 |
Svetainės tvarkdarys |
 |
Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16 Pranešimai: 27624 Miestas: Ignalina
|
Послесловие к русскому изданию
Ревизия хронологии - дело не одного года. В нелегком этом предприятии наряду с прорывами случаются и провалы; тенденция, однако, очевидна: все новые и новые виртуальные столетия удаляются ножом «хронологических хирургов», все более ради кальная точка зрения на состояние традиционной хронологии завоевывает умы. Ясно одно: историческая хронология неверна, она нуждается в коренном пересмотре и радикальном сокращении.
Положения академика Фоменко, еще 10 лет назад считавшиеся невероятными 1 , приняты теперь к серьезному рассмотрению немецкими младокритиками, в первую очередь рабочей группой, возникшей вокруг автора этой книги и редактора ее русского перевода 2 .
До 1400 года не существует заслуживающей доверия историографии. Многие рукописи младше печатных книг, достоверно засвидетельствованное появление которых следует отнести к середине XVI века 3 .
Предложенная вашему вниманию книга, отражающая определенный этап в развитии моих исторических воззрений, написана в 1998 году; впоследствии некоторые ее тезисы были поставлены мной - с точки зрения хронологии - под сомнение, пересмотрены и даже отвергнуты. Это касается, в основном, проблемы точной датировки рукописей: если в книге я только в некоторой ее части переносил действие в XV - XVI вв., то сегодня в большинстве случаев вместо XII века я проставил бы XV . Идя своим собствен ным путем, я нашел подтверждение тому, что 300-летний «времен ной прыжок», помещенный Нимитцем в эпоху Великого переселения народов, между V и X вв., а Иллигом - с микроскопической точностью с 614 по 911 год, на самом деле мог иметь разную длину в разных ситуациях и прослеживается в разные эпохи.
Например, смерть Данте я бы перенес с 1321 года в конец XV - начато XVI века, что подтверждается многими свидетельствами: самим содержанием «Божественной комедии», дошедшими до нас портретами и бюстами поэта, а также описанием его «вторых» похорон. Соответственно, в этот же период, около 1500 года (в т. н. эпоху Чинквеченто) «сдвигается» время жизни Петрарки и Бок-каччо, да и некоторых других ранних гуманистов.
Это относится и к схоластикам, так как знакомство Европы с Аристотелем (через арабов) началось настолько же позже. При этом необходимо помнить, что сочинения греческих беженцев стали появляться в Западной Европе только после падения Византии в 1453 г. Поэтому постулируемое историками «прошедшее через все Средневековье восприятие Гомера и Платона» было на самом деле весьма слабым.
И, наконец, изобретение книгопечатания (по меньшей мере, повсеместное его распространение) следует сдвинуть на два с лиш ним поколения в сторону нашего времени. В результате и все другие технические изобретения, например, романский стиль, ранняя готика, знакомство с арабскими трактатами по медицине и астрономии, станок для чеканки монет, - сдвигаются на двести-триста лет вперед и становятся элементами действительного возрождение цивилизации (возможно, после грандиозной катастрофы планетарного масштаба), получившего название Ренессанса.
Итак, идеи Каммайера о происшедшем сравнительно недавно акте творения истории (Широкомасштабной Операции), рассматриваемые мной в этой книге под новым углом зрения, ничуть не устарели; однако некоторые данные нуждаются в уточнении. Крайне важным явилось изучение труда Эдвина Джонсона «Послания Павла» (Ваттс и К°, Лондон, 1894), с которой немецких историков лишь недавно познакомил берлинский богослов Герман Детеринг. Академику Фоменко, однако, исследование это было давно известно, и он использовал его при создании своей теории.
Кроме того, академик Фоменко, рассмотрев критический трактат Ньютона «Исправленная хронология древних царств» (Лондон, 1728, пер. с нем. Хильдбург, 1745) с точки зрения современного знания, доказал, что Ньютону, в течение сорока лет занимавшемуся хронологией, были видны все недостатки принципа лето-исчисления, предложенного Скалигером и впоследствии подправленного Петавиусом. Методически Ньютон сближается с современными российскими исследователями, так за основу расчетов он берет расположение звезд, в особенности прецессию весеннего равноденствия, и принимает за средний возраст поколенной ступени двадцать лет вместо тридцати 4 .
Возвращаясь к нелегкой истории распространения идей московского профессора математики Анатолия Фоменко, отметим новаторскую роль патриарха современной немецкой хронологической критики Христофа Маркса (Базель). С 1992 года он знакомит немецких ученых в своих докладах и статьях с трудами Фоменко по анализу истории, рассмотренной с точки зрения стати стики 5 . Уже в мае 1996 года Христоф Маркс подробно обсудил математико-статистический метод академика Фоменко в кругу «реконструкторов времени» в Гамбурге.
Он, в частности, отметил, что «филологические источники позд него Средневековья и начала Нового времени - и это общеизвестно - практически полностью фальсифицированы. Немногие подлинные свидетельства скрыты за этим фальшивым занавесом и поэтому были до недавнего времени недоступны нашему анализу». При этом было бы неверно характеризовать эти произведения как своекорыстный умысел их авторов, сознательно создающих ложную историческую картину. Правильнее рассматривать эти источники, на которые мы тем не менее вынуждены опираться, как приступы коллективного невроза. Тем самым становится невозможным ис следование реального прошлого. Итак, это психоаналитическое по сути заявление перечеркивает наши шансы на (пусть даже прибли зительно) отражающее действительность прошедшего историческое исследование 6 .
С 1997 года его поддерживает Евгений Габович (Карлсруэ и Потсдам), автор многочисленных статей о Фоменко и других российских критиках хронологии, организовавший перевод на немецкий язык первых лекций Фоменко 7 . Был бы очень желателен перевод главных трудов академика Фоменко на немецкий. Мы искренне надеемся, что найдется немецкое издательство, которое заинтересуется этими книгами, и работаем над этим вопросом. Таким образом, немецкие исследователи хронологии получили бы доступ к сочинениям классика российской историко-хроно-логической критики и его соратников.
Евгений Габович неоднократно знакомил немецкую публику с результатами работы российских исследователей хронологии, выступая с докладами в Берлинском Историческом салоне, в основанных и возглашаемых им Исторических салонах в Карлсруэ и Потсдаме, на международных и местных конференциях, а также в многочисленных статьях 8 . Собрание трудов российских критиков хронологии можно найти в созданном по его инициативе интер нет-журнале «История&Хронология», ( www . jesus 1053. com ), где, наряду с немецким, есть российский и английский разделы. Усиление интереса к исторической критике в Германии способствует оживленной дискуссии на форуме этого электронного журнала.
Собственные исследования Евгения Габовича демонстрируют попытку синтеза идей и традиций российской исторической и хронологической критики с таковой Иммануила Великовского 9 и немецких критиков. В ряде публикаций он рассматривает процесс выдумывания и творения истории азиатских стран (Индии, Китая, Бирмы, Месопотамии и т. д.) и доказывает, что историками сочинялась не только знакомая нам с детства древняя история стран Средиземноморского бассейна. Выдуманная история этих последних была положена в основу придуманной же истории стран Азии.
После первых же контактов восточноазиатских стран с европейцами, последние начали насиловать местные представления о прошлом. Истории в европейском смысле в восточной Азии, собственно, никогда не существовало, даже идеи истории в ее европейском хронологизированном варианте во многих восточноазиатских странах не было. Поэтому не одно столетие потребовалось европейцам (иезуитам и прочим сторонникам глобализации истории), чтобы убедить азиатских интеллектуалов (это удалось только к концу XVIII века, а в некоторых странах и значительно позже) в необходимости создания фиктивной истории. Я подчеркивал сходные идеи в последней главе данной книги.
Наряду с Христофом Марксом, среди «реконструкторов времени» необходимо назвать Хайнсона и Иллига, начинавших свою критическую деятельность - как и Маркс - с позиции последователей выходца из России, врача Эммануила Великовского (1895- 1979). Будучи практикующим психоаналитиком в США, он выпустил несколько исторических исследований, в которых в традиционалистской манере доказывал древний возраст и абсолютную достоверность Пятикнижия Моисея, доверяя библейской хронологии больше, чем Манетону или данным современной археоло гии (10), хотя все их построения тесно связаны друг с другом.
Это понял бременский профессор Гуннар Хайнсон (11) (доклад «Хронология Авраама»), который, вернувшись к естественнонауч ным критериям и создав метод «учета очевидного», открыл новый путь в деле реконструкции исторической картины мира. Его обращение к данным археологии вкупе с критическим исследованием документов (считавшихся до него подлинными) вело к новым выводам: хронология всего периода от момента зарождения человечества до 1000 года н. э. должна быть пересмотрена. История значительно короче, чем в том пытается убедить нас Библия или современные археологи. И все-таки Хайнсон, невзирая на критику, остается по-прежнему схож с Великовским своим слепым доверием тексту: так, Библию и сочинения церковных писателей (Евсе-вия и др.) он считает произведениями «реальной» раннехристиан ской эпохи более чем тысячелетней давности (12). Даты он сдвигает для того, чтобы последовательность была более убедительной, при этом пытается привязать датировку к археологическим находкам, не осознавая того, что подобное занятие есть сотворение новой фикции, не могущей претендовать на право стать фактом.
В связи с этим я хотел бы уточнить, что положения Хайнсона и Иллига способствуют насаждению ложной исторической картины, так как, вычеркивая из средневековья только 300 лет, они почти це ликом признают античность официальной истории 13 . Иллиг уста навливает, что ранние средневековые монастыри после прыжка че рез «фантомное» время продолжали существовать и успешно разви ваться . А того, что сведения об основании христианских монастырей в эпоху, предшествующую «фантомному» времени, полностью вы мышлены, он (пока) не замечает. То, что Иллиг всерьез принимает историографию периода до 614 года н. э., толкает его на некритиче ский путь, противоречащий его собственным установкам.
Есть вопрос, не дающий покоя «реконструкторам времени» с самого начала их исследований: почему историческая память оказалась стертой настолько, что проникновение за определенный временной барьер, находящийся где-то в позднем средневековье, сделалось практически невозможным. Только ли церковь с ее «охотой на ведьм» и сожжениями книг - единственная виновница. Или вину с ней разделяют и катастрофы, возможно, космического происхождения. Эту гипотезу, опираясь на труды Эгона Фриделля, всесторонне исследовал Христоф Маркс. Он установил, что около 1350 года, во время Черной чумы, в Солнечной системе имел место последний «Большой толчок», не только вызвавший огромные разрушения, но и изменивший положение Земли относительно Солнца и, соответственно, сделавший бессмысленными астрономические расчеты, привязанные к предшествующим периодам 14 .
О четырех катастрофах, каждый раз практически стиравших с лица Земли человеческую цивилизацию и культуру, мне известно более тридцати лет (15). Новым для меня явился тот факт, что последняя космическая «волна уничтожения» прокатилась над Зем лей всего 650 лет назад, о чем свидетельствуют геологические вы кладки и устные предания.
Разумеется, мои расхождения с группой Хайнсона и Иллига касаются не только катастрофизма. Если верно то, что от всего исторического периода до 1500 года сохранились лишь обрывочные воспоминания, отголоски преданий и не связанные между собой отдельные традиции различных культурных народов, то достоверная реконструкция была возможна уже в то время только для нескольких предшествующих столетий. Значит, можно было тогда, в принципе, помнить о том, что существовали саксонские короли по имени Генрих или Оттон, но нельзя было установить для них никакой точной временной привязки. В XVI веке (в основном, по инициативе церкви) их расположили на временной прямой, которая находилась в стадии разработки. Отсюда и происходит столь внушительное расхождение в «документах», которые зачастую призваны удостоверить задним числом событие, случившееся триста лет назад.
Вполне вероятно, что прежде существовали более точные представления, возможно даже годичные записи, которые церковью были впоследствии уничтожены и заменены новой временной шкалой, так что сегодня их реконструкция неосуществима.
Только по наглядным изображениям - например, мозаикам и капителям церквей так называемого романского стиля,- мы можем догадаться, что люди, строившие эти храмы, исповедовали совсем другую религию, чем нам рассказывают сегодня. Изготовление истории периода до 1500 года происходило поэтапно. Прежде всего, составлялись списки королей, сводились в определенную схему и вписывались задним числом в хронику войны и битвы, особенно те, отголоски которых сохранились в живой форме в эпосе. Возможно, еще не изгладились воспоминания о том, как остготы грабили Рим, или как вестготы перешли через Пиренеи, или как вандалы вторглись в Северную Африку и правили оттуда Центральным Средиземноморьем.
В этом смысле «Готские войны» Прокопия, хотя и похожи на роман, но не полностью вымышлены. Произвольно лишь их временное расположение, потому что «Хроники» эти, как и все тексты, пришедшие к нам из Византии,- не могли быть написаны ранее эпохи Возрождения.
Зарождение Германской империи отнесено к 911 году н. э., а обе битвы против «венгров» - к 933 и 955 гг.: отличный пример значения символики чисел, прежде всего, числа 11. Датировка лет правления Отгона III (999-1001) также носит символический характер. Как раз к этому времени все «хорошие» христианские государства от Исландии до Венгрии уже были (задним числом) христианизированы. Около 1500 года (год рождения Карла V ) вехой европейской истории был объявлен 1000 год. Такие 500-летние прыжки случались и в других случаях.
На той же временной оси завоевание Иерусалима персами -историографическое общее место, важная тема, спроецированная в Библии на Санхериба,- помещено на отметку «614 год». Мысль Иллига о том, что оба события («сдача» Иерусалима в 614 году и основание Германской империи в 911 году) должны были произойти одновременно,- кажется мне произвольной. Исключение лежащих между ними «фиктивных» 297 лет - это бессмысленная игра с датами и «фактами», которые и так уже вымышлены и нигде не находят подтверждения (схожим образом развлекаются члены Общества Шерлока Холмса в Лондоне: они увлеченно спорят о да те рождения их героя, прекрасно зная, что он никогда не существовал в действительности).
Научно аргументированная перебранка по поводу вымышленной истории имеет то преимущество, что при этом не нарушаются академические правила игры. Однако 800 год (коронация Карла Великого) и 814-й (его смерть) - даты не более правдоподобные, чем, скажем, 325 год - созыв первого Вселенского христианского собора или 604-й - смерть папы Григория Великого, обратившего в христианство Англию. Внутри фиктивного временного пространства все подобные даты относительны; если же начать искать соответствия с чуть более правдоподобной временной шкалой, например, мусульманской, то вышеупомянутые примеры датировки будут выглядеть просто абсурдно. Поэтому положения Иллига неверны как с точки зрения академической науки, так и «реконструкторов времени», систематически отвергающих его неглубокие выводы 16 .
Я могу в двух словах резюмировать, как Иллиг сконструировал свое ошибочное заключение: он утверждает, что между августом 614-го и сентябрем 911 -го лежит временная лакуна, этого времени не было. Иллиг «вырезает» его из хронологической шкалы, соединяет между собой возникшие таким образом концы и заявляет: теперь все сходится. Если же, например, оказывается, что в «фантомное» время существовали какие-либо строения, то они якобы созданы либо до, либо после лакуны. Подобная операция стала возможна после того, как Нимитц 17 обнаружил ошибку дендро-хронологов. Не найдя в древесных кольцах, используемых, например, в Центральной Европе для датирования по кольцам, соответствия письменно зафиксированным эпохам ( VII , VIII и IX вв.; кстати, их очень мало и для так называемой эпохи Великого переселения народов),- они заполнили пустые места анализом срезов и колец иных деревьев из других местностей 18 . Эпоху, не соответ ствующую древесным кольцам, Нимитц назвал «фантомным» временем. Иллиг, подхватив эту мысль, применил ее к историографии и развил положения, абсурдностью своей превзошедшие даже традиционную историографию.
Можно ли предположить, что официальные историки, и особенно церковь, выработали своеобразную упреждающую стратегию реакции на критику их утверждений? Кое-какие события наводят на эту мысль 19 .
Обе древнехристианские таблицы якобы VI века с проставленными точными датами в Музее археологии г. Кадиса (Испания), которые я еще в 1997 году публично объявил фальшивками, были удалены из экспозиции и заменены двумя фресками, изображающими римский рыбозасолочный цех и маяк в Кадисе. Надо же, какая скорость!
Это напоминает случай с Эмилем Хюбнером, о котором я уже писал в разделе про фальсифицированные надгробия (гл. 5). После его критических расспросов некоторые надписи, представленные, кстати, и в каталоге,- тоже оказались разрушенными. В музее Овиедо (Испания) на одном саркофаге я видел датированную надпись, буквы с которой были сбиты совсем. Это должно было произойти совсем недавно, потому что на фотографии, продававшейся в торговом зале музея, та же надпись была вполне четкой и хорошо читаемой.
Еще один пример: имена мучеников в церкви города Медина Сидония, просто обрубленные зубилом.
Или, наконец, таблица Пейтингера, удаленная с выставки «Франки» (ее можно увидеть в каталоге этой выставки) после моего критического доклада (октябрь 1997 г.).
Интересно, когда из музея в Кадисе снова вынесут финикийский женский саркофаг? Десять или двадцать лет назад музей пошел на огромные затраты на его изготовление, и саркофаг благородной супруги был помещен рядом с саркофагом финикийца (что, кстати, было предпринято для того, чтобы иметь предлог требовать финансирование для полной перестройки всего здания музея).
В Национальном археологическом музее в Мадриде экспонируется множество поддельных готско-христианских надписей. Они наверняка тоже вскоре исчезнут. Важнейшие из них в июне 1999 г. я зарисовал и сфотографировал, потому что по подделкам иногда бывает понятно, что хотят скрыть или изменить.
Не следует, однако, полагать, что новое знание о возникновении официальной исторической картины мира распространится со скоростью лесного пожара и приведет к скорому пересмотру ис ториографии. Скорее я могу предположить другое: на свет будут извлечены контраргументы, к которым за ненадобностью раньше не прибегали. Будут опубликованы многочисленные С14-датировки, долженствующие подтвердить традиционную историческую картину мира. Поэтому год, когда Нимитц и Иллиг сообщили в Германии о своем открытии фантомных лет (1991), целесообразно было бы рассматривать как некую веху: все, что писалось после этого,- например, католическая критика подлинности святого Бенедикта,- есть реакция, попытка локализовать повреждение, заткнуть дыру в плотине. Во всяком случае, нужно ожидать жарких дискуссий и не рассчитывать на то, что они будут оставать ся исключительно в рамках научной корректности.
Мне кажется весьма интересным тот факт, что в последнее время отовсюду поступают сведения о параллельных исследованиях со сходными результатами, как, например, посмертно опубликованная лекция Флюссера, в которой он просто вычеркивает 1200 лет между античностью и Ренессансом, заменяя их 200 годами. Итак, история укорачивается ровно на тысячу лет. Редактор при этом отмечает: «написано самое позднее в 1982-м». То есть всего через несколько лет после начала исследований Маркса и Хайнсона. Иллиг узнает об этой работе Флюссера только в 2000 году непосредственно от вдовы ученого, причем он сообщает, что текст был впервые опубликован в 1993 году. Сведя работу Флюссера к ядру, к самой сути, мы обнаружим в ней идеи, высказанные Христофом Марксом и Томасом Римером. В других работах Флюссера мы не находим следов его интереса к этим проблемам. Для людей, усвоивших новые идеи об историотворении и анализирующих с их помощью прошлое, одним из главных вопросов становится вопрос о прототипах. Если Барбаросса послужил прототипом императора Отгона III , а из них обоих, как амальгама, возник Карл Великий, значит ли это, что сам Барбаросса, дедушка Фридриха II , должен был быть реальным лицом? Какие черты были взяты у него и переданы предшественникам, что представляли собой сами предшественники? И кто послужил прототипом для Барбароссы?
С античностью дело еще сложнее. Из каких реальных личностей был сотворен Цезарь? Какие исторические события лежат в основе Галльской войны? В высшей степени интересно было бы разобраться в возникновении «исторического» Христа. Однако здесь мы вряд ли когда-нибудь выйдем за рамки догадок и предположений.
Обращаясь в критической реплике к сторонникам «новой хронологии», Петер Винцелер отмечает, что прототипы для Христа существовали уже давно: «повторяющиеся убийства священника Иисуса (Ясон) в позднеперсидское время и время Маккавеев уже Юлием Веллхаузеном были распознаны как дублеты».
Винцелер отваживается шагнуть на несколько шагов дальше, чем Иллиг с Хайнсоном: он обнаруживает, что в некоторых местах европейской средневековой историографии «возникает лакуна в 600 лет. Ренессанс позволяет предположить, что едва ли Платон жил много ранее христианских апологетов III века (как, например, Ориген). Аристотель немногим ранее арабских переписчиков» 20 .
Если проследить за развитием архитектурных стилей и, прежде всего, за духовно-историческими процессами, то не остается никакого временнбго зазора между исчезновением этрусков и возрождением Тосканы в « XI веке»; оба эти события смело можно располагать рядом. Ганс Мюлештайн (1957) убедительно показал, как из павликиан и богомилов зародились демократическое движение северной Италии и катары западной Франции. Версия о существовании раннего католического христианства в высшей степени недостоверна. Возникновение византийской церкви происходило примерно в то же время, и славянская миссия - видимое тому подтверждение.
Скорее всего, историческую картину мира можно было бы лучше всего себе представить, изучая развитие законов, по салическому праву или «Зеркалу Саксонии» Эйке фон Репговса; такие тексты были повсеместно востребованы, к ним, за советом, обращались ежедневно. Вот, возможно, тот опорный пункт, от которого можно было бы начать осторожное, шаг за шагом, движение в сторону реконструкции истинной картины прошлого. Хотя точное установление хронологического порядка пока еще не представляется возможным. Примечания редактора перевода к послесловию
1. И до сих пор решительно отвергаемые первой волной современных немецких критиков хронологии, сгруппировавшейся вокруг Хериберта Иллига. 2. Эта группа объединена под эгидой интернет-журнала «История и хронология» и Исторических салонов в Карлсруэ и Потсдаме. Важно подчеркнуть, что корни этого нового хронологического радикализма восходят к немецким классикам Балдауфу и Каммайеру, о которых рассказано в настоящей книге, а также к другим западным критикам, лишь частично освещенным выше. Истинный симбиоз немецкой хронологической критики с российской «новой хронологией» еще ждет своей реализации. 3. Даже и в лагере Иллига все большее число авторов приходит к выводу, что вся реальная история человечества разыгралась в последнюю тысячу лет. 4. Средний возраст в 20 лет все еще слишком велик. К тому же использование средней продолжительности царствования может дать лишь приблизительные представления о длительности той или иной эпохи, но не точную хронологическую информацию (даже если мы отвлечемся от достоверности списков правителей). Астрономические расчеты применял и Петавиус, так что дело здесь не в астрономическом характере методики, а в степени точности ее применения. Главная заслуга Ньютона в том, что он продемонстрировал зависимость хронологии от выбора источников. Из этого следует, что множество используемых историками источников внутренне противоречиво и что существует необозримое количество хронологий, каждая из которых соответствует небольшому набору источников (часто к тому же сфабрикованных в эпоху Возрождения) и противоречит почти всем остальным. 5. Хотя статистические оценки и рассмотрения и играют важную роль в той революции, которую труды академика Фоменко вызвали в современной математической хронологии, нужно подчеркнуть, что наиболее революционным в методике А. Т. Фоменко было гениальное использование анкет-кодов, позволяющих экстрагировать из зыбкого романтического описания прошлого, столь характерного для историков, историческую информацию, могущую подвергаться статистической оценке. 6. Следуя Великовскому, Маркс считает, что этот коллективный невроз вызван стремлением человечества забыть ужасы планетарной катастрофы недавнего прошлого. Отвергая - в такой его форме - это положение вместе с Топпером, хочу подчеркнуть, что определенная доля истины в нем присутствует: наряду с корыстной подделкой документов и источников, безусловно, существовала и деятельность по придумыванию прошлого, основанная на распространенной ментальности, на некой духовной атмосфере, на неверных представлениях о прошлом, о масштабах времени, о том, что из себя представляет история, и о степени допустимости литературного вымысла в качестве исторического эрзаца. 7. Если даже в российской аудитории, которая имеет реальную воз можность ознакомиться в оригинале с работами А. Т. Фоменко, его главного соавтора Г. Б. Носовского и др. пишущих по-русски критиков историографии, весьма распространены лансируемые историками злостные измышления и искажения действительной научной позиции названных авторов, то можно себе представить, какова ситуация в отделенной язы ковым барьером немецкой читательской среде. Распространяемые Иллигом и питающимися слухами газетными борзописцами обвинения в слепой вере в документы, незнании археологии, склонности к идеологии русского шовинизма и прочая чушь отравляют атмосферу, в которой приходится работать нашей группе младокритиков. 8. В этих статьях интенсивно подчеркивался инновативный междисциплинарный подход Фоменко и Носовского, применение ими ретроспективных астрономических расчетов с большой точностью и с учетом всех возможных вариантов решений, анализ старинных карт и привлечение самых разных иных научных подходов. Если историки пишут с важным видом всезнающих ревнителей религии для посвященных, то книги Носовского и Фоменко проникнуты уважением к читателю. По следнего не посвящают в святая святых, чуть-чуть приоткрывая перед ним завес тайны (такова манера письма историков), а привлекают к на пряженному криминологическому поиску тех осколков истины, которые еще можно восстановить после столетий уничижительной работы историков. 9. Российскому читателю Великовский, первая книга которого вышла в свет в 1950 г., долго оставался неизвестным. Издание в советское время книг еврейского автора из США, выросшего в известной сионистской семье в Москве и сыгравшего важную роль в создании еврейского университета в Иерусалиме, было невозможно. В начале 20-х годов в Берлине молодой Великовский создал Еврейский научный журнал, подоживший начало объединению ученых с целью создания названного университета (Альберт Эйнштейн руководил в журнале отделом физики). Лишь после перестройки, в середине 90-х годов, в Ростове-на-Дону издательство «Феникс» опубликовало перевод всех книг Великовского и даже издало первую в мире биографию не признанного академиче скими кругами ученого-новатора. 10. Из данной оценки деятельности И. Великовского, одного из са мых блестящих умов XX века, трудно понять грандиозность его вклада в процесс возникновения современной исторической критики в Германии, Англии и США. Его исследования не просто показали, что египет ская история удлинена, по меньшей мере, на 550 лет, но и продемон стрировали убеждение в том, что естественнонаучная информация с трудом подвергается фальсификации и может служить отправной точкой для критики исторических воззрений. Кроме того, он стал основа телем набирающего силу движения неокатастрофизма, к которому при мыкают все новые и новые слои ученых. Сделанные им на основании катастрофических воззрений предсказания о физических свойствах планет Солнечной системы, полностью противоречившие представлениям астрофизиков в середине XX века, блестяще подтвердились. 11. Гуннар Хайнзон был - наряду с Христофом Марксом - одним из первых последователей Великовского в Германии и перенял у по следнего целый ряд идей, в том числе и катастрофистский подход к исследованию прошлого. 12. Это сближает позицию Хайнзона с таковой Н. А. Морозова с той лишь разницей, что для Хайнсона - как и для Иллига - греческая и римская «античности» суть этапы реального прошлого, а не проекции средневековья в виртуальное прошлое, как для Морозова. 13. В то же время нужно подчеркнуть заслуги этих авторов в исправлении наших хронологических масштабов по отношению к ранней истории и предыстории. Исходя из катастрофических представлений, они показали, что эпоха каменного века исчисляется не в десятках тысяч лет, а только несколькими тысячелетиями. Кроме того, их анализ египетской истории показал всю неправомочность оперирования тысячелетиями в истории Египта. Наконец, совершенно гениальной является инспирированная наблюдениями Маркса книга Хайнсона «Шумеров не было» (1988, Франкфурт-на-Майне). 14. Это положение Маркса никак не доказано и является весьма спорным. Так как мы не знаем точных причин катастрофы приблизительно 1350 г., данное утверждение является чистой спекуляцией. Некоторые возможные причины (например, падение астероида в районе Северного моря) могли вызвать катастрофу на Земле, практически не меняя пара метров земной орбиты. В случае других нужен, по крайней мере, точный астрофизический расчет и анализ последствий, которого Маркс не пред принимал. 15. Подробному исследованию следов этих катастроф в Северной Африке и на Иберийском полуострове Топпер посвятил свою первую книгу. 16. Ввиду доминирующего положения, занимаемого Иллигом в среде немецких критиков историографии (владелец специализированного издательства, издатель единственного «толстого» журнала в этой области, организатор ежегодных конференций), многие не решаются произносить такую критику вслух, хотя она непосредственно следует, например, из декларации Берлинского Исторического салона о том, что вся история человечества приходится на последние 1000 лет. Наиболее последовательный критик позиции Иллига - швейцарский автор Христоф Пфистер. Он же автор единственной на немецком языке книги, опирающейся на исследования академика Фоменко. 17. Ханс-Ульрих Нимитц - один из основателей (наряду с Топпером и Блёссом) первого критического Исторического салона в Берлине и его сегодняшний руководитель является профессором истории техники в Высшей технической школе в Лейпциге. В своих многочисленных статьях способствовал возникновению образа не более чем тысячелетнего прошлого цивилизации. Важнейшую роль играет написанная им с Блёссом книга о несостоятельности хронометрического метода радиоактивного углеродного анализа, в которой была показана и необоснованность метода дендрохронологических датировок. 18. Метод дендрохронологических датировок применим - как признают сами его апологеты - только для уточнения дат при наличии достоверной предварительной датировки. Так как мы сомневаемся в способности историков давать верные предварительные датировки, их уточнения дат по кольцам деревьев не имеют для нас никакой содержательной силы. 19. Стратегия эта сводится к тому, чтобы не защищать до последнего каждый сфальсифицированный камень, каждого выдуманного святого, каждое идиотское слово. Чтобы избегать, по возможности, каких-либо контактов с немногочисленными пока критиками, историки предпочитают быстро уничтожать разоблаченные подделки и даже готовы отказаться от некоторого числа святых: все равно мы их «напечем» в любом количестве в будущем! 20. Имеется в виду эпоха становления этих образов. На самом деле многие образы писателей античности возникли приблизительно так, как образ Козьмы Пруткова или, уже в XX веке, образ великого математика Бурбаки (так называет себя и за такового выдает себя коллектив пишущих под этим псевдонимом выдающихся математиков). Конечно, ситуация в те времена (эпоха Ренессанса?) была другой, и условия, приведшие к созданию этих авторских коллективов, были тоже иными.
Список литературы
Курсивом обозначены монографии и другие книги. Нормальным шрифтом даны статьи из журналов, сборников и энциклопедий.
Обозначения VFG и ZS относятся к ежеквартальному историко-кри-тическому журналу, издаваемому Херибертом Иллигом и Гуннаром Хайнсоном. Они расшифровываются как « Vorzeit - Fruhzeit - Gegenwart » («Доисторическое время, раннее время и настоящее»: так журнал назывался до 1995 г.) и « Zeitenspriinge » («Временные прыжки», с начала 1995 г.). Журнал издается в местечке Grafelfing под Мюнхеном.
Сокращение 2-95 расшифровывается как год 1995, тетрадь 2.
При указании страниц 29 ft означает, что статья начинается на с. 29 и продолжается на последующих страницах (291Г = 29 и последующие)
При ссылке в тексте, как правило, указана фамилия автора и, если мы ссылаемся на несколько его работ, год их издания. Если, скажем, в 1998 г. им были опубликованы несколько работ, то они различаются при помощи букв: 1998а, 1998в и т.д.
Аделунг , И ., Adelung, Jon. Chr. (1806): Aelteste Geschichte der Deutschen (Leipzig).
Айххорн , Й . Г ., Eichhorn, J. G. (1804): Einleitung in das Neue Testament.
Альбрехт . Гизела , AJbrecht, Gisela. (1995): «Livius und die friihe romische Republik» (ZS 3-95).
Аснн Паллсьос , Мигель , Asin Palacios, Miguel. (1931): El Islam cristianizado (Madrid).
Ашбах , Йозеф , Aschbach, Joseph. < 1868): Roswitha und Conrad Celtes (Wien).
Бальдауф , Роберт , Baldauf, Robert. (1902): Historie und Kritik, Bd. IV С (Basel). (1903) Historie und Kritik, Bd. I (Leipzig).
Бар , Френсис , Bar, Francis. (1946): Les routes de 1'autre monde (Paris).
Барраль - в - Альтет , Хавьер , Banal i Altet, Xavier. (1976): La circulation des monnaies Sueves et Visigotiques (Munchen).
Барретт / Торытои , Barrett/Thornton. ( Издатели .) (1959): Tate zur Umwelt des Neuen Testamentes (2- е расшир . изд . 1991, Tubingen).
Батали Рейс , Педро , Balalha Rets, Pedro. (1960): «Triente imMito de Ervgio» в : №20-21. S. 75-80 (Porto).
Бауер , Бруно , Bauer, Bruno. (1877): Christus und die Caesaren (Berlin).
Бэда Достояоттеяплй , Beda Venerabilis. (1860): Historia ecclesiastica ( пер . на нем . von Wilden, Schaffhausen).
Бейджент , Майкл и Лей , Ричард , Baigent, Michael und Leigh, Richard. (1991): VerschluBsache Jesus. Die Oumranrollen und die Wahrheit uber das friihe Christentum (Munchen).
Бельтран Вмлыграса , Пио , Beltran Villagrasa, Pio. (1948): «Rectificaciones у falsificaciones en las monedas visigodas» (Akten des 3. Archaolog. Kongresses in Murcia, 385—449; Cartagena). (1972): Numtsmatica de la Edad Media у de los Reyes Catobcos (Zara-goza).
Бернхайм . Эрнст , Bemheim, Ernst. (1912): Einleitung in die Geschichtswissenschaft (Berlin- Leipzig).
Библейский словарь . (1894—1912): Dictionaire de la Bible, издатель Vigouroux (B 5 т ., Paris). EEE
Библиотека Общества Христа . (1893): Bibliothek de la Compagnie de Jesus ( Репринт 1960, BtusgcI- Paris).
Бнпюф , Бернхард , Bischoff, Bernhard. (1979): Palaographie des romischen Ahertums und des abendlandischen Mittelalters (Berlin).
Блёсс , Кристиан , Bloss, Christian. (1988): Jenseits von Darwin (Frankfurt/M). (1991): Planeten, Gotler, Katastrophen: Das neue Bild vom kosmischen Chaos (Frankfurt/M). (1995): «Sonnenfinsternisbeobachtungen in Miiieleuropa von 600 bis 900» (ZS 3-95).
Блёсс и Нимитц , Bloss, Chr. und Niemitz, H.-U.
(19%): «Der Selbstbetrug von CI4-Methode und t^endnochronologie» (ZS 3-%).
(1997): C14-CraslL Das Ende der Illusion, mit Radk>karbonmethode und Dendrochronologie datieren zu konnen (Grafelfing b. Munchen).
Блюер , Ганс , Bluher, Hans.
(1921): Die Aristie des Jesus von Nazareth (Prien).
Бодманн , Гертруд , Bodmann, Gertrud.
(1992): Jahreszahlen und Weltalter. Zeit- und Raumvorstellungen im Mil-leialter. (Frankfurt/M).
Боор , Хельмут де , Boor, Helmut de.
(1979): Die deuische [.iterator (Bd. 1, Miinchen).
Бресслау , Гарри , Bresslau, Harry.
(1914): Handbuch der Urkundenlehre fur Deutschland und Italien (T. II. Berlin. Репринт 1958).
Брунхёльиль , Франц , Brunholzl, Franz.
(1971): «Zum Problem der Casinenser Klassikeruberlieferung» в : Abh. Marburger Gel. Gesellschaft Nr. 3, (Miinchen).
(1975) : Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (Miinchen). EEE
Брюкнер , A, Bruckner, A.
(1913): Die Wahrheit iiberdie Slavenapostel (Tubingen).
Бухнер, Р., Buchner , R . (Издатель.)
(1964): Ausgewertetc Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters (T. VII, Darmstadt).
Бюхиер , Карл , Buchner, Karl.
(1961): Oberlieferungsgeschichte der lateinischen Literatur des Altertums ( см . Хунгер , Hunger et al., 1988).
Вексслер , Эдуард , Wechssler, Eduard.
(1936): Hellas im Evangelium (Berlin; 2- е изд ., Hamburg, 1947).
Великовский , Иммануэль , Velikovsky, Immanuel.
(1950): Worlds in Collision; New York. ( Пер . на нем .: Welten im Zusam-menstofi, Frankfurt/M., Berlin, Wien, 1978, Рус . пер .: Столкновение миров , Феникс , Ростов - на - Дону , 1996.)
(1952): Ages in chaos; New York. ( Пер . на нем .: Zeitalter im Chaos, Vom Exodes zu Konig Echnaton, Zurich, 1980. Рус. пер.: Века в хаосе. В «Эдип и Эхнатон», Феникс, Ростов-на-Дону, 1996.)
(1955): Earth in upheaval. New York. ( Пер . на нем .: Erde im Aufruhr, Frankfurt/M., Berlin, Wien, 1983. Рус. пер.: Земля в переворотах. Феникс, Ростов-на-Дону, 1996.)
(1982): Mankind in amnesia . New York. ( Пер . на нем .: Das kollektive Ver-gessen, Frankfurt/M., Berlin, Wien, 1985. Рус. пер.: Человечество в амнезии. В «Народы моря», Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.)
Веллхаузен , Юлий : Wellhausen, Julius.
(1884): AbriB der Geschichte Israels und Judas (Berlin: Репринт : 1985).
(1897): Reste arabischen Heidentums (Berlin).
(1899): Prolegomena zur altesten Geschichte des Islams (Berlin; Репринт : 1985).
(1914): Israelitische und jiidische Geschichte (Berlin).
Венгст , Клаус , Wengst, Klaus.
(1984): Didache, Barnabasbrief, 2. Klemensbrief und Schritt an Diogenet (Miinchen).
Вернер . Карл Ф ., Werner, Karl F.
(1959): Zur Arheitsweise des Regino von Priim, в : Die Welt als Geschichte, 19. Jahrg. 96-116 (Stuttgart).
Вивес , Хосе , Vives, Jose.
(1963): Concilios Visigoticos e Hispano-Romanos (Madrid).
(1969): Inscripciones cristianas de la Espana romana у visigoda (Barcelona).
Вильсона , Давид M., Wilson: David M.
(1980): Kulturen im Norden, Miinchen.
Виндиш . Эрнст , Windisch, Ernst.
(1868): Der Heliand und seine Quellen (Leipzig).
Винцелер . Петер , Winzeler, Peter.
(1999): Unbehagen an der Chronologierevision (ZS 2—99).
(2001): «Das Kreuz mil Qumran und den Aonen alter Bibelhandschriftcn» in Zeitenspriinge (ZS 1—01).
Виттшток , . Альберт , Wittstock, Albert.
(1941): Des Kaisers Marcus Aurelius Antoninus Selbstbetrachtungen (Re-clam, Leipzig).
Габовнч, Евгений, Gabowitsch , Eugen .
(1983) О ранней истории евреев на территории советской империи. Форум, 1983, 5.
(1989) Путешествие из немцев в викинги Дорпат. Карлсруэ .
(1997 а ): «Von Morosow zum jungsten Fomenko». ZS 2—97.
(1997b): «N. A. Morosow. Enzyklopadist und Wegweiser der Chronologie revision». ZS 4—97.
(1999a): «China: Wie entstand und wie richtig ist die Chronologie des Altertums?» ZS 1-99.
(1999b): Die GroBe Mauer als ein Mythos: Errichtungsgeschichte der Chinesischen Mauer und deren Mythologisiereng, EFODON Synesis, Heft 6, 4 21.
(2001): Anatolij Fomenko — fiihrender russischer Chronologiekritiker, ibi dem. Hell 4, 13-16.
(2002 a ): Катастрофа середины XIV века и европейская историческая идея, Таллин, 26-27, 2002. с. 1-21.
(2002с): Китайская цивилизации и европейская историческая идея, Таллинн, 26 27. 2002, с. 4-48.
(2003): Хронология Бирмы как пример удаления династических параллелей в рамках традиционной историографии, в: Запорожский ун-т, Труды исторического ф-та, 2003
Ганзе , Гернот , Geise, Gemot.
(1995): Werwaren die Romer? Die Erfindungeiner Invasionsarmee. (Wes-sobrunn).
Гардуэн , Жан , Hardouin, Jean.
(1693): Prolegomena ad censuram veterum scriptorum (Paris).
Гевара , Антонио де . Guevara, Antonio de.
(1529): Reloj de principes (Valladolid).
(1531 Sevilla; новое издание : Emilio Blanco O. F., Madrid 1994) -( англ . пер .: 1557 The Diall of Princes, London, репринт : 1968 Amsterdam, New York).
Гельцер . Хайнрих , Gelzer, Heinrich.
(1880/1898): Sextus Julius Africanus und die Byzantinische Chronographie (Leipzig/ Репринт Hildesheim 1978).
Гинцель , Ф . К ., Ginzel, F. K.
(1906-14): Handbuch dcr mathematischen und technischen Chronologic. ( В З т ., Leipzig.)
Гляйхен - Руссвурм , Александр фон , Gleichen-RuBwurm, Alexander von.
(1913): Marc Aurel: Selbstbetrachtungen (Berlin).
Гобнль , Антуан . Gaubil, Antoine.
(1739): Histoire abregce de I'Astronomie chinoise (Paris).
Гумпах , Й . фон . Gumpach. J. v.
(1853): Hilfsbuch der rechnenden Chronologie (Heidelberg).
Дави , Мари - Мадлен , Davy, Marie-Madeleine.
(1972): Encyclopedic des mystiques. ( В 4 т ., Paris.)
Дан , Феликс , Dahn, Felix.
(1865): Prokop von Casarea (Berlin).
Дюнне , Джордж , Dunne, George H., S. J.
(1962): Generation of Giants. The Story of the Jesuits in China in the Last Decades of the Ming Dynasty (Indiana, USA).
Дегея, Ион.
(1997): Иммануил Великовский. Рассказ о замечательном человеке. Феникс, Ростов-на-Дону.
Деличш, Фридрих, Delitzsch , Friedrich .
(1920): Diegrofie Tduschung (Stuttgart-Berlin).
Дегеринг , Херман , Detering. Hermann.
(1992): Paulusbriefe ohne Paulus?(Diss., Frankfurt/M.)
(1995): Der gefalschte Paulus. Das Urchristentum im Zwielicht (Diissel-dorf).
Динль , Diehl.
(1924-31): Inscriptiones latinae christianae veteres. ( В З т ., Leipzig.)
Джонсон , Эдвин , Johnson, Edwin.
(1894): The Pauline Epistles (Watts and Co., London).
Древе , Артур . Drews, Arthur.
(1912): Предисловие к книге Морозова Н . A., Morosow, Nikolaus. Die Offenbarung Johannis (Stuttgart).
(1921): Das Markus-Evangelium als Zeugnis gegen die Geschichtlichkeit Jesu (Jena).
(1924 a ) Миф о Христе, Москва.
(1924в) Жил ли апостол Петр? Москва.
Дриу. аббат, Drioux , Abbe .
(1873): Precis elementaire d'Histoire eccldsiastique (Paris).
Жермон . Бартелеми , Germon. Barthelemy.
(1713): De veteribus haereticis ecclesiasticorum Codicum corruptoribus (Paris).
Захау , E., Sachau, E.
(1897): Chronology of Ancient Nation.
Зес , Клаус фон . See Klaus von.
(1970): Deutsche Germanen-ldeologie vom Humanismus bis zur Gegen-wart (Frankfurt/M).
Зоннтаг , Регине , Sonntag, Regine.
(1987): Studien zur Bewertung von Zahlenangaben in der Geschichts-schreibung des friihen Mittelalters (Diss., Munchen).
Иделер , Людвиг , Ideler, Ludwig.
(1826): Handbuch zur mathematischen und technischen Chronologie. ( В 2 т ., Berlin.)
Иллнг , Г . / Нимитц , Г .- У ., IHig, H. / Niemitz, H.-U.
(1991): «Hat das dunkle Mittelalter nie existiert?» (VFG 1-91).
Иллнг , Гериберт , lllig, Heribert.
(1988): Die veraltele Vorzeit (Frankfurt/M).
(1991): «Die christliche Zcitrechnung ist zu lang» (VFG 1—91).
(1991): «Jiidische Chronologie» (VFG 5—91).
(1992): «Wann lebte Mohammed» (VFG 2-92).
(1992): «Vom Erzfalscher Konstantin VII» (VFG 4-5,92).
(1993): «Kalender und Astronomie» (VFG 3—4,93).
(1994): «Doppelter Gregor — Fiktiver Benedikt» (VFG 2-94).
(1996): Das erfundene Mittelalter (Diisseldorf).
Иллюстрированная энциклопедия .
Enciclopedia ilustrada (Madrid).
Исидор Севильскнй , lsidor von Sevilla.
(1862a): Historia de regibus Gothorum, Wandalorum et Suevorum. (T. 7. Paris, 1862.)
(18626): Etymologiarum, De Natura Rerum etc. (T. 1, Paris.)
Йедин . Хуберт , Jedin, Hubert.
(1959): Kleine Konziliengeschichte (Freiburg).
Кабре Агило , Хуан , Cabn* Aguilo, Juan.
(1946): El tesorillo Visigodo de Trientes... en Zorito de los Canes (Guadalajara, Madrid).
Каммайер , Вильгельм . Kammeier, Wilhelm.
(1935): Die Falschung der deutsehen Geschichte. ( Leipzig , в 2 т., Репринт 2000, Viol .)
(1981 -82) Falschung der Geschichte des Urchristentums (В 4 т.; посмерт ное первое издание 1981—82, Husum ).
Кампхаузен, Ханс Фр., Camphausen , Hans Frh . v . (Издатель.)
(1991): nimm und lies! Christliche Denker von Origenes bis Erasmus von Rotterdam (Stuttgart).
Канфора , Лучиано , Canfora, Luciano.
(1986): Labibliotecascomparsa (Palermo) — ( пер . на нем .: Die verschwun- dene Bibliothek — Hamburg, 1998).
Капелле , В ., Capelle, W.
(1932): Marc Aurel. Selbstbetrachtungen (Stuttgart).
Кауфманн , Карл M., Kaufmann, Carl M.
(1917): Handbuch der altchristlichen Epigraphik (Freiburg).
Келлер , Вернер , Keller, Wemer.
(1955): Und die Bibel hat doch recht (Dusseldorf).
Кембриджская История Китая .
(1979): Cambridge History of China (Bd. 3, Cambridge).
Кёстерманн , E., Koestermann, E.
(1970): Kleine Schriften. (3- е изд ., Leipzig.)
Кнлли , Валтер , Killy, Walter.
(1988-1993): Literaturlexikon (Gutersloh).
Кинг , King J. E.
(1930/1979): Bede, Historical Works (London).
Кирхер , Атаназий , Kircher, Athanasius, S. J.
(1670): China illustrata (Amsterdam; репринт Genf-Paris 1980).
Китель , Р .. Kittel, R.
(1929-1937): Biblia Hebraica (Stuttgart).
Корроди , Corrodi.
(1794): Kritische Geschichte des Chiliasmus. (B 2 т ., Zurich.)
Краус , Ханс - Й ., Kraus, Hans-J.
(1982): Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Tes-tamentes (3- е изд ., Neukirchen).
Круш , Бруно , Krusch, Bruno.
(1880): Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie. Die Entste-hung unserer heutigen Zeitrechnung. (I и II, Berlin; 1938.)
(1938): Studien zur frdnkischen Diploma tik, в : Abhandlung der PreuB. Akademie der Wissenschaften, 1937, I (Berlin).
Купле , Фил ., Couplet, Phil.
(1687/1728): Tabula chronologica Monarchiae Sinicae. Кюммель , Вернер , Kummel, Werner.
(1970): Das Neue Testament, Geschichte der Erforschung seiner Probleme (2- е изд ., Freiburg-Miinchen). Лану . Жан де , Launoy, Jean de. (1731-32): Opera omnia. (B 5 т ., Genf.) Ла Рокка , Кристина , La Rocca, Cristina.
(1996): Using the Roman Past. Abondoned Towns and local Power in 11th cenl. Piemonte в : Early Medieval Europe (Harlow, Essex, England). Ле Гофф . Жак , LeGofT, Jacques. (1981): Im naissance du Purgatoire (Gallimard, Paris). Лейпольлт , Иоганн , Leipoldt. Johannes. (1942): Der Tod bei Griechen und Juden (Leipzig). Литцманн , Ганс , Lietzmann, Hans.
(1984): Zeitrechnung der rom. Kaiserzeit, des MiUelalters und der Neuzeit (Berlin).
Лозовскн , Наталия , Lozovsky, Natalia.
(1996): Carolingian geographical Tradition в : Early Medieval Europe. T. 5. 1 (Harlow, Essex, England). Лунд , Ален , Lund, Allen.
(1990): Zum Germanenbild der Romer (Heidelberg). Люлинг , Гюнтер , Liiling, Giinter.
(1974): liber den Urqur'an (2- е изд ., 1993; Erlangen).
(1981): Die Wiederentdeckung des Propheten Muhammad (Erlangen).
(1992): Der christliche Kult an der vorislamischen Kaaba (Erlangen).
Майянс - и - Сискар . Грегорио , Mayans i Siscar, Gregorio.
(1742): Censura de Historias fabulosas, obra posthuma de Don Nicolas Antonio (Valencia).
Майер . ( Издатель .)
(1884-1907): Meyers Konversationslexikon, 4- е и 6- еизд , 1884—1907 (Leipzig).
Маркс , Кристоф , Marx, Christoph.
(1993): «Datieren vordergregorianischen Kalenderreform» (VFG 3—4/93).
(1995): «Generelles Historiographieschema» (VFG 3—95).
(1996a): «Der (bislang) letzte 'GroBe Ruck'» (ZS 3-96).
(1996b): Zwischen Altzeit und Neuzeit: Wahnzeit (PAF, Basel).
Марольд , Винни , Marold, Winni.
(1993): «Das lateinische Mirakel. Wurzelprobleme der Romanistik» (VFG 2/93).
Мартин , Паул , Martin, Paul С
(1994-1995): «Wie starkerhellen Miinzendie 'darkages' in Italien?» I-111 (VFG/ZS, 4-94; 2-95; 3-95).
(1996): «Datierung antiker Miinzpragung mit Hiife des Gronlandeises?» (ZS 2-96).
Мауерсбергер , Арно , Mauersberger, Amo.
(1980): Tacitus Germania (2- е изд ., 1- е изд . Leipzig, 1971).
Менедес Пнлдл . Рамон , Menendez Pidal, Ramen.
(1956 ff): Historia de Espana (Madrid).
Меянингер . Карл , Menninger, Karl.
(1979): Zahtwort und Ziffer. ( В 2 т ., Gottingen.)
Метцгер , Брюс . Metzger, Bruce.
(1977): The Early Versions of the New Testament (Oxford).
(1993): Der Kanon des Neuen Testamentes (Diisseldorf).
Метцгер , Тереза и Мендель . Metzger, Terese und Mandel.
(1982): La viejuive au Moyen Age (Fribourg, Schweiz).
Мннье , Жак , Migne, Jacques P.
(1844 ff): Patmlogiae (2- е изд . 1878, Paris).
Морозов , Н . А ., Morosow, Nikolaus.
(1912): Die OffenbarungJohannis (mit Vorw. von A. Drews; Stuttgart). Рус ский оригинал Откровение в грозе и буре: История возникновения апокалипсиса, М., 1907 и 1910.
Мюльмшн , Вильгельм , Muhlmann. Wilhelm.
(1961): Chiliasmus und Nativismus (Berlin).
Мюллер , Ангелика , Miiller, Angelika.
(1990a): «Unvorsichtige Behauptungen zu Plato und BewuBtsein» (VFG 1-90).
(1990b): «Die Quelle. Uber die Zweifelhaftigkeit alter Oberlicfcrung» (VFG 5-90).
(1992a): «Indogermanische Ursuppe?» (VFG 1-92).
(1992b): «Karl der Grofie und Harun al-Raschid» (VFG 4-5,92).
(1996): Die Geburt der Palaographic. (ZS 4-96).
Ннмитц , Ханс - Ульрих , Niemitz, Hans-Ulrich.
(1991): «Falschungen im Mittelalter» (VFG 1-91).
(1991): «Kammeier kritisch gewurdigt» (VFG 3/4-91).
(1992): «Archaologie und Kontinuitat» (VFG 3-92).
(1993): «Eine friihmittelalterliche Phantomzeit — nachgewiesen in in Frankfurter Stratigraphien» (VFG 3-4,93).
(1994): «Byzantinistik und Phantomzeit» (VFG 1-94).
(1994): «Die Dauerkrise friihmittelalterlicher Kerarnikforschung» (VFG 2-94).
(1995): «Die 'magic dates' und 'secret procedures' der Dendrochronology» (ZS 3-95).
I{ орден , Эдуард . Norden, Eduard.
(1920): Die germanische Urgeschichte in Tacitus Germania (Berlin. 4-e изд ., Darmstadt, 1959).
(1934): Alt-Germanien (Leipzig-Berlin).
Носовский Г . В ., Фоменко А . Т .
(1997): Математическая хронология библейских событий. М., Наука. ЕЕЕ
(1998) Библейская Русь. В 2 т., М., Факториал.
Ньютон, Исаак, Newton , Isaac .
(1728): The Chronology o/ancient Kingdoms amended (London, нем . пер . Hildburgh 1745, Reprint London, 1988, Zistoriesand mysteries of man).
(1736): Ad Danielis prophetae vaticinia. nee non S. Johannis Apocalypsin oberservationcs. ( Посмертное издание . По - англ .: Observations upon the Prophecies of Daniel and the Apocalypse, 1733; пер . на нем . с лат . Abraham Gottlob Rosenberg, Leipzig und Liegnitz 1765.)
Обербрайер , Макс , Oberbreyer, Max.
(1910): Die Germania des Cornelius Tacitus (Leipzig).
Олагуэ , Игнасио , Olagiie, Ignacio.
(1950): La decadencia de Espana. (B 4 т .)
(1969) Les Arabes n'ont jamais envahi I'Espagne.
(1974) La revolucidn islamica en occidente (Barcelona).
Оливейра , Мигель ле , Oliveira, Miguel de.
(1964): Lenda e Historia (Lissabon).
Орозий , Павел , Orosius, Paulus.
Adversum paganos, см . Торрес (Torres Rodriguez).
Пау . ти - Виссова . Pauly-Wissowa.
(1893): l.exikon der Altertumskunde. (Bd. I. Stichwort Aera.) ( Репринт Stuttgart 1958.)
Потье , М . Ж ., Paulhier, M. G.
(1837): Chine, ou Description Historique. Geographique et Litteraire. ( I . partie , Paris .)
Песня о Роланде.
(1976): В серии «Библиотека всемирной литературы». М .
Петавиус , Денис , Petau, Denis.
(1627): De doctrina temporum. ( В 2 т ., Paris.)
(1630): Uranologion (Paris).
Пралле . Людвиг , Pralle, Ludwig.
(1952): Die Wiederentdeckung des Tacitus (Fulda).
Прокопнй.
(1950): Война с готами. М.
Пру , Морис , Prou, Maurice.
(1892): Les monnaies Carolongiennes (Paris; Репринт : Graz 1969).
(1896): Les monnaies Me'rovingiennes (Paris; Репринт : Graz 1969).
Пфистер , Христоф , Pfister, Christoph.
(2002): Die Matrix deralten Geschichte. Dillum. f-ribourg. 2002.
Раллоф , Иоганн Готглиб , Radlof, Joh. Gottl.
(1822): Neue Untersuchungen des Keltenthumes zur Aufhellung der Ur-geschichte der Teutschen (Bonn).
Ренан . Эрнест , Renan. Ernest.
(1855): Histoire general et systeme compare des langues semitiques (Paris; 3- е и in., 1863).
Рёнш , Герман , Ronsch, Hermann.
(1875): ItaJa und Vulgata. Das Sprachidiom der urchrisilichen ltala und katholischen Vulgata (Marburg; Репринт : Miinchen, 1965).
Рнкер , Маритн де , Riquer, Martin de.
(1943): Prosa escogida de Fray Antonio de Guevara (Barcelona).
Риччи , Маттео , Ricci. Matteo.
(1611): Л ? Christiana expedition;apudSinas (Antwerpen; Репринт : Rom, 1983).
(1911): Opere storiche (ed. P. Tacchi-Venturi, S. J.) см . http://www.brockhaus.de
Родригес Алонзо , Кристобал , Rodriguez Alonso, Cristobal.
(1975): Las Historias de ios Godos, Vandalos у Suevos de Isidore de Sevilla (Le6n, Spanien).
Ротур . Робер де , Rotours. Robert des.
(1981): La regne de ГЕтрегеиг Hiuan-Tsong (713-756) (Paris).
Роуботэм , Арнольд , Rowbotham, Arnold.
(1942): Missionary and Mandarin. The Jesuits at the Court of China. (Los Angeles.)
Рузль , Франц , Ruehl, Franz.
(1897): Chronologie des Mittelalters und der Neuzeit (Berlin).
Скалигер , Йосеф , Scaliger, Joseph.
(1583): De emendatione temporum, Lutetiac. Paris (2 Genf, 1609. 3 Genf 1629).
(1606): Ibesaurum temporum, Lugd. Bat. Leiden , 2 Amsterdam , 1658.
Табов, Йордан.
(2003): Когда крестилась Киевская Русь, Издательский Дом «Нева». СПб .
Тайлер , Вили , Theiler, Willy.
(1951): Kaiser Marc Aurel. Wege iu sich selbst (Zurich-Miinchen; 3- е изд ., 1984).
Твитчетт , Дсни , Twitchett, Denis.
(1992): The Writing of Official History Under the Tang (Cambridge).
Toraiep, Уве , Topper, Uwe.
(1977): Das Erbe derGiganten (Olten).
(1984/91): Sufis und Heilige im Maghreb (Koln und Miinchen).
(1988): Wiedergeburt. Das Wissen der Volker (Reinbek).
(1993): Das letzte Buch. Bedeutung der Offenbarung des Johannes (Miinchen).
(1994a): «Die Siebenschlafer von Ephesus» (VFG 1-94).
(1994b): «Zur Chronologie der islamischen Randgebiete» (VFG 3-94).
(1994c): «Portugiesenbauten im Hohen Atlas», в : Alomgaren XX1V/XXV. 335-344 (Hallein, Osterreich).
(1995): «Entstehung des Slawentums» (ZS 4-95).
(1996a): «Hinweise zur Neuordnung der Chronologie lndiens» (ZS 4—96).
(1996b): «Wer hat eigentlich die Germanen erfunden?» (ZS 2-96).
(1998a): «Die falsche Persephone von Tarent» в : Efodon-Synesis Nr. 26.
(1998b): «Acerca de algunas tradiciones orales de los Imazighen del Alto Atlas marroqui» в : Al-Andalus — Maghreb (Universitat Cadiz, Spanien).
(1998c): Die 'Grvfie Aktion' (Tubingen).
(1999): Erfundene Geschichte (Munchen).
(2001): Falschungen der Geschichte (Munchen).
(2003): Zeitfalschung (Munchen).
Toraiep, Илья , Topper, Ilya U.
(1994): «300 Jahre Phantomzeit?» (VFG 4-94).
(1998): «Apuntes sobre la era arabe en el contexto mediterraneo» в : Al-An dalus — Maghreb Гу " (Univ. Cadiz. Spanien).
Топперы , Уве и Ута , Topper, Uwe und Uta.
(1988): Arte rupestre de la Provincia de Cddiz (Cadiz, Spanien).
Торрес Родригес , Казимиро , Torres Rodriguez, Casimiro.
(1985): Paulo Orosio, su vida у sus obras (Santiago de Compostela, Spanien).
Туше , Жак , Touchet, Jacques.
(1991): La Grande Mystification (Carcassonne).
Фишер - Фабнан , Зигфрид , Fischer-Fabian, Siegfried.
(1975): Die ersten Deutschen (Munchen).
Флавий , Иосиф , Flavius, Josephus.
(1887a.): Jiidische Altertumer (Munchen). Рус . пер .: Иудейские древно сти , Т . 1, 2, Минск , 1994.
(1887 в ): Derjudische Krieg (Munchen). Рус . пер .: Иудейская война , М .— Иерусалим , 1996.
Флорес , Энрике , F16rez, Henrique.
(1747-73): Espaha sagrada. ( В 29 т ., Madrid.)
Флуссер , Вилем : Flusser, Vilem.
(1997): Nachgeschichte. Eine korrigierte Geschichtsschreibung (Frank-furt/M).
Фоменко . Анатолий , Fomenko, Anatolij.
(1994): Empirico-Statistical Analysis of Narrative Material and its Applications to Historical Dating. Volume 1: The Development of the Statistical Tools. Volume 2: The Analysis of Ancient and Medieval Records.— Kluwer Academic Publishers. The Netherlands, 1994. (Dordrecht.)
(1996): Методы математического анализа исторических текстов . Приложения к хронологии. М., Наука.
Фоменко, Калашниковн Носовский, Fomenko А. Т.. Kalashnikov V. V., Nosovski G. V.
(1993): Geometrical and Statistical Methods of Analysis of Star Configura tions. Dating Ptolemy's Almagest.— CRC Press, USA.
Фоменко и Носовский , см . Носовский , Фоменко .
Фотий , Photius.
(IX век ): Bibliothek. (Издание. J . Bekker , в 2 т., Berlin 1824.)
Франки , Franken ~ les Francs.
(1997): Katalog der Ausstellung (Paris-Mannheim-Berlin).
Фриделль . Эгон , Friedell, Egon.
(1921): Das Jesusprobtem (Wien; повт . изд . 1947: Der historische Jesus Christus, Salzburg-Wien).
(1927-31): Kulturgeschichte der Neuzeit. (B 2 т ., Miinchen повт . изд . 1976.)
Фридрих , Хорст , Friedrich, Horst.
(1997): Einer neuen Wissenschaft den Weg bahnen! (HohenpeiBenberg).
Фурманн , Хорст , Fuhrmann, Horst. ( Издатель .)
(1988a): «Monumenta Germaniae Historica» (Bd. 33, Hannover).
(1988b): Falschungen im Mittelalter. Kongress der MGH, в 5 т ., Hannover.
Цан , Теодор , Zahn, Theodor.
(1888—89): Geschichte des neutestamentlichen Kanons (Erlangen-Leipzig; Репринт : Hildesheim 1975).
Хайдрих , Курт , Heidrich, Kurt.
(1981): Die olympischen Doppeldatierungen, eine Studie zur griechisch-archaischen Geschichte (Ehrcnkirchen-Offhadingen).
Хайнсон , Гуннар , Heinsohn, Ciunnar.
(1979): «Die heilte Venus und das akademische Zittern» в : Freibeuter 2 (Berlin).
(1988): Die Sumerergab es nicht (Frankfurt/M).
(1991a): «Judische Geschichte und die lllig-Niemitzsche Verkiirzung der christlichen Chronologie des Mittclalters» (VFG 5-91).
(1991b): «Stratigraphical Chronology of Ancient Israel» (Canadian Society for Interdisciplinary Studies, Ontario).
(1991c): Wie alt ist das Menschengeschlecht? (Grafelfing, 2- е изд ., 1996).
(1994b): «Jewish Ethics and Universal Values, or What is Judaism?» в . Remembering for the Future II (Berlin).
(1999): «Judisches Leben im friihmittelalterlichen Palastina. Ist die von den Kreuzfahrern 1099 zerstorte Synagogenkultur archaologisch wirklich unauf-findbar.V ZS 3-99.
(2001): «Karl der Einfaltige — Imitator oder Urmuster?», ZS.
Хайнсон. Г. / Иллиг. X .. Heinsohn . G. / lllig. H.
(1990): Wann lebten die Pharaonen? (Frankfurt/M).
Хайнсон . Гуннар / Штайгер . Отто . Heinsohn. Gunnar / Steiger, Olio.
(1985): Die Vcrnichtung der weisen Frauen (Miinchen).
Хайсс , Алоиз . Heiss. Alois.
(1872): Description generate des monnaies des rois wisigoths d'Espagne (Paris: Репринт : Italten, 1976).
(1962): Description general de las monedas hispano-cristianas desde la invasion de los Arabes. (T. 1. Zaragoza.)
Харнак . Ачольф . Harnack. Adolf.
(1893): Geschichte der allchristlichen Literalur bis Eusebius (Berlin; 2- е изд .: Leipzig 1958).
Хеннинг , Ханс . Henning, Hans.
(1913): Der Wulfila der Bibliotheca Augusta /u Wolfenbiittel (Codex Carol in us) (Hamburg).
Хибберт . ЭлоизТ .. Hibbert, Eloise Т .
(1941): Jesuit Adventure in China during the Reign of K'ang Hsi (New York).
Хирт , Фридрих , Hirth. Friedrich.
(1885): China and the Roman Orient (Shanghai; reprint New York 1966).
Хоанг , Пьер , Hoang, Pierre, S. J.
(1910): Concordance des cronologics... (Schanghai).
Хунгер , Хербсрт , и др .. Hunger, Herbert, et al.
(1961): Geschichte der Textuberlieferung der antiken und mittclalterlichen Literatur (Zurich / Репринт тома I: Miinchen 1975).
Хунке , Зифид , Hunke, Sigrid.
(1958): Am Anfang waren Mann und Frau (Bonn).
(1981) Europas eigene Religion. (2- е изд ., 1983, Berg. Gladbach) — ( пере издана 1998, Tubingen).
Хюбнер , Эмиль , Hiibner, Emil.
(1871): Inscriptiones Hispaniae Christianae. (2- е изд ., 1900, содержит Supplementum. Berlin, его репринт : Hildesheim 1975.)
Цедлер , Й . X., Zedler. J. H.
(1743): Universaltexikon (Leipzig; Репринт : Graz 1962).
Цнннер , Эрнст , Zinner, Ernst.
(1937): Derdeutsche Kalender des Johannes Regiomontan. Nurnberg , около 1474. (Репринт: Leipzig , 1937).
Шедель. Хартманн , Schedel, Hartmann.
(1493): Weltchronik (Nurnberg).
Шильдман , Карл , Schildman, Kurt.
(1993): «Relativierte Chiliastik» (ZS, 1-93).
Шнур , Гарри , Schnur, Harry С
(1979): Lateinische Fabeln des Mittelalters (Miinchen).
Шварц, Эдуард, Schwartz , Eduard .
(1903): Diodorus(\n Pauly's Realencyclopadie, Репринт : 1958).
Шпенглер , Освальд , Spengler, Oswald.
(1918-22): Der Untergang des Abendlandes. В 2 т. ( dtv , 5-е изд., 1979); рус. пер.
(1923): «Закат Европы», Очерк морфологии мировой истории. Т. I . Образ и действительность. Изд. Френкеля, СПб.-М.
(1998а): «Закат Европы», Феникс, Ростов-на-Дону, 1998.
(1988н): «Закат Европы», Очерк морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. Поппури, Минск.
(1937): Reden und Aufsatze (Miinchen).
(1966): Friihzeitder Weltgeschichte (Miinchen, posthumes Fragment).
Штаке , Stacke, L.
(1896): Deutsche Geschichte; Bielefeld-Leibzig.
Штраусе , Давид Фридрих , Strauss, David Friedrich.
(1864): Das Leben Jesufur das deulsche Volk bearbeiiet. ( Leipzig , 21 - e изд., без указания года издания.)
Штробелъ , Август , Strobel, August.
(1977): Ursprang und Geschichte des fruhchristlichen Osterkalenders (Berlin).
Эберле , Йозеф , Eberle, Josef.
(1956): Interview mil Cicero (Stuttgart). ^
Эйнхард.
(1999) Жизнь Карла Великого. В: Историки эпохи Каролингов, М., с. 5-36.
Энциклопедия греческих и латинских авторов древности и Средневековья.
(1974): Tusculum Lexikon griech. u. lat. Autoren des Altertums u. d. Mit-telalters.
Энциклопедия Иудаики .
(1971 и последующие годы ) Encyclopaedia Judaica (Jerusalem).
Энциклопедия ислама (англ.).
(с 1954 г.) Encyclopedia of Islam (Leiden, London).
Энциклопедия ислама ( нем .).
(1913-34): Enzyklopddie des Islam. В 4 т. ( Leiden и Leipzig ).
Эттмюллер , Людвиг , Eumuller, Ludwig.
(1869): Altnordischer Sagenschatz. Цитируется по репринту, имеющему подзаголовок Auswahl (Выборка), год публикации репринта не указан. (Zurich.)
Эш , Джеффри , Ashe, Geoffrey.
(1985): The Discovery of King Arthur. (1986): Нем . пер .: Konig Arthur. Die Entdeckung von Avalon
_________________ Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.
|
|