Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 10 Geg 2024 18:26

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 13 Lie 2020 17:56 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27137
Miestas: Ignalina
Происхождение Литвы: Литва была последним языческим государством Европы, и др. интересные особенности литовской истории и географии


Предлагаем обзор, подготовленный по материалам нескольких официальных и полуофициальных литовских изданий для заграницы, о ранней литовской истории, включая период языческой Литвы и вопрос происхождения литовцев.

http://www.portalostranah.ru/view.php?id=261

День Государства, 6-ое июля, особенно ярко празднуется в первой столице древней Литвы - ныне селении Кярнаве (Kernavė, 35 км к северо-западу от Вильнюса), - отмечает официальное литовское туристическое издание «Литва. Тысячелетие в центре Европы».

В Кярнаве, впервые упоминаемой в исторических документах в 1279 году. сохранились от древнего языческого городища пять курганов, которые с XIX века носят поэтические названия, такие как «трон Миндаугаса» и гора (верховного жреца) Лиздейки.

Как пишет указанное выше издание, в наше время в Кярнаве проводятся дни «живой истории и археологии»: «предки» литовцев готовят пищу, обрабатывают шкуры и янтарь, плавят железную руду, чеканят монеты, изготавливают оружие и т.п.; проводятся бои и состязания.

Paveikslėlis

Подобные мероприятия проводятся и в бывшей столице Великого Княжества Литовского Тракай, а также в столице страны Вильнюсе.

Отметим, что День Государства отмечается в память дня коронации великого литовского князя Миндаугаса (в русском искаженном написании имя пишется также как Миндовг), который принял титул короля в 1253 году.

Этот единственный литовский король (не путать с королями объединенного литовско-польского государства) при жизни был признан буллой Папы Римского, приняв крещение по католическому обряду. Однако к концу жизни, как считается, вновь стал язычником.

В любом случае, остается фактом, что при преемниках Миндаугаса Литва на сто тридцать два года вернулась к язычеству, хотя например сын Миндаугаса оставался христианином. (На илл. из издания «Литва. Тысячелетие в центре Европы» дни «живой истории и археологии» в Кярнаве).

Paveikslėlis

Курганы древней языческой столицы Литвы в Кярнаве (Иллюстрация с официального сайта heritage.lt).

Как напоминает справочник «Vilnius in your pocket» (1992 г. и посл. издания), Литва была последним языческим государством в Европе.

Начнем с христианизации этой страны, а затем рассмотрим другие вопросы происхождения Литвы и ее ранней истории.

Литовско-польское государство и сопредельные страны в период с 1386 по 1434 гг.


В 1385 году, когда великий князь Литовский Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем, Литва приняла христианство и объединилась с Польским королевством.

На этой польской карте показана территория Литовско-польского государства, где красным обведены границы этого государства, а также линия, разделяющая собственно Польшу и Великое княжество Литовское.

Paveikslėlis

Оттенками розового в пределах границ – показаны внутренние земли Литовско-польского государства, а розовым за пределами границ – зависимые территории.

По оттенкам розового – от более темного к светлому - можно видеть динамику расширения территории Польско-литовского государства.

Отметим, что в состав Литовско-польского государства помимо собственно польских земель и современной Литвы, входили территория современной Беларуси, почти всей Украины, а также нынешние русские земли, вроде Тулы, Курска, Брянска.

Также Литовско-польское государство контролировало Смоленск, и имела большое влияние в Псковской и Новгородской республиках.


Отметим, что Великое княжество Литовское простерло свои границы от Балтийского до Черного море еще до принятия христианства, восшествия на престол Ягайло и объединения с Польшей.

На карте хорошо видно, что Великое княжество Литовское намного больше Польши.

Также на карте обозначены зеленоватым оттенком земли рыцарей-крестоносцев (Zakon – по-польски Орден), которые представляли основную угрозу для Литвы в рассматриваемый период

Литовская прибрежная область, называемая Жямайтия, не дает в самом узком месте, как ясно видно на карте, сомкнуться землям Тевтонского Ордена, объединиться по суше Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии.

Также отметим, что Великое княжество Московское на тот момент все еще являлось вассалом Золотой Орды (что обозначено на карте).

Также мы видим кусочек территории собственно Золотой Орды и земли все меньше зависимого от него Крымского ханства.

Обозначены на карте и Королевство Венгрия, Королевство Чехия, Королевство Дания и Королевство Швеция, и немецкие княжества.

Принятие Литвой христианства (в 1385 г.) произошло только после того, как литовский великий князь Ягайло женился на польской короле Ядвиге. И одним из условий заключения этого брака со стороны невесты был переход Ягайло в католичество (См. текст грамоты Ягайло, где он объявляет о переходе в католичество и браке с Ядвигой — т.н. Кревская уния http://www.portalostranah.ru/view.php?id=262#K . Прим. Portalostranah.ru).

Невесте было тринадцать лет, Ягайло около тридцати. Потомки Ягайло и Ядвиги известны как династия Ягеллонов. Интересно, что матерью язычника Ягайло была христианка — тверская княжна Ульяна Тверская.

Подробнее о Ягайло и его литовских родственниках см. ниже на этой странице http://www.portalostranah.ru/view.php?id=261#j . (Отметим, что имя Ягайло в польской традиции передается как Ягелло. Он также известен как Владислав II Ягелло (Władysław II Jagiełło). Имя Владислав было взято при крещении. Эти написания мы будем в различных вариациях использовать при упоминании Ягайло далее. Прим. Portalostranah.ru). Больше об обстоятельствах, предшествующих бракосочетанию Ягайло и унии с Польшей см. здесь http://www.portalostranah.ru/view.php?id=262 .

Интересно, что самое первое упоминание названия Литва в исторических хрониках связано с описанием борьбы язычества и христианства. А именно того факта, что, как пишут современные путеводители в Литве, литовские язычники «ударом по голове убили католического миссионера».

Путеводители в этом случае не совсем точно цитируют немецкую средневековую летопись «Анналы Кведлинбурга», где впервые была упомянута Литва.

Полный текст этой записи из летописи звучит в переводе следующим образом:

«В 1009 году Святой Бруно, также известный как Бонифаций, архиепископ и монах, во время своего одиннадцатого года монашества, был убит язычниками на границе Руси и Литвы, на девятое марта с восемнадцатью его братьями, все из которых отправились на небо».

Записи «Анналы Кведлинбурга» вели монашки. Получается, что именно монашки заметили литовцев на мировой арене. Об этой летописи смотрите на врезке «Интересные факты о Литве», ниже в этом материале.

И далее о происхождении Литвы и ее некоторых интересных особенностях в этом обзоре коротких фактов. Говоря далее о происхождения Литвы, приведем цитату из официального литовского справочник «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г.) в частности пишет:

«Литва приняла христианство лишь в 1387 г., и ее язычество на протяжении почти 200 лет служило оправданием постоянных нападений со стороны Тевтонского и Ливонского орденов, которым однако так и не удалось ее покорить. Скорее наоборот.

К концу XIV в. Литва, сдерживавшая вторжение на Запад Золотой Орды, стала одним из наиболее могущественных государств Восточной Европы.

В 1410 г. в битве при Жалгирисе (Танненберг или Грюнвальд) объединенные армии Великого княжества и Польши, а также русские, татарские и чешские полки под предводительством Великого князя Витаутаса (Vytautas — Его имя в русской традиции пишется как Витовт. Здесь и далее оно будет встречаться в различных вариациях. Принятое при крещении имя Витовта Александр не получило широкого распространения в источниках. Прим. Portalostranah.ru) полностью разгромили могущественный Тевтонский орден. Великое княжество Литовское также преградило путь в Западную Европу Золотой Орде». Конец цитаты.

Село Грюнвальд (польск. Grunwald, нем. Grünfelde), напомним, находится в Варминско-Мазурском воеводстве, в современной Польше. Литовцы используют для названия битвы и литовскую кальку с немецкого названия Грюнвальд («Зеленый лес») — по-литовски Жальгирис (Žalgiris). А Танненберг было соседним с Грюнвальдом село.

Далее несколько замечаний в развитие приведенной выше цитаты из литовского справочника.

Хотя процесс крещения Литвы начался с заявления в 1385 году Ягайлы о провоглашении в Крево унии с Польшей (Кревская уния) и принятии им и Литвой христианства в связи с женитьбой литовского правителя на королеве Польши — христианке Ядвиге, само крещение населения Литвы растянулось на несколько лет. Поэтому цитируемый выше справочник называет дату 1387 год.

Но, например, литовская область Жямайтия (иначе Жамайтия) — ныне северная и северо-западная часть литовского государства, согласно официальным литовским публикациям, была крещена только в 1413-1417 гг. Интересно, что Жамайтия была ближе всех к миссионерам из Тевтонского ордена, и много лет была даже под его оккупацией, но, тем не менее, приняла христианство последней из литовских областей.

Также необходимо напомнить, что и до Ягайло несколько литовских вождей были христианами, В частности, первый и единственный король литовцев — король Миндаугас в 1253-м году. Он принял от Папы Римского о своем королевском статусе соответствующую буллу. Миндаугас крещен по католическому обряду. Однако его наследники отказались от католичества. И литовский народ оставался языческим более ста лет.

Интересно отметить, что завоевания Великого княжества Литовского и до унии с Польшей действительно были огромны. Например, отец Ягайло — великий князь Литовский Альгирдас (в русским написании также известен как Ольгерд) присоединил к Великому княжеству Литовскому множество разных земель: Чернигов, Брянск и Витебск (в этом случае путем династического брака). Он отвоевал в битве ок. 1362-1363 гг. у Золотой Орды и сам Киев, Также литовцами у Орды было отвоевано все северо-восточное Причерноморье. Литва некоторое время была черноморской державой. (См. карту выше, в начале этого обзора, а также на второй странице).

Победа над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве литовцев, недавно ставших христианами, совместно с поляками, показала тогдашней Европе, что не только рыцари-крестоносцы могут распространять католичество этой части света.

Об этом, среди прочего, говорилось в материалах юбилейной исторической выставки, посвященной Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее. Процитируем (в переводе с англ. Portalostranah.ru):

«В 2010 году отмечалось 600 лет со дня одного из величайших сражений средневековой Европы - Грюнвальдской битвы. 15 июля 1410 года союзные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию немецкого (тевтонского) ордена.

Рыцари Тевтонского ордена и Ливонского ордена меченосцев достигли региона Балтийского моря в начале XIII века.

В 1237 году, вскоре после того, как были порабощены разобщенные балтийские племена, два ордена объединились. А в 1283 гг. рыцари достигли недавно созданной границы Великого княжества Литовского.

Главной задачей ордена было вести войну против язычников и православных верующих. Последние, жившие на территории современной России и Беларуси, были известны в Западной Европе как раскольники.

В Орден вливалось множество солдат из стран Западной Европы, желавших посвятить себя благородной миссии. Крестоносцы решались продвигаться так далеко в Восточную Европу, потому что они были тверды в вере и преданы католицизму.

В то же время, их походы являлись приключением, удовлетворявшим жажду славы, успеха, богатства и достижения более высокого статуса. Походы были и средством для рыцарей в их продвижении по карьерной лестнице. Младшие сыновья немецких дворян, которые не могли рассчитывать на родительское наследство, часто становились крестоносцами.

Одновременно свободные бюргеры и крестьяне желали стать колонистами на вновь приобретенных территориях в Пруссии.

1385 год стал судьбоносным год для Литвы, Польши и Тевтонского ордена. В том году Литва и Польша подписали соглашение о союзе в Крево, согласно которому литовский правитель (1377-1381 и 1382-1392) Ягайло в результате женитьбы на занимавшей польский престол Ядвиге становился королем Польши.

После десятилетия внутренних беспорядков внутри Великого княжества Литовского, Ягайло помирился со своим двоюродным братом Витаутасом (Витовтом) и оставил управление Литвой в руках последнего.

В то время Литва была одним из крупнейших государств в Европе. Несмотря на то, что славяне составляли большинство населения Великого княжества Литовского – литовского государства, этнические литовцы преобладали в областях Вильнюса, Тракая, и Жемайтии.

Именно из-за контроля над Жемайтией и возник конфликт с Тевтонским орденом, длившийся сто сорок лет. Жемайтия занимала стратегически важное положение, как бы разделяя две ветви ордена.

Поэтому тевтонские рыцари, желая объединить их территории, были полны решимости покорить эту золотую серединную землю.

Бывший в 1392-1430 гг. великим князем Литовским, Витаутас (Витовт) несколько раз в целях достижения политических задач декларировал свой отказ от Жемайтии. Несколько раз он даже жертвовал эту землю немецким рыцарям в обмен на их поддержку планируемой князем войны на Востоке против монголо-татар и княжеств Руси.

Но на самом деле, Витаутас никогда не намеревался оставить Жемайтии.

В 1409-1410 гг. началась новая война с рыцарями, и как ее финал - Грюнвальдская битва.

Правители Польши и Литвы, двоюродные братья - Ягайло и Витаутас (Витовт), объединили свои усилия в этом судьбоносном бою и разгромили Тевтонский орден. Победа на поле боя в Грюнвальде, состоявшейся недалеко от столицы крестоносцев Мариенбурга, обеспечила возвращение Жемайтии Литве.

Грюнвальдская битва была катастрофической для рыцарей. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка.

Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе.Теперь Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными и универсальными игроками в тогдашней Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства».

http://www.portalostranah.ru/photos/3406_src.jpg

На иллюстрации - фрагмент картины (приведен с сайта ldm.lt) Тадеуша Попела и Зигмунда Розвадовского (Tadeusz Papiel и Zygmunt Rozwadowski) «Грюндвальская битва» («Battle of Grunwald»), 1910 г., ныне собственность Исторического музея города Львова.

Слева на картине мы видим польские (с «орлом») и литовские флаги (со скачущим всадником, т.н. «погоня»), а также флаги немецких рыцарей (с крестом).

В правой части обращает на себя внимание дикий литовец в шкурах и с палицей, вступивший в схватку с конным рыцарем.

Возвращаясь к более ранней истории. И в период расцвета ордынцев Великое княжество Литовское не было покорено, в отличие от Руси, Золотой Ордой. Княжеству приходилось отражать и совместные атаки ордынцев и русских князей (В 1258 году организовывается монгольский поход на Литву при союзничестве галицко-волынских князей, а в 1274-1275 гг. при союзничестве смоленских и брянских князей. Подобный поход прошел и в 1278 г. В 1320 гг. Орда и русские князья проводили совместные военные операции против великого литовского князя Гедимина.

В 1370 г., напротив, татарский отряд, присланный Мамаем, участвовал в походе литовско-русских войск под предводительством Альгирдаса против тевтонских рыцарей);

Иногда Великое княжество Литовское объединялось вместе с русскими силами против ордынцев, иногда наоборот (Полоцкие, Волынские князья из Великого княжества Литовского участвовали в Куликовской битве 1380 г. на стороне Москвы, При этом великий литовский князь Ягайло находился в союзе с Мамаем, но в битве не участвовал. Великий князь Литовский Витовт в 1426 году вторгся на территорию Золотой Орды и взял ее столицу Сарай. Ранее, в 1390 г. Витовт отдал замуж свою единственную дочь Софью за великого князя Московского Василия I. При регентстве Софьи, после кончины Василия I, Витовт был назван официальным защитником княжества Московского. Тот же Витовт, как минимум, пять раз вторгался в пределы Московского княжества и бессчетное количество в пределы русских земель).

Некоторые памятники Вильнюса, связанные с языческой Литвой


Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas)

Адрес: Вильнюс, T. Kosciuškos g

Располагается на Трехкрестовой горе (Trijų Kryžių Kalnas, Góra Trzech Krzyży; бывшей Лысой или Кривой) на правом берегу реки Вильни. «Легенда рассказывает, что в XIV веке местные жители-язычники убили семерых францисканских монахов, прибывших для крещения литовцев. На этой горе монахи были похоронены. Позже здесь была построена часовня, которую сменили кресты. Поставленные в 1916 году бетонные кресты по приказу советских идеологов в 1950 году были взорваны. Кресты были восстановлены в 1989 году».

Paveikslėlis

Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas), поставленные в память о событиях борьбе язычества и христианства в Литве.

(Илл. с сайта vilnius-tourism.lt).

«Кафедральный собор» (Кафедральный собор Святого Станислава)

Адрес: Вильнюс, пл. Katedros 1

«Существует предположение, что первый кафедральный собор, находившийся там же где и нынешний — был построен на месте языческого храма в честь крещения короля Литвы Миндаугаса в 1251 году. (С возвращением Литвы в язычество после 1261 года собор был разрушен, из остатков было вновь сооружено языческое капище. Прим. Portalosstranah.ru)

Позже собор много раз перестраивался, и поэтому до наших дней сохранились фрагменты различных стилей. Появление облика костела в стиле классицизма — результат проекта известного архитектора конца XVIII в. Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. Интерьер костела поражает обилием ценных фресок, картин, скульптур, надгробных памятников.

В подземельях собора находится старейшая в Литве фреска (конец XIV в.), изображающая распятие Христа.

Особенно богато украшена фресками, декоративной лепниной и скульптурами часовня Св. Казимераса — один из ценнейших в Литве архитектурных памятников позднего барокко. В ней покоятся останки покровителя Литвы великого князя Св, Казимераса (Святой Казимерас, или Св. Казимир, принц из династии Ягеллонов и сын польского-литовского короля Казимира IV. Святой Казимерас, скончавшийся в 1484 году в возврате 25 лет, при жизни отличался благочестием. Спустя около ста лет был канонизирован).

Рядом с собором расположена Колокольня Кафедрального собора (Адрес: Вильнюс, пл. Katedros). Колокольня возведена на остатках башни оборонительной стены Нижнего замка. Предполагается. что ее округлая часть построена во второй половине XIV в., позже башня была надстроена и приспособлена под колокольню. Установленные в ней часы и 17 медных колоколов относятся к XVII в. Современный облик колокольня приобрела в начале XIX в. Высота колокольни −57 м.

Башня Гедиминаса Верхнего Замка

Адрес: Вильнюс, ул. Arsenalo 5

Башня расположена на холме высотой 48 м. Названа в честь основателя города великого князя Гедиминаса. Эта башня символ Вильнюса. На Замковой горе люди жили уже в V-VI в. В конце X-XIV вв. здесь стоял замок, который последний раз перестраивался во времена литовского князя Витаутаса Великого. Замок был окружен оборонительной стеной с тремя башнями и воротами. К сожалению рт когда-то величественного замка сохранились только западная башня (Гедиминаса) и остатки оборонительной стены, окружавшей замок и дворец. В настоящее время в башне замка представлена экспозиция, знакомящая с историей вильнюсских замков. На верху башни оборудована прекрасная смотровая площадка. (Неподалеку по ул. Arsenalo 1 находится Национальный музей Литвы, где открыта археологическая экспозиция «Праистория Литвы» Прим. Portalostranah.ru)

(Из официального издания «Познакомьтесь с Вильнюсом» (Вильнюсский туристический центр, ок. 2007 г.) Прим. Portalostranah.ru;

Крещение языческой Литвы и Балтии — дело всех народов


Возвращаясь к позднему принятию Литвой христианства, необходимо отметить, что христианская Европа еще с Х века рассматривала дело христианизации Прибалтики в качестве важного дела, наряду с освобождением Гроба господня в Иерусалиме. Поэтому крестовые походы, начавшиеся с призывов Римских Пап, осуществлялись по двум направлениям: Палестина и Прибалтика. Вопреки расхожему мнению, в походах на Прибалтику с целью ее христианизации в разные годы принимали участие не только немецкие рыцари, но и множество других европейских народов, включая, например, датчан и чехов.

В попытке крестить балтскую народность пруссов (не путать с немцами-пруссаками) погиб самый известный чешский святой, ныне считающийся покровителем Чехии, Св. Войтех, который в 996 году, проведя некоторое время при дворе императора Священной Римской империи Отто III, принял решение распространять христианство среди язычников-пруссов.

Ради этого будущий святой отправился ко двору польского короля Болеслава I Храброго, а уже оттуда к пруссам. Миссионерская деятельность стала роковой для священника. 23 апреля 997 года он погиб на берегу Балтийского моря от копья язычника. Его останки выкупил Болеслав I Храбрый. Ныне останки Св. Войтеха хранятся в Праге.

Важно отметить, что Тевтонский орден был первоначально, в 1226 году, был приглашен в Прибалтику, именно на территорию, которая стала известна позднее как Восточная Пруссия, местным правителем — польским князем Конрадом I Мазовецким, чтобы обуздать пограничную дикую область балтийской народности язычников-пруссов.

Орден немецкого рыцарства (название от лат. teutonicus — «немецкий»), поэтому в Европе он широко известен просто как «Немецкий рыцарский орден», создавался по призыву Папы Римского, как и многие подобные ордена, для освобождения Гроба господня и Палестины от мусульман. Орден долго воевал в Палестине, где на первом этапе имел штаб-квартиру. При этом на родине — в Германии долгие годы орден располагал только филиалами.

Князь-христианин Конрад I Мазовецкий, страдая от набегов язычников-пруссов, которые временами даже осаждали его столицу Плоцк (Płock), был наслышан, что рыцари Тевтонского ордена считали своей задачей борьбу с язычниками не только в Палестине, но и в Европе, и уже помогли Венгерскому королевству в борьбе с половцами. В обмен за помощь князь предложил рыцарям править в завоеванных землях пруссов.

Покорение пруссов продолжилось и в 1255 году, когда, как описывало это старое событие программа по истории Русского вещания «Радио Прага» в 2001 году:

«Свое правление чешский король Пржемысл Отакар II начал действительно рыцарским поступком — по обещанию, данному римскому папе он снарядил чешское войско в крестовый поход против языческой восточной Пруссии. Придворный бард Сигегер сравнивал тогда Пржемысла с Александром Македонским, но поход на самом деле длился лишь два с половиной месяца. Пруссаки довольно охотно позволяли себя крестить, и никакое более крупное сражение не состоялось. Но зато Пржемысл лично присутствовал при закладке первого камня города Краловец (позднее ставшего известным как Кенигсберг)».

Однако главными действующими силами христианизации Прибалтики выступали немецкие рыцарские Ордена — Орден меченосцев (на балтийских территориях с 1205 года), затем переименованный в Ливонский Орден, и упомянутый выше Тевтонский Орден (основанный еще в 1190 году, как уже говорилось, для крестовых походов в Палестину, и появившийся в Прибалтике только в 1226 году), принявший, позднее в свой состав Ливонский орден.

Происхождение Литвы: Литва и крестоносцы. Литовская версия


Paveikslėlis

Страница из цитируемой здесь, среди прочего, современнной официальной иллюстрированной литовской публикации, выпущенной совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010 год, рус. яз.).

На странице рассказывается о том, как Европа пыталась покорить литовских язычников.

Paveikslėlis

Заставка из буллы 1337 г. императора Священной Римской империи Людовика IV Баварского, в которой было закреплен акт дарения тогда еще языческой Литвы Тевтонскому ордену.

(Илл. из офиц. литовского издания 2010 г. к 600-летию Грюндвальдской битвы).

О взаимоотношениях Польши с Тевтонским орденом до заключения унии с Литвой Польский взгляд) см. здесь
http://www.portalostranah.ru/view.php?id=262#T

Вот как рассказывает о крестоносцах в Прибалтике и взаимоотношении с ними литовского государственного образования современное официальное иллюстрированное литовское издание, выпущенное совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010):

«Немецкий духовно-рыцарский орден, также называемый Орденом крестоносцев, был основан в 1190 г. В 1226 г. мазурский (польский) князь Конрад подарил ордену небольшую землю Хелмно (территорию вокруг г. Хелмно — ныне в Куявско-Поморском воеводстве Польши, которое граничит с прибрежным Поморским воеводством (Гданьск), но не имеет выхода к морю. Прим. Portalostranah.ru), и призвал его к борьбе с прусскими язычниками. В том же году император Священной Римской империи Фридрих II предоставил ордену право на создание государства.

Расширение Тевтонского ордена в картах см. здесь
http://www.portalostranah.ru/view.php?id=262#m

Крестоносцы начали нападение в районе Хелмно, затем двинулись к низовью Вислы и приблизились к Балтийскому морю. В 1283 г., поработив все прусские племена, Тетонский орден подошел к границе Литвы. Еще раньше рыцари начали продвигаться на современную территорию Латвии.

Заинтересованность немецких торговцев в восточном побережье Балтийского моря возросла с основанием города Любека в 1143 г. и усилением влияния Ганзейского союза. Следуя за немецкими торговцами, в Ливонию прибыли первые христианские миссионеры. В 1202 г. был основан Ливонский орден, или Орден меченосцев, который вскоре завоевал земли земгалов, селов, латгалов и ливов.

Основной целью ордена была война против язычников и православных, в Западной Европе именуемых схизматиками.

Мотивов идти войной на Прибалтику у крестоносцев было несколько. Прежде всего, их вела вперед глубокая вера и преданность католицизму. Кроме того, такие походы были связаны с приключениями, доблестью, жаждой славы, поиском богатства и карьерными устремлениями.

В 1337 г. император Священной Римской империи Людовик IV Баварский отдал литовские земли в дар Тевтонскому ордену.

Понимая, что Литву завоевать будет не так просто, как другие балтские племена, Тевтонский орден решил уничтожить Литву партизанскими методами. Походы на Литву снаряжались по нескольку раз в год, чаще всего зимой и летом. Преодолев необитаемые территории, рыцари разбивались на небольшие отряды и грабили и разрушали все, что встречалось им на пути.

С 1305 до 1409 гг. Тевтонский орден предпринял 299 военных экспедиций в Литву. Согласно хроникам ордена, литовская армия организовала 55 ответных походов в Пруссию и Ливонию. Большую роль в этой борьбе сыграли воины из присоединенных к Литве восточнославянских земель.

Интересные факты о Ягайло, его семье в контексте Литвы периода христианизации


Paveikslėlis

Король Польши и Великий князь Литовский Ягайло на польской марке 1996 года,

Здесь он назван на польский манер Владислав II Ягелло (Władysław II Jagiełło).


Владислав – имя взятое Ягайло при крещении в 1386 году

Он крестился в Вавельском соборе Кракова.

Там же находится его усыпальница.

Матерью бывшего до, примерно, тридцати лет язычником Ягайло была христианка — тверская княжна Ульяна Тверская, отданная замуж за великого литовского князя и отца Ягайло — Альгирдаса (Algirdas, в русским написании Ольгерд. Годы правления 1345-1377).

Отец Ягайло — Альгирдас (Algirdas, в русским написании Ольгерд) до конца жизни оставался язычником, хотя формально и крестился: тверская княжна вряд ли стала бы выходить замуж за язычника, поэтому Альгирдас, видимо, перешел ради заключения брака в христианство. Тем не менее, согласно летописям, он был похоронен по языческому обряду. Альгирдаса называют защитником от Золотой Орды. Он присоединил к Великому княжеству Литовскому Чернигов, Брянск и Витебск (в этом случае путем династического брака), и отвоевал у Орды Киев и северо-восточное Причерноморье. По просьбе Тверского князя Альгирдас воевал против Москвы, но отдал свою дочь за московского князя.

Младший брат Ягайло Свидригайло (Švitrigaila) известен тем, что несколько раз крестился. Матерью — тверской княжной Ульяной Тверской он был крещен в православии. В 1386 году вместе с братом Ягайло в Кракове крестился в католичестве.

Двоюродный брат Ягайло и правитель Литвы, когда Ягайло стал королем Польши, Витовт (иначе Vytautas), крестился во взрослом возрасте.

Как и брат Ягайло Свидригайло, Витовт, ставший позднее одним из организаторов знаменитого разгрома рыцарей в 1410 г. при Грюнвальде, до того в отдельные периоды династической борьбы с Ягайло, несколько раз переходил на сторону крестоносцев. Это же делал и Ягайло (см. в основном тексте этого обзора главу «Происхождение Литвы: Литва и крестоносцы (Литовская версия)» по литовским современным офиц. публикациям). В январе 1384 г. Витовт предлагал передать часть литовской области Жемайтии Тевтонскому ордену в обмен на титул Великого князя Литовского.

В 1395 году Витовт приютил разгромленного тимуридами золотоордынского хана Тохтамыша в обмен на уступки территорий.

В 1398 году Витовт получил у Папы Римского санкцию на организацию крестового похода против Золотой Орды. Для успешной организации похода он все-таки передал Тетонскому ордену Жемайтию, район, который отделял рыцарей от Восточной Пруссии. Совместный Крестовый поход против Орды завершился неудачей (битва у Воркслы), и как следствие через три года местные роды жемайтов при поддержке Витовта выбили рыцарей, которые больше были не нужны, из Жемайтии. За свое правление Витовт еще множество раз вторгался на территорию Золотой Орды.

В 1426 году Великий князь Литовский Витовт взял столицу Золотой Орды Сарай.

За свою жизнь Витовт, как минимум, пять раз вторгался в пределы Московского княжества и бессчетное количество в пределы русских земель.

В 1390-м Витовт отдал замуж свою единственную дочь Софью за великого князя Московского Василия I.

Как считается самым восточным владением Великого княжества Литовского в русских землях именно при Витовте стала Тула (1430-1434 гг).

При регентстве на московском престоле своей дочери Софьи, после кончины ее супруга — великого князя Московского Василия I, Витовт был признан официальным защитником княжества Московского.

Подготовлено Portalostranah.ru

После крещения Литвы в 1387 г. Тевтонский орден не прекратил своих нападений, заявив, что заключение мира не остановит опустошительных походов литовцев на земли ордена. Литовцы, якобы, переходят в православие и держат рыцарей ордена и других христиан в неволе и ужасном рабстве. По-прежнему пользуясь привилегиями, полученными от императора и Папы Римского, Тевтонский орден пытался доказать свое право на установление границ между Литвой и Русью», — указывает официальная литовская публикация к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010).

Эта же публикация подробно разбирает взаимоотношения Литвы и Тевтонского ордена в период, предшествующий и непосредственно последовавший после крещения Ягайло и официальной христианизации Литвы:

«Когда после смерти великого князя литовского Ольгерда (1345–1377) правителем стал его сын Ягайло, то чтобы направить все свое внимание на Восток, он заключил с Тевтонским орденом тайный договор, по которому орден мог свободно нападать на земли брата Ольгерда Кейстута и его сына Витовта. Орден сообщил об этом договоре Кейстуту, вызвав тем самым междоусобную войну.

Сначала Кейстут отстранил Ягайлу от власти, затем в 1382 г. Ягайло занял Вильно и заключил Кейстута и Витовта под стражу. Впоследствии Кейстут был задушен в Кревском замке слугами Ягайлы. Витовту удалось бежать и найти приют у крестоносцев. В 1384 г. Витовт помирился с Ягайло, но тот не сдержал обещания и не отдал Витовту его вотчину — Трокское княжество.

В 1390–1392 гг. Витовт вторично обратился к Тевтонскому ордену с просьбой предоставить ему убежище и начать войну с Ягайлой. Ягайло в то время подолгу находился в Польше, оставив вместо себя брата Скиргайлу. Но, видя, что тот не справляется с внутренней оппозицией, в 1392 г. вновь помирился с Витовтом.

С 1392 г. Витовт фактически, а с 1401 г. и официально стал правителем Литвы (под унией Польши и Литвы, и в подчинении Ягайло в качестве польско-литовского короля. Прим. Portalostranah.ru). Чтобы закрепить господство Литвы на востоке, в татарских и русских землях, в 1398 г. Витовт заключил с Тевтонским орденом Салинский договор. Согласно этому договору Витовт отдавал Тевтонскому ордену Жямайтию (также в русском пишется как Жемайтия. Прим. Portalostranah.ru) до Невежиса и Каунас до Румшишкес. Переговоры были начаты для того, чтобы избавиться от польского верховенства.

После Салинского договора 1398 г. самые важные жямайтицы были отданы в заложники Ордену, а наиболее знатные вельможи приняли крещение в (главном замке, столице Тевтонского ордена) Мариенбурге (ныне г. Мальборк в Поморском воеводстве Польши, Прим. Portalostranah.ru). Несколько позднее жямайтийцы стали сбегать в Литву. Орден возмутился тем, что Витовт принимает беглецов. Первое правление Ордена в Жямайтии продлилось недолго — уже в 1401 г. жямайтийцы подняли восстание и освободились. (Жемайтия — историческая область, ныне отхватывает западную и северо-западная части Литвы. В описываемый период как бы «разрезала» надвое территорию орденов-крестоносцев в Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии. Прим. Portalostranah.ru).

Проигранная Витовтом битва против татар в 1399 г. битва у Воркслы (совр. Украина) свела на нет все его попытки стать независимым от Польши (т.е де-факто выйти из под власти своего двоюродного брата — Ягайло, который отдал Витовту Литву в качестве части польско-литовского королевства. Прим. Portalostranah.ru).

В начале XV в., на исходе династического и государственного кризиса, Витовт стремился установить гегемонию Литвы на востоке, остановить агрессию Тевтонского ордена и добиться полной юридической независимости от Польши. В первой половине XV в. Великое княжество Литовское было одним из самых крупных государств Европы.

19 июня 1403 г. своей грамотой Витовт дал обещание, что не будет заключать без согласия короля польского Ягайлы договоров с Тевтонским орденом.

В 1404 г. Ягайло еще раз передал Жямайтию Тевтонскому ордену, а тот отказался от прав на литовские и русские земли. Этим договором был получен отказ ордена от всех прочих литовских земель. Это было важно, поскольку до этого момента старые привилегии, согласно которым Литва и Русь были переданы в дар ордену, не были отменены (Насколько можно судить, подразумеваются привилегии, данные немецким рыцарям-крестоносцам Конрадом Мазовецким, собственно и пригласившим немецких рыцарей крестить Прибалтику. Как привилегии Папы Римского на крещение местных язычников Прибалтики, А также решение 1337 года императора Священной Римской империи Людовик IV Баварского о передаче литовские земли в дар Тевтонскому ордену. Прим. Portalostranah.ru).

Второе правление Тевтонского Ордена в Жямайтии длилось до мая 1409 г. Утвердить свою власть в Жямайтии орден пытался всеми возможными способами. Весной 1409 г. жямайтийцы подняли второе восстание, которое, несомненно, было начато по указке Витовта. Воины Ордена были изгнаны, а территорией стали править наместники, назначенные Витовтом. Орден задержал зерно, которое Ягайло отправил в охваченную неурожаем Литву, и начал спешно готовиться к войне с Литвой.

Великий магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген был более всего озабочен позицией Польши и ее короля Ягайлы в отношении конфликта Ордена с Литвой. Съезд польской шляхты, состоявшийся в июле 1409 г., подтвердил, что Польша не останется в стороне, если Тевтонский орден нападет на Литву.

8 августа 1409 г. великий магистр объявил войну Польше, а через неделю вторгся в Добрыньскую землю. Внезапным нападением Тевтонский орден хотел отпугнуть Польшу от участия в войне. До 24 июня 1410 г. при посредничестве чешского короля Вацлава IV было заключено перемирие. Братья Вацлав IV и король Венгрии Сигизмунд Люксембургский поддерживали Орден, и их посредничество не могло привести к благоприятному для Ягайлы и Витовта решению. Надежные тылы на востоке были обеспечены с помощью договора с Московским государством 1408 г. Договор, заключенный в августе 1409 г. между Литвой и Ливонским орденом, обеспечил нейтралитет этой ветви Ордена крестоносцев в Великой войне и Грюнвальдской битве.

Войско под предводительством Витовта состояло из 40 полков (хоругвей), собранных в восемнадцати (находящихся под властью великого княжества Литовского) землях: Трокской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Лидской, Медницкой, Смоленской, Полоцкой, Витебской, Киевской, Пинской, Новогрудской, Брестской, Волковысской, Дрогичинской, Мельницкой, Кременецкой и Стародубской. Ягайла собрал конный полк из четырнадцати польских земель. Главнокомандующим союзнического войска был польский король Ягайло», — пишет официальная литовская публикация.

Грюнвальдская битва 1410 года, в которой сразились польско-литовские войска Ягайло и Витовта против Тевтонского ордена, была катастрофической для ордена. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка. Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе. В материалах сравнительно недавней юбилейной исторической выставки, посвященной 600-летию Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее, отмечалось, что после победы при Грюнвальде «тогда Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными игроками в тогдашней Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства».

Иначе говоря, после Грюнвальдской битвы в Западной Европе поняли, что Литва может вести отношения с крестоносцами на равных, а потому Литва окончательно была признана Европой, перестав быть для Запада племенным образованием. Хотя, возможно, это случилось еще за 25 лет до того, после христианизации Литвы и брака Ягайло с Ядвигой.

Официальная литовская публикация к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010) подводит итог результатам Грюндвальдской битвы:

«Торнский мир 1411 г. зафиксировал утрату Орденом доминирующей позиции в Прибалтике. По условиям Торнского мира Орден возвращал Жямайтию Витовту и Ягайле. Кроме того, крестоносцы отказались от добрыньских земель в пользу Польши (ныне г. Добжинь-над-Вислой (Dobrzyń nad Wisłą) в не имеющем выхода к морю Куявско-Поморском воеводстве Польши При. Portalostrah.ru). Обе стороны договорились без выкупа отпустить пленных, вернуть занятые города и земли. Весьма важным был пункт договора, согласно которому Орден обязывался уплатить контрибуцию в размере 100 тысяч чешских грошей. Все эти расходы разорили орденскую казну, осложнили финансовое положение, вследствие чего возникли конфликты с прусскими сословиями. Жямайтию пришлось отвоевывать еще дважды: в 1411 и 1422 гг. Даже после поражения в войне 1422 г. Орден не был готов перечеркнуть длящуюся целый век «священную» войну с Литвой и Польшей.

В 1413–1417 гг. Жямайтия была крещена, а 27 сентября 1422 г. Мелнским мирным договором был положен конец эпохе крестовых походов в странах Балтии. Граница между Орденом и Жямайтией стала стабильной».

Последний из существовавших в Прибалтике рыцарских орденов — Тевтонский орден под признал свою вассальную зависимость от литовско-польского государства в 1466 году. В 1525 году его магистр, в виду распространения в Германии протестантизма, который не предусматривал существования подобных орденов, преобразовал государство Тевтонского ордена в светское герцогство Пруссия, вошедшее позднее в состав Германии (Хотя орден как духовная структура до сих пор сохранился в структуре католической церкви, но уже без территории). На территории Ливонии, отдельными частями которой, кроме рыцарских Орденов, в разные годы правили также литовско-польское государство, Швеции и Дания, структуры крестоносцев в поздний период были преобразованы в Курляндское герцогство, которое, как и вся Ливония, в XVIII веке попала под контроль России.

http://www.portalostranah.ru/view.php?id=261&page=2

Немного о литовской этнографии и географии


Paveikslėlis

Балтские племена в XII веке. В обозначенный период они еще были язычниками. Из этих племен позднее сформировались два родственных народа - литовцы и латыши. (Илл. из официального литовского издания для заграницы к 600-летию Грюндвальдской битвы (2010 года).

На территории Прибалтики (т.е. области, примерно соответствующей современным Литве, Латвии, Эстонии, а также бывшей Восточной Пруссии, — немецкой территории, которая ныне состоит в России) в период начала формирования литовской государственности в XI-XII вв. проживало два финно-угорских племени: эсты (предки современных эстонцев) и родственные им ливы (ныне ливов всего несколько сот человек, живущих, главным образом, на территории Латвии); а также народности балтской группы, включавших племенные образования литва, жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов.

Рыцарские ордена, о которых мы говорили выше, завоевали ту часть Прибалтики, которая стала известна как Ливония (совр. Эстония и Латвия), т.е. территорию эстов, родственным им ливов, а также части балтов — латгалов и некоторого количества куршей. Также постепенно была завоевана вся область проживания пруссов, которые позднее полностью ассимилировались с немецким населением новообразованной германской Восточной Пруссии.

Из сохранившихся в Прибалтике народностей балтской группы — сформировались два родственных народа — литовцы (включили в себя собственно племя литва и его ответвление жемайтов, а также ятвагов и часть куршей) и латыши (включи в себя племя латгалов и частично куршей).

Таким образом, в наше время на территории трех прибалтийских республик существуют три титульных наций: одна финно-угорского происхождения — эстонцы, имеющия общие корни с финнами; и отличная от эстонцев балтийская группа — родственные между собой литовцы и латыши.

Из трех существующих ныне титульных народов прибалтийских республик только литовцы смогли сохранять свою государственность с древнейших времен в течение почти тысячелетия до наступления Нового времени (литовцы лишились государственности только около 230 лет назад, восстановив ее в XX в.). В свою очередь, эстонцы, и латыши свою государственность обрели только в XX веке.

Paveikslėlis

Литовское государство – средневековая сверхдержава - от моря до моря (на карте обозначена под цифрой 1).

Литовско-польское государство в 1466 году (вскоре после объединения литовской и польской короны и в период правления литовского князя и польского короля Казимира IV) и сопредельные гособразования:

Итак, под цифрой 1 обозначено Великое княжество Литовское;

Под цифрой 2 - королевство Польское;

Сопредельные гос. образования: 3 - Орден рыцарей меченосцев (по-польски Zakon Kawalerów Mieczowych);

4, 5 и 6 – соответственно Псковская, Новгородская республики и Тверское княжество;

7 – Золотая Орда; 8 – Московия;

9 – Чехия; 10 – Венгрия; 11 – Дания;

12 – Крымское ханство под вассалитетом Османской империи;

13 – Австрия;

14 – земли немецких рыцарей в Восточной Пруссии под вассалитетом литовско-польского государства;

15 - польское Мазовецкое княжество под вассалитетом литовско-польского государства;

16 – Бранденбург;

17 и 18 – Померанские княжества (государства с польским и немецким населением, в рассматриваемый период под влиянием польской короны);

19 – Швеция;

Интересные факты о Литве


Литовское государство — средневековая сверхдержава. «После того, как в 1387 году с соседней Польшей был заключен Пакт (Уния), уже к 1430 году владения и мощь Литвы простирались от Черного до Балтийского моря» (Литовско-польское государство непосредственно граничило с Крымским ханством. Прим. Portalostranah.ru). (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.)

Современная Литва (2012) — это самое большое из трех балтийских государств. Его территория 65300 кв. км. (что, примерно, равно двум Бельгиям). Местность представляет собой плодородную низменность, усеянную множеством озер. Наибольшая протяженность границы с Беларусью — 502 км; Протяженность литовского побережья Балтийского моря — 99 км; (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.).

Отметим, что в настоящее время Литва счастливо не имеет общей границы с основным массивом России, за исключением границы с российской энклавной областью в бывшей Восточной Пруссии (227 км).

В Литве находится географический центр Европы. В 1989-м году Национальный географический институт Франции установил, что в 24 км к северо-западному направлению от Вильнюса находится географический центр Европы. (Из справочника «Литва. Новая и неожиданная». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г). (Под географическим центром Европы имеется в виду литовское село Гирия. Прим. Portalostranah.ru)

Литва — единственная из трех балтийских государств имеет тысячелетнюю историю, и в 2009 году отмечалось тысячелетие Литвы. (Из справочника «Литва. Тысячелетие в центре Европы». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г). Здесь имеется в виду, что среди трех ныне существующих прибалтийских государств только литовцам удалось сохранять государственность с языческих времен и до исторического периода Нового времени (когда в 1569 году Литва была полностью слита с Польшей). В то же время соседи литовцев — эстонцы и латыши со времен завоевания рыцарями-крестоносцами Ливонии (территория нынешней Латвии и Эстонии) ок. 1200 г. непрерывно находились под управлением то немцев, то поляков, то шведов, то датчан, то русских.

Монахини первые указали на факт существования Литвы, описывая попытки крещения язычников. Как пишет упомянутый выше справочник «Вильнюс на русском языке»: «История Литвы может быть прослежена в глубь веков по крайней мере с VII века, когда первые балтийские племена селились на берегах ее многочисленных рек.

Слово Литва, а точнее латинское название Lituae, впервые упоминается в Кведлинбургской хронике 1009 года. Текст летописи гласил: о том, что архиепископа «в Литве язычники оглушили ударом по голове, и тот отправился на небеса». (Так в тексте современного литовского справочника «Вильнюс на русском языке».

Более точную версиию надписи из летописи мы привели в начале этой статьи.

«Анналы Кведлинбурга» на протяжении столетий составлялись не монахами, а учеными монахинями в женском Кведлинбургском аббатстве, возле города Кведлинбург в Саксонии.

Интересно, что комплекс аббатства до сих пор существует, но с периода реформации это не монастырь, а просто приход, который принадлежит лютеранской церкви, не одобрявшей, как известно, монастыри. Но вернемся к Литве. Как следует из последующих изысканий историков, деятельность миссионера Бруно, который фигурирует в тексте «Анналы Кведлинбурга» с первым упоминанием Литвы была связана с неудачной попыткой крещения местного вождя Нетимера (Netimer), управлявшего балтийским племенем пруссов (о них в основном тексте обзора).

Языческий жрец Лиздейка толкует сон князя Гедиминаса, связанный с основанием Вильнюса.


«Поселения на территории современного Вильнюса существовали еще в VII в. до нашей эры, однако в письменных источниках (что означает его официальное признание исторической наукой) город впервые упоминается лишь в XIV веке, в период правления Великого князя Гедиминаса.

Согласно преданию, после удачной охоты князь остановился лагерем на ночлег недалеко от того места, где сливаются реки Вильня и Нярис. Усталый, он лег спать. И приснился князю железный волк, вой которого был подобен вою сотни волков. Что бы это значило?

Гедиминас попросил Кривю Кривайтиса (верховного жреца Литвы) Лиздейку истолковать значение сна. Жрец сказал, что волк — это символ большого и сильного города, а его вой — молва, слава, которая распространится по всему миру. Сон оказался вещим. На этом месте появился Вильнюс. 1323-й признан годом основания города. Гедиминас стал приглашать в новую столицу европейских торговцев, ремесленников и религиозных деятелей. В последующие двести лет Вильнюс процветал, привлекая иноземцев: славян, немцев, татар и евреев (город до сих пор называют Северным Иерусалимом). В начале XVI века Вильнюс был обнесен оборонительной стеной, небольшой фрагмент которой сохранился до сих пор». (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.)

Составление Portalostranah.ru

В географии Литвы официальный справочник «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г) выделяет среди самого главного следующее:

«И хотя в Литве нет ни гор, ни дремучих лесов, красота ее — в разнообразии ландшафта. Меж холмов, мягко вырастающих из глади равнин, медленно текут реки и голубеют озера. Самая большая река, Нямунас, несет с собой воды всех остальных рек до самого Балтийского моря, где находится одно из самых замечательных мест на всем «янтарном побережье». Это Куршская коса, узкая полоса песчаных дюн и сосен, общей длиной около 100 км, которая начинается на юго-западе и доходит почти до Клайпедского порта, огибая огромный Куршский залив. Веками на эти золотые пески море выносит свой драгоценный дар, янтарь. Куршская коса внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО».

Литва сквозь века


Далее происхождение Литвы и ее краткая история по материалам справочника «Vilnius in your pocket», изданного в Вильнюсе в 1992 г., цитируем:

«До наступления Средневековья население балтийских берегов, состоящее из жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов (samogitians, yatvingians, curonians, latgalians, prussians) — предков современных литовцев и латышей, процветала, ведя торговлю янтарем. (Официальное издание «Литва. Новая и неожиданная» 2005 г. называет также древнейшими предками литовцев балтийское племя айстиев, которые торговали янтарем еще с древними римлянами. Прим. Portalostranah.ru).

Первое упоминание Литвы и литовцев содержится в летописи XI-го века. Дальнейшая эволюция Литовского государства происходила из-за необходимости борьбы с «религиозным» пылом германских рыцарей, начавших крестовые походы. Литва была последним языческим государством в Европе, которое должно было быть обращено в христианство.

XIII век. Местные вожди объединились под предводительством первого и единственного короля Литвы Миндаугаса (Mindaugas), чтобы противостоять вторжениям со стороны Тевтонского и Ливонского орденов. Объединенная литовская армия нанесла тяжелое поражение ливонским рыцарям Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236). (Сауле — современный литовский город Шауляй. Прим. Portalostranah.ru). Миндаугас крестился и короновался в 1253 году, получив Папское признание. Однако Миндаугас был вскоре свергнут (1261), и от католицизма в Литве отказались. В то же время правление Миндаугаса завершило превращение литовских земель в мощное Великое Герцогство.

XIV век стал свидетелем основания Вильнюса (под названием Вильно, Вильна — Vilna,Wilno) в 1323 году под эгидой великого князя Гедиминаса (Gediminas — 1316 −1341). Гедиминас построил это укрепленное поселение при впадении рек Вилии (Нерис) и Вильня, куда он приглашал купцов, ремесленников и монахов.

Согласно легенде, когда Гедиминас мечтал о новом укрепленном городе-крепости на вершине холма в устье Вильня, то он услышал вой волка. Этот вой волка был истолкован как благоприятный знак, чтобы основать великолепный город и форт — будущую столицу королевства. Мифологический волк (лит. vilkas), символизирующий власть, величие и славу, оставил свое имя в названии города (Вильнюс, Vilnius).

Завоевания Гедиминаса на Востоке привели к подчинению княжества Смоленского. Тем не менее, активизация борьбы с Тевтонским орденом на Западе, в сочетании с растущей угрозой сил московитов на Востоке, обратили литовцев на поиски династической унии с Польшей. В соответствии с положениями Закона Крево (Krevo Act 1385) — (текст этого документа см. здесь. Прим. Portalostranah.ru), великий князь Ягайло (или иначе Ягелло, Jogaila — Jagiello) женился на польской принцессе Ядвиге (Jadyyga), также известной как Ядвига Анжуйская, и перешел в католицизм. С подписанием унии закончилась политическая и культурная изоляция Литвы. В 1387 году Вильнюс принял Магдебургское право (Магдебургское право — средневековая система городского самоуправления, пошедшая из одноименного германского города Прим. Portalostranah.ru).

Династия Ягеллонов правила польско-литовским королевством в течение двух веков (1386 −1572).

XV век. Начало века ознаменовалось разгромом тевтонских рыцарей в битве при Грюнвальде / Griinwald (лит. Zalgiris) в 1410 г. польско-литовскими войсками под совместным руководством Владислава Ягеллона (Ladislas Jagiellon) и великого князя Витаутаса (Vytautas). (Иначе говоря - соответственно, Ягайло и Витовт).

Витаутас Великий, один из самых выдающихся литовских средневековых политических деятелей, осуществивший централизацию Великого княжества и успешно вел войну против Московии. К моменту его смерти в 1430 году литовская гегемония достигла своего апогея, простираясь от Балтийского до Черного морей. Его смерть, однако, также положила конец независимому государству Литвы. В 1440 г. польская и литовская короны были объединены.

Согласно условиям Брестской унии (1565) Православная церковь Литвы переходит в ведение Римско-католической церкви в качестве католиков-униатов. (Брестская уния была принята после съезда православного духовенства литовско-польского государства в Бресте. При этом подавляющее количество верующего населения территории, где находится современная Литва, после принятия христианства и до сегодняшнего дня оставалось католиками. Прим. Portalostranah.ru).

Под опекой ягеллонских благодетелей — Зигмунта Старого (Zygmunt) и Зигмунта Августа (Zygmunt August) происходит внедрение идей гуманизма и распространение реформации в Литве. (Зигмунт Старый и Зигмунт Август, последовательно правившие с 1507 по 1572 гг. в качестве королей Польши и великих князей Литвы отец и сын, были последними представителями литовской династии Ягеллонов на троне литовско-польского государства. Хотя эти два правителя исповедовали католицизм, они не вели борьбу против реформации. Одновременно в 1563 году Зигмунт Август уравнял в правах православных и католиков, что было отражено и в Статуте Великого княжества Литовского 1566 года. Прим. Portalostranah.ru).

Значимые культурные достижения того времени включают книгопечатание, издание статута Литвы, и основания Вильнюсского университета (1579) иезуитами.

Заключение Люблинской унии (1569), ознаменовало окончательное преобразование польско-литовского союза в единое государственное Содружество — Rzeczpospolita (по-польски Rzeczpospolita (Речь Посполитая) можно перевести как «Содружество». Прим. Portalostranah.ru) во главе с выборным монархом.

Прекращение династии Ягеллонов (1572) и начало избрания неместных королей на престол Rzeczpospolita привели к политической маргинализации Литвы. Польский стал государственным языком.

XVII / XVIII века. Постоянные войны с Россией и Швецией за Ливонию, Белоруссию и Украину ослабли Rzeczpospolita. Вильнюс неоднократно разорялся пожарами, эпидемиями и грабился шведами и казаками (Cossacks). Тройственный союз между Россией, Австрией и Пруссией привел к разделению Rzeczpospolita (в 1772, 1793 и 1795 гг.), Согласно результатам разделов, Литву отнесли к царской провинциальной административной системе (России). Царской власть принесла в Литву интенсивную русификацию и строгую цензуру», (Из справочника «Vilnius in your pocket», изданного в первый год после восстановления литовской независимости, 1992. (Перевод с английского и примечания Portalostranah.ru)


Этот обзор составлен Portalostranah.ru по нескольким официальным и полуофициальным литовским публикациям, а именно: справочнику «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г., рус. яз.); официальному иллюстрированному литовскому изданию, выпущенному совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010 г.,рус. яз.); справочнику по литовской столице и Литве «Vilnius in your pocket» (1992 г. и посл. издания, англ. яз.), справочнику «Познакомьтесь с Вильнюсом» (Вильнюсский туристический центр, ок. 2007 г., рус.яз.); др. материалам.

Опубликовано 18 11 2012
Обновлено 16 11 2012

Portalostranah

**************************************

Kęstutis Čeponis
13.07.2020 18:50


«В 1009 году Святой Бруно, также известный как Бонифаций, архиепископ и монах, во время своего одиннадцатого года монашества, был убит язычниками на границе Руси и Литвы, на девятое марта с восемнадцатью его братьями, все из которых отправились на небо».

Уточнение - оригинальная запись: ...Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, 11. suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis 18, 7. Id. Martii petiit coelos. Obiit Wigbertus Merseburgensis episcopus, cui successit Thiatmarus...

(Текст из: Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Lipsiae, 1925, T. 3. P. 80)

Фото оригинальной записи
Paveikslėlis

Правильный перевод из латыни слов \"a paganis capite plexus\" - \"язычники отрубили голову\", то есть \"язычниками обезглавлен\".

Kęstutis Čeponis
13.07.2020 19:17


---День Государства отмечается в память дня коронации великого литовского князя Миндаугаса (в русском искаженном написании имя пишется также как Миндовг), который принял титул короля в 1253 году.----

Миндаугас и до католической коронации в разных документах Ливонского ордена и Папы Римского именуется титулом rex, то есть \"король\".

Также как и все языческие монархи Литвы до Миндаугаса и после него.

Не надо забывать, что титулом король (rex) и во времена Римской империи, и позже именовались и монархи католики, и монархи язычники.

Миндаугас же был первым языческим королем (rex) Литовской Державы, которого Папа Римский одарил титулом католического короля - 17 июля 1251 г.

Монарх (король) Литовской Державы Миндаугас был официально коронован Кулмским бискупом как католический король в 1253 г. - скорее всего 6 июля.

Титулатура литовских монархов в западных источниках

Надо не забывать, что в каждом языке тех времен использовались свои собственные слова для обозначения верховного монарха. В наши дни все эти древние титулы на русский язык обычно переводятся словами \\\"король\\\" или \\\"царь\\\".

Великим Княжеством Литовским (ВКЛ) славяне по своей языковой привычке до сих пор называют и времена Литовского Королевства, и времена Литовской империи, и истинные времена Великого Княжества Литовского (то есть начиная примерно с 1413 г., а фактически с 1430-1450 г.).

Именно королями (rex, konig, kunig) литовских языческих монархов называют самые разные западные источники тех времен.

На латыни:

Vithenus rex Lethowinorum (Vytenis)
Gedeminus rex Lithuanorum et multorum Ruthenorum (Gediminas)
Algerdes rex Letwinorum (Algirdas)

На немецком:

\\\"konig van Lettouen\\\".
\\\"unsern konig Witowt\\\" - 1390-05-26.

На Западе литовские языческие монархи всегда в документах 13-14 веков именовались или королями (rex, regis, regni, reges)...

- Mindowe, dei gratia rex Lettowiae;
- Trinota, filius regis Lethowinorum;
- Vithenus rex Lethowinorum;
- Imperium Litaui regni Gediminus habebat,...;
- Gedeminne Dei gratia Letwinorum et multorum Ruthenorum rex;
- Algherden ac Kenstutten, fratres reges Lethowie;

...., или даже императорами (basileos), например, в переписке Альгирда с императором (basileos) Византии:

...ὁ βασιλεὺς ὁ Ἄλγερδος (Basileus Algerdos - Император Альгeрдос)

См.: Грамота литовского царя в греческом оригинале http://www.kp40.ru/news_images/21456.jpg Альгерда к патриарху Филофею, с жалобами на митрополита Алексия и с просьбою поставить особого митрополита для Киева, Смоленска, Малой Руси, Новосиля, Твери и Нижнего Новгорода. (1371 год).

В литовском языке для именования литовских монархов использовались титулы кунигас (kunigas) или вешпатс, вешпатис (viešpats, viešpatis).

Примерно в 16 веке из титула кунигас (kunigas) (то есть в современном понимании король) был создан уменьшительный титул кунигайкштис (kunigaikštis), который переводится как \"князь, герцог\" (на латыни dux, duke).

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 13 Lie 2020 18:38 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27137
Miestas: Ignalina
Paveikslėlis

На иллюстрации - фрагмент картины (приведен с сайта ldm.lt) Тадеуша Попела и Зигмунда Розвадовского (Tadeusz Papiel и Zygmunt Rozwadowski) «Грюндвальская битва» («Battle of Grunwald»), 1910 г., ныне собственность Исторического музея города Львова.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 2 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007