Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 19:01

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
 Pranešimo tema: Kirgizų ir rusų santykiai
StandartinėParašytas: 09 Rgs 2016 01:13 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
«Русские, убирайтесь с киргизской земли!»


http://rusimperia-info.ru/news/id3137.html

16 апреля 2010
Просмотров: 4370
комментариев: 17

Очередная киргизская революция начинает приобретать откровенно русофобский характер, пишет "Русский обозреватель".

В Бишкеке организованные группы киргизов обходят частные дома, в которых проживают русские, и угрожают: "Русские, убирайтесь с киргизской земли!" и "Мы вас будем громить!".

В посольство России в Бишкеке поступают многочисленные обращения граждан России "в связи со случаями рейдерских захватов и нападений на офисы их компаний и жилые дома, проявлениями бытового национализма в Бишкеке и других районах Киргизии", заявил сегодня официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

"Местные органы власти и правоохранительные структуры Киргизии чаще всего не реагируют на просьбы о помощи и защите", — цитирует заявление российского внешнеполитического ведомства РИА "Новости".

После массовых беспорядков в стране начались этнорейдерские захваты собственности и погромы магазинов, киосков и предприятий, принадлежащей "некиргизам", в первую очередь, русским.

Помимо Бишкека, информация о подобных инцидентах поступает из Чуйской области, Джалал-Абада, других регионов страны.

В частности, как сообщают СМИ, в ночь с 7 на 8 апреля были предприняты попытки рейдерского захвата собственности российских предпринимателей — Хладокомбината №1, находящегося недалеко от города Токмок.

Ночью с 8 на 9 апреля в селе Семёновке Иссык-Кульской области был совершён рейдерский захват базы отдыха «Дальний кордон».

В поселке «Гидростроитель» толпа молодых киргизов потребовала выселения русских из их домов. После прибытия на место отряда дружинников, в который входили представители разных национальностей, толпа ушла, но пообещала вернуться после отъезда дружинников.

Новые хозяева пытаются отнять у православных Свято-Воскресенский собор в столице Киргизии.

11 апреля произошел самозахват участка земли 3,7 га на проспекте Мира в Южной зоне Бишкека, находящегося в собственности Свято-Воскресенского собора. Участок предназначался для строительства общеобразовательной школы и детского сада по проекту «Русские школы в Центральной Азии».

По факту самозахвата в мэрию Бишкека и на имя главы временного правительства поданы заявления, но никаких действий по ним не предпринимается. Участок уже огорожен и охраняется неизвестными лицами.

Как заявил член Координационного совета российских соотечественников Киргизии Станислав Епифанцев, к нему поступают десятки звонков от русскоязычных жителей республики об угрозах, попытках захвата собственности и бытовых конфликтах.

"Чемоданные настроения царят. Многих людей от отъезда удерживает только отсутствие средств", - заявил он.

13 апреля посольство России в Киргизии обратилось во властные структуры этой страны "с настоятельной просьбой принять меры для обеспечения безопасности проживающих в Киргизии русскоязычных граждан", сообщает "Росбалт".

Отметим, что доля русских в населении Киргизии - 4820 тыс., составляет 603 тыс. по данным переписи 1999 г.

За последние десятилетия, в процентном отношении количество русских в Киргизии уменьшилось с 30,3 % до 12.5 %.

Тем не менее на русском языке продолжают говорить 710 тыс. населения республики.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 09 Rgs 2016 01:35 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
«Они рвали детей на части».

Очерк Среднеазиатского восстания 1916 года


http://easttime.ru/analytics/kyrgyzstan ... -goda/5652

11.01.2014 - 21.54

«Мы не могли защитить город, оставили его без защиты, а сами пять дней спасались в казармах. Вокруг казарм сделали баррикады из телег, женщины и дети продолжали оставаться в казармах, а мужчины с пиками и вилами встали у баррикад. Вокруг города пылали зарева – это горели церкви и села», - так рисовал картину начала восстания 1916 года в Средней Азии настоятель Пржевальского городского собора Михаил Заозерский.

История не дала современникам времени осмыслить произошедшее – уже через полгода подошла Февральская революция, и Средняя Азия испытала ужасы Гражданской войны, а вскоре после нее стала центром грандиозных строек коммунизма и местом ссылки миллионов людей.

После распада Советского Союза националистические силы в получивших независимость республиках попытались использовать исторические события восстания для нагнетания напряженности в межнациональных отношениях.

«Никогда не забуду ночь с 14 на 15 августа, когда мы услали отряд спасать село Покровское, а сами остались с семью винтовками; киргизы в эту ночь начали уже поджигать окраины города. Какая была паника в казармах! Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен. Когда в городе узнали об этих зверствах, началась паника. Один чиновник сказал мне: «Батюшка, мы все погибнем, спасения нам нет, но жену и четырех детей я не отдам на мучения, я их отравлю», - продолжал воспоминания настоятель Пржевальского собора.

Заполнение вакуума


История того, как русские поселенцы оказались в уязвимом анклаве в глубине азиатской степи – это история прорыва России на Европейскую политическую сцену в правления Петра I, Екатерины II и ее внука Александра I.

Экспансия в Европу и Закавказье XVIII – первой половины XIX вв. в Крымскую войну 1953-1956 гг. потерпела крах.

Одновременно, происходило углубление русских переселенцев в Сибирь и на Дальний Восток, победы на Северном Кавказе закрепляли империю на Каспийском море.

Естественный вакуум на южных границах направил колониальные усилия России в Среднюю Азию. Раздробленности и отсталости этого региона сопутствовала агрессивность местных правителей, их набеги на мирные пограничные поселения.

И чем дальше российское правительство углублялось в решение региональных проблем, тем яснее приходило к пониманию, что ограниченные меры не принесут результата.

В правление Александра II была сформулирована идея завоевания Средней Азии и закрепления России на этом пустующем от великих держав, феодальном, отрезанном от современных технологий и торговли, обнищавшем пространстве.

Исполнение задуманного вылилось в длительные войны, мирные присоединения народов и многочисленные колонизационные потоки.

Начало проникновению России в Среднюю Азию было положено добровольным присоединением Ногайской орды в 1783 году, ставшем отправной точкой продвижения русских гарнизонов, а за ними переселенцев, на юг.

Общее мирное течение этих процессов до начала завоевания Туркестана оренбургским губернатором Василием Перовским нарушалось выступлениями Сырыма Датовыма (1783-1797 гг.), Исатайи Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.), хана Кенесары (1846 г.), Жанкожи Нурмухамедова (1857 г.).

Все эти выступления объединяли людей национально-освободительными лозунгами, но превращались в грабительские набеги и феодальную усобицу.

Завершившееся в 1870-ые гг. присоединение среднеазиатских ханств и южных киргизских племен не принес покоя краю, в котором продолжались локальные восстания - Ферганское (1885 г.), Ташкентское (1892 г.), Андижанское (1898 г.) – эти выступления были краткосрочными и локальными.

Основной их причиной была неотлаженная система управления новыми территориями, входившая в противоречие с местными традициями и настроениями коренных народов.

Как правило, хронология бунтов конца XIX века приводится без сопоставления с аналогичными выступлениями, происходившими до прихода России в регион, и этим создается впечатление значительного накала внутренней борьбы.

Если же провести параллель с частотой и кровопролитностью восстаний, войн и переворотов, происходивших в Средней Азии в десятилетия, предшествовавшие присоединению к России, то напрашивается вывод об успешности колониальной политики, позволившей значительно уменьшить размах кровопролития.

Проект «Русская Азия»


Признавая, что авторитет «белого царя» среди коренного населения Средней Азии зиждется в значительной степени на воинской силе, русское правительство озаботилось созданием в регионе лоялистской базы из русского населения.

Переселение крестьян из центральных регионов России имело еще и цель разрешения проблемы малоземелья.

В 1868 году «Временным уложением» казахстанские земли были переданы в государственную собственность, и доступ к ним получили русские переселенцы.

Дальнейшее развитие законодательной базы привело к ограничению племенного землевладения, однако норма в 40 акров земли на душу «туземного населения» могла покрыть все потребности казахов в земледелии и скотоводстве, но не в кочевом образе жизни.

Туркестанский генерал-губернатор А. Куропаткин писал в своем дневнике о застарелых причинах произошедшего в 1916 году восстания: «Чиновники произвольно рассчитали нормы земельного обеспечения киргизов и начали нарезать участки, включая в них пашни, зимовые стойбища, насаждения, оросительные системы... Отбирали землю не только годную для устройства селений, но и для развития скотоводства. Именно несправедливое изъятие земель привело к восстанию».

Принимая мнение генерал-губернатора, важно учитывать, что он стремился перенести вину за восстание с ошибок своего правления на «застарелые» факторы.

В то же время, огромную роль в притеснении отдельных родов при перераспределении земель сыграли сами казахские элиты, вошедшие в «туземный административный аппарат» и принявшие сводить прежние феодальные счеты.

Контроль со стороны русских чиновников за «туземными администраторами» был объективно ограничен языковым барьером, слабым пониманием местным населением законов и своих правовых возможностей. Разрыв между русской администрацией и местным населением приводил к существенным искажениям законов и административных мер.

Всегда находились силы с мощным пропагандистскими возможностями, готовые заполнить ложной информацией существующие проблемы взаимопонимания власти и народа.

Если оставлять за скобками произвол администрации, главной особенностью передела земли в казахских степях стал перевод коренного населения к оседлому сельскому хозяйству, дававший обширные возможности для проникновения в регион русского населения.

Казахские и киргизские племена заплатили эту цену за защиту от набегов джунгар, ханств междуречья Амударьи и Сырдарьи и, как считают многие исследователи, конечного истребления.

Но смена уклада для многих коренных жителей стала худшим бедствием, чем джунгарская сабля.

С 1896 по 1916 годы только в Акмолинской и Семипалатинской областях поселилось более миллиона крестьян из России.

Всего же в среднеазиатские владения переселилось более 3 миллионов, и к 1914 году 40% населения Киргизской степи, и 6% населения Туркестана составляли русские
, в большинстве своем земледельцы, но также и рабочие.

В условиях степи русские переселенцы предпочитали селиться замкнутыми городищами-крепостями.

Это давало более высокую степень защиты, но в то же время было новым в обширной русской практике колонизации, так как свело к минимуму контакты с местным населением и не допустило его ассимиляции и сращивания двух этнических групп.

Приход русских войск произвел благоприятный эффект на Среднюю Азию, выведя ее из многовекового цивилизационного вакуума, избавив от феодальных усобиц, внешней агрессии, уменьшив преступность и нищету.

Первоначально высокий авторитет власти «белого царя» был утвержден личностью первого генерал-губернатор Туркестана Константина Кауфмана.

Но с течением времени, уменьшением функций местной администрации и превращением Средней Азии из лихого пограничья в захудалую окраину империи качество местных чиновников и военных снизилось, а за ним – и авторитет «белого царя».

К этим процессам прибавился рост мусульманского национализма.

Наконец, пришло новое поколение, только понаслышке знавшее о бедах независимости и готовое на многое для отвоевания свободы.

Испытание войной


Первая мировая война обострила кризисные явления жизни в Средней Азии. На коренное население легли военные повинности по доставке продовольствия, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы и сбор для содержания волостных управителей.

По подсчетам историков, налоги на местное население с началом войны возросли в 3, а в отдельных случаях - в 15 раз.

Это положение вещей компенсировалось тем фактом, что коренное население не призывалось в армию, и оправдывалось ростом налоговой нагрузки на все население империи.

Одновременно происходило ослабление контроля со стороны русской администрации – боеспособные войсковые части переводились на Европейский военный театр, мобилизация среди казаков привела к тому, что в селениях остались женщины, дети и старики.

Так, Семиреченское казачье войско, на которое пришелся центр восстания 1916 года, насчитывая 45 тысяч человек, выставило на фронты Первой мировой 24 сотни казаков.

Военные гарнизоны были разбросаны по обширной территории и не могли контролировать настроения местного населения и локальные выступления.

Проблемами колониальной политики русской администрации с начала войны стали активно пользоваться агенты Германии и Турции.

Немецкая разведка поставляла через китайскую границу пропагандистскую литературу и оружие, в то время как Турция действовала через мусульманские центры и агитацию того явления, которое в позднейший период получило название «пантюркизма».

«Мусульмане! Царствующий над нами Халиф Ислама — Турецкий Султан ведёт войну с Россией и другими ей союзными государствами. Каждый мусульманин должен сочувствовать этой священной войне Султана и обязан немедленно жертвовать на её нужды и во благо войны всего мусульманства. А тот, кто не в состоянии жертвовать, тот должен сам встать в ряды сражающихся против неверных… Настало время освобождения от власти гяуров-русских» - гласила одна из листовок, распространявшихся среди мусульман Средней Азии.

Одновременно шла пропаганда старого мифа о том, что Турция – самое процветающее в мире государство - и война с ней христианских держав – это не что иное, как вооруженное восстание.

Согласно этой концепции, принимавшейся на веру неграмотными и отрезанными от мира кочевниками Средней Азии, Российский император являлся вассалом Турецкого султана, и поэтому подданство ему было не противозаконно до тех пор, пока он не восстал и не пошел войной на Порту…

«Есть бесспорное основание считать виновников по агитации, во-первых, некоторые элементы из соседнего Кульджинского района, а, во-вторых, и агентов Германии: решимость главарей бунта созрела и окрепла неожиданно быстро потому, что в их заблуждениях их поддержали чьи-то прокламации, гласившие о слабости России, о непобедимости Германии и о близком вторжении в Русский Туркестан китайцев», - доносил в Петербург военный губернатор Семиреченской области.

Особую роль в подготовке восстания в Средней Азии сыграли лидеры разгромленной "Синьхайской революции", обеспечивавшие доставку оружия и наемников из Китая.

Именно округ Кульджи в преддверие восстания стал центром активности китайского подполья и немецкой агентуры.

Российские дипломаты в западном Китае обращались в Пекин с требованиями ограничить их действия, но должного внимания этим обращениям не придавалось.

В конечном итоге, основным «потребителем» усилий германской резидентуры, китайских авантюристов и турецких агитаторов становилось исламское духовенство, которое соблазнялось повышением своего социального статуса в случае объявления «священной войны» и победы в обществе панисламистских и пантюркистских идей.

Тем самым, в Средней Азии в разгар Первой мировой войны сконцентрировались усилия сил, которые и все следующее столетие будут оказывать самое пагубное влияние на регион – пропаганды западных врагов России, турецкой идеологической экспансии и радикального ислама.

Трагический акт


Коренное население Средней Азии не мобилизовывалось для участия в Первой мировой.

Именно таким промежуточным статусом русская администрация объясняла изъятия у него земель и введение продовольственных повинностей – фактически коренные народы платили за свою безопасность.

Этот порядок был нарушен царским правительством 25 июня 1916 года – в этот день был издан акт о мобилизации 500 тысяч человек из Степного и Туркестанского краев для ведения работ в прифронтовой зоне.

Историки отмечают, что провозглашение указа пришлось на время Рамазана, и он был воспринят мусульманами как святотатство.

Реализация указа проявила все пороки колониальной администрации – местные старшины брали с соплеменников взятки за уклонение от службы и наоборот – сводили счеты, отправляя личных врагов на службу.

С первых чисел июля, когда слухи о мобилизационном акте исказили его суть, а его реализация «туземной администрацией» подтвердила худшие опасения в ее коррумпированности, начались выступления.

4 июля 1916 года в Ходженте полиция разогнала демонстрацию, требовавшую уничтожения мобилизационных списков.

И все же борьба с мобилизацией на первом этапе была пассивной – откочевки в Китай и в горы, уничтожение мобилизационных списков, поджоги зданий местных администраций и т.п.

В то время как власть не принимала должных мер по разъяснению своих действий и продолжала в приказном порядке забирать мужчин на тыловые работы, дестабилизирующие силы региона – от исламских радикалов до немецких агентов в западном Китае активизировались для превращения ненасильственного протеста в вооруженное восстание.

Настоятель Пржевальского собора описывал положение, в котором оказались русские переселенцы в грядущем центре восстания Семиречье:

«В начале июля сего года была объявлена мобилизация киргиз в качестве рабочих на войну; тотчас же всех нас объял страх, вскоре заговорили, что киргизы не подчинятся этому закону. В начале августа между русскими пошла молва, что резня русских начнется в начале августа в новолуние. Между тем киргизы обманывали начальство, целовали свой Коран, давали клятву, что исполнят закон, а сами в это время точили свои ножи и пики. Положение наше было ужасное: Верный в 400 верстах, до Пишпека 370 верст, до Ташкента 833 версты. В Пржевальске была караульная команда в 70 человек, из них в село Сазоновку было послано двадцать солдат и в село Кольповку – десять человек; в городе оставалось около сорока винтовок, весь народ находился на войне, в городе и в 26 селениях оставались одни старики, женщины и дети».

Начало активной фазы восстания свидетельствует о его подготовленности, наличии вожаков и плана – ударить по растянутым армейским коммуникациям и одиноким укреплениям переселенцев.

Священник Заозерский писал:

«10 августа киргизы внезапно одновременно напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище; в поле убито было около 200 человек. 11 августа они вновь напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… В 9 часов утра 11 августа, когда киргизы были в 9 верстах от города, а дунгане – в 4 верстах, я приказал ударить в соборный колокол – в набат. Весь народ прибежал на соборную площадь с ружьями, вилами, кольями и прочим вооружением; стали молиться Богу, я исповедовал, причащал, все готовились к смерти…»

Восстание изначально приобрело характер этнической чистки.

Восставшие жгли хутора, убивали семьи переселенцев.

В ряде мест погромами руководили дервиши-проповедники под лозунгами «священной войны». Погибшим в бою дервиши обещали райскую благодать шахидов, а главным лозунгом восстания стала вовсе не борьба с мобилизацией, а создание исламского государства, то есть в реалиях Средней Азии возвращению к состоянию пятидесятилетней давности – резни всех против всех.

Разрозненные отряды восставших быстро сбивались в партизанские армии под предводительством «народных вождей» – полевых командиров.

Среди них, и это также типично для дальнейшей истории Средней Азии, выделились религиозные лидеры, «поднявшие меч ислама», и главари разбойничьих шаек, продолжившие свой промысел с новым размахом.

Большую известность приобрел имам Касым-Ходжа из села Заамин, который во время проповеди призвал паству к борьбе с неверными, лично убил полицейского пристава и повел новообразованный отряд в поход на станцию Обручево, по дороге грабя и убивая.

Разгром отрядов религиозных проповедников был делом их первой встречи с регулярными русскими формированиями.

Более серьезную угрозу представляли светские полевые командиры. Самые грозные из них - Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин – развернули полномасштабную партизанскую войну в Тургайской области, осаждая на короткий срок города и исчезая бесследно в степи. Им удалось скрыться от разгрома в степях и после влиться в Гражданскую войну на стороне большевиков.

Самое точное описание восстанию дают воспоминания священника Заозерского и ему подобных очевидцев – это неожиданные и жестокие налеты конницы на мирные селения и повальное бегство восставших при появлении самых незначительных воинских формирований.

После первого шока от нападений русские общины в крае начали формировать отряды самообороны, и у восставших не осталось места для маневра – их боевой дух стремительно падал.

Обещания германских и турецких агентов ввести в Среднюю Азию войска заранее были провокацией, а идея религиозной войны вылилась в кровавую резню мирного населения и не была поддержана подавляющей частью населения.

Пропустив начало восстания, власти попытались замирить край двумя путями – приостановкой мобилизации коренных народов «на рытье окопов» и показательными репрессиями, которые бы остановили сомневающихся от участия в восстании.

Об эффективности этих мер говорит тот факт, что в течение месяца большая часть очагов восстания была ликвидирована, а к октябрю все сколько-нибудь крупные банды – уничтожены.

Всего в операции по подавлению выступления было задействовано 30-тысячный регулярный корпус и небольшие по численности местные ополчения.

О жестокости мер по подавлению восстания много писалось в советский период и новейшая публицистика любит называть эти меры «лютыми».

Такие оценки даются в отрыве от жестокости восставших, которые боролись не с администрацией и не с законом о мобилизации, а пытались провести этническую чистку, вырезав все русское население, забывая даже о принципе Чингисхана о сохранении жизни тем, кто не дорос до тележной оси.

Также важно, что речь шла о военном времени, в которое Россия несла огромные потери и сталкивалась ежедневно со значительно большим кровопролитием на Европейском военном театре, а это не могло не деформировать психологию властей и военных.

Наконец, эффективность подавления восстания сохранила многие жизни и весь край от катастрофы, к которой его неминуемо бы привела эскалация конфликта.

Область мифа


Один из современных исследователей вопроса Михаил Калишевский, констатирующий «лютость» русских карательных мер, пишет:

«Часто взятых в плен восставших расстреливали на месте безо всякого суда, либо убивали при конвоировании. Широко использовалась артиллерия, пулеметы, сжигались целые аулы. Особенно жестоко мстили «туземцам» казаки и поселенцы - имелись случаи, когда они поголовно уничтожали мужское население аулов холодным оружием».

Даже принимая на веру эти в целом абстрактные утверждения о неких аулах и якобы частых случаях, их сравнение с конкретным описанием начала восстания священника Заозерского не выдерживает критики.

Гораздо более значительным реальной угрозы оказался страх местного населения перед местью за устроенные погромы мирного русского населения.

Начался «Большой исход» («Чон Уркун») казахов и киргизов в Китай.

В нагнетании напряженности самый весомый вклад внесло местное духовенство, старавшееся путем развития исламского фанатизма, сплотить людей вокруг идеи религиозного государства, вопреки светской власти.

Историки насчитывают до полумиллиона беженцев, бежавших на рубеже 1916 и 1917 годов в Китай.

Если эти подсчеты имеют под собой основание, то мнение, бытующее в современном Кыргызстане, о том, что в ходе восстания погибло от 150 до 350 тысяч киргизов, ничем не подтверждается.

Оценка количества жертв восставших и коренного мирного населения в силу объективных причин невозможна, но порядок этой цифры, исходя из численности русских войск и длительности восстания должен быть снижен до десятков тысяч, и соответственно число жертв среди мирного населения сокращена еще больше.

Восстание в Средней Азии 1916 года мало изучено, именно это позволяет использовать память об этой трагедии в диаметрально противоположных целях в зависимости от политического заказа.

В советский период восстание расценивалось как бунт угнетенных низших классов против угнетателей из классов высших, а значит, оно было предвозвестником самих революций 1917 года.

После распада СССР верх взяла националистическая точка зрения о мести коренных народов за угнетение русским переселенцам.

Нет сомнений, у восставших были классовые мотивы, так ими истреблялась коррумпированная «туземная администрация», предавались разграблению хозяйства богатых соплеменников.

Погромы русских на первом этапе также говорят и о националистической расцветке произошедших событий.

Но сама организация восстания и его исход свидетельствуют в пользу того, что фундаментальное классовые и национальные противоречия в период Мировой войны, ослабления власти, разложения общества использовали внешние силы, и путем провокации организовали внутренний бунт.

Единственной его задачей был вывод России из войны.

И, нужно признать, если в Средней Азии России напряжением сил удалось справиться с этой угрозой, то спустя короткий срок похожие события в самой ее столице привели страну к гибели, а ее окраины – ввергли в хаос.

Источник:
Время Востока

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 09 Rgs 2016 01:42 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Кровавый закат
Киргизское восстание 1916 года


Евгений Норин

http://sputnikipogrom.com/empire/kyrgyz ... 9HcozXuPU4

Уркун


Особенностью национального строительства в республиках бывшего СССР стал активный поиск исторических сюжетов для создания образа врага. С одной стороны, сомнительные успехи большинства новых государств в деле построения благополучных устроенных обществ вызывают к жизни вопрос о виновниках. С другой, слабость или безразличие бывшей метрополии к общественной мысли соседей позволяет рассчитывать, что подобные эскапады не вызовут международных осложнений. Наконец, образ враждебной империи-угнетательницы сам по себе сплачивает нацию, особенно если более актуальные темы сплотить её не могут.

В результате для радикальной интеллигенции стран, некогда вовлечённых в орбиту влияния России, она сделалась чем-то средним между боксёрской грушей и козлом отпущения. Поиск тем для самоутверждения стал общей линией.

В этом смысле леденящие душу истории о геноциде белорусов царём Алексеем Михайловичем, претензии по поводу недостаточной куртуазности Ермолова и в целом актуализация обид XVIII, XVII и даже XII века находятся на одной линии.

В силу того что чаще всего подобные штудии носят не исторический, а пропагандистский характер, с точки зрения фактов многие из этих историй при внимательном рассмотрении смотрятся не слишком выгодно для агитаторов.

Однако пропаганда в принципе требует не рефлексии, а распространения, и, скажем, битва под Оршей 1514 года — частный эпизод проигранной войны — или зачистка войсками Ермолова разбойного анклава в селе Дади-юрт уже стали популярными сюжетами истории соответственно для радикалов Белоруссии и чеченского общества.

Тем более что самостийные историки чаще всего выбирают темы, вовсе непопулярные в российской историографии, в силу чего даже на откровенные выдумки нашим соотечественникам иной раз нечего ответить.

Не остались в стороне в этом смысле и страны центральной Азии.

Интеллигенции республик Туркестана поиск врагов оказался, как и прочим, не чужд. Рождение очередной истории о жертвах царизма происходит буквально на наших глазах.

На сей раз темой для обсуждения стало восстание в Семиречье — на территории нынешней Киргизии и в Казахстане, произошедшее в 1916 году.

Казахская версия «Радио „Свобода“» без обиняков именует русские войска, подавившие восстание, карательными отрядами, а радикальные общественные активисты в Киргизии начали произносить слово «геноцид».

Между тем действительная история этого восстания поистине жуткая, и историкам и активистам «национального» киргизского направления не следовало бы поднимать её на щит хотя бы ради сохранения собственного лица.

Paveikslėlis

Мемориальный комплекс на берегу Иссык-Куля. К столетию восстания в 1916 году власти Киргизии планируют открыть большой памятник «жертвам царизма» в Бишкеке

В чужих полях


Присоединение Туркестана к России не принесло в край полного спокойствия. Волнения по разнообразным поводам происходили в этих местах регулярно.

Название городка Андижан, ставшее широко известным в начале XXI века в связи с произошедшими там погромами, было знаменито в этом смысле и в конце XIX столетия.

Впрочем, оценка уровня насилия в тогдашней Азии зависит от того, с чем проводить сравнение. До укоренения царской администрации в Туркестане насилие имело куда более массовый характер, кровавая племенная борьба являлась частью повседневности. На этом фоне периодические восстания казались чудом пацификации, но даже завзятый оптимист не назвал бы положение в Туркестане стабильным.

Появление русской администрации и солдат значительно уменьшило общую интенсивность междоусобиц, но, решив многие старые проблемы, породило новые.

Paveikslėlis

Символ цивилизации: строительство телеграфной линии Токмак-Пржевальск, 1900 г.

С точки зрения управления Туркестаном в начале ХХ века далеко не всё было ладно.

Поколение конкистадоров вроде всесильного Кауфмана, Серова, Черняева, тонко разбиравшихся в местной специфике, сошло со сцены.

Как только схлынула романтика фронтира, оказалось, что мало кто из компетентных чиновников и офицеров хотел бы служить в этих жарких негостеприимных краях, где десятки племён были готовы вцепиться в глотки друг другу.

Ещё хуже обстояло дело с местными кадрами. Судьи, курбаши, старосты были коррумпированы до основания, но если полвека назад это было проблемой местных государств, то теперь это стало проблемой русских.

Наконец, приход русских надломил могущество и благополучие местного духовенства. Помимо простого обскурантизма, мусульманские священнослужители имели и вполне рациональные причины быть недовольными. Ограничение власти мулл было целенаправленной русской политикой. Привилегии решительно урезались, все административные полномочия переходили в руки гражданских властей, а параллельно медресе открывались светские школы, быстро отнимавшие у мусульманских книжников их аудиторию. К тому же русские покусились на земельные владения духовных владык. И не только их.

http://sputnikipogrom.com/wp-content/up ... /ky071.jpg

Быт киргизов

Главной проблемой нового Туркестана стала именно земля. Движение России на юг и восток постепенно привело в эти края русских поселенцев. С точки зрения новоприбывших, Туркестан вообще и Киргизия в частности оставались крайне плохо благоустроены. Кочевые и полукочевые племена не обрабатывали землю так, как к этому привыкли крестьяне, так что русские поселенцы нашли, где развернуться.

Потомок одного из русских крестьян рассказывал:

«Даниил Акименко в силу малоземельности решил искать „волю“. Да это было не только с дедом, но и со многими. После завоевания Туркестана Николаем І и Александром ІІ было предложено царём переселение под лозунгом „Воли“. Ну и пошли многие, главным образом из Воронежской, Астраханской и ряда других губерний, искать светлой жизни. Шли не тем путём, по которому шли царские войска для завоевания новых земель, а взяли левее, т. е. через Урал, мимо озера Балхаш и к Тянь-Шанскому хребту. Таков был маршрут моего деда, а вместе с тем и отца. Отец (Дмитрий Даниилович) ведь был в то время если не парнем, так, пацаном. Это было примерно в 1860–65 г.

То место, куда они пришли, т. е. впоследствии наименованное сел. Беловодское Пишпекского уезда Семиреченской области, представляло собой какой-то оазис, хотя его так и нельзя назвать. Кругом неимоверные камыши, изредка лес, сухие места представляли заросли курая — высокие, крупные травянистые растения по местному. Водились различные звери. По рассказам отца, когда они пришли в указанное место, то там было всего дворов 4–5. Примерно вёрст на двадцать — тридцать были селения тоже небольшие. Таким путём это заселение представлялось в виде хуторов. Земли было сколько хочешь, и какой хочешь, т. е. и посевной, и покоса, а равно и под другие угодья».

Администрация с удовольствием поддерживала это движение: в Средней Азии появлялись анклавы, безусловно лояльные Империи. К тому же снималось напряжение с перенаселённых русских губерний. Переселенцам щедро выделялись участки, в Туркестане начала появляться крупная русская община.

Paveikslėlis

Староста Пишкека Илья Федорович Терентьев — знатный купец и пивовар, открывший в городе, среди прочего, первую больницу, аптеку, гимназию, банк, библиотеку, кинотеатр и приют для бездомных. Сегодня из памяти об Илье Федоровиче остался только его полуразрушенный дом, догнивающий в столице независимого Кыргызстана

Однако это означало, что кочевым районам Туркестана приходит конец. С точки зрения скотоводов, эти земли вовсе не были малозаселенными и плохо освоенными. Местные племена в административном порядке получили такое количество земли, какого хватило бы для земледельческого труда, но вовсе не для сохранения привычного образа жизни. Передел земли заложил основу для недовольства.

Всплеск переселенческой активности последовал в ходе аграрных реформ Столыпина. Распад общин привёл к массовому переселению русских крестьян в Туркестан. Законы и сами по себе позволяли, по сути, изымать землю у кочевников в пользу земледельцев, а самодеятельность на местах привела к тому, что кочевое общество начало быстро разрушаться. В служебном рвении чиновники переселенческого управления перегибали палку, причисляя к излишкам все новые и новые участки. К тому же к процессу присосалась местная туземная администрация. Чиновникам было ради кого изымать земли: в Среднюю Азию переселилась огромная масса людей, более трёх миллионов человек за двадцать лет с 1896 по 1916 год.

Paveikslėlis

Пустынные предгорья Иссык-Куля. Пейзажи русского туркестанского фронтира порой неотличимы от фронтира американского — точно такие же пустоши встречали поселенцев на территориях современной Северной и Южной Дакоты, Колорадо, Монтаны и Аризоны

Специфика заселения русскими Средней Азии состояла в том, что здесь сильнее, чем где бы то ни было, русские походили именно на колонизаторов.

И казаки, и крестьяне мало перемешивались и даже контактировали с населением, а власти целенаправленно вооружили часть поселенцев на случай беды.

Paveikslėlis

Быт Русского Туркестана (на фото – праздник древонасаждения в Пишпеке).

Несмотря на столетие советской дружбы народов, с начала XX века и по сей день в де-факто раздельном существовании туземных и русских сообществ мало что изменилось: к примеру, и сегодня на севере Киргизии, где живет большинство граждан «европейcкой национальности» (реальный термин, использующийся в местных газетах), практически невозможно найти русского, умеющего изъясняться по-киргизски хотя бы на разговорном уровне. В интеграции как не было потребности, так и нет

Кочевое хозяйство относилось к уходящей эпохе и переход к земледелию был неизбежен. Однако резкий слом прежних обычаев и административные накладки при претворении этого колониального проекта в жизнь сделали Туркестан пороховой бочкой. Столкновения между русскими поселенцами и местным населением исчислялись сотнями в год. Взрыв был делом случая и времени. В 1916 году запал, наконец, нашёлся.

Дерзкая смута племён одичалых


В 1914 году наша Империя вступила в мировую войну. Для всех областей это означало рост налоговой нагрузки и мобилизационные мероприятия. Впрочем, мобилизация Средней Азии долгое время не касалась. Но общее падение уровня жизни затронуло и Туркестан. Наконец, 25 июня 1916 года произошло событие, после которого сдетонировал район Семиречье, в нынешней Киргизии, вокруг озера Иссык-Куль.

http://sputnikipogrom.com/wp-content/up ... 6/map0.jpg

http://sputnikipogrom.com/wp-content/up ... /map11.jpg

Русский Туркестан. Отмечен Семиреченский регион восстания (современная территория Киргизии и Казахстана)

Император издал указ о мобилизации на тыловые работы ту часть подданных, которая не несла воинской повинности, а именно инородческое население. Мобилизации подверглись коренные народы Сибири, мусульмане-кавказцы, калмыки, некоторые другие народы и, наконец, казахи и киргизы.

Численность привлекаемых к работам людей была в действительности невелика в сравнении с общим числом населения.

Скажем, из всего Степного края, восточной части нынешнего Казахстана, нужно было собрать 80 тыс. человек по жребию.

И уж точно никто не собирался посылать киргизов и казахов на фронт.

Однако на фоне прочих трудностей начались волнения, сразу сделавшиеся опасными. К тому же брожение в Туркестане целенаправленно подогревалось извне — разведками Турции и Германии.

Одним из локомотивов назревающего восстания стало духовенство, чьё материальное могущество — но не моральный авторитет — было подорвано русскими властями.

Июль прошёл под знаком нарастания напряжённости. Распространился дикий слух о том, что на работы отправят все мужское население Туркестана.

Русские реагировали в целом вполне логично, пытаясь воспрепятствовать летучими отрядами откочёвке в пески и пресекать уклонение от набора, но некоторые меры производят впечатление странных и несвоевременных для момента общего брожения.

К примеру, губернатору Семиречья поступает инструкция принуждать туземцев почтительно кланяться при виде офицера или чиновника. Запрещаются забастовки и массовые собрания.

24 июля в Семиречье отправляется уже более актуальная телеграмма: у коренного населения требуется изъять оружие. Ограничивается перемещение жителей по железным дорогам.

Короче говоря, власти пытались взять ситуацию под контроль. В действительности джинн уже вылетел из бутылки, и остановить рост насилия имеющимися силами было нереально.

Казахи и киргизы поначалу неорганизованно начали уходить в глухие районы, нападать на административные органы, а то и просто поселенцев.

Что характерно, бунт возглавили вовсе не самые обездоленные и доведённые до отчаяния персонажи.

В Пишпекском уезде, например, руководство восстанием находилось в руках сыновей крупного феодала Джантаева. Сплошь и рядом вождями угнетённых народных масс оказывался или феодал, или представитель духовенства.

Как изящно выразился историк этого восстания 1930-х годов Асфендияров, беднота выражала протест против гнёта в форме грабежа и, видимо, протест в такой форме привлекал не только бедноту.

Огромная доля ответственности за случившееся лежит на местных элитах: не зная, каково действительное положение дел на фронте, манапы чувствовали, что война идёт тяжело, а противники России сильны. Поэтому в некоторых горячих головах созрела замечательная идея взбаламутить Семиречье, чтобы создать там, при удаче, новое ханство, в котором можно занять видное место.

На фоне разнообразных диких слухов об успехах турок и о возможных бедах и притеснениях населения, начали складываться вооружённые отряды, иногда в сотни человек.

В июле в сутки уже происходит по несколько инцидентов с применением оружия. Депеши с мест становятся все более и более тревожными, люди начали гибнуть.

Активность сил правопорядка пока была невысока и сводилась в основном к аресту наиболее буйных «активистов». Иные рапорты с мест производят комическое впечатление, как, например, телеграмма: «Баян-ауле есть аресты, дамы обмороке, население ужасе».

Между тем слабость властей на местах была опасна. Положение усугубляли местные же чиновники-азиаты. «Родные» власти непрерывно вымогали взятки, обещая освободить от призыва за умеренную мзду.

Удивительно, но страсть к обогащению оказалась сильнее инстинкта самосохранения: периодически этих мини-тиранов линчевали, но выжившие упорно продолжали поборы.

В докладе прокуратуры по итогам восстания есть даже многозначительная ремарка:

«Мысль о том, что туземные власти — волостные управители, старшины и пятидесятники — продали население за большие деньги и что только благодаря этому на население свалилась теперь вся тяжесть новой повинности, хотя бы и рабочей, было общим убеждением населения».

Расправы над этими людьми были самыми жестокими. «Их трупы превращались в бесформенную массу, жилища их разрушались, имущество разграблялось»

Бунтовщики терроризировали главным образом представителей власти. Страдали чиновники и полиция, заодно уничтожались объекты инфраструктуры: телеграф, станции, мосты.

В середине июля, например, толпа конных преследовала поезд у станции Ломакино, поджигала мосты, сожгла саму станцию. Казаки небольшими командами патрулировали местность, но их усилия напоминали попытки заткнуть пальцем пробитую плотину.

Разумеется, при столкновениях вооружённые пулемётами и винтовками, спаянные военной дисциплиной русские солдаты имели преимущество, но расстрел возникающих то тут, то там банд ничего не давал: побросав убитых и раненых, банда быстро возрождалась в другом месте.

Резня


В отличие от большинства районов восстания, таких как Фергана, Сырдарьинская область и окрестности Самарканда, в Джизаке и Семиречье беспорядки пошли по худшему сценарию, а пострадали далеко не только и не столько чиновники.

13 июля ишан Назыр Ходжа (обратим внимание, вовсе не бедняк и не обездоленный человек) в Джизаке разогревает толпу и бросает обезумевшую вооружённую орду на русскую часть города.

Начальник уезда полковник Рукин выезжает буквально с несколькими людьми навстречу, пытается уговорить восставших разойтись — и оказывается первой жертвой погрома. Кроме него погибло ещё 18 человек.

Получив телеграмму о погроме, в Джизак тут же выдвинулась воинская команда. Солдаты обнаружили среди прочего тела Рукина и убитых с ним переводчика, джигита и пристава. Трупы были так обезображены, что их узнали только по остаткам одежды. Рукин и сопровождавшие его были забиты палками…

Всего в Джизакском уезде погибло 83 русских поселенца и служащих. Армия при разгоне бунтовщиков потерь не имела, численность же убитых погромщиков неизвестна.

Однако убийства в Джизакском уезде померкли на фоне трагедии, развернувшейся в Семиречье.

В этом крае поначалу дело ограничивалось уничтожением списков мобилизуемых, а полноценный бунт вспыхнул в начале августа в Пишпекском и Пржевальском уездах.

В первые дни были разгромлены почтовые станции, испорчен телеграф. Выступления здесь с самого начала оказались более организованными, чем в других местах.

К огромному несчастью, в начале восстания киргизы захватили небольшой транспорт с оружием и разжились 170 винтовками. То, что началось затем, оказалось уникально даже на общем жестоком фоне беспорядков в Туркестане. В Семиречье развернулись не просто погромы, а полноценная этническая чистка.

Бандиты принялись истреблять русское население края. Многотысячные отряды нападали на поселения и хутора. Из-за их многочисленности защититься от них поселенцы чаще всего не могли. Каждый казачий или крестьянский дом держался, пока внутри были боеприпасы, после чего убийцы добирались до ставших безоружными людей.

Настоятель собора в Пржевальске Михаил Заозерский описал происходивший кровавый кошмар:

«…их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен. Когда в городе узнали об этих зверствах, началась паника. Один чиновник сказал мне: „Батюшка, мы все погибнем, спасения нам нет, но жену и четырёх детей я не отдам на мучения, я их отравлю“».

http://sputnikipogrom.com/wp-content/up ... /ky01x.jpg

Семья русских переселенцев в Туркестане, 1911 год (фотография Прокудина-Горского). Такие же семьи на берегу Иссык-Куля вырезали погромщики в 1916 году

На дворе стоял 1916 год. Не только войска, но и многие гражданские мужчины были на войне.

Ни о каком протесте против мобилизации уже и речи не шло. Дервиши призывали к священной войне с неверными русскими, обещая блаженство шахидов погибшим.

Религиозный экстаз, запах крови и возможность грабежа зажиточных русских крестьян распаляли страсти. Тем более что многие сёла были почти беззащитны. Одна из деревень, например, имела 800 женщин и детей и всего полсотни вооружённых мужчин.

Судя по словам очевидцев, большинство сёл защищалось по схожему сценарию. Улицы перегораживались телегами, население стягивалось к церкви и оборонялось, пока была возможность. В случаях, когда в селе оказывалось достаточно людей и патронов, атаки бывали отбиты. По возможности, жители слабозащищённых сёл переходили к более устойчивым поселениям.

Очевидец рассказывал: «Ночь темна, хоть глаз выколи. Все село объято пламенем. Стоны и плач людей, мычание коров, блеяние овец, крик гусей, скрип телег — все слилось в один беспрерывный гул. Все шли на явную погибель, ибо впереди ждала нас смертная опасность».

Во время таких анабасисов киргизы стремились отбить хотя бы часть подвод. Имущество в большинстве случаев терялось, многие были буквально наги и босы, потеряв все, что было достигнуто многолетними трудами.

Мужество отчаяния одушевляло. Крестьяне, вооружённые косами и вилами, редко — дробовиками и очень редко — винтовками, часто отбивали атаки многосотенных скопищ.

Азиатские погромщики редко справлялись с организованным сопротивлением, а хотя бы пара сот даже не солдат, а прилично вооружённых казаков и крестьян оказывались непреодолимой преградой для любого числа бунтовщиков. Иной раз два десятка стрелков успешно защищали баррикаду, которую штурмовали сотни всадников.

Связано это обстоятельство было во многом с низким боевым духом восставших. Согласно показаниям одного из главарей восстания, которые он дал суду, в бой джигитов приходилось гнать нагайками. Характерны обстоятельства крушения его отряда: «Нас разогнали выстрелами из пушек, хотя артиллерия урона нам не причинила».

Правда, два десятка стрелков имелись не везде. В строй встали все, способные держать оружие. Один из летучих отрядов, выручивший большую группу русских крестьян, включал в себя нескольких казаков, помощника местного прокурора, почтового надсмотрщика и двоих судей. В помощь селу Столыпино удалось выделить и вовсе двоих казаков, чего, впрочем, оказалось достаточно.

Отдельной проблемой стали боеприпасы. Их местами производили кустарно, известны случаи, когда на пули расплавили даже самовар. Вообще, типичным вооружением поселян были пики из сельскохозяйственных орудий, топоры и немногочисленные ружья. Винтовок имелось, к сожалению, очень мало, а стрелять приходилось очень экономно.

Участь тех, кто не мог оказать сопротивления, была кошмарна. Очевидцы сравнивали происходящее со временами Тамерлана и Батыя. Воздержимся от описания наихудших зверств, детоубийств и массовых изнасилований, желающие узнать подробности могут прочесть «Историю киргизского мятежа 1916 года в описании семиреченского духовенства» http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30 ... hovenstva/ . Священники описывают пережитое стоически, но детально и без пощады к чувствам читателя.

Иные описания схваток с бунтовщиками напоминают сцены из фильмов почтенного жанра «зомби-апокалипсис»:

«В эту минуту был настоящий ад: киргизы лезут к нам, стреляют и кричат во все горло „ур“, „ур“ — значит „бей“. Залпами наши казаки отбивали их. Падали кучами убитые киргизы, падали и русские и, несмотря на это, лезли обезумевшие киргизы через трупы своих, желая уничтожить русских».

Эта мешанина боёв и стычек длилась многие недели.

Paveikslėlis

Ход восстания в рисунках советских киргизских художников. Обратите внимание на транспарант в руках штурмующих русский город: незамысловатое мифотворчество в действии

Как сняли бы в Семиречье «Семь самураев»


Благодаря священникам, делавшим записи о происходящем вокруг, осталась известна история защиты одного из русских сёл, Преображенского.

10 августа пришла весть, что на заимках погромщики перебили поселенцев, а скот уведён в горы. Жители села собрались по зову набата и расположились около местной церкви. Женщины и дети разместились в самой церкви, мужчины, вооружившись, заняли ближайшие дома, готовясь к обороне. Кроме крестьян, в селе оказались восемь солдат, присланных для исправления телеграфа. Улицы, ведущие к церкви, забаррикадировали телегами и сельхозинвентарем. На колокольне разместили наблюдательный пункт, на ночь выставили караул, чтобы помешать киргизам поджечь село.

Снаружи расположились многотысячные скопища кочевников, поджигавшие мельницы и маслобойни. Атаковать они не решались два дня. Эти дни преображенцы провели с пользой, устраивая окопы вокруг села. Поселенцы даже соорудили небольшую самодельную пушку. 12 числа четырехтысячная орда скатилась с гор и бросилась к селу. Стрелки, засевшие на кладбище, и самодельная пушка отбили огнём первую атаку. Тут же штурмующие попытались зайти в село с другой стороны и были вновь отброшены, оставив две сотни покойников перед Преображенским. Стрельба изнутри столь впечатлила осаждающих, что те стали держаться на почтительном расстоянии.

В стойкое село начали стягиваться жители деревень, которым повезло меньше. Преображенское приняло самых разных людей, стекавшихся к импровизированной крепости. Туда перешли жители соседней казачьей станицы, явились монахи Иссык-Кульского монастыря, следователь и присяжный поверенный с семьями, короче говоря, лица всякого звания и положения, объединённые одним — принадлежностью к истребляемой азиатами русской национальности. Жители организовали лазарет, приют для сирот, короче говоря, устроились с расчётом на долгую осаду. Всего в Преображенское явилось до шести тысяч беженцев. Русские организовали дисциплинированное ополчение, устраивавшее разведывательные рейды наружу.

В конце августа отряд сотни в две местных ополченцев и казаков вышел из Преображенского и атаковал десятитысячную орду, шедшую с награбленным имуществом и семьями в горы. Погромщики были принуждены к бегству после четырехчасового боя. Конечно, такой результат был следствием не только богатырства ополченцев: за киргизами уже шла наша воинская команда.

5 сентября в Преображенское вошёл отряд в 1400 солдат. Осада, продлившаяся почти месяц, была снята. Среди бури погромов, истребления всего живого и вакханалии жестокости преображенцы показали, на что способно небольшое, но крепкое и решительное русское сообщество.

***

Власти были вынуждены разрешить проблему бунта крупными силами.

К 10 августа тон телеграмм, отправляемых губернатору Туркестана с мест, стал паническим. «Нужны орудия и патроны. Положение внезапно может измениться так, что рухнет все русское дело в Семиречье», — писал военный губернатор региона Фольбаум своему непосредственному начальнику Куропаткину. Малочисленные военные отряды, имевшиеся в крае, оказались быстро втянуты в бесперспективные бои.

Достаточно быстро начали приниматься меры сначала для спасения погибающих, а после — и для истребления восставших банд.

Первым шагом стал сбор уцелевших жителей разграбленных сёл в относительно безопасных местах. Небольшие отряды прочёсывали местность, подбирая селян и переправляя их в Пржевальск. Преображенское, стоявшее как скала, стало второй точкой сбора беженцев. Корнет Покровский попутно напал на стойбище киргизов и сжёг 800 юрт.

Ближе к концу августа в боях наступил перелом.

Против погромщиков были высланы три отряда с орудиями и пулемётами. В общей сложности регулярные войска, брошенные против бунтовщиков, насчитывали 17 пехотных рот, 19 эскадронов и сотен при 14 орудиях и 17 пулемётах.

Войска расправились с мятежниками не везде быстро, но уверенно. Шрапнель и пулемёты быстро возымели должный эффект.

22 августа состоялось нечто вроде генерального сражения у Токмака. Противопоставить пулемётному огню и артиллерии киргизы не могли ничего.

Солдаты, видевшие картины бойни, не были настроены на убеждение добрым словом. Отряды, продвигавшиеся на Нарын, Пишпек, Токмак и Семипалатинск, оставляли после себя виселицы и трупы в пыли. Перед воинскими командами все рыдало, но после них все молчало.

При войсках действовали полевые суды, быстро и скоро выносившие приговоры, но многие пленные попросту не доживали до общения с трибуналом.

Например, в середине августа толпа отобрала у конвоиров более полутысячи пленных киргизов, уже посаженных под замок, и перебила их, воспламенённая жаждой мести за пережитые ужасы. Военно-полевые суды казнили в Семиречье 347 человек, сколько же были застрелены при попытке к бегству, осталось неизвестным.

Интересно, что если киргизские радикальные патриоты рассматривают происходящее как жестокую варварскую акцию русских властей, то академическая наука этой страны настроена достаточно скептически, чтобы не сказать кисло, к идее поднять восстание 1916 года на щит. Киргизский историк Шаиргуль Батырбаева замечает по этому поводу:

«Действительно, было жёсткое подавление восстания. Но нельзя умалчивать о причинах этой трагедии. Когда карательные отряды, присланные для усмирения бунта, увидели посаженые на вилы головы русских женщин и детей, то их реакция была соответствующая».

Жёсткие действия войск привели массу киргизского населения к тому, что, собственно, получило в киргизском название «Уркун»: бегству части киргизов в западный Китай.

В Китае эти люди оказались в самом жалком положении. Местные власти держали их на положении, близком к рабскому, киргизские беженцы из Семиречья оказались вынуждены зачастую продавать китайцам собственных детей, лишь бы прокормиться. Бежали более тридцати тысяч человек, многие из которых так и погибли в Китае. Часть беглецов вернулась в Киргизию во время и после Гражданской войны.

Paveikslėlis

Казненные участники погромов и погибшие в горах киргизские беженцы. Фотографий убитых и замученных во время восстания тысяч русских переселенцев не сохранилось

В целом восстание в Туркестане было подавлено в течение осени. Некоторые районы успокоились раньше других, некоторые позднее, иные бунтовщики продержались до революции и Гражданской войны.

Более ста тысяч туркестанцев все же были мобилизованы. Ни на какую передовую их, разумеется, не послали.

Гробовая бухгалтерия


Войска потеряли за все время беспорядков ровно 160 человек погибшими. Помимо Семиречья, русских поселенцев и представителей администрации погибло около 180 человек.

В Семиречье же были убиты более трёх тысяч русских поселенцев (в основном — беззащитные женщины и дети), а три десятка сёл полностью разрушены.

Людские потери киргиз были подсчитаны сравнительно недавно.

Спекулятивные оценки традиционно невероятны: 170 тыс. погибших, 130 тыс. беженцев.

Учитывая, что, согласно данным переписей, с 1897 по 1917 год численность киргиз в охваченных беспорядками уездах выросла с 280 до 324 тыс., такие оценки звучат невероятно. Академическая наука не склонна к таким хлёстким оценкам.

По данным Батырбаевой, непосредственными жертвами подавления восстания в Семиречье пало около четырёх тысяч киргизов (кроме того, было перебито неизвестное число казахов и дунган, присоединившихся к бунтовщикам).

Все косвенные потери (включая беженцев) составили, если опираться на демографические расчёты, от 30 до 40 тыс. человек.

Сколько киргизов умерло в изгнании в Китае, сказать трудно. Также отсутствуют точные данные относительно жертв среди населения и восставших за пределами Семиречья.


Нужно отметить, что в своём докладе императору генерал Алексеев исчислял общие потери киргизов (включая беженцев) в 150 тыс. человек.

Нужно отметить также сдержанность киргизской и казахской академической науки: профессиональных историков среди тех, кто призывает Россию покаяться за геноцид, очень мало.

Учёные, специализирующиеся на киргизской истории, чаще всего высказываются в спокойном и скорее примирительном духе. Один из киргизских историков даже высказался радикальнее: «говорить о вине России перед киргизами может только тот, кто не читает книг».

https://youtu.be/x5zVqfPKDvc

В киргизской академической и умеренной политической среде претензии по 1916 году предъявляются к «жестокой царской власти», от которой, как утверждается, страдали и туземцы, и переселенцы

Скелет из шкафа


В Туркестане система управления Империей, безусловно, дала сбой. Вероятно, главной ошибкой, которая повлекла за собой последующие, стала отделённость русской администрации края от прямого управления на местах.

Низовая власть была отдана на откуп местным, предельно некомпетентным и предельно же коррумпированным бюрократам, русское же руководство края из-за такого подхода смутно представляло себе состояние областей.

В результате принимались ошибочные управленческие решения, например, темпы перевода кочевников к оседлому образу жизни стали такими, что это вызвало у жителей шок и привело к их обнищанию.

К тому же неоптимальные изначально решения дополнялись самодеятельностью самих азиатских чиновников на местах. Мздоимство, кумовство и простая общечеловеческая глупость низовой азиатской бюрократии только подливала масла в огонь.

При этом обратная связь между русской высшей администрацией и их азиатскими подчинёнными была нарушена: реакции на мобилизацию населения на работы просто никто не предвидел.

Вдобавок было полностью пропущено разлагающее влияние религиозных деятелей на умы. Обрезав материальные основы деятельности ишанов и мулл, власти не позаботились о том, чтобы ослабить их влияние на умы.

Наконец, мало внимания уделялось разъяснению для населения намерений правительства: многие из восставших спокойно подчинились бы указам царя, если бы не идиотские слухи о тотальной мобилизации и отправке на фронт с целью истребить там киргизский народ.

Paveikslėlis

Усилиями популистских политических сил в среде молодых киргизов пестуется однозначное отношение к восстанию

Однако если в управлении краем были допущены ошибки, действия бунтовщиков сложно назвать иначе как чудовищными.

Бунты по всему Туркестану, в особенности же в Семиречье, смело могут быть характеризованы как бессмысленные и беспощадные. Массовое душегубство, люди, отданные на волю толпы, предание огню и мечу целых сёл — все это делает трагедию 1916 года чем угодно, но явно не делом чести, славы, доблести и геройства.

В этой связи трудно понять желание современных киргизских политиков ворошить эту историю. Строительство национальной мифологии на вдрызг проигранном восстании, полном первобытного варварства и расправ над безоружными поселенцами — не самая умная идея.

В массовом убийстве женщин и детей, а затем позорном бегстве при виде воинских команд нет ни чести, ни славы. Надеемся, киргизы это понимают.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 09 Rgs 2016 02:20 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Кровавый закат
Киргизское восстание 1916 года


Евгений Норин

http://sputnikipogrom.com/empire/kyrgyz ... 9HcozXuPU4

Paveikslėlis

Мемориальный комплекс на берегу Иссык-Куля. К столетию восстания в 1916 году власти Киргизии планируют открыть большой памятник «жертвам царизма» в Бишкеке


Paveikslėlis

Символ цивилизации: строительство телеграфной линии Токмак-Пржевальск, 1900 г.



Paveikslėlis

Быт киргизов



Paveikslėlis

Староста Пишкека Илья Федорович Терентьев — знатный купец и пивовар, открывший в городе, среди прочего, первую больницу, аптеку, гимназию, банк, библиотеку, кинотеатр и приют для бездомных. Сегодня из памяти об Илье Федоровиче остался только его полуразрушенный дом, догнивающий в столице независимого Кыргызстана


Paveikslėlis

Пустынные предгорья Иссык-Куля. Пейзажи русского туркестанского фронтира порой неотличимы от фронтира американского — точно такие же пустоши встречали поселенцев на территориях современной Северной и Южной Дакоты, Колорадо, Монтаны и Аризоны



Paveikslėlis

Быт Русского Туркестана (на фото – праздник древонасаждения в Пишпеке).



Paveikslėlis

Paveikslėlis



Paveikslėlis

Семья русских переселенцев в Туркестане, 1911 год (фотография Прокудина-Горского). Такие же семьи на берегу Иссык-Куля вырезали погромщики в 1916 году


Paveikslėlis

Ход восстания в рисунках советских киргизских художников. Обратите внимание на транспарант в руках штурмующих русский город: незамысловатое мифотворчество в действии



Paveikslėlis

Казненные участники погромов и погибшие в горах киргизские беженцы. Фотографий убитых и замученных во время восстания тысяч русских переселенцев не сохранилось


https://youtu.be/x5zVqfPKDvc

В киргизской академической и умеренной политической среде претензии по 1916 году предъявляются к «жестокой царской власти», от которой, как утверждается, страдали и туземцы, и переселенцы



Paveikslėlis

Усилиями популистских политических сил в среде молодых киргизов пестуется однозначное отношение к восстанию

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 3 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007