ru/material/pochemu_ ... nom/page/2

Павел Потапейко, Беларусь
Кандидат исторических наук, переводчик, публицист

Окончание.

Его движение, «Хизмет», эксперты характеризуют как «основывающееся на идеях пацифизма и предлагающее новый современный взгляд на ислам» (журнал «Экономист»). Отмечается, что его концепция противостоит экстремистской направленности салафизма. Точное число его членов неизвестно, поскольку… движение просто не ведет их учет! И строго говоря, не имеет и официального названия.

Согласно различным подсчетам, гюленистов от одного до восьми миллионов. Основная база — студенты, учителя, бизнесмены, журналисты, профессионалы в различных сферах. У движения гибкая структура. Журнал Forbes обращает внимание, что оно не стремится к подрыву светского государства, а наоборот, призывает соотечественников-мусульман пользоваться всеми благами, которые предлагает им современное общество. «Экономист» характеризует его как протурецкое движение, которое при этом стремится к лидерству среди общественных организаций мусульманского мира.

По мнению Нилюфер Гёле, профессора социологии Практической школы высших исследований (the Ecole des Hautes Etudes) в Париже, известной исследовательницы модернизации и консерватизма, это одно из самых глобальных движений на мировой арене. Согласно исследованиям Лестера Куртца (Техасский университет в Остине), школы Гюлена поощряют учеников делать свой выбор религии, там атмосфера терпимости и добрососедства.

Движение обвиняют в миссионерстве и стремлении завоевать политическое влияние. А его представители парируют: «Мы приглашаем всех, у кого есть вопросы, прийти к нам и увидеть, чем мы занимаемся. Нам нечего скрывать». В 2012-м российский суд обязал «Независимую газету» опубликовать опровержение на статью «Просроченное „лекарство от русского коммунизма“» и указать, что «не соответствуют действительности сведения о том, что Фетхуллаха Гюлена изгнали из Турции за радикальные религиозные взгляды. На самом деле власти Турции не изгоняли его из страны».

Членами «Хизмет» являются и женщины светских взглядов, консервативные или, наоборот, не носящие исламских платков. Замечено, что последователи Гюлена в своем поведении, как правило, либеральнее, чем декларируемые ими взгляды. С другой стороны, многие турчанки считают, что требования, предъявляемые движением к скромности женской одежды и поведения, все равно чересчур строги.

Paveikslėlis

Американские профессора из Лютеранской богословской семинарии при Университете Темпл (Temple University) опубликовали свой отзыв, указав, что школы Гюлена соответствуют высоким стандартам образования и воспитывают в учениках «чувство высокого гражданского долга». Они отметили, что движение видит свою цель в выстраивании мостов между различными конфессиональными группами и «самоотверженно работает для достижения общего блага».

Большинство учителей разделяют идеи движения, но многие сотрудники вообще не являются его членами. В некоторых мусульманских странах в школах есть уроки по изучению религии. «Нью-Йорк таймс» отмечала, что в Пакистане «своим примером учителя пробуждали интерес к исламу», и при этом в школах культивируется толерантность, изучаются принципы умеренного ислама. Причем школы Гюлена рассчитаны не только на учеников-мусульман.

В ряде стран они инкорпорированы в систему государственного образования. В 2011-м «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью о школах «Хизмет» в США, где говорилось, что последователи Гюлена открывают государственные школы по всей стране. В общей сложности их 120 (по некоторым данным, до 130 или даже 150), в основном в урбанизированных центрах 25 штатов. Больше всего их в Техасе (по разным подсчетам, от 33 до 36), Огайо (19) и Калифорнии (14), причем руководит ими не единая организация, а отдельные фонды (типа «Космос Фаундейшн» в Техасе или «Магнолия Фаундейшн» в Калифорнии). Много их также во Флориде и Иллинойсе (прежде всего в Чикаго).

Согласно репортажам американских СМИ, они стараются привлекать слабых и непривилегированных школьников и делают упор на математике и точных науках, а также обучают турецкому языку и организуют поездки учеников в Турцию. Они называли и причину подозрений в отношении движения и самого Гюлена — закрытый, загадочный характер, порождающий различные «теории заговора» или слухи о том, что по визам, получаемым школами, в США въезжают тысячи его последователей (хотя в тех же техасских, например, более 90% учителей — граждане США). Причем замечено, что сам «вождь» напрямую школами не занимается и даже ни разу не посещал.

В 1999-2000 годах школы Гюлена были закрыты в Узбекистане после охлаждения отношений с Турцией. Вообще исследователи из постсоветских стран указывают на то, что, при всех конфликтах, гюленовские школы являются частью официальной политики Анкары в бывшей советской Средней Азии. Гюлен стимулировал своих последователей — не только преподавателей, но и бизнесменов — активно идти в Центральную Азию еще накануне распада СССР. Также гюленовских школ много в балканских странах, Германии, Нидерландах, Франции. А вот в арабских странах их очень мало.

http://imhoclub.lv/admuploads/image/mar ... 00x502.jpg

«Я Маргарет Джонсон. Я социолог, писатель и бизнесмен. Руковожу компанией по языковым переводам и занимаю должность старшего научного сотрудника в Институте исламских и турецких исследований в Фейрфаксе. Таким образом, я изучаю движение «Хизмет» на протяжении уже нескольких лет».

В целом школы являются важным способом привлечения средств для «Хизмет». Как-то раз ФБР заподозрило, что деньги налогоплательщиков незаконно используются гюленовскими школами (а именно, сетью «Concept Schools», которая руководит 16 школами в Огайо) для оплаты расходов на получение виз лицам, не работающим в них (сеть его школ была одним из крупнейших коллективных получателей рабочих виз в США: в 2009 году — 684). ФБР провело расследование вместе с аудиторами из министерств труда и образования и выяснило, что так оно и было. К тому же часть школьных работников, въехавших по этим визам, «отстегивали» часть своей зарплаты на нужды «Хизмет». Головному офису «Concept Schools» пришлось выплатить штраф.

При всем этом каких-либо доказательств исламистской пропаганды в школах Гюлена не выявлено. Ученики и их родители довольны, высок процент поступления в вузы.

С 2003-го движение стало проводить Международную олимпиаду по турецкому языку (прежнее название «Конкурс на знание турецкого языка для иностранцев»), где участвуют школьники со всего мира, изучающие турецкий язык как иностранный. С каждым годом количество участников растет. В 2003-м их было 62 из 17 стран, а в 2012-м на X Олимпиаде— уже 1500 из 135 стран. В 2014 году из-за конфликтов с правительством Турции, олимпиада была проведена в трех странах: Германии, Эфиопии и Румынии.

Движение создало ряд структур именно для межконфессионального диалога. К примеру, в 2006 году в Гетеборге (Швеция) была основана организация Dialogslussen с целью популяризации такого диалога в Швеции. Действуют Институт межконфессионального диалога (Interfaith Dialogue Institute), Руми Форум (Rumi Forum), Диалог Евразия, Платформа Парижа и др. Критики стремятся увидеть в этом происки исламизма, пусть и умеренного. В качестве аргументов иной раз используются недостоверные сведения. Например, женитьба принявшего ислам американского профессора на турчанке-мусульманке, освещавшаяся в газете «Заман», преподносилась как брак мусульманки с христианином, организованный самим Гюленом.

«Хизмет» также занимается благотворительностью и гуманитарной помощью, причем не только в Турции, а в международном масштабе. В 2004-м была основана благотворительная организация «Kimse Yok Mu?» («Есть ли кто-нибудь?») и одноименная программа на телеканале «Саманиолу-ТВ», транслировавшаяся несколько лет. KYM получила специальный статус при ЭКОСОС. В США была создана другая крупная организация этого же профиля — «Эмбрейс релиф» (Embrace Relief, дословно «Прими облегчение»), действующая в Западном полушарии, Африке и Азии.

Были попытки привязать движение Гюлена к делу «Эргенекон» — антиправительственной группировки ультранационалистического характера, куда входили в основном военные. В марте 2011 года семеро журналистов были арестованы, среди них и упоминавшийся А.Шик (хотя именно его расследование и привело к обвинениям движения в заговоре). Высказывалось мнение, что это дело было раскручено с закулисной подачи самого движения Гюлена. Еще в 2010-м один высокопоставленный полицейский, ранее сам сочувствовавший «Хизмет», издал книгу, в которой утверждал, что целая сеть сторонников Гюлена проникла в силовые структуры, оказывает влияние на суды и продвигает свои наверх. Но за два дня до пресс-конференции, где он планировал представить документальные подтверждения, он был арестован по обвинению в связях с левоэкстремистской организацией, а позднее его обвинили в участии в «Эргенеконе».

Любопытно, что и Эрдоган, и оппозиция обвиняли сторонников Гюлена в том, что именно они стояли за предвзятыми решениями судов в отношении турецких военных, обвиняемых в членстве в группировке «Эргенекон». Именно с этих пор между премьер-министром и движением пробежал холодок, вылившийся в разрыв два года спустя.

В декабре 2014-го полиция арестовала 23 сотрудника «Заман» и «Саманиолу-ТВ» за связи с «Хизмет». Им были предъявлены обвинения в создании нелегальной организации и попытке захвата власти. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и комиссар по расширению ЕС Йоханнес Хан опубликовали заявление о том, что подобное несовместимо со свободой СМИ и противоречит европейским ценностям, а Госдеп США предостерег Турцию от подрыва «ее собственных демократических основ».

«Хизмет» обвиняют в «глобальных апокалиптических амбициях» (?!) и создании иерархизированного религиозно-политического культа, а его членов — в рабском послушании вождю. Власть видит в нем угрозу национальной безопасности. «Заман» была закрыта — на тот момент она имела наибольший тираж в стране. Также был закрыт и ряд компаний, связанных с движением. Предъявлены обвинения.

После попытки переворота в июле этого года президент Эрдоган, как известно, обвинил в его подготовке именно Гюлена и его движение. Было арестовано немало военных, полицейских, прокуроров, судей. Более десяти тысяч работников системы образования были отстранены от работы, более двадцати тысяч преподавательских лицензий отозваны. Сам же Гюлен осудил попытку путча (заметив, что пострадал при всех предыдущих, начиная с 60-х годов) и отверг все обвинения в причастности.

Paveikslėlis

Гюлена характеризуют как «современное лицо османских суфийских традиций». Он выступил с привлекательным для турецкого предпринимательского слоя сочетанием этатистского национализма в стиле Ататюрка с традиционным и в то же время по-современному гибким исламом. При этом он как бы возрождает традиции Османской империи, заклейменные некогда Ататюрком как реакционно-теократические. Он сам откровенно говорит, что предлагает «Османскую империю разума».

Британский журнал «Гардиан» же как-то заметил, что он выстраивает своего рода «мусульманский Опус деи». Ряд исследователей, однако, не согласны с такими оценками. С.Робинсон, например, заметил, что, хотя Гюлен, несомненно, харизматический лидер, а его последователи относятся к нему с пиететом, все же его движение отличается от культа или секты несколькими особенностями. Например, Гюлен подчеркивает приверженность исключительно традиционным священным текстам и постулатам, не пытаясь их дополнить (что нехарактерно для новой секты). Кроме того, он упорно не желает ее институционализировать, вводить какие-то посты и ранги или претендовать на истину в последней инстанции. З.Саритопрак указывает на отсутствие у него властных вождистских амбиций, что скорее роднит его с традиционной ролью суфийского наставника, окруженного последователями и почитателями.

Любопытно, что армянская пресса публиковала материалы, где утверждалось, что Гюлен имеет армянские корни. Говорят об этом и турецкие исследователи и журналисты, один из которых даже писал, что «деды Гюлена истребляли турок в Эрзуруме» (!). Некий сайт утверждал, что его дед якобы убил некоего помещика за участие в геноциде армян, но и сам погиб, а его выживший сын (отец Гюлена) будто бы скрыл свое происхождение. Согласно сайту, он притворялся правоверным, но как-то заявил: «Я воспитаю такого сына, чтоб он ударил по ним их же религией». В подтверждение сайт подчеркивает, что сын самого Гюлена, работавший в «Заман» — один из немногих турецких журналистов, признающих геноцид армян. А его жена и вообще, мол, официально наполовину армянка.

В 2008 году власти Нидерландов начали расследовать деятельность «Хизмет» в своей стране после парламентского запроса. Они пришли к выводу, что движение не является почвой для радикализма, не противодействует интеграции своих адептов в голландское общество и никак не связано ни с экстремизмом, ни тем более с терроризмом. Дальнейшие исследования, проводившиеся учеными, характеризовали его как консервативное в социальном плане, направленное на работу внутри общины и даже скорее во внутреннем мире участников, слабо структурированное, но при этом отметили, что его члены очень часто успешны в обществе, деловой сфере и карьере, что лишь способствует их интеграции в голландский социум.

Деятельность и идеи Гюлена и его движения уже неоднократно становились предметом международных конференций — например, в 2007 в Лондоне или в 2010 в Чикаго. Их организовали крупные университеты и исследовательские центры…




…В конце июля премьер-министр Турции Б.Йылдырым в интервью «Уолл-стрит джорнал» выразил недоумение в связи с тем, что США не идут навстречу в вопросе экстрадиции Гюлена, хотя, по его мнению, «улики предельно явные». В начале августа Госдеп подтвердил получение запроса об экстрадиции и рассматривает прилагаемые документы. Высокопоставленные источники комментировали, что представлены неубедительные, голословные материалы, толком не связанные с путчем.

Одновременно турецкое правительство стало требовать от ряда стран (Германии, Боснии, Албании, Индонезии, Нигерии и др.) закрытия школ и других учреждений, связанных, по их данным, с движением «Хизмет». В Сомали послушались и закрыли две школы и больницу (хотя как раз там они, прямо скажем, не лишние).

Тем временем депутат египетского парламента Э.Махруз призвал свое правительство предоставить Гюлену убежище, указав на то, что тот отстаивает умеренный ислам, а вот Эрдоган связан с «Братьями-мусульманами», которые едва не разрушили Египет, и укрывает у себя сотни их бойцов, а при этом требует выдачи Гюлена…

Комментарии
http://imhoclub.lv/ru/material/pochemu_ ... act=expand

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 22 Rgs 2016 22:48 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27137
Miestas: Ignalina
Paveikslėlis

«Я Маргарет Джонсон. Я социолог, писатель и бизнесмен. Руковожу компанией по языковым переводам и занимаю должность старшего научного сотрудника в Институте исламских и турецких исследований в Фейрфаксе. Таким образом, я изучаю движение «Хизмет» на протяжении уже нескольких лет».

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007