Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 11:55

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 30 Rgs 2019 21:11 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---- Сяргей Лапша

"...Той бе Олег велик и страшен и грозен был....По немъ нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву....Княгини же его Олга с сыном своимъ мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече...." Почему этой записи в летописи не упоминают?----

Простой вопрос - если в изначальной летописи этого нет, то откуда вы его почерпнули? :)

Отвечу я сам...  

https://kolyvanski.livejournal.com/218833.html

Создание «Краткого Владимирского летописца» относится к XVI веку, по своему содержанию он представляет собой переложение летописных известий, относящихся к IX-XII вв., с введением в них ряда дополнений и собственных осмыслений.

Этим летописец собственно и интересен:

«Рюрик же роди Игоря, а сам умре, и приказа княжение и сына своего Олгу сродичю своему. Игорь же бысть мал еще. Сей же Олег поиде из Новагорода, дани, оброки уставливая в всяк ряд, и прииде к Смоленску, и от Смоленска поиде суды водою, и дошед Киева, и уби два князя, Асколда и Дира, и начят княжити в Киеве с Ыгорем. Игоря же жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми. Сей же Олег ходил ко Цариграду в кораблех, они же убояшася и даша ему дани, и оброки устави; и от тех мест прозвася Киевское княженье. Той бе Олег велик и страшен и грозен велми был, понеже многи земли приведе ко граду Киеву, и умре от коневы главы; из сухи кости выник змиа и ужали его в ногу. По немь нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву, иде пакы тамо в мале дружине, и убьен бысть от Древлян. И остася у него сын Святослав велми детеск. Княгини же его Олга с сыном своимь мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече».

Любопытно, что о вещем князе Олеге-колдуне сказано, что он был велик и страшен и грозен велми, подобного описания иные русские летописи не содержат.

Деревская земля названа в летописи Литвою, упомянуто убийство князя древлянского Мала, тогда, как иные летописи напрямую об этом не пишут, Олга/Елена названа по происхождению Болгарской княжной.

----------------------------------------------

Вполне возможно, что летописец 16 века просто спутал названия - к примеру, в 13 веке известна земля Dernen (в документах крестоносцев) или Деремела (в славянских летописях).

Это ятвяжская земля, подвластная Литве.

Dernen (около Margrabava) et Cresmen (на восток от реки Ełk (dawniej Łek, niem. Leck, Lyck) – rzeka na Pojezierzu Mazurskim prawy dopływ Biebrzy, długość 114 km.)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... eka%29.JPG

Похоже, что землю Dernen славяне называли именем Деремела

Деремела
https://dic.academic.ru/dic.nsf/slovo_o ... 0%BB%D0%B0

Тѣми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32.

Ср. Г. Ильинский (Несколько конъектур к „Сл. о п. Иг.“. — „Slavia“, ч. 8, № 3, 1929, стр. 657): Автор сближает слово „Деремела“ с прусским или ятвяжским местным названием Dernme или Derne, Dernen + -ela (известный балтийск. уменьшит. суффикс).

А. В. Соловьев (Политич. кругозор автора „Сл. о п. Иг.“. — „Историч. зап.“, т. 25, 1948, стр. 101—102):

„Это, несомненно, литовское племя. ...В 1259 г. литовский король Миндовг дает крестоносцам Деновскую землю, называемую и Ятвязью, за исключением трех округов: Сентане, Дернен и Кресмен. «...земля Денове» в 1259 г. обнимала южную часть Судавии (т. е. земля ятвягов). В ней была область (и племя) Дернен (Дермне); от этой формы могло легко образоваться местное название Дермне-ле, а в русской огласовке оно произносилось (с соблюдением закона полногласия) как «Деремела».

...Можно установить, что область (и племя) Деремела находилась в пределах позднейшей Пруссии, в том ее юго-восточному углу, который подступал к Ломжинской и Сувалкской областям, именно к северу-востоку от линии городов Лык — Райгород...

Итак, по нашему мнению, Деремела (Dernmele) — это название одной из южных волостей Ятвяжской земли, с которою столько воевали и Роман Мстиславич и его сын Даниил Галицкий“.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 20 Lap 2020 21:14 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
КРАТКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ


http://drevlit.ru/docs/russia/XVI/1500- ... niki/1.php

В рукописных собраниях имеется большое количество сборников преимущественно XVI—XVIII вв. разного содержания.

В числе других статей в них нередко встречаются летописные записи, краткие летописцы, извлечения из больших летописных сводов.

Большая часть подобных летописных памятников находится вне поля изучения: внимание исследователей обращено главным образом на своды раннего происхождения, а позднейшая летописная традиция мало обращала на себя внимание, так как громадное количество поздних летописных списков представляют собой компиляции, сделанные на основании более ранних летописей, обычно с подновлением текстов и введением в них дополнительных статей и известий из житий святых, сказаний, польских исторических произведений, вроде Стрыйковского, и т. д.

Таким образом, старая летописная традиция в поздних летописных сборниках нередко уже сильно нарушена, вследствие чего историческая достоверность подобных произведений XVI — XVII вв. подвергается вполне законным сомнениям.

Однако и среди поздних летописных памятников встречаются летописцы, имеющие значительную историческую ценность.

К их числу относим издаваемый здесь краткий летописец XVI в.

Этот летописец помещен в сборнике Уваровского собрания (№ 206, у Леонида описан под № 1176) Государственного исторического музея. Рукопись № 206 написана в восьмушку на 460 листах (водяной знак — перчатка, по альбому Брике относится к 1563 г.— № 10859), беглым полууставом XVI в., [208] кое-где с поправками бледными чернилами более позднего времени.

Летописец в сборнике помещен на листах 263 об.— 271.

По содержанию он представляет собой переложение летописных известий, относящихся к IX—XII вв. с введением в них ряда дополнений и осмыслений.

Известная легенда о призвании варягов изложена здесь по владимирской традиции (см. Летопись по Лаврентьевскому списку, СПб., 1872, стр. 19, примечание), согласно которой Русь противополагается варягам, а не отождествляется с ними.

К другим племенам добавлена «лопь», заменившая летописную «весь».

Об Олеге сказано, что он был «велик и страшен и грозен». Деревская земля названа Литвою, а Ольга — княжной из Болгарии, Святослав прозван Легким и т. д.

Конец краткого летописца говорит о событиях во Владимирско-Суздальской земле и дает кое-что новое.

Важнейшим является указание на построение в Боголюбове двух каменных церквей и каменных ворот, а также упоминание о том, что Боголюбов был обнесен валом — «оспом». Тут же находим известия о постройках во Владимире, произведенных Владимиром Мономахом.

В этой части сведения нашего краткого летописца отличаются значительной топографической точностью и требуют дополнительного изучения, в частности известие о построении Владимиром Мономахом каменной церкви Спаса и Золотых ворот во Владимире за 50 лет до построения Успенского собора.

Отметим здесь же, что другой летописец владимирского происхождения, также с введением в него легендарных известий, помещен в Новгородской первой летописи младшего извода (см. Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку, СПб., 1888, стр. 434—438).

Однако между этими краткими летописцами по содержанию нет ничего общего.

Летописец Руския земля.

/л. 263 об. /В лето 6000. Приидоша Русь, Словени, Чюдь, Лопь, Кривичи к Варягом и испросиша собе у них властелей. Избрашася три браты с роды своими, Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик же седе на кня/л. 264/жение в Новегороде в Великом, [209] а Синеус на Беле озере, Трувор же в Изборъсце. И по мале умре Синеус и Трувор, и прия власть всю Рюрик. Рюрик же роди Игоря, а сам умре, и приказа княжение и сына своего Олгу сродичю своему. Игорь же бысть мал еще. Сей же Олег поиде из Новагорода, дани, оброки уставливая в всяк ряд, и прииде к Смолен/л. 264 об./ску, и от Смоленска поиде суды водою, и дошед Киева, и уби два князя, Асколда и Дира, и начят княжити в Киеве с Ыгорем. Игоря же жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми. Сей же Олег ходил ко Цариграду в кораблех, они же убояшася и даша ему дани, и оброки устави; и от тех мест прозвася Ки/л. 265/евское княженье. Той бе Олег велик и страшен и грозен велми был, понеже многи земли приведе ко граду Киеву, и умре от коневы главы; из сухи кости выник змиа и ужали его в ногу. По немь нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву, иде пакы тамо в мале дружине, и убьен бысть от Древлян. И о/л. 265 об./стася у него сын Святослав велми детеск. Княгини же его Олга с сыном своимь мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече. Сия же великая княгыни Олга прият крещение от царя и патриарха, и наречена бысть Елена. И начят (В слове начят оборваны 1—2 буквы) княжити Святослав, нарецаемый Легкый, /л. 266/ воз по себе не возяше, ни повар, ни постель, но аки пардус скакаше со многою легостью, и бится с Греки у Царяграда в единой десяти тысящах со стомь тысяща, и победи их и имаше на Цариграде дань, и ходи на Казары, и убьен бысть от Печенег в порозехь. Печенежский же князь именем Редеря окова лоб /л. 266 об./Святослава и написа круг его так: «чюжих ища и своя погуби». И пияше им. Святослав же роди 3 сына, Олга, Ярополка, Владимера, Ярополк же бится с Олгом близ града, и побежь Олег (В рукописи: Огег) в град, и теснящимся на мосту, и свалися в ров и тамо [у]мре. Владимер ж[е] убив Ярополка на роте в граде /л. 267/ Родне. Се же бысть первое братоубиение в русьских князех. Нача княжити Владимер, и бяше мудр и смысл имея велик, поча испытовати о верах. И слыша греческую веру, яко свещу на свещнице, и верова в Христа бога истиннаго, и поя за себе царевну Анну, [210] сестру царя Василья и Коньстянтина, от сея же /л. 267 об./ роди Бориса и Глеба, а от Рогнеды княгини роди Ярослава, Ижеслава, Мьстислава, Всеволод (Так в рукописи); а от Ярополчи жены роди Святополка, Вышеслава, Изяслава, а от иные княгыни роди Святослава, Судислава, Станислава, Позвизда. Яко же крестися сам в Корсуни, и крести все множество люди в Киеве. И приде из Цариграда /л. 268/ митрополит Ларион, и дасть Владимер церкви от всего своего живота десятое, и уряди весь устав в Киеве. И прииде великий княз Владимер в Залешьскую землю и заложь град Владимер в свое имя и церькви постави во имя пречистыя Успение святей богородици и люди крести и християньство устави /л. 268 об./. И посади сына Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме. И повеле грады ставити и святыя церкви, а сам иде в Киев и преставися в вечьную жизнь, княжив лет 28 по крещении. И убьен бысть Борис и Глеб от Святополка, и прииде из Новагорода Ярослав и победи Святополка; Святополк же бежав, /л. 269/и земля его жива поглоти, и межь Лядские земля пропаде и Чехов. И сяде в Киеве на великом княженьи Ярослав, и бысть у него . сынов 6: Изяслав, Святослав, Всеволод, Володимер, Вячеслав, Игорь.

В лето 6665 (На полях написано: зри). Великому князю Юрию Манамаховичю родися ему сын Дмитрий, на реце на Яхроме, и заложи град Дмитров /л. 269 об./, а сына нарече Всеволода.

В лето 6666. Княз великий Андрей Юрьевичь заложи церковь святую Богородицю в Володимере. И потом седе в Киеве на великомь княженье Всеволод Ярославич, и бысть у него 2 сына, Володимер Манамах да Ростислав. Посемь взя великое княжение Володимер Всеволодичь и приде в Залешьскую зе/л. 270/млю и постави град другый Володимерь и осыпа спом и постави церковь камену святого Спаса да Золотые ворота, за 50 лет (Не вполне ясно, может быть, 40 лет) до великыя Богородица церкви, и ины мнози церкви постави древяны, и посади наместници, и поиде в Киев, а сынов у него было 5: Ярополк, Мьстислав, Юрьи Долгорукый, Аньдрей, Вячеслав. /л. 270 об./ И приказа Володимер Манамах [211] княженье Юрью Долгорукому. Сей же князь велики Юрьи Володимерович приходил в Володимер и поставил церковь камену во имя святого христова мученика Георгия, за 30 лет до великия Богородица. И иде в Киев, и бысть у него сынов 8: Ростислав, Андрей Боголюбьскый, Святослав, Михалко, Всеволод, Борис, Мь/л. 271/стислав, Глеб. И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбный град и спом осъпа (В слове осъпа буква п написана по выскобленному месту) и постави церкви две камены и ворота камены и полаты. И были у него 3 сыны: Изяслав, Мьстислав, Глеб. На 10-е лето княж[е]нья его заложи церковь камену пречистыя богородица Успенье събръную в граде Володимере обь едином версе да и каменные ворота. Княж[и]в лет 28, и убьен бысть от Кучков от своих бояр.

Рукоп. отд. ГИМ, Уваровское собр., № 206, лл. 263 об.— 271.

Текст воспроизведен по изданию: Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 20 Lap 2020 21:35 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Н. И. МИЛЮТЕНКО. Владимирский великокняжеский свод 1205 года (Радзивиловская летопись)

http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick ... TEHTb_BRKs

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 20 Lap 2020 21:41 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Текст, где Деревская земля названа Литвой, имеется именно тут -

КРАТКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
http://drevlit.ru/docs/russia/XVI/1500- ... niki/1.php

"По немь нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву, иде пакы тамо в мале дружине, и убьен бысть от Древлян. И остася у него сын Святослав велми детеск. Княгини же его Олга с сыном своимь мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече."

И текст этот записан в 16 веке.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 5 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007