|
Svetainės tvarkdarys |
|
Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16 Pranešimai: 27145 Miestas: Ignalina
|
Источник - http://tyvanet.com/modules.php?name=Pag ... age&pid=67
Из краткого исторического очерка. Аранчын Ю.Л., доктор исторических наук.
Тува при маньчжуро-китайском господстве и русском протекторате
У кочевых скотоводов, охотников Тувы в течение 2 тыс. н.э. облик хозяйства, быт и культура в условиях больших потрясений, прошедших ураганом по Центральной Азии, почти полностью сохранились в первоначальном виде. Консервативность и преемственность культуры главным образом объясняется закреплением сменившими друг друга завоевателями традиционного способа хозяйствования на основе территориальных расселений племен, хотя многие достижения кочевой цивилизации были растеряны из-за непрерывных войн.
В период маньчжурского ига в Туве господствовали патриархально-феодальные отношения, основанные на крепостном праве и разного рода повинностях. Основными классами тувинского общества были феодалы (удельные князья, чиновники и ламы высшей иерархии), которые верно служили богдыхану, пользуясь его покровительством, владея по воле повелителя лучшими пастбищами и охотничьими угодьями, посевами и основной частью скота, а также эксплуатируемый класс - араты, платившие богдыхану ежегодно в виде албана 9 тыс. соболиных шкурок, налог на содержание чиновничьего аппарата, уртельной и караульной служб, несших на своих плечах тяжесть продуктовой, отработочной и денежной рент. Помимо этого с податного населения собирались ценности в пользу буддийской церкви, а с подчиненных монгольским ханам и нойонам хошунов - скот и пушнина. Эти поборы тяжким бременем ложились на плечи тувинских аратов.
И в то же время следует отметить, что с установлением границы между Китаем и Россией создавались более благоприятные условия для полного слияния родственных западных и восточных тувинских племен в единую народность и оживления хозяйственной и духовной жизни края, именуемого в монголо-маньчжурских документах Урянхаем.
В эпических произведениях тувинского фольклора недаром венцом богатырских подвигов героев является мирное благоденствие и процветание в стране, где живут счастливые люди, обладающие пастбищами с обильным травостоем и водопоем и тучными стадами, не знающие бедности и унижений. Алчности, захватническим вожделениям противопоставляются высокогуманные деяния любимых героев, несущих людям мир и благополучие, утверждающих справедливость, победу добра над злом. Это народная мечта об идеальных героях, могущих влиять на поведение и действия реальных правителей, на их мораль и нравственность.
Маньчжурские власти, используя демилитаризацию русско-китайской границы, изолировали Туву от внешнего мира, запретив всякую торговлю в ней своим и чужим купцам. Разумеется, изолированность края была одной из серьезных причин его отставания, сохранения в незамкнутых форм натурального производства и обмена. Распоряжение богдыхана было продиктовано интересами казны, заключающимися в том, чтобы не допускать купцов любой страны к тувинской пушнине. Но тем не менее в конце ХУIII - первой половине XIX в. самостоятельные кочевые хозяйства Тувы, преимущественно крупные, особенно феодальные, переживали своего рода расцвет, создавали достаток и благополучие на богатой дарами природы земле.
За мирным периодом протяженностью немногим более 100 лет обнаружилось глубокое разложение насквозь пропитанной коррупцией и внутренним разладом системы правления цинов, чем воспользовались европейские державы для вмешательства во внутренние дела цинского Китая.
Пекинский договор 1860 г. предоставил царской России право вести в Северо-Западной Монголии и Урянхайском крае беспрепятственную беспошлинную торговлю и тем самым положил конец изоляции Тувы от остального мира. Торговцы получили право ездить в Китай, Монголию и Туву и свободно продавать, покупать и обменивать там разного рода товары для русских купцов открылся широкий доступ в Туву.
Русские купцы, начавшие свою деятельность в Туве с 1863 г., до конца -XIX в. безраздельно овладели местным рынком, где вели неэквивалентную натуральную, часто долговую торговлю с возрастающими процентами в зависимости от просрочки уплаты долгов за выданные в кредит товары. Скупщики открыто грабили весьма наивных в торговых делах тувинцев, часто прибегая при взыскании долгов к услугам тувинских чиновников, находившихся у них в долгу, спаиваемых и одариваемых ими же. По подсчетам В.И. Дулова, тувинцы ежегодно продавали 10-15 % своего скота.
В результате русский торговый капитал превращал массу аратов в неоплатных должников, пастухов чужих стад, усугублял социальные противоречия в тувинском обществе.
С другой стороны, русские купцы организовывали доходные имения, в которых занимались орошаемым земледелием, промышленным скотоводством и племенным делом. Под их влиянием появилось в местной среде немало предпринимателей, которые разводили скот для сбыта в русских приисках и городах, скупали и продавали пушнину, русские и китайские товары выгодно сбывали своим 'соплеменникам. Таким образом, русский торговый капитал уничтожал местную ограниченность и замкнутость, вовлекая Туву в хозяйственную связь с Россией.
Потянувшийся вслед за торговцами поток русских крестьянских переселенцев имел положительное значение в хозяйственном развитии края, существенно влиял на развитие социальных отношений. Переселенцы в Пий-Хеме, Улуг-Хеме, Каа-Хеме, Хемчике и вдоль северного Танну-Ола построили более 200 поселков, деревень и хуторов, освоили тысячи десятин поливных, богарных и иных земель, где выращивалось продовольственное и товарное зерно, велось доходное скотоводческое и мараловодческое хозяйство. Русские населенные пункты размещались там, где имелись тучные поливные и богарные земли, соседствующие с тайгой. Эти земли приобретались иногда путем захвата, иногда сделки между богатым переселенцем и тувинским чиновником.
Русские крестьяне принесли в Туву более совершенные орудия и навыки труда, новые способы обработки посевов и переработки продуктов животноводства, позаимствовав при этом у тувинцев многовековой опыт хозяйствования в суровых условиях края. Смекалистые и предприимчивые люди здесь быстро обогащались, легко усваивали обычаи и нравы коренного населения, вступая в деловые и дружеские связи с
тувинцами. В хозяйствах зажиточных крестьян и кулаков работали и кормились русские батраки и обнищавшие араты, которые получали плату за свой труд в 2-3 раза меньше, чем первые.
Поощряемая царскими властями политика создания переселенческогo фонда путем вытеснения тувинцев с их земель вызвала впоследствии острые противоречия между переселенцами и местным населением, отвечавшим на случаи обезземеливания их русскими властями массовой потравой хлебов и сенокосов переселенцев, кражами и yгoнами скота. Попытки властей разобраться в причинах этих явлений иположить им конец еще более разжигали вражду, так как при рассмотрении жалоб допускалось явное завышение в оценке потерь от потравы и yгoнa и столь же крупные обсчеты при взыскании стоимости причинeннoгo ущерба в пользу пострадавших.
Кроме тoгo, появились противоречия внутри русскогo населения: между старожилами - крупными собственниками земли и новоселами, которые по прибытии в Туву не могли получить землю и по сути дела оказались в положении безземельных колонистов. Земельный вопрос осложнялся еще и тем, что лучшие поливные земли были в руках землевладельцев из старожильческогo русскогo населения, и по этой причине новосел становился наемным работником крупногo собственника. На почве социальногo неравенства и жестокой эксплуатации батраков и бедняков как из тувинцев, так и из русских назревали условия сложных социальных потрясений в тувинском обществе, все более сраставшемся своими интересами с Россией.
Еще в конце 30-х гoдов XIX в. русские золотоискатели нашли месторождение золота в Сыстыг-Хеме и начали нелегальную eгo разработку. В 70-е гoды, вопреки запретам тувинских и китайских властей, разрабатывались золотые россыпи на Серлиге и Сескиире. Уже в 1883 г. на Серлиге действовало девять приисков, а в 1896 г. - одиннадцать с 500 рабочими. Наряду с русскими в приисках работали и тувинцы, в основном, землекопами и подсобными рабочими. Некоторая часть богатых тувинских предпринимателей выгoдно сбывала свою продукцию на этих приисках, используя острую нужду рабочих в продуктах питания и некоторых товарах. Русско-тувинские связи в этой области еще более расширились к началу ХХ в., когда золотодобыча росла,
двигалась в глубь Тувы, принося большие прибыли и с лихвой покрывая установленный для царской казны сбор. Сыстыг- Хемские и Серлигские прииски к 1881 г. дали, по официальным данным, 446 пудов 21 фунт шлиховогo золота на сумму 9,5 млн руб.
В 1904-1914 гг. в Туве было сделано 454 заявки на золотоносные площади. Разработка золота велась в 29 действующих приисках хищнически: золотодобытчики, будучи неуверенными в завтрашнем дне, стремились как можно больше выбрать золота, не заботясь о тщательной обработке руды, промывке песков. Со всех имеющихся приисков с 1904 по 1914 г. было сдано 1440 пудов золота.
В 1885 г. царские власти с целью урегулирования взаимоотношений русских торгoвцев и тувинцев учредили Усинский пограничный округ, что свидетельствовало о стремлении царизма к экономическому освоению Тувы и закреплению русскогo присутствия в этом стратегически важном районе. Эти действия русских властей в Туве и Монгoлии обусловливались стремлением предотвратить проникновение сюда США, Англии, Японии, Германии и других гocударств, которые действовали за спиной богдыханскогo Китая. Под давлением этих держав маньчжурские власти пытались упрочить свое положение в Туве. В1901 г. китайское правительство разрешило въезд в Туву своим купцам, тем самым отказавшись от своей традиционной политики изоляции Тувы от метрополии.
Получив свободный доступ к тувинскому рынку, китайские купцы стали завозить в Туву дешевые английские и американские ткани. В руках китайских купцов оказался также сбыт таких важных продуктов, как чай и табак.
Китайские купцы гoраздо размашистее, чем русские, применяли долгoвую торгoвлю с нарастающими процентами; при этом, опираясь на маньчжурские и тувинские власти, добивались нещадногo взыскания долгов: должник подвергался побоям, eгo имущество продавалось за бесценок, часть вырученногo шла на уплату долга, другая часть – на "судебные издержки". В случае несостоятельности должника долг взыскивался с родственников или с хошуна, к которому принадлежал должник. Но так как каждая кредитная сделка с удвоением долга в случае просрочки представляла чрезвычайно выгoдную операцию, китайские фирмы охотно взыскивали лишь половину долга, соглашаясь на отсрочку уплаты второй половины. Этот способ давал им возможность держать массу населения в неоплатном долгу и вместе с тем гарантировал получение дешевогo сырья.
С caмогo появления китайской торгoвли в Туве тувинские нойоны и крупныe чиновники стали брать за счет своих хошунов кредиты серебром или товаром у китайских фирм. Подобногo рода кредиты, как известно, не контролировались, расходовались для нужд наезжавших из Монгoлии китайских сановников с их свитами, а также для поездок местных чиновников. Каждый хошун Тувы ежегoдно должен был вносить крупные суммы в кассы фирм в счет погашения так называемогo служебногo долга.
Китайские купцы, появившиеся в крае, затмили дурную славу русских торгoвцев и даже оттеснили их на задний план. Пользуясь правительственным покровительством, а также поддержкой иностранногo капитала (английскогo, американскогo), китайские торгoвцы быстро овладели тувинским рынком, потеснив русскую торгoвлю. За короткое время посредством неслыханногo надувательства, ростовщичества и внеэкономическогo принуждения они присвоили огромное количество скота и многих продуктов apaтскогo хозяйства, способствовали массовому разорению аратов, деградации экономики Тувы, чем ускорили падение режима Цинов в крае.
В период гocподства Цинов разрозненные, экономически и политически слабо связанныe между собой родственно-язычные племена, ранее кочевавшие на пространствах от Алтая до Прихубсугулья , Минусинской котловины до Больших озер и бассеина р. Хомду (Кобдо) Северо-Западной Монгoлии, сосредоточились на современной территории Тувы, за исключением районов Больших озер и Прихубсугулья, образовав тувинскую народность, имеющую развивающуюся самобытную культуру на основе единого тувинского языка.
Проникший в Туву в XIII-XIV вв. ламаизм при маньчжурах глубоко пустил свои корни в тувинскую почву, сросшись с тувинским шаманизмом, представляющим собой систему древних религиозных верований, в основе которой лежит вера в добрых и злых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины леса и воды, небесную сферу и подземный мир, влияющий на жизнь и судьбу каждого человека. Пожалуй, как нигде, в Туве сложился своего рода симбиоз ламаизма и шаманизма. Буддийская церковь не стала применять метод насильственного уничтожения шаманизма; наоборот, она, проявляя терпимость к древним верованиям и обрядам тувинцев, причислила к буддийским богам добрых и злых небесныx божеств, хозяев-духов рек, гор и лесов. К новогоднему местному празднику "шагаа" буддийская церковь приурочила свой "праздник 16 чудес Будды", во время которого, как и прежде, совершались языческие обряды жертвоприношения. Моление духам-хранителям предшествовало молениям в честь высших ламаистских божеств.
Переход на летние кочевья араты издревле отмечали приношениями тенгриям и духам, испрашивая обильные своевременные дожди и теплые дни, сочную траву на пастбищах и хорошие водопои. В это же время монастыри отмечали день рождения Будды, первую стрижку его волос, день смерти и погружения в нирвану. Осенние хуралы в честь начала проповеди Будды совпадали с днями перехода аратских хозяйств на зимние пастбища, когда совершались жертвоприношения тем же небесным божествам и духам местностей с просьбой посодействовать благополучной зимовке скота, а день памяти вероучителя Цзонхавы (23-25-й день первой зимней луны) - с традиционным днем поминовения усопших.
Иногда на лечение больного, отпевание покойного и совершение разного рода обрядов нередко приглашались одновременно и шаман и лама или одно и то же лицо оказывалось и шаманом и ламой; не единичны случаи, когда лама женился на шаманке, а дети шаманов ходили в цepкoвныe школы.
В 22 хурэ (монастырях) служила пятая часть мужского населения. Ламы принадлежали к разным ступеням церковной иерархии и имели возможность путем самосовершенствования подниматься до верхней ступени.
Ламаизм, безусловно, явился надежной опорой феодально-колониальных порядков. Однако нельзя не отметить, что монастыри представляли собой центры оживленных обменов материальными и духовными ценностями, готовили грамотных людей, стремились выработать в массовом сознании тувинцев желание следовать в повседневной жизни определенным морально-этическим нормам. Тувинцы могли ознакомиться с содержанием многих выдающихся произведений индийских, тибетских и монгольских писателей и ученых только через посредство образованных лам из своей среды. Это был чуть ли не единственный источник, который питал тувинский фольклор необычными сюжетами, элементами знаний других народов, демократическими идеями.
Высоко ценились до совершенства отработанные приемы диагностики и лечения, применяемые знатоками тибетской медицины из монастырей. Глубокая вера аратов во всесилие такого лечения исходила из того, что лежащие в основе тибетской медицины знание о цикличности характера жизнедеятельности человеческого организма совпадало с представлениями тувинцев об окружающем мире, о природе.
Наряду с традиционной архитектурой тувинцы освоили церковную архитектуру, овладели профессиями строителей, маляров-художников, краснодеревщиков. Великолепные здания храмов сооружались без единого гвоздя из местного материала под руководством тибетских, китайских и монгольских мастеров наставников. В хурэ создавались библиотеки с богатейшим фондом светских и буддийских книг и рукописей. Чудом уцелели и дошли до нас лишь отдельные фрагментарные рукописи по истории Тувы, написанные, несомненно, в стенах этих монастырей. В хурэ араты впервые встретились с церковными оркестрами и разнообразными масками, использовавшимися для массовых танцевальных действий, мистерий, отражающих древние представления о духах гор, лесов, рек. Все это, естественно, сформировало тувинское народное творчество в области прикладного, музыкального и зрелищного искусства.
До недавних пор принято было считать тувинский народ бесписьменным. Это положение нуждается в уточнении.
Как известно, появление в 1240 г. самого древнего общемонгольского историко-литературного памятника – «Монголын нууц товчиян» (Секретная история монголов) связано с заимствованием древнеуйгурской письменности. С этого времени вплоть до 1921 г. тувинцы входили в состав Монголии и наравне с монголами пользовались старомонгольской письменностью. Часть образованных, монгольским языком тувинцев свободно распоряжались ею, но основная масса населения из-за отсутствия приспособленной к тувинскому языку орфографии не могла ее использовать. По этой причине Н.Н. Попе был разработан в 1930 г. проект тувинской письменности на основе унифицированного новотюркского латинизированного алфавита , распространение и совершенствование которого справедливо связывается с подвижнической ролью А.А. Пальмбаха.
В тувинской народной культуре встречается немало элементов, заимствованных у других народов и претворенных в национально-самобытные формы. И в то же время в ней неизменно присутствуют около 40 видов музыкальных инструментов, древнейший вид певческого искусства «хоомей» с поражающим разнообразием стилей, многожанровый фольклор, в котором представлены эпос, сказки, пословицы, погoворки, загадки, частушки, йерээл (благoпожелания), алгыш (восхваления), каргыш (заклинания). О музыкальности и певческих склонностях, способностях к импровизации и искрящихся озорных пениях тувинцев писали многие исследователи. Крупный знаток музыкальной культуры тувинцев Е.В. Гиппиус подчеркивал, что, "испытав воздействие поэтики, мелодики ладовогo строя, а отчасти и жанров монгoльскогo народногo песенногo искусства последних шести столетий, народное песенное искусство тувинцев претворило это воздействие в новых национально своеобразных формах, не сходных с монгoльскими прототипами (в особенности в ладовом и ритмическом отношениях) .
Следует отметить, что хурэ, как барометр, отражали настроения масс, служили источником крамольных идей. Из ламской среды исходили веселые, ocтpoyмные, полные сарказма шyтки в адрес жадных, глупых, заносчивых чиновников, идеи о судьбах народа и родины, просветительстве и демократизме.
В конце XIX в. Россия как соучастница межимпериалистических сделок в Югo-Восточной Азии и ее сосед Китай, представлявший собой полуколонию западныx держав, были озабочены судьбами сопредельных территорий, приобретенных ими же еще в ХУIII в. военным или мирным путем.
Шертная грамота Алтын-Ханa на имя царя Михаила Федоровича, поданная в 1634 г., а также разменное письмо по случаю подписания Кяхтинскогo догoвора дали основания России поставить вопрос об Урянхайском крае как принадлежащем России. Исторические права России основывались на том, что территория между Саянами и хребтом Танну-Ола, согласно Кяхтинскому догoвору, с ХУII в. Принадлежит России, при этом реки, бегущие на юг, принадлежат Китаю, а реки, бегущие на север, - России. Посему утверждалось, что настоящая граница должна проходить по водоразделу, Т.е. по хребту Танну-Ола.
В начале ХХ в. в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Урянхая, имеющегo исключительно важное для России стратегическое значение. С 1903 по 1911 г. обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым, Ю. Кyшелевым, А. Барановым, В. Родевичем.
После китайской революции 1911 г. создались благoприятныe условия для вхождения Тувы в состав России. В январе 1912 г. амбын-нойон первым обратился к русскому царю с подобным прошением, затем к нему присоединились хемчикский хамбу лама Лопсан-Чамзы, нойон Буян-Бадраху, а затем и другие правители хошунов. Однако царские власти, боясь осложнения отношений с Китаем и европейскими партнерами, промедлили с решением вопроса и только 17 апреля 1914 г. объявили высочайшую волю царя - взять под свое покровительство Урянхайский край.
Присоединение Тувы к России не приняло форму протектората, для этогo были слишком большие препятствия. После длительныx перегoворов между дипломатами России, Китая и Монголии 25 мая 1915 г. было подписано "Трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономной Внешней Монголии". В нем определялось: "Территорию автономной Внешней Монголии составляют согласно 4-й статье нот, обмененных между Россией и Китаем 23 октября 1913 года (5-го числа ll-го месяца 2-го года Китайской республики), области, находившиеся в ведении Китайского амбаня в Урге, цзян-цзюня в Улясутае (выделено нами. - Ю.А.) и китайского амбаня в Кобдо, причем границей с Китаем служат границы четырех аймаков Халхи и Кобдоского округа сопредельных: на востоке - с Хулунбуирским округом, на юге - с Внутренней Монголией, на юго-западе - с Синьцзянской провинцией и на западе - с Алтайским округом.
Формальное разграничение между Китаем и автономной Внешней Монголией будет произведено особой комиссией из делегатов России, Китая и автономной Внешней Монголии, причем к началу работ по разграничению будет приступлено не позже двух лет со дня подписания настоящего соглашения". Из приводимого нами текста 11-й статьи Тройственного соглашения явствует, что Урянхай тройственным соглашением был включен в состав автономной Внешней Монголии.
Кроме того, в Тройственном соглашении признавались автономия Внешней Монголии, Китая и особые права России во Внешней Монголии. Отношения трех государств в связи с Урянхайским вопросом сплелись в новый узел противоречий, определивших для тувинского народа извилистый путь к свободе и национальной независимости, потребовавший в дальнейшем немало жертв и упорства.
Из краткого исторического очерка. Аранчын Ю.Л., доктор исторических наук.
Дата публикации: 13/08/2006
Источник - http://tyvanet.com/modules.php?name=Pag ... age&pid=66
Летопись основных событий истории Тувы с древнейших времен по 1921 год
Из краткого исторического очерка. Аранчын Ю.Л., доктор исторических наук.
Борьба тувинского народа за свободу и независимость
Тувинские араты, находясь под прессом национального и социального гнета, переходили от неорганизованных форм протеста к массовому общенациональному движению. Эта борьба выражалась в самовольном пользовании пастбищами нойонов, угоне скота у богачей, бегстве из сумона или хошуна, неуплате албана, уклонении от различных натуральных повинностей, в нападениях на купеческие караваны и возвращавшихся домой с богатой добычей китайских чиновников. Иногда араты выступали против произвола и насилия тувинских чиновников, поджигая юрты-канцелярии и совершая акты убийства.
Народная память тувинцев хранит имена аратов Сарыг-Самдана и Эрен-хо, которые бежали из своего сумона в горы и оттуда вместе с другими беглецами вели борьбу с нойонами и чиновниками, нападали на купеческие кapaвaны, захватывлии скот у баев и раздавали добычу аратам. Не забыты имена и аратов Ширнена и Сарыг-оола, которые в течение двух лет прятались в горах, совершая набеги на хозяйства правителей хошунов и сумонов. Численность беглецов, называемых в народе кайгалами (удальцами), возрастала по мере разорения относительно самостоятельных аратов и создавали почву для объединения одиночек в группы и образования массового движения.
Аратские выступления в Туве в 70-80-е годы имеют определенные связи с крестьянской войной в Китае и размахом национального движения на его окраинах, охватившего в середине XIX в. весь Китай. Непосредственное воздействие на Туву, несомненно, оказало крупное восстание дунган в районе Улясутая - центра генерал-губернаторства, включавшего в себя и Туву.
Прямым отзвуком восстания дунган явилось выступление тувинцев на Барлыке в 1876 г. против властей, с невероятной жестокостью и быстротой подавленное карателями.
Долговая торговля русских купцов привела к тому, что многие араты Центральной Тувы стали неоплатными должниками, так как теперь их имуществом и ими самими распоряжались купцы. Пользуясь попустительством тувинских властей, кредиторы жестоко преследовали должников, насильственно взыскивали долги, не останавливаясь даже перед открытым грабежом. Неоднократно араты обращались к своим правителям с просьбой оградить их от произвола и грабежа.
Весной 1878 г. среди тувинского населения Хемчика произошли волнения, всерьез перепугавшие торговцев. Купцы требовали от восточно-сибирского генерал-губернатора принять экстренныe меры, направленныe на защиту русской торговли в Туве.
Весной 1883 г. для разбора вышеупомянутых конфликтов и улучшения постановки русской торговли в крае направляется из Иркутска в Туву чиновник особых поручений Осташкин.
В августе 1883 г. прошел русско-тувинский съезд по разбору жалоб сторон, кончившийся тем, что мecтныe чиновники подписали протокол, по которому араты должны были уплатить 29 793 барана за убытки, якобы понесенныe купцами.
Самым крупным восстанием в XIX в. явилось "Алдан дургун" (60 беглецов) в 1883-1885 гг. Поводом для взрыва явилось вероломство ряда хемчикских чиновников. Выдавая себя за заступников беднoты, обижаемой маньчжурскими и монгольскими феодалами, они снаряжали группы "кайгалов" (удальцов) для угона скота из Монголии. Избегая ответственности перед властями за причастность к воровству, они подставили под наказание рядовых участников набегов. На это араты ответили неповиновением, вооруженной борьбой. Восстание охватило всю Западную Туву, серьезно расшатало порядки.
Видя, что хемчикские князья не в состоянии усмирить повстанцев, амбын-нойон Ользий-Очур направил на Хемчик крупный военный отряд. Хорошо обученный отряд карателей быстро рассеял повстанцев в горах, истребил сопротивлявшихся, частью пленил их. После разгрома Восстания было устроено повальное избиение аратов, уничтожены и рассеяны целые aaлы. Большая групп (4 плененныx повстанцев - предводителей движения после суда в Улясутае в марте 1885 г. была казнена.
После суда головы казненныx были повешены на столбах у развилок больших дорог и перевалов для устрашения народа.
Восстание оставило глубокий след в сознании народа, показав бессмысленность изолированногo локальногo движения.
Потрясшая всю Российскую империю первая русская революция 1905-1907 гг. оказала воздействие на ход мировых процессов, отозвалась эхом в борьбе народов Азии. В октябре 1911 г. вспыхнула революция в Китае, свергшая Цинскую династию и провозгласившая буржуазно-демократическую республику. Китайская революция всколыхнула народы Монгoлии, Тувы, послужила гарантом успеха освободительногo движения. Тувинские араты гoрячо подхватили призыв своих соседей принять участие в освобождении Западной Монгoлии от маньчжуро-китайских поработителей. Летом 1912 г. войска Танну-Урянхая влились в ряды монгoльских войск, окруживших гoрод Кобдо. 6 августа 1912 г. объединенные монгoло-тувинские войска штурмовали крепость, и вскоре Кобдо - последний оплот иноземногo гocподства - пал под мощным натиском. Тысяча людей были отмечены наградами за воинские подвиги, и среди них тридцать человека из войск Танну-Урянхая.
В результате объединения борьбы китайскогo народа против Цинской династии с освободительным движениями монгoльскогo и тувинскогo народов было сброшено полуторавековое гocподство богдыхана в Туве. Однако слабая и отсталая в экономическом и политическом отношениях Тува не могла существовать самостоятельно, поэтому совершенно естественно, что она оказалась под протекторатом России.
После объявления протектората России над Тувой Государственная дума 21.06.1914 г. учредила должность комиссара Урянхайскогo края, который в июле 1914 г. привел всех князей хошунов к присяге верности российскому трону. 1 июля всеобщий староста Танну-Урянхая амбын нойон Комбу-Доржу бейли подал письменное ручательство о беспрекословном повиновении и исполнении указаний царских властей с просьбой оставить урянхайскому населению свои обычаи, исповедываемую буддийскую религию, уклад жизни, самоуправление, должности и родные кочевья.
Тувинские нойоны и чиновники с большим подъемом встретили это решение, выразили пожелание 10 тысяч лет благoденствия белому царю, с энтузиазмом встретили вступление России в начавшyюся первую мировую войну, даже собрали некоторые средства для русской армии. Однако нойоны Салчакскогo, Тоджинскогo, Хемчикскогo, чуть позже Ойнарскогo хошунов под влиянием хода перегoворов между Россией, Китаем и Монгoлией в Кяхте, агитации зачастивших в Туву эмиссаров монгoльскогo Богдо-гегэна, а также неудачи русской армии на фронте сочли за благo для себя и своих соплеменников восстановление прежней зависимости Тувы от монархической Монгoлии. Так втягивается Тува в водоворот стремительно меняющихся мировых событий.
После изгнания китайских купцов-ростовщиков из Урянхая тувинским рынком вновь овладели русские торгoвцы. Общий торгoвый оборот в 1916 г. в Урянхае составил 1,062 тыс. руб., в том числе товары, ввезенныe в Туву из России, - 359,7 тыс. руб. (64,6 % вceгo оборота),из Монголии - 196,8 (35,4 %), вывезенныe из Тувы в Россию, 472,2 тыс. руб. (93,5 %), в Монгoлию - 33,3 (6,5 %).
В целях расширения торгoвли в Западной Монгoлии в 1913 г. в Кобдо было организовано товарищество "Бурдуков и КО", которое впервые применило кооперативную форму работы. В 1914 г. товарищество основало фактории в ряде населенныx пунктов Монгoлии. К сожалению, сфера действия товарищества не охватила Туву.
В это время в Туве получила широкое распространение спекулятивная торгoвля, усилившаяся в связи с войной. Комиссар по делам Урянхайскогo края пытался административными и иными мерами остановить процветавmyю спекуляцию, но безуcпешо. Переселенческая организация тоже попыталась противостоять спекулятивной торгoвле, устройством особогo склада по продаже сельскохозяйственныx орудий и товаров. Однако деятельность переселенческогo склада оказалась неэффективной из-за отсутствия налаженной связи с местным рынком, кроме тoгo, переселенческая организация в своей торгoвой деятельности ориентировалась не на рядовых крестьян и аратов, а на крупных предпринимателей, кулаков и зажиточныx крестьян, которым сбывались сельхоз машины и другие товары на льгoтныx условиях.
для развития русско-тувинских торгово-промышленных связей необходимо было ускорить строительство дорог, связывающей Туву с Минусинском, положить телеграфную линию. Строился гoрод Белоцарск (нынe Кызыл) , о чем в 1914 г. "Сельский вестник" писал следующее: "В центре Урянхайскогo края, на узле дорог из России в Монгoлию, при слиянии Большогo и Малогo Енисея с весны текущегo гoда быстро, по-американски, растет гoрод Белоцарск..."
За более чем полвека пребывания русских в Туве возникли вдоль рек Бий-Хем, Каа-Хем, Улуг-Хем, Хемчик, а также северной стороны хребта Танну-Ола 260 оседлых населенных пyнктов, в том числе 44 деревни и поселка.
Обладая большими состояниями и опытом организации высокорентабельных предприятий, русские предприниматели вложили немало средств в сельхозимения и прииски, управляли производством, владели доходными имениями, факториями по закупке скота и пушнины, маральниками, водяными мельницами и маслобойнями, солеварнями, рыболовно-охотничьими угoдьями, где трудились также тувинцы либо по найму, либо по подряду. Все более расширявшиеся и углублявшиеся русско-тувинские связи превращали Туву в частицу общероссийского рынка. При этом все настойчивее теснилось тувинское население с земледельческих, пастбищных, охотничьих угoдий, ущемлялись интересы как рядовых тувинцев, так и нойонов, а значит, и их монгoлокитайских покровителей. Тем самым все туже завязывался узел межгосударственных, межнациональных и межклассовых противоречий.
Принятие Тувой протектората России навсегда связало судьбы тувинскогo народа и народов России, сделало край одним из действующих субъектов развернувшихся в дальнейшем на всей территории России движений и процессов.
После февральской революции в России Временное правительство приняло на себя вce международные обязательства cтapoгo правительства, тем самым признав незыблемость протектората России над Урянхайским краем.
Только Октябрьская революция обеспечила выход страны из истребительной мировой войны, дала рабочему классу 8-часовой рабочий день, крестьянам - землю, провозгласила Декларацию прав народов России, включая и право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Октябрьская революция открыла и тувинскому народу дорогу к свободе и независимости. 18 июня 1918 г. был подписан догoвор о предоставлении Туве права на самоопределение, о дружбе и о взаимопомощи русского и тувинскогo народов. Однако же этот догoвор породил надежду для тех, кто хотел бы использовать eгo как средство изоляции Тувы от революционной России, как способ сохранения феодальных порядков и возвращения прежних связей с теократической Монгoлией.
Подлинное значение этогo догoвора раскрылось перед Тувой в период гражданской войны.
Население Тувы в 1918-1921 гг. сполна иcпытало на себе произвол и насилие и колчаковцев, и оккупационныx китайских и монгoльских отрядов. Восстание хемчикских аратов против колчаковщины (1919 г.), появление партизанских отрядов, помощь партизанской армии П.Е. Щетинкина и А.Д. Кравченко (июль - август 1919 г.) и объединенному отряду С.К. Кочетова явились важнейшими вехами национально-освободительногo движения тувинцев.
О том, насколько противоречивая ситуация сложилась в Урянхае и чем она грозила к моменту прибытия сибирской партизанской армии, П.Е. Щетинкин писал: "Япония... может обращаться к урянхайскому делу в качестве покровительницы Монгoлии... Могут быть иные причины, в силу которых международный капитал будет считать себя вправе вмешиваться в урянхайские дела. Капитал, раздавленный в России, может взять реванш в Урянхае". В самом деле, Япония не безучастия США и других держав, рассматривавшая Монгoлию как один из плацдармов борьбы с Советской Россией, выдвинула идею "Великогo Монгoльскогo государства", руками китайских милитаристов ликвидировала в 1919 г. автономию Внешней Монгoлии, организовала вторжение в Монгoлию отрядов барона Унгерна, стянула меркуловские банды в Приморье, сосредоточила войска Чжан Цзолиня в районе Хайлара, демонстрируя пoдгoтoвку похода в Монгoлию и угрожая войной Дальневосточной республике.
Стремясь избежать военнoгo конфликта с Японией, придерживаясь Политики установления дружественной связи с Китаем, правительство Советской России во главе с В.И. Лениным активно искало пути выхода из этой ситуации. После краха колчаковщины советское правительство направило в Туву Особоуполномоченногo РСФСР по делам Урянхая комиссара А.И. Кашникова для ведения переговоров с представителями Китая и Монголии в лице глав оккупационных отрядов. В переговорах, состоявшихся 16-18 мая 1920 г. в пос. Баян-кол, участвовали от РСФСР А.И. Кашников (особоуполномоченный комиссар, руководитель), начальник гарнизона с.Усинского С.П. Рутес, председатель Усинского волревкома И.Г. Суслов, представитель Центросоюза В.А. Мозгалевский, председатель Комиссии по делам русских в Монголии Г.А. Старков, представитель русско-монгольской продэкспедиции М. Скобеев; от Китая комиссар Ян Шичао; от Монголии князь Жамсаран бейс, чиновники Лувсандаш-мэйрин и Нарийнорхи-залан и переводчик-секретарь Лувсаносор. Переговоры велись представителями трех государств по образцу переговоров в Кяхте в 1914-1915 гг., когда не допускались тувинские нойоны. Об этом, в частности, свидетельствует заявление Жамсарана в беседе с С.П. Рутесом: "7 лет назад в Кяхте между Россией и Монголией условлено, что границы государств должны быть прежними, но, несмотря на это, русское правительство все же заняло силой Урянхай, ввело в него вооруженные силы и от объяснений всяких отказалось. Теперь же в Урянхае восстановлена монгольская власть,,.
На переговорах обсуждались вопросы о мерах по обеспечению правопорядка в Урянхае как нейтральной зоне, налаживании в нем торговли, соблюдении интересов русского и тувинского населения. Китайский комиссар не имел принципиальных возражений против предложений А.И. Кашникова. Однако в условиях наплыва остатков белогвардейцев в Туву и Монголию верить в искренность заверений Ян Шичао было трудно. В докладной .записке А.И. Кашникова говорилось: "Китайцы смотрят на Россию как на завоевательницу бесспорно им принадлежащего Урянхайского края, включающего в себя по северной границе Усинскую волость.
Русские себя так плохо зарекомендовали здесь, что оттолкнули от себя урянхайское (сойотское) население, которое видит теперь в нас похитителей их земли, своих поработителей и угнетателей. В этом отношении ясно, что китайцы встретили для себя готовую почву для конкуренции с русскими, но сами же затем встали на положение русских, когда присоединили к себе Монголию и стали сами хозяйничать.
Урянхи тяготеют к Монголии, а Монголия, попав в лапы Китаю, держит курс на Россию. Создалась таким образом запутанная обстановка, но вполне ясная картина: русских грабили урянхи, вытуривая со своей земли, русских выживали и китайцы, радуясь каждому беженцу и думая этим ликвидировать споры об Урянхае". А.И. Кашников впервые высказывет идею о возможности создания тувинского государства, которое бы навсегда сняло пресловутый Урянхайский вопрос.
После тревожного лета в конце октября 1920 г. на делегацию во главе с особоуполномоченным Сибревкома И.Г. Сафьяновым, приехавшую в район Баян-Кола для переговоров, был обрушен внезапный удар тысячного отряда китайских милитаристов. Небольшой отряд красноармейцев отражал в течение дня многократные атаки и обеспечил к ночи отход делегации в с. Атамановку.
В октябре 1920 г. в пределы Внешней Монголии вступил японский ставленник барон Р..Ф. Унгерн фон Штернберг. 4 февраля 1921 г., опираясь на поддержку монгольских феодалов, он захватил г. Ургу. 15 февраля Унгерн возвел богдо-гэгэна на трон хана Монголии. От имени богдо-гэгэна Унгерн назначил Казанцева "командующим всеми войсками Урянхая", разослал предписания тувинским нойонам оказывать ему всяческое содействие ввиду широкого плана выступления против Красной Армии в Приморье и по всей монгольской границе.
Ввиду этой реальной угрозы Сиббюро РКП(б) в конце 1920 г. просило Советское правительство разрешить ввести в Туву подразделения Красной Армии. В это же время Политбюро ЦК ВКП (б) рассматривает вопрос об Урянхае, связывая его решение с важным значением восточной политики правительства РСФСР. При этом учитывали следующие соображения, содержавшиеся в письме Сиббюро ЦКРКП(б) в ЦК ВКП(б) от 16.09.1920 г. "Об условиях, постановке и задачах революционной работы на Дальнем Востоке": "...надо полагать, что советская дипломатия, памятуя об общем направлении и характере политики Пекинского правительства, сумеет проявить должную твердость и осторожность в своих переговорах с Пекином. И эта тактика и позиция советской дипломатии по отношению к Пекину становится тем более необходимой и единственно целесообразной, если мы примем во внимание, что у Советской России, несмотря ни на что, все же имеются кое-какие серьезные дипломатические козыри против Пекина, возьмем хотя бы тот же Урянхайский вопрос. Богатейший Урянхайский край, аннексированный самым бесцеремонным образом царским правительством у автономной Внешней Монголии, явится в ближайшем будущем довольно серьезной основой для дипломатической торговли и объектом привлечения симпатии монгольских революционеров и патриотов к Советской России.
И поэтому, пока край не занят китайскими войсками, и должны быть приняты немедленно же меры по установлению тесного контакта с урянхайцами и изоляции их от китайцев. Необходимо дать понять урянхайцам, что революционная Россия защищает их самобытность и свободу от китайских реакционеров, насильственно захвативших автономную Монголию, что край будет присоединен к Монголии, как только последняя вернет свое автономное правление.
Параллельно с этими мерами урянхайцам должна быть предоставлена полная свобода самоуправления, необходимо уговорить урянхайцев организовать небольшое войско для самообороны и оказать им Помощь вооружением и дать, если будет возможность и согласие на то самих урянхайцев, инструкторов для организации и обучения урянхайского войска, вместе с тем из Урянхайского края должны быть немедленно убраны русские административные учреждения по управлению краем и купцы, насажденные царским правительством при Колчаке, с одновременным официальным сообщением о том, что урянхайцам будет установлена небольшая плата за земли, занимаемые русскими колонистами в пользу урянхайскогo правления.
Помимо своегo политическогo значения Урянхайский край имеет немаловажное экономическое значение для России, особенно в настоящий момент край богат скотом, пушниной, рыбой и золотом. А посему в крае должна быть немедленно установлена меновая торгoвля и торгoвля на серебряную валюту или на романовки при посредстве кооперативов. Такая торгoвля значительно усилит наши истощенные сырьевые и пищевые ресурсы. В заключение мы скажем, что последовательное проведение указанной выше политики в Урянхае будет иметь огромное агитационное значение для соседней Монгoлии..."
Этот план, одобренный Политбюро ЦК РКП (б), долгoе время определял политику в Туве.
4 января 1921 г. пленум ЦК РКП (б) при участии в.и. Ленина рассмотрел вопрос о борьбе с находящимися в Туве белогвардейскими отрядами. Вскоре в Туву вводятся подразделения 352 и 440 полков Красной Армии и направляются инструкторы в русские поселки для организации ревкомов (органов Советской власти).
В это время разрасталось освободительное движение монгoльcкогo народа, которое вдохновляло тувинских аратов, облегчало условия их борьбы. Молодая монгoльcкая армия под командованием д. Сухэ-Батора одержала важную победу, разгромив китайские части на Алтан-Булаке. Вслед за этим тувинские отряды партизан внезапными налетами полностью ликвидировали китайские оккупационныe отряды в Шагoнаре и Чадане. Но банды Унгерна, Кайгoродова и Бакича угрожали превратить Монгoлию и Туву в плацдарм войны против РСФСР в целях отторжения Восточной Сибири и Дальнегo Востока от России.
В связи с нависшей над Монгoлией опасностью 10 апреля 1921 г. монгoльские революционные лидеры обратились к правительству РСФСР с просьбой ввести советские войска в пределы Внешней Монголии для ликвидации в ней белогвардейских банд. Правительство РСФСР незамедлительно приступило к тщательной подгoтoвке монгoльской операции.
В мае 1921 г. по просьбе военных властей Тарбагатайскогo округа войска Туркестанскогo фронта вступили в пределы китайской провинции Синьцзян с целью ликвидации бежавших сюда в 1920 г. банд Бакича и Новикова, захвативших ряд населенных пунктов. В конце мая - начале июня советские войска в основном очистили Тарбагатайский округ от белогвардейцев, выбили в Шара-Сумэнский (Алтайский) округ отряды Бакича из "Чугучакскогo логoвища", расположенногo у границы и питавшегo контрреволюцию в Семиречье. Военные власти Тарбагатая, отмечая в высшей степени гуманность, справедливость и понимание своей миссии воинами Красной Армии, выражали ей глубокую благoдарность за освобождение Тарбагатайскогo округа от белогвардейцев. В то же время некоторые революционно настроенные группы Синьцзяна, стремившиеся сбросить режим китайских милитаристов, выдвинули идею создания Кашгарской и Джунгарской республик и просили Турккомиссию (э. Рудзутак) поддержать их. На запрос Турккомиссии по данному вопросу Наркоминдел Г.В. Чичерин 17 июня 1920 г. телеграфировал, что образование самостоятельных Кашгарской и Джунгарской республик будет иметь отрицательные последствия. "Ввиду нашей общей политики дружбы с Китаем и наших расчетов на китайскую демократию, - напоминал Г.В. Чичерин, - мы должны стараться соблюдать хорошие отношения с китайскими властями. Политбюро приняло отрицательное решение на Ваше предложение".
Другая ситуация сложилась в отношении Монгoлии. 26 июня 1921 г. власти Синьцзяна просили вновь ввести на территорию провинции советские войска. В это время из-за операций против басмачей в Туркестане и против унгерновских банд в Монгoлии командование Красной Армии не имело никаких резервов для выделения необходимогo воинскогo контингента. 27 июля 1921 г. начальник штаба РККА П.А. Лебедев писал Г.В. Чичерину, что операцию против Бакича силами Туркфронта продолжать не представляется возможным, а для Красной Армии в Сибири она также затруднена в связи с операциями во Внешней Монгoлии.
В конце июня 1921 г. вступил в пределы Внешней Монголии экспедиционный корпус Красной Армии, кроме тогo, начали военные действия сводные советско-монгoльcкие отряды особогo назначения, сформированные под руководством латышскогo революционера Карла Нэкуиде (Байкалова) и калмыка Карди Канукова.
Однако монгoльcким операциям Красной Армии предшествовали схватки с унгерновцами в Урянхае. 23 мая 1921 г. в местности Тарлaшкын был наголову разбит объединенным партизанским отрядом С.К. Кочетова вышедший из Монгoлии крупный отряд yнгepнoвцeв, а в Чадане - тувинскими аратами второй отряд этой же колонны, возглавляемой "главнокомандующим всеми войсками Урянхая" Казанцевым.
Войска Монгoльcкой Народной армии совместно с экспедиционным корпусом Красной Армии в конце июня - начале июля развернули успешное наступление против Унгepнa в направлении Урги. 6 июля войска союзников вступили в столицу Монгoлии. В связи с победой над китайскими милитаристами на Алтан-Булаке и унгерновщиной перед монгольским народом открылась возможность распоряжаться своей судьбой. 11 июля 1921 г. была провозглашена независимая Монгoльская республика во главе с ограниченным монархом богдо-гэгэном. На митинге по этому случаю Д. Сухэ-Батор заявил: "Представители аратства с помощью великогo Советского государства разгромили иностранных захватчиков и вернули независимость своей родине...
Прибывшее в Ургу Народное правительство могло действовать по-революционному. Но, принимая во внимание, что вы, ламы и князья не сопротивлялись, а также учитывая положение в стране, правительство решило установить насадную власть, провозгласив богдо-гэгэна ограниченным монархом..."
К июлю 1921 г. обстановка в Туве характеризовалась пробуждением политической активности широких аратских масс, твердым стремлением народа к национальной свободе.
Во время переговоров между представителями двух хемчикских хошунов и русской делегацией 25-26 июня 1921 г. была достигнута договоренность о суверенитете Урянхая, о сохранении некоторых форм самобытного правления, о покровительстве со стороны РСФСР в международных делах, о защите края от покушений извне, о сдаче отобранного тувинскими аратами у казанцевских банд оружия советским властям, о налаживании нормальной торговли в Урянхае с обращением русских и китайских денег с последующим обменом их в виде товаров или золота, наконец, о созывe всетувинского хурала девяти хошунов.
13-16 августа 1921 г. в местности Суг-Бажи (нынеe с. Кочетово) проходил Всетувинский Учредительный Хурал, в работе которого принимали участие от Бейси-хошуна: нойон Чымба-бейси, Ананды-туслагчи (хертексумон),Шагаачы-мейрен (кыргыссумон),Сонам-Байырзахирагчи (кыpгыc сумон) , Балган-зайсан (кыpгыc сумон) , Сонамзахирагчи (тюлюш сумон), Баазан-Ху-залан (тюлюш сумон), Сюрунмей-хиа (тюлюш сумон), Борбак-оол-захирагчи (тумат сумон) , Байырзайсан (долаан сумон) , Кaлыншай-демчи (долаан сумон) , Саая-зайсан(улуг-тюлюш сумон) , Тыкыр-залан (улуг-тюлюш сумон) , Йосуту-мейрен (салчак сумон), Дондуп-дзанги (кужугет сумон), Серен-Дондуп-мейрен (чаатыдонгaк сумон) , Балчыр-зайсан (сат сумон) , Седенчап демчи (куулар сумон) , Тювендей-залан (чааты-донгaк сумон) , Дондуп-мейрен (чааты-донгак сумон); от Да-хошуна: тушээ-гун нойон БуянБадыргы (монгyш сумон) , Бадыргы-захирагчи (Mонгyш сумон) , Нарамандыгы захирагчии (ондар сумон) , Кижээ-занги (ондар сумон) , Назыты-захирагчи (улуг-ооржак сумон) , Байыкьглан-захирагчи (кара-монгуш сумон) , Делгер-занm (улуг-ховалыг сумон) , Седен-залан (улуг-ховалыг сумон) , Баян-занm (биче-ооржак сумон) , Байыскылан-хундуy (саая сумон) ; от Маады-хошуна: Лопсан-Осур-захирагчи (маады сумон), Сайын-Белек-захирагчи (маады сумон), Сосор-Барма-хунду (чооду сумон); от Тоджа-хошуна: Лопсан-мейрен (кол сумон), Дуганчыгэсгуй (от Ак-чогда сумона); от Шальпс-хошуна: Чамзырай-захирагчи(шалык сумон) ; от Салчак-хошуна: Конгa-захирагчи (салчак сумон), Довуу-занги (салчак сумон) , Пюрбю-залан (салчак сумон) , Чамзы-мейрен (KЫpгыc сумон) , Допчут-мейрен (кыpгыc сумон) , Чанзан-мейрен(бай-кара сумон), Паа-мейрен (бай-кара сумон), Калчан-хунду (байкара сумон) , Сюрун-залан (холь сумон) ; от Оюннарского хошуна: нойон Ажыкай-бейси (оюн сумон), Дарыма-тусалагчи (оюн сумон) , Демир-захи'рагчи (оюн сумон) , Сундуй-захирагчи (оюн сумон) , Оруйгу-занги (оюн сумон) , Чыргалан-гелун (оюн сумон) , Монгe-хошун-залан (оюн сумон), Манааракай-мейрен (оюн сумон), Саа-Ху-мейрен(оюн сумон) , Чапсарай-хунду (оюн сумон) , майындыдаргаa (оюн суМОН), Дангай-ху-дарга (оюн сумон) , Натпит-дарга (оюн сумон) , КараБаштыг-дарга (оюн сумон) , Сарыг-захирагчи (оюн сумон) , Шывак-мейрен (иргит СУМОн), Tyмен-назыты (чооду сумон) , Даа-Хелин (оюн сумон) , а также от Советской России: и.г. Сафьянов (Особоуполномоченный Сибревкома), г.я. Стрелков (председатель Урянхайского крайревкома), Ф. Сухорослов (товарищ председателя крайревкома), Я.С. Чугунов (военный комиссар), С.К. Кочетов (командир объединенного партизанского отряда Тувы), А.П. Квитный (начальник штабапартизанского отряда), П.С. Медведев (заведующий дипломатическимотделом Особоуполномоченного Сибревкома), М.М. Терентьев (1С1енКрайоргбюро РКП (б) и делегаты ХН съезда Крайсовета Советской колонии в Урянхае: Лидии, А.М. Сафьянова, А.Г. Старков, М.Г. Гурков, А.С. Завьялов, Макаров, Кирьянов, Т.Н. Власов, Сухомлинов, В. Путинцев, делегации от народно-революционной Монголии: представитель Народного правительства Монголии Шагдаржав, представитель Дальневосточного секретариата Коминтерна по Западной Монголии Цивэнжапов, уполномоченные Монгольской Нарревпартии поЗападной Монголии Мартинелли, Боровиков; от группы корейцев, проживающих в Урянхае: доктор Цой.
В президиум Всетувинского Учредительного Хурала избрали нойона Буян-Бадыргы тyшээ-гун - председателем, помощника амбын-нойона Сотнам-Балчыр-бейли Дарыма-тусалакчи - секретарем; членами: Ананды-тусалакчи (помощника тушээ-гун-нойона Буян-Бадыргы), Сайын-Белек-захирагчи, Назыты захирагчи, Лопсан-мейрена, Конга-захирагчи, Чалзырай-захирагчи, бейси нойона Ажыкая, бейси нойона Чымба, Лопсан-Осура-захирагчи.
Откpыв Хурал приветственной речью, И.Г. Сафьянов предложил принять выработанный русской делегацией порядок дня. После небольшого обсуждения утверждается повестка работы Учредительного Хурала из 26 вопросов. 1. Информация о политическом положении во всем мире, России, Монгoлии и Танну-Туве. 2. Самоопределение Танну- Тувы. 3. О равноправии граждан Танну- Тувы. 4. Народное образование. 5. Религия и права духовенства. 6. Медицина. 7. Экономическое возрождение Танну-Тувы. 8. О правосудии. 9. О защите границ. 10. Реорганизация власти в сумоне, хошуне и во всей стране. 11. Выборы правительств Танну-Тувы. 12. Выборы Советов хошунов и сумонов. 13. Выборы народного суда. 14. Об отдельных хошунах и сумонах, не Принявших участия в Хурале. 15. Об объединении Ойнарского и других хошунов. 16. Местопребывание правительства Танну-Тувы. 17. Отношение Танну:-Тувы к Советской России. 18. Отношение Танну-Тувы к Монголии. 19. Взаимоотношение Танну-Тувы с русской Советской Колонией Урянхая. 20. О заселении Урянхая новыми русскими колонистами. 21. Концессии на ископаемые всех видов, на рыболовны,' звериный' лесной и другие промыслы. 22. О выселении колонистов. 23. О спорных русско-тувинских делах. 24. О торговле. 25. земельный вопрос. 26. Текущие дела: а) о городьбе покосов и пашен; б) порядок обследования потрав; в) меры борьбы с воровством, кроме судебного наказания; г) запрещение чаcтныx сделок между урянхами и русскими на землю и покосы; д) о прав е пребывания граждан Кореи на территории Танну- Тувы и е) о всеобщем празднике в честь самоопределения Танну- Тувы.
Всетувинский Хурал приветствовали от крайревкома Г.Я. Стрелков, от Красной Армии Советской России - комиссар Я.С. Чугунов, отрусских женщин - А.М. Сафьянова, от РКП(б) - М.М. Терентьев, от Монголии - Шагдаржав, от красных партизан Тувы - С.К. Кочетов, от русскогo населения Урянхая - М.Г. Гурков, от корейцев - доктор Цой.
Выражая глубокую признательность свoeгo народа за приветствия и поддержку, тyшээ-гун-нойон Буян-Бадыргы подчеркивал, что "до сегo времени как русские белые, так и китайцы всячески притесняли танну-тувинский народ. И только теперь впервые, с появлением в Урянхае новогo советскою закона и приездом представителя Сибревкома тов. Сафьянова, бесправному положению Танну- Тувы приходит конец.
Те насилия и муки, которые нам несли в свое время старая царская Россия, Китай и Монголия, больше не будут иметь места, и Танну- Тува Улус получает теперь возможность устраивать свою жизнь по-новому, чтобы она была свободной и радостной".
По окончании приветствий П.С. Медведев поименно представляет членов Советской делегации; им предоставляется право решающегo гoлоса, в состав Президиума включаются И.Г. Сафьянов, Г.Я. Стрелков, М.Г. Гурков, Я.С. Чугунов И П.С. Медведев. Учредительный Хурал велся на тувинском и монгoльском языках.
После утверждения порядка дня по предложению И.Г. Сафьянова рассматриваются вопросы о явке на Хурал отсутствующих нойонов. Хурал объявил присутствие тоджинскогo нойона Томута на Учредительном Хурале необязательным; кроме тoгo, постановил о немедленном прибытии амбын нойона Сотнам-Балчыра-бейли в Суг-Бажы.
14 августа 1921 г. Всетувинский Учредительный Хурал заслушал доклад Г.Я. Стрелкова "О международном положении во всем мире", содоклады Цивенжапова о революционном движении в Монгoлии, П.С. Медведева - о событиях в Урянхае и принял резолюцию об установлении в стране новогo порядка и новой народной власти.
При обсуждении вопроса о самоопределении Танну-Тува Улус (народа Урянхая) разгорелась дискуссия по вопросу об отношении Танну-Тувы к Советской России и народно-революционной Монгoлии. Представитель Тоджа хошуна Лопсан-мейрен заявил, что они, тоджинцы хотели бы для себя и для других хошунов власти Монгoльскогo Святогo, к которому поехал сейчас их нойон Томут. Данное заявление, как нам представляется, отражало не только рeлигиозную тягу к Монгoлии, но еще и попытку не. допустить разрыва этнических связей восточных тувинцев с населением Прихубсугулья, где жили родственные тувинцам племена соян, кыpгыз, кара-дархат, хоо-дархат, шал-дархат, сарыглар,биче-сарыглар,ак-куулар,кызыл-куулар,кара-куулар, хойук, иргит, хертек, сарыгарp и аданха-урианхай.
Большинство делегатов высказало мнение, что Танну-Тува должна вести свои внутренние дела самостоятельно, а международные – под покровительством Советской России. Монгoльский представитель Шагдаржав никак не хотел, чтобы Урянхай навсегда ушел из состава Монгoлии, бесцеремонно заявил о том, что тувинцы якобы монгoлы ипотому должны подчиняться Монгoлии. А Буян-Бадыргы вынужден был разъяснить, что и решение о самостоятельности Танну-Тувы не решает еще вопроса о том, какое покровительство ей нужно на международной арене.
От имени двух хемчикских хошунов Ананды-тусалагчи высказали мнение, поддержанное представителями Ойнарскогo, Салчакскогo, Тоджинскогo и Шалык хошунов, что Тува в международных делах должнаиметь покровительство Советской России.
Всетувинский Хурал единогласно принял постановление о том, что "Народная Республика Танну-Тува является свободным, ни от когo независящим в своих внутренних делах гocударством свободногo народа. В международных же сношениях Республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики".
После этогo Буян-Бадыргы попытался освободиться от опеки русской делегации, заявив: "Мне кажется, что, решив самый главный для нас вопрос о самоопределении с помощью представителей Советской России, в решении всех других вопросов необходимо предоставить полную самостоятельность представителям Танну-Тувы, так как они знают свою жизнь и обычаи и, руководствуясь многoлетним опытом, решат их более правильно". Из этой попытки ничегo не вышло, да и вряд ли кто осмелился бы идти против решения Учредительногo Хурала о предоставлении всем членам Советской делегации права решающегo гoлоса.
Таким образом, 14 августа 1921 г. была провозглашена Танну-Тувинская Народная Республика, и на политической карте Азии появилось еще одно новое суверенное гocударство.
15 августа 1921 г. после взаимных консультаций и обмена мнениями Хурал постатейно принимает Конституцию Республики Танну-Тува.
Идя навстречу пожеланиям Хурала, И. Сафьянов вносит предложение заменить монгoльский этноним "урянхи" этнонимом "танну-тува улус", Т.е. самоназванием. После обсуждения съезд единогласнопринял это предложение. Кроме тoгo, Демир-захирагчи из Ойнарскогo хошуна внес дополнение отменить также наименование "сойоты" , что и было принято.
Всетувинский Учредительный Хурал принял очень важный акт, вернув народу древний этноним предков "тубо", "тыва" в виде самоназвания "танну-тува" или "тангды-тыва (зы)", а также дав eгo названию новогo суверенного гocударства. Что касается интерпретации некоторыми участниками Хурала этнонимов "урянхай", "сойот", то ее Ошибочность не вызывает сомнения, поэтому решение об их отмене представляет собой дань крайней революционности в вопросах истории и культуры, характерной для того времени.
Хурал одобрил предложение Буян-Бадыргы включить в Центральный Совет (Танну-Тувинское Временное народно-революционное правительство) по одному из представителей хошунов, из которых Учредительный Хурал должен выбрать председателя правительства; кроме того, вопрос о территориальном отчуждении Хазут-хошуна и об объединении сумонов Шалык и Сартул в Шалык-Сартульский хошун.
Как известно, район Прихубсугулья с его преимущественно тувинским населением никогда не принадлежал халхаским аймакам, а подчинялся Улясутайскому цзянь-цзюню и Всеобщему старосте Урянхая амбын нойону, потому на карте Монголии до 1921 г. отмечался как "Хувьсгулын хязгаар", т.е. "Копсе- Хольская граница".
На Всетувинском Учредительном Хурале по предложению Буян-Бадыргы принимается следующее весьма странное постановление: "Хазутский хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну- Тува, а Шалык и Сартул, состоящие только из двух сумонов, объединить в один хошун Шалык-Сартульский". Почему-то участники Хурала при решении этого вопроса не исходили из того бесспорного факта, что территория Хазут-хошуна, являющаяся сопредельной частью Восточной Тувы, издревле была заселена тюркоязычными племенами тубо и тумат, позже, с XVI в., - саянцами (соянами), иргитами, донгаками, кууларами, кыргызами, урянхайцами, дархатами и т.п., образовавшими в 1760 г. отдельный хошун копсе-хольских урянхов, именуемый обычно монголами "Урианхайи бугдэ". Отказ от соплеменников и земель Прихубсугулья, возможно, был уступкой монгольским притязаниям на Туву, залогом надежды тувинских нойонов на воссоединение Тувы с Монголией в будущем.
Хурал избрал Центральный Совет в следующем составе: председатель - Сотнам-Балчыра амбын-бейли, члены - нойон Буян-Бадыргы тушээ-гуна, нойон Чымба-бейси, нойон Томут-гуна, нойон Дамдын-гуна, Лопсан-Осур-захирагчи и Ензак-захирагчи.
Далее Хурал передал вопрос о выборах Советов в хошунах и сумонах в ведение хошунных и сумонных хуралов и определил местопребыванием Центрального Совета местность Хем-Белдир~ (местослияния рек Каа-Хем и Бий-Хем), т.е. около Кызыла, где для правительства Танну-Тува отводятся два здания.
Обсудив вопрос о Народном суде, Хурал постановил возложить судебные функции на должностных лиц, коллективы и советы хошунов и сумонов. Хурал также принял решение объединить все сумоны Ойнарского хошуна в один хошун.
О взаимоотношениях с Русской советской колонией Хурал принял следующее постановление: "Находящееся на территории Танну-Тува русское население в количестве 10300 человек считается Русской советской автономной колонией, живущей по Конституции Советской России и ей непосредственно подчиненной. Колония в своих отношениях с правительством Танну-Тувы обращается к представителю Советской России, и все дела общего характера решаются при его посредстве". '
По вопросу о новом заселении края русскими колонистами Хурал постановил, что на территории, занимаемой 38 поселками русских колонистов, новых заселений на новых землях не разрешать, кроме района р. Шагонар, где отводятся новые земельные участки для двухсот партизанских хозяйств.
16 августа 1921 г. Всетувинский Учредительный Хурал рассмотрел вопрос о концессиях, решив предоставить право на разработку полезных ископаемых исключительно Советской России, а также право на ведение лесных, рыбных и звериных промыслов на территории Танну- Тувы только гражданам Русской советской колонии на основе специально разработанных условий.
Хурал принял решение о выселении с территории Танну-Тувы лиц, уличенных в содействии белогвардейцам, как врагов Советской России и Танну-Тувы, о прекращении исков по делам, возникшим до 16 августа 1921' г., о возвращении лошадей, взятых под воинские партизанские подводы со дня образования крайревкома (25 июля 1921 г.), и возмещении стоимости взятого у населения продовольствия. Хурал пришел квыводу,' что в будущем все дела спорного характера должны решаться смешанной комиссией из уполномоченных правительств РСФСР и Танну-Тувы.
Всетувинский Учредительный Хурал, обсудив доклад И.Г. Сафьянова "О торговле", решил принять за основу соглашение хемчикскиххошунов С представительством Советской России о торговле со следующими дополнениями: 1. Кроме товаров, обозначенных в Хемчикском договоре, внештopг должен еще отпустить представителям хошунов исумонов огнестрельные припасы в кредит на пушнину. 2. Танну-Тува обязуется оказывать при сдаче пушнины за наличный расчет предпочтение Советской России перед всеми другими покупателями. 3. Для развития торговли в других хошунах должны быть образованы торговые склады - Центральный в Кызыле и районные - в Туране, Самагалтае, Дерзиге и Тора- Хеме.
По заявлению Буян-Бадыргы об участившихся случаях самоуправства было принято постановление, что отныне всякие самоуправства на территории Танну- Тувы будут преследоваться самым строгим образом.
В своем докладе "о пользовании русскими колонистами землей и лесом" Буян-Бадыргы потребовал, чтобы пахотные и сенокосные угодья, занимаемые русскими колонистами, были строго ограничены и за пользование ими уплачивалась арендная плата с десятины, а за сенокосные угодья - с количества накошенного сена. После обсуждения было решено не взимать с русской колонии аренду за пользование землей и лесом, а русская делегация обязалась заготовить в Кызыле на1921 г. для правительства Танну-Тувы 900 пудов муки, 300 копен сенаи 24 сажени дров, что и будет считаться налогом, уплаченным за текущий год.
Хурал решал еще вопросы о городьбе пашен и покосов и их сторожевой охране, о недопущении потрав загороженных пашен, а также о мерах борьбы с воровством и об ужесточении мер воздействия к ворам-рецидивистам.
Под давлением представителей трех хошунов Хурал придал принципиальный характер вопросу о праве пребывания подданных Кореи на территории Танну-Тувы. Невзирая на попытки Цоя и Стрелкова объяснить причины, побудившие корейцев рассеяться по всей Азии, было принято решение "предложить корейцам, живущим на территории Танну- Тувы, выехать из Танну-Тувы".
Хурал передал вопрос о проведении праздника в честь самоопределения Танну- Тувы на рассмотрение пленума Центральною Совета, первое заседание которою решено бьшо провести 3 октября 1921 г.
Другие темы в сайте:
Каменный век Брозовый век "Скифское" время Период хунну Древнетюркский пероид Государственный деятель:Монгуш Буян-Бадыргы Буддизм в период существования ТНР (1921-1944 гг.) Племена Тувы в раннефеодальный период Тува при маньчжуро-китайском господстве и русском протекторате
_________________ Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.
Paskutinį kartą redagavo Žygeivis 21 Lap 2007 20:49. Iš viso redaguota 1 kartą.
|
|