*****************************************************************************************
Источник - О Литве - NewsLitvahttp://www.newslitva.lt/index.php?cid=36
Литовские караимы Караимы - отделившаяся в XIII веке от ортодоксального иудаизма община, не признающая Талмуд, - являются самым экзотическим этносом Литвы. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка.
Князь Витовт перевез 383 караимские семьи из крымского похода, сформировав из них личную охрану, - их потомки до сих пор живут в Тракае.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник - Meeting.lt Тракайhttp://www.meeting.lt/Lithuania/trakai.php Караимы исповедуют религию, имеющую то же самое название. Слово "караимы" произошло от слова "кара" - читать, декламировать (святое писание).
Привезённые в конце 14 в. в Тракай, караимы пустили здесь глубокие корни.
Считается, караимов и татар сюда привёз Великий князь Витаутас после похода на крымский полуостров.
В Тракае стоит "кенесса" - молельня караимов.
Караимская кенесса в г. Тракай (Литва)
Есть воскресная школа.
Тракайские караимы сохранили свой язык, свою письменность. В настоящее время в Тракае живёт около 60 караимов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://www.akmenineuzeiga.lt/ru/trakai.php?info=apie В начале XV века Жильбер де Ланнои в описании своего путешествия упоминает, что Тракай - большой, открытый многонациональный город. И в наши дни в Тракай наряду с литовцами проживают русские, евреи, татары и караимы, которых, как рассказывают, привёз в Тракай Витаутас Великий с берегов Чёрного моря.
На самом деле, караимы жили в Тракай уже с XIII века. Даже и сегодня Вы легко узнаете на улицах Тракай деревянные дома караимов - по трём выходящим на улицу окнам. Сохранится в Тракай и молельный дом караимов - кинеса, построенный в XVIII веке.
В 1938 году в Тракай был открыт единственный в мире музей караимов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник - Trakai info
http://trakai.info/info_ru/ Старый город Тракай (169 га) - один из пяти охраняемых государством старых городов страны, отличающийся уникальным географическим положением и деревянной архитектурой. План города - особенный: летом - линейный, зимой - радиальный. На пересечении летней и зимней дорог, проходивших по озерам, стоял Полуостровной замок.
Жители - католики и православные – селились в основном к югу от замка. В Тракай было 5 православных церквей. За городским оборонительным валом стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы и монастырь, в котором в 1384 году крестился Витаутас.
На самом высоком холме в XVII веке расположился монастырь бернардинцев, славившийся культурно-просветительской деятельностью. Южная часть города в XX веке была застроена блочными стандартными жилыми домами и сильно изменилась. Сохранившийся в северной части города квартал деревянных домов является одним из ценнейших элементов градостроительства в Тракай.
Очевидно, жилые зоны формировались в зависимости от национальностей и вероисповедания жителей. Когда-то в Тракай была и синагога, и татарская мечеть.
Сохранилась лишь караимская кенесса (XVIII в.). Здесь, в северной части полуострова, поселились не христиане - татары, караимы.
Когда после похода Витаутаса в Крым они переселились сюда, оживилась торговля с Золотой Ордой. У русских, немцев, евреев в Тракай были свои лавки.
С 1423 года в Гданьск экспортировались ткани, горностаевые меха, серебряные пояса, мускатный орех, перец и другие товары. Напротив Полуостровного замка обосновалась базарная площадь. Когда Витаутас, поощряя развитие родных Тракай, в 1409 году предоставил городу права самоуправления (Магдебургские права), на площади была построена ратуша. Ее здание не сохранилось. Место Ратушной площади помечено придорожным резным изображением Св. Янa Непомуки, покровителя города, патрона рыбаков и городов на воде (XVIII в.).
Недалеко на холме стоит когда-то являвшийся частью оборонительной системы города Тракай основанный Витаутасом приходской костел Посещения Пресвятой Богородицей с массивными каменными стенами (1409 г.). В костеле находится чудотворная икона Тракайской Божьей Матери. С 1603 года здесь празднуют храмовой праздник отпущения грехов (Св. Марии), он укреплял дух людей, вселял в инвалидов и больных надежду. Паломники стекались и под влиянием рассказа о том, что необыкновенная икона была подарена Витаутасу Великому (в 1390 г.) Византийским императором Эммануилом II Палеологом. Во время сказочно пышных торжеств, устроенных 4 сентября 1718 года и продолжавшихся 8 дней, Дева Мария на этой иконе была увенчана прислан ной Папой Римским золотой короной как покровительница Литвы.
Улица Караиму в Тракай
Улица Караиму является продолжением улицы Витауто в северной части города, соединяющей христианский и Малый города.
На этой улице как этнографическая ценность под охраной находится сохранившийся квартал деревянных одноэтажных домов. Дома выходят торцом на улицу с тримя окнами: одно - Богу, второе - Витаутасу, а третье – себе.
Караимы называли Витаутаса Праведным. Свыше 400 семей караимов переселились сюда из Крыма после похода Витаутаса против Золотой Орды в конце XIV в.
Это были потомки в раннем Средневековье вселявшего в русских ужас племени кочевников, отделившегося от Хазарского каганата.
В Тракай им была доверена личная охрана князя и мостов, ведущих к Островному замку. На их гербе изображено оригинальное, больше никем не используемое оружие - двузубое копье.
Караимской общине была предоставлена привилегия иметь отдельное от города самоуправление (1441 г.), они были освобождены от уплаты налогов.
Кроме того, караимы занимались огородничеством. Они использовали медные предметы домашнего обихода и посуду. Их национальное блюдо - кибины, которых можно отведать в тракайских кафе. Иногда они сами шутят, что вряд ли какой- либо другой народ мог бы целиком собраться на свадьбу своего соплеменника; ведь в Тракай проживает около 70 караимов.
В своем молитвенном доме - кенессе - во время литургии они пользовались ивритом. Религии караимов присущи элементы ислама и иудаизма, они следуют ветхозаветному Пятикнижию.
Их язык относится к группе тюркских языков.
Значительный вклад в сохранение своей культуры внесли родоначальник светской караимской литературы Симон Кобецкий (1855-1933 гг.), ученый-ориенталист Серая Шапшал (1873-1961 гг.), в 1928 году избранный пожизненным духовным и светским наставником (гаханом) литовских и польских караимов.
По его инициативе и инициативе священника Симона Фирковича в 1938 г. в Тракай был учрежден караимский историко- этнографический музей.
Известные посланники сегодняшней Литвы, прославившиеся своей дипломатической деятельностью в России и Турции - это караимы Ромуалдас Козыровичюс и Галина Кобяцкайте.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник -
http://www.vilniushotels.lt/site/kultura_ruКараимы в Вильнюсе
КЕНЕССА (ул. Liubarto 6, Вильнюс)
В 1922-1923 гг. в Вильнюсе был построен и освящен караимский молитвенный дом в мавританском стиле. В советские времена он был закрыт и превращен в склад. Сейчас кинесса снова действует.
Караимы составляют небольшую религиозную и национальную общину. Великий литовский князь Витаутас пригласил их в Литву из Крыма. “Караим” означает “читаю” (Библию).
*****************************************************************************************
http://turkolog.narod.ru> Библиотека > ЕВРЕИ - ХАЗАРЫ - КАРАИМЫ КАРАИМЫ
Караимы (караиты) в переводе с древнееврейского «чтящие», «почитающие» — первоначально секта в иудаизме, созданная во второй половине VIII века н.э. Ананом Ганаси бен-Давидом в Багдаде. Постепенно караимизм находит распространение в еврейской среде. Особенностью его приверженцев является отрицание Талмуда при почитании Ветхого Завета. С XIV века письменные источники фиксируют караимов в Крыму.
Видимо, тогда же в результате политики князей Великого Княжества Литовского по привлечению торгово-ремесленного населения они появляются на территориях современных Литвы, Западной Украины, Польши, где живут и в настоящее время.
В период Крымского ханства караимские общины имелись на Чуфут-кале, Мангупе, в Гезлеве (Евпатория), Солхате (Старый Крым), Кафе (Феодосия).
Со временем религиозная общность приобретает черты этнической.
Крымские караимы относятся к группе восточноевропейских караимов. Их разговорным языком является диалект крымскотатарского, языком религии древнееврейский.
После присоединения Крыма к России (с ее официальным антисеййтизмом) караимы постоянно стремятся подчеркнуть свое отличие от евреев, прося и получая от властей различные льготы и привилегии.
В XIX веке известным караимским собирателем древностей А. С. Фирковичем выдвинута гипотеза о появлении в VI веке до н.э. в Крыму вместе с войсками персидского царя Камбуза израильтян вавилонского пленения, которые, перенимая от местного тюркского населения обычаи и язык, смешались с хазарами, образовав этнос караимов. При этом подчеркивалось, что эти израильтяне попали в Крым до Рождества Христова и не причастны к распятию Христа.
В советское время, учитывая доминанту этнического фактора над религиозным, в среде крымских караимов возобладала «хазарская теория» их происхождения, по которой они представлялись потомками хазар, принявших караимскую форму иудаизма.
Эти гипотезы и теории неоднократно подвергались критике рядом серьезных исследователей. В годы второй мировой войны караимы в Крыму в отличие от евреев и крымчаков не подвергались уничтожению фашистами.
Не были они, за исключением нескольких десятков, высланы из Крыма в сороковые.
Современные караимы, включая выходцев из Крыма, проживают также в Израиле (около 20 тыс. человек), Стамбуле, Париже, небольшие общины имеются в США, Канаде, Австралии. В большинстве своем они считают себя частью еврейского народа, отличаясь исключительно особенностями религии.
Рекомендованная литература: • Челеби Эвлия. Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641 — 1667 гг.). Симферополь, 1996 г.
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crt-evlia.htm • Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей: Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993 г.
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-krepost.htm • Белый О. Б. Из истории караимской общины Крыма в конце XVIII — начале ХХ века. (По материалам фонда Тиврическога и Одесского караимского духовного правления в ЦГАРК). — Крымский музей, Симферополь, 1995, №1
• Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Путеводитель. Симферополь, 1995 г.
Издания по данной теме, представленные на сайте:1. Альбом "Крымские караимы"
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-albom.htm 2. Караимская народная энциклопедия. Том IV. Происхождение крымских караев (караимов)
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-encik4.htm3. Крымские караимы
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-polkanov.htm4. Очерки по истории крымских караимов-тюрков
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crk-los.htm5. Караимская народная энциклопедия. Том II. Вера и религия
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-encik2.htm6. Учение Анана
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-uchenieanana.htm7. Анан-бен-Давид - последователь Сократа
http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-anan.htm*****************************************************************************************