Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 11 Geg 2024 09:14

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 29 Spa 2022 22:34 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Виргиниюс Мисюнас. Витис: возникновение литовского названия Погони


https://geraldika.ru/article/32700

02.10.2012

Герб ВКЛ долгое время не имел имени. Еще Ян Длугош не мог его наименовать и просто описал.

Первым гербу имя Погоня дал польский хронист Мартин Бельский в 1551 году.

В 1642 году в "Словаре трёх языков" Константинас Сирвидас слово "погоня" на литовский язык перевел двумя словами: waykitoias (лицо, в современной орфографии vaikytojas) и waykimas (действие, в современной орфографии vaikymas).

Из них в литовскоязычной литературе XVIII-XIX веков в качестве названия герба утвердилось последнее.

В конце XIX века набирающее силу литовское национальное движение стало поднимать вопрос о воссоздании литовской государственности на этническо-языковой основе. Преданность большей части литовского дворянства польскому языку и польскому видению возрождения Речи Посполитой единым государством вызвала ответную реакцию литовскоязычной части общества - поиск исключительно литовских корней ВКЛ и отрицание любого положительного влияния польской культуры.

Под эти настроения попало и использованное полтора столетия литовское имя герба Vaikymas, являвшееся дословным переводом слова "Погоня". Йонас Басанавичюс предложил укоротить его до Vaikas, но предложение не прошло, так как "вайкас" по-литовски значит "дитя".

В 1884 году Микалоюс Акелайтис в подпольной газете "Аушра" предложил назвать герб именем Vytis. Это был своеобразный каламбур - в литовском языке есть два слова, именительный падеж которых - "витис": в третьей группе склонения (ударение во втором слоге) это "погоня" (другое значение - "хлыст"), а в первой группе склонения (ударение в первом слоге) - "конный воин, рыцарь".

Насчет происхождения последнего слова между филологами нету согласия, соперничают три теории:

1. Это слово в начале XIX века придумал историк Симонас Даукантас от глагола "vyti / vytis" - "гнать / гнаться", опираясь на сведения древних авторов, что у балтов (и в частности литовцев) воины разделялись на пеших защитников-простолюдинов и конных преследователей-бояр. Теория опирается на факт, что до XIX века это слово нигде не записано (как и абсолютное большинство из миллиона слов, сейчас сохраненного в Великом словаре литовского языка), и оспаривает довольно широкое его распространение в древней литовской ономастике.

2. Это слово действительно произошло в ранние средние века от упомянутого глагола, а Даукантас его просто зафиксировал. Тем более, что он - жемайт, а литовскоязычное дворянство сохранилось в основном в Жямайтии. Теория опирается на литовскую ономастику и на факт, что Даукантас не был склонен к новопридуманным словам, но охотно подменял славизмы и германизмы балтскими словами из разных говоров литовского и латышского языков.

3. Это слово скандинавского происхождения и родственно прусскому "wittingas" и русскому "витязь", но под влиянием глагола "vyti / vytis" - "гнать / гнаться" более изменившееся и получившее оттенок "преследователь". Позднее вытеснено славизмами "байорас" (бояр) и "шлекта" (шляхта), но сохранилось в некоторых жемайтских говорах и зафиксировано Даукантасом. Теория опирается на факт существования очевидно родственных слов у двух соседних с литовцами, но не имевших прямых контактов между собой народов, к тому же один из них был балтским.

В любом случае, название оказалось удачным и скоро закрепилось. Правда, одни авторы склоняли его по правилам первой группы, другие - третьей.

В двадцатые годы ХХ века усилиями ведущих языковедов название герба было нормировано как слово первой группы Витис (т.е. Рыцарь), а среди недовольной части общества проведена разъяснительная кампания, что третья группа склонения Витиса - это ползущий польский переворот, которым пытаются литовского "Рыцаря" заменить польской "Погоней" (примечание: следует иметь в виду остро антипольские настроения того времени).

Тем не менее, третья группа склонения все еще иногда используется менее образованными людьми.

В нынешнее время Геральдическая комиссия предлагает писать "витис" со строчной буквы и считать, что это название фигуры герба, а не имя самого герба.

Пока что это предложение не находит поддержки (если честно, общество на него вообще не обращает внимания), и даже некоторые члены комиссии пишут "Витис".

Виргиниюс Мисюнас. Исторический герб Великого Княжества Литовского


https://geraldika.ru/s/32701

Paveikslėlis

В червленом поле серебряный всадник в латах над головой держит поднятый серебряный меч с золотой рукоятью. У левого плеча всадника лазоревый щит с двойным золотым крестом. Сбруя коня, кожаные ремни, седло и короткая попона лазоревые, металлические части (украшения) золотые.

В отличии от большинства европейских государственных гербов, литовский всадник (Погоня, Витис) происходит не от династического герба, а от портретных печатей. Так что автор хроники Быховца тридцатых годов XVI века, писавший, что герб Литвы символизирует зрелого государя, способного мечом защитить Родину, в общем был прав.

В качестве хронологически самого раннего появления Погони иногда цитируют "Кройнику литовскую и жмойтскую" о легендарном великом князе литовском Наримунте: "Той Наримунт мЂл герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому зоставил его, a то такий: в гербЂ муж збройный, на коню бЂлом, в полю червоном, мечъ голый, яко бы кого гонячи держал над головою, и есть оттоля названый «погоня»."

Увы, как видно даже из текста, "Кройника литовская и жмойтская" является не хроникой исторических событий, а поздним изложением легендарной традиции ВКЛ, написанной в XVII веке (на основе работ Мацея Стрыйковского и хроники Быховца). Так что отражает она не историю появления герба, а идеологический заказ, литовский шляхетский фольклор и состояние тогдашней историографии.

Юрий Васильевич Арсеньев в 1908 году упоминает, что в Ипатьевской хронике создание Погони приписывается великому князю литовскому Витянису (Витеню): "Нача княжити над Литвою (1278), измысли себе герб и всему князству литовскому печать: рыцарь збройный на коне, с мечем, еже ныне наричут погоня".


Увы, подобного текста в известных автору списках Ипатьевской хроники нет. Текст анахроничен, и в протографе хроники его быть не могло (хотя подобная вставка в какой-нибудь список XVII века вполне вероятна). На какой источник опирался уважаемый геральдист, не известно.

Самое раннее известное изображение всадника на печатях Гедиминовичей принадлежит Наримантасу (Наримунту, но не легендарному, а историческому сыну Гедиминаса, в крещении Глебу), князю полоцкому. Сохранилась его печать на документе 1338 года (возможна погрешность до 1341 года). Однако неясно, кто изображен на печати - сам князь по западноевропейской традиции, или его покровитель святой Глеб по русской традиции.

Paveikslėlis

Печать Наримантаса-Глеба 1338-1341 г.

Несомненно портретным изображением князя была печать великого князя Альгирдаса (Ольгерда) на литовско-польском договоре 1366 года. На данный момент печать не сохранилась, но ее засвидетельствовал Тадеуш Чацкий - педантично честный и очень профессиональный польский историк XIX века. Так что именно ее считают первым известным изображением Погони.

Известны печати с всадником многих Ольгердовичей: Ленгвяниса (Лунгвения), Йогайлы (Ягайлы), Скиргайлы, Карибутаса (Корибута), Александра Вигунда, Швитригайлы (Свидригайлы). Кажется очевидным, что этот символ они унаследовали от отца. Все фигуры несколько различаются между собой: направлением, оружием (меч или копье, присутствие щита у всадника), фигурой на щите всадника, позами самих коня и всадника.

Предполагается, что всадник символизировал князя вильнюсского (т.е. великого князя литовского) и его семью (вторая в феодальной иерархии ВКЛ семья князя тракайского использовала пешего рыцаря, дальние ветви династии - менее престижные символы).

Характерны в этом смысле печати великого князя литовского Йогайлы и его брата князя полоцкого Скиргайлы на литовско-тевтонском договоре 1382 года.

Печать Йогайлы на красном воске (символ сюзерена) изображает обращенного всадника с мечом, без щита, т.е. символ в чистом виде.

Paveikslėlis

Печать Йогайлы 1382 г.

Печать Скиргайлы на зеленом воске (символ вельможи, вассала высшей категории) изображает всадника с копьем и щитом с изображением свирепствующего льва, т.е. фигура семейного герба дополнена личным гербом. Для сравнения, печать Скиргайлы 1394 года, когда он был наместником великого князя, изображает на красном воске всадника с копьем и щитом с двойным крестом, т.е. гербом Йогайлы, от имени которого осуществлялась власть.

Paveikslėlis

Печать Скиргайлы 1382 г.

Предполагается, что, захватив в 1381 году престол великого князя литовского, Кястутис (Кейстут) изготовил себе печать с всадником. В любом случае, после убиения Кястутиса его сын Витаутас (Витовт) вместо использованой ранее печати с пешим рыцарем изготовил себе печать с всадником (известна с 1384 года), так напрямую заявив о своих претензиях на престол.

Paveikslėlis

Печать Витаутаса 1420-1430 г.

С крещением Йогайлы в 1386 году, у его всадника появился щит с двойным крестом, скорее всего символизирующим крещение. Этот герб стал династическим гербом его потомков - дома Ягеллонов. Также он воспринимался поляками как герб ВКЛ - попал во второе поле четверочастного королевского герба Йогайлы (в первом изображен орел Польши).

Польские изображение всадника в первые годы царствования Владислава II (т.е. Йогайлы) менялось - сначала с копьем, потом с мечом. Некоторое время под ногами коня изображался дракон.

В 1388 году известна первая в ВКЛ гербовая печать князя кернавского Александра Вигунда (брата Йогайлы).

Основные цвета герба - в червленом поле серебряный всадник - известны примерно с рубежа XIV и XV веков. Известно (история пересказана хронистом, не являвшимся современником событий, и может быть легендой), что в 1403 году Йогайла устроил нагоняй герольдам Польши, попытавшимся в объединенном гербе (первом прообразе будущего герба Речи Посполитой) изобразить в серебряном поле червленого всадника.

Примечание: реакция короля вполне понятна - это было бы символическое принижение статуса ВКЛ от суверенного государства до удельного княжества, тем самым принижая и статус Йогайлы от суверена до консорта.

Paveikslėlis

Печать Александра Вигунда 1388 г.

В 1397 году великий князь литовский Витаутас стал пользоваться печатью с всадником, на щите которого был изображен его личный герб - Столбы Гедиминовичей (принадлежность их еще Кястутису остается гипотезой). Окончательно статус всадника как государственного герба ВКЛ был утвержден в майестатной печати Витаутаса от 1407 года - в ней Витаутас держит герб со всадником в позиции державы.

Paveikslėlis

ВКЛ в гербовнике Бергсхаммара начала XV в.

В червленом поле серебряный всадник с мечом и червленым щитом, на котором изображены золотые Столбы Гедиминовичей, зафиксирован как герб Литвы и в западноевропейских гербовниках начала XV века. Щит украшен шлемом с золотой короной, красными перьями, красной мантией и золотыми Столбами. Таким герб оставался весь период правления Кейстутовичей.

В то же время Ягеллоны, сохранившие за собой титул верховного князя литовского (Supremus Dux Lituaniae), продолжали использовать всадника с лазурным щитом и золотым двойным крестом. Лазурными были и кожаные части сбруи и попона.

Paveikslėlis

ВКЛ - герб на могиле Йогайлы 1434 г.

С возвращением Ягеллонов (Казимира) на престол Литвы в 1440 году, соответственно изменился и государственный герб (примечание: Ягеллоны продолжили использование и Столбов в качестве малого династического герба Гедиминовичей).

Paveikslėlis

ВКЛ Витаутас - майестатная печать 1407 г.

Ни Ягеллонский крест, ни Столбы сами по себе не стали гербом ВКЛ по нескольким причинам. В условиях расцвета развитой, нарядной, эмоционально воспринимаемой европейской геральдики требовался соответствующий выразительный символ, а линейные гербы для этого плохо подходили.

К тому же, Литва уже более столетия вела отчаянную, воистину тотальную войну с лучшей военной организацией Европы - Тевтонским орденом.

Образ воина был понятен и близок каждому литовцу, ибо поголовно каждый литовец и сам был воином.

Также, народ мог усмотреть образ бога Перкунаса (примечание: тем более, что главные литовские боги имели ипостаси человека, птицы и лошади) - Девурикиса ("короля богов"), проводника душ в потусторонний мир, хозяина поднебесья (места посмертного пира храбрых воинов). Это значение ничуть не противоречило изначальной символике великого князя, благодаря характерному для балтской культуры слиянию духовной и военной сфер. Хотя фольклорные данные вроде бы говорят в пользу этой теории, но уверенно утверждать нельзя, так как на литовский фольклор влияли и все последующие века, прожитые с Погоней.

Возможно, для русских земель ВКЛ имела значение и определенная схожесть образа со святым Георгием. Примечание: сохранились исторические факты, свидетельствующие, что и Йогайла, и Витаутас понимали значение пропаганды и общественного мнения, и умели этим пользоваться.

В течении XV века сформировалась традиция изображения большого герба ВКЛ: щитодержатели - два ангела (символика - хранители), над щитом справа герб высшего титула отца великого князя, т.е. орел короля Польши, над щитом слева родовой герб матери великого князя, справа от щита ангел Киева, слева - крест Волыни, под щитом - медведь Смоленска или Жямайтии.

Также щитодержателями были люди разных сословий.

В конце XV века в польских гербах стало модно изображать латы литовского всадника золотыми (примеры: триптик Богородицы в соборе краковского замка Вавель, созданный в 1484 году, майестат короля Яна Олбрахта 1506 года). На само ВКЛ эта мода, насколько известно, не распространилась.

Paveikslėlis

Ягеллоны - майестат короля Александра 1506 г.

В ВКЛ в то же время пришла мода в гербах и майестатах изображать Столбы Гедиминовичей, которая закончилась лишь со смертью последнего Ягеллона, короля Сигизмунда Августа.

В начале XVI века в качестве щитодержателя появляется белый (серебряный) единорог.

Вопреки традициям польской геральдики, герб ВКЛ долгое время не имел имени. Еще Ян Длугош не мог его наименовать и просто описал. Первым гербу имя Погоня дал польский хронист Мартин Бельский в 1551 году.

Следует отметить, что хронист неправильно понял герб, усмотрев в нем скачущего вслед за врагом преследователя.

Во всех изображениях XV-XVI веков (как и в большинстве более поздних) всадник и конь находятся в положении защиты - встречного контрудара, соответственно держится и меч. Это полностью соответствует идее защитника, выраженой в легендах и хрониках ВКЛ.

Однако, имя герба быстро приобрело популярность и закрепилось, т.е. Бельский видимо опирался на уже существовавшее объяснение символики герба.

В середине XVI века среди множества изображений герба создано несколько, ключевых для его истории.

В 1555 году довольно качественно (как и весь гербовник) нарисованный в окружении вильнюсского эпископата герб показывает полностью сохраненные цвета и позу герба, хотя и украшен вариантом княжеской короны, нетипичным для геральдики и изобразительного искусства ВКЛ. Этот гербовник попал в Западную Европу и долгое время служил основным источником сведений о геральдике ВКЛ.

В 1571 году в объединенном гербе короля Сигизмунда Августа ради лучшей композиции Погоня изображена в лазурном поле. Впоследствии эта мода развилась до альтернативного цветового варианта Погони.

В 1572 году создана прекрасная малая печать ВКЛ, ставшая настоящим эталоном государственного герба. Именно с этой печати скопирована Погоня на печатях воеводств и уездов, ей следовали новые семьи вельмож, "находя" корни Гедиминовичей у своего рода и добавляя Погоню в свой герб. С другой стороны, от этого изображения началась мода изображать длинную хвостатую попону и перья на шлеме всадника, позволившая не одному маляру от геральдики завуалировать ошибки в композиции рисунка.

Paveikslėlis

ВКЛ - малая печать 1572 г.

В 1575 году издан гербовник Эрасмуса Камына, в нем впервые тиражирован в печати и герб ВКЛ.

Paveikslėlis

ВКЛ в гербовнике Эрасмуса Камына 1575 г.

После Люблинской унии 1569 года цвета герба ВКЛ постепенно изменились, видимо, под влиянием цветов герба Польши: попону стали изображать пурпурной или червленой, кожаные ремни - желтыми (золотыми).

Paveikslėlis

ВКЛ - большая печать 1590 г.

В большой печати ВКЛ 1590 года щитодержателями по прежнему служат ангелы, щит увенчан большой княжеской короной (с двумя дугами). Над княжеской короной - герб Польши (символ унии), увенчаный королевской короной. Справа герб правящей династии Ваза, слева - Погоня, герб матери короля Екатерины Ягеллоновны, под ним Столбы Гедиминовичей, символизирующие преемственность династии, хотя и по женской линии.

Также изображены гербы земель ВКЛ: крест - Волынь, пеший рыцарь - Тракай, флаг - Смоленск (новый герб), олень - мнения различаются (Люблин, Гродно, Полоцк), медведь - мнения различаются (Жямайтия, старый герб Смоленска), мужчина с женщиной - мнения различаются (Северский Новгород, Подласье), архангел Михаил - Киев, голова Христа - мнения различаются (Подолье, Витебск).

В начале XVII века в качестве щитодержателя появляется грифон.

При ремонте Острой Брамы (одни из важнейших ворот Вильнюса, единственные сохранившиеся до наших дней) после пожара 1610 года, на ней создано еще одно ключевое изображение Погони.

Paveikslėlis

ВКЛ - картуш Острой Брамы 1611 г.

Чуть позже появляются новые щитодержатели - аллегорические фигуры Войны с мечом и Мира с пальмовой веткой.

В тридцатых годах XVII века большую и малую княжеские короны в гербах и печатях сменяет княжеская шапка (видимо, под влиянием немецкой геральдики).

Paveikslėlis

ВКЛ - большая печать 1635-1648 г.

В большой печати ВКЛ 1635 года сохранена структура прежней, но в оконечности щита изображено войско, щит увенчан княжеской шапкой, династические гербы перемещены в руки ангелов-щитодержателей, а освободившееся место занял герб трех корон, символизирующий претензии дома Ваза на престол Швеции (потерянный в 1599 году). Медведь - скорее всего старый герб Смоленска.

В 1642 году в "Словаре трёх языков" Константинас Сирвидас слово "погоня" на литовский язык перевел двумя словами: waykitoias (лицо, в современной орфографии vaikytojas) и waykimas (действие, в современной орфографии vaikymas).

Из них в литовскоязычной литературе XVIII-XIX веков в качестве названия герба утвердилось последнее.

Paveikslėlis

ВКЛ - большая печать 1669 г.

В большой печати ВКЛ 1669 года в оконечности щита изображены вильнюсский верхний замок и войско. У обоих ангелов-щитодержателей в руках гербы Корибут - родовой герб правящего короля Михаила Корибута Вишневецкого.

Справа от орла Польши - Погоня, слева - Столбы Гедиминовичей, вместе они символизируют, что Вишневецкие - литовские князья, ветвь Гедиминовичей. Земельные гербы практически те же, но изображены оба медведя - и Смоленск, и Жямайтия.

При короле Иоанне Собеском (1674-1696) щитодержатели сменяются на воинов в латах. Это соответствовало как характеру сего великого полководца, так и положению Литвы (и всей Речи Посполитой) - череде труднейших воин.

Paveikslėlis

ВКЛ - большая печать 1734 г.

В большой печати ВКЛ 1734 года у правого щитодержателя герб со скрещенными мечами, у левого - герб династии Веттин, вместе они составляют герб правящей саксонской династии.

Сопровождающие гербы остались прежними, хотя многие из них давно не соответствовали ни геральдике земель, ни даже их государственной принадлежности. Вероятно, значение многих гербов было уже забыто, но их копировали по традиции.

При короле Станиславе Августе щитодержателями стали античные аллегорические фигуры.

С упразднением ВКЛ в 1795 году, Погоня потеряла официальный статус. Тем не менее, она не пропала из общественного оборота.

В 1812 году литовские полки Наполеона использовали кокарду с Погоней.

Paveikslėlis

Герб восстания 1863 г.

Гербом восстания 1830-1831 года был рассеченный щит с польским орлом и Погоней.

В 1845 году измененная галопирующая Погоня с православным крестом стала гербом Виленской губернии.

К началу восстания 1863 года, в Европе возобладала идея национального государства, объединяемого языком.

Она изменила и видение Речи Посполитой - вместо прежних двух политических народов присутствовали три этнические. Это было отражено в гербе восстания - щит разделен на три поля вогнутым нитевым стропилом, в переднем червленом поле серебряный орел, в заднем лазурном поле серебряная Погоня, в серебряной оконечности черный архангел Михаил. Это, видимо, последнее использование Погони в лазурном поле. Архангел Михаил для Беларуси был выбран, вероятно, "скрестив" (перепутав) киевского и новогрудского архангелов.

В 1878 году утвержден новый эталон герба Виленской губернии. Благодаря Бернгарду Кёне, в эталоне возвращена позиция защиты. К сожалению, не прошло другое предложение Кёне - вернуть Ягеллонский крест.

Источники:

1-3. Archiwum Głowne Akt Dawnych w Warszawie, perg. 815, 4440, 4446
4. Biblioteka Jagiellonska w Krakowie, rkps 9986 IV, k. 9
5. Biblioteka klasztoru Paulinow na Jasnej Gorze, C. M. C589
6. Bibliothèque de l`Arsenal, Paris, ms. 1114, c. 2
7. Juozas Galkus. Lietuvos Vytis. – Vilnius: Vilniaus dailės akademijos leidykla, 2009. ISBN 978-9955-854-44-9
8-9. Geheimes Staatsarchiv preussischer Kulturbesitz, Schiebl. 52, Numm. 3, 5
10. Latvijas Valsts vēstures arhīvs, f. 8, ap. 3c, nr. 2
11. Lietuvos metraštis: Bychovco kronika, p. 65. – Vilnius: Vaga, 1971.
12-13. Lietuvos Mokslų Akademijos biblioteka, f. 6-85; f. 43-17283
14-15. Lietuvos valstybės istorijos archyvas, f. 787, ap. 1, b. 53, l. 1; f. 1177, ap. 1, b. 4740, l. 75v
16. Orzeł Biały – 700 lat herbu panstwa polskiego, s. 116. – Warszawa: Zamek Krolewski w Warszawie, 1995.
17. Riksarkivet, Bergshammars vapenbok, vol. 2, l. 53
18. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
19. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
20. Zakład Nauk Pomocniczych Historii i Archiwistyki Uniwersytetu Jagiellonskiego, D 213, D 442
21. Юрий Арсеньев. Геральдика, стр. 343. Москва: Терра – Книжный клуб, 2001. ISBN 5-275-00257-2
22. Библиотека Российской Академии Наук, № 4.6.44
23. Валентин Лаврентьевич Янин, Петр Григорьевич Гайдуков. Актовые печати древней Руси X-XV вв., т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг., стр. 408. – Москва: Интрада, 1998.
24. Ипатьевская летопись http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat.htm
25. Кройника литовская и жмойтская http://izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov02.htm
26.Львівська національна наукова бібліотека України ім. В. Стефаника
27.Музей истории города Обеляй, Рокишкский район

Источники: Виргиниюс Мисюнас

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 30 Spa 2022 21:01 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Юрий Васильевич Арсеньев в 1908 году упоминает, что в Ипатьевской хронике создание Погони приписывается великому князю литовскому Витянису (Витеню):

"Нача княжити над Литвою (1278), измысли себе герб и всему князству литовскому печать: рыцарь збройный на коне, с мечем, еже ныне наричут погоня".

Увы, подобного текста в известных автору списках Ипатьевской хроники нет. Текст анахроничен, и в протографе хроники его быть не могло (хотя подобная вставка в какой-нибудь список XVII века вполне вероятна). На какой источник опирался уважаемый геральдист, не известно.

Самое раннее известное изображение всадника на печатях Гедиминовичей принадлежит Наримантасу (Наримунту, но не легендарному, а историческому сыну Гедиминаса, в крещении Глебу), князю полоцкому. Сохранилась его печать на документе 1338 года (возможна погрешность до 1341 года).

Наримантас был одним из сыновей Гядимина. Однако такой же герб использовали и другие сыновья и внуки Гядимина.

Что указывает на то, что они этот герб унаследовали от Гядимина, или даже от его предков. Ведь даже Витянис (брат Гядимина) тоже упоминается как пользователь такого герба.

Несомненно портретным изображением князя была печать сына Гядимина Альгирдаса (Ольгерда) на литовско-польском договоре 1366 года. На данный момент печать не сохранилась, но ее засвидетельствовал Тадеуш Чацкий - педантично честный и очень профессиональный польский историк XIX века. Так что именно ее считают первым известным изображением Погони.

Известны печати с всадником многих Ольгердовичей: Ленгвяниса (Лунгвения), Йогайлы (Ягайлы), Скиргайлы, Карибутаса (Корибута), Александра Вигунда, Швитригайлы (Свидригайлы). Кажется очевидным, что этот символ они унаследовали от отца.

Предполагается, что, захватив в 1381 году престол, другой сын Гядимина Кястутис (Кейстут) изготовил себе печать с всадником.

В любом случае, после убиения Кястутиса его сын Витаутас (Витовт) вместо использованой ранее печати с пешим рыцарем изготовил себе печать с всадником (известна с 1384 года), так напрямую заявив о своих претензиях на престол.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 4 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007