Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 29 Bal 2024 16:06

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 19 Gru 2019 16:06 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27110
Miestas: Ignalina
Первые упоминания Литвы в исторических источниках


Первые упоминания Литвы в исторических источниках


Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст (лат.)

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... g_1009.jpg
-----------------------------

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

«Ярослав иде на Литву».
-----------------------------

1. ПИСЬМЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ О ПЛЕМЕНАХ, ОБИТАВШИХ НА ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIV в.

http://helyla.onego.ru/koreladocs.html

№ 1-5 Первые письменные известия о племенах Карелии

№ 2 Новгородская берестяная грамота № 590 - о выступлении литовцев против карел

1066 г.

Литва встала на Корелоу.

Грамота сообщает о начале военных действий литовцев против карел.

Исследователи этой грамоты, ссылаясь на наличие в левой части бересты специального знака - тамги, указывают на официальный характер сообщения.
-----------------------------

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».
-----------------------------

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).
-----------------------------

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.»[14].

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге.

Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литовцев, возвращавшихся с добычей из похода на эстов.
-----------------------------

Много сведений о литовцах содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литовцах относится ко времени около 1210 года, когда литовцы и ятвяги воевали в Червенской Руси.
-----------------------------

В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира.
-----------------------------

В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира.
-----------------------------

В Ипатьевской летописи под 1219 г. (в летописи неправильно записана дата 1215 г.) упоминаются многие литовские князья.

ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 715-736.
http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat31.htm

Въ 22 лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . к҃г 22 . [6723 (1215)] Бж҃иимъ повелениемь . прислаша кнѧзи Литовьскии 23 . к великои кнѧгини Романовѣ 24 . и Данилови 25 и Василкови Г 26. миръ да(р)юще Д 27 бѧхоу же имена Литовьскихъ 28 кнѧзеи Е се Е старѣшеи 29 . Живинъбоудъ . Давъѧтъ . Довъспроункъ 30 . братъ его Мидогъ . братъ . Довъӕловъ 31 . Виликаилъ . а Жемотьскъıи 32 кнѧз̑ Ерьдивилъ . Въıкъıнтъ 33. а Роушьковичевъ . Кинтибоуть . Вонибоут̑ 34 . Боутовить. Вижѣикъ 35. и сн҃ъ его Вишлии 36. Китении . Пликосова . [II, 162] а се Боулевичи 37. Вишимоут̑ 38 егоже оуби Миндого тъ . и женоу его поѧлъ . и братью его побилъ . Едивила 39. Спроудѣика 40 . а се кнѧзи . из Дѧвол̑твъı 41 . Юдьки . Поукѣикъ 42. Бикши . Ликиикъ 43 си же вси миръ даша . кн҃зю Данилови . и Василкоу . и бѣ землѧ покоина .
-----------------------------

В Ипатьевской летописи под 1219 г. уже упоминаются и жямайтские князья.

Эрдзівіл (літ.: Erdvilas, польск.: Erdywił, руск.: Эрдивил) -- князь жамойцкі. Быў адным з 21 князёў літоўскіх, якія падпісалі дамову з Галіцка-Валынскім княствам ў 1219 годзе. Ён і Вікінт называюцца ў дамове жамойцкімі князямі (...а Жемотьскъıи 32 кнѧз̑ Ерьдивилъ . Въıкъıнтъ 33.)
-----------------------------

В 1221 году литовцы были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.
-----------------------------

Легендарные версии происхождения литовцев и Литвы в более поздних Хрониках и летописях


Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

«А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[15]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[16].

P.S. Использована информация из https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 ... 0%BD%D0%B0) и других источников.

Примечания

Археология СССР. Литовские племена
Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Этимологический словарь Фасмера
Седов В. В., «Кривичи»
МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 июля 2010. Архивировано 2 февраля 2012 года.
Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области Архивировано 14 декабря 2010 года.
Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
Памятники литовских племен
А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства. (недоступная ссылка)
Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
Д. Н. Александров, Д. М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках Архивировано 25 августа 2011 года.
Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 04 Vas 2021 13:05 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27110
Miestas: Ignalina
Karolina Smart
ЛИТВИНЫ


Я вчера узнала про Артура Андреевича Прокопчука, создателя и админа этой группы, и разыскала в интернете его замечательную книгу по истории Литвинов-Белорусов.

Там кроме всего прочего идёт речь о Кведлинбургских Анналах и первом упоминании Литвы в 1009 году. Речь идёт, как вы наверняка все знаете, об убийстве "на границе Руси и Литвы" католического миссионера Брунона Бонифация. В латинском тексте использована славянская форма названия Литвы в род. падеже "Lituae".

Святой Брунон был убит язычниками "на границе Руси и Литвы" в районе местечка Пинск на теперешним белорусско-украинском пограничьи в Полесье.

Очевидно, что в 1009 году именно там проходила граница Руси и Литвы что подтверждается и более поздними историческими источниками.

Правда район Пинска не единственное место, где историками локализуется убийство Брунона Бонифация. Так где же на самом деле это произошло?

Именно эту очень интересную тему я и предлагаю обсудить в группе "ЛИТВИНЫ". Должно быть очень познавательно.

Inga Baranauskienė

Тут два монента.

1) Брунон ехал из Польши, а из Польши можно было попасть либо непосредственно в Русь (но Русь уже была крещена Владимиром), либо в земли ятвягов, которые оставались языческими, но находились в ее подчинении и предстваляли весьма благоприятную среду для миссионерской деятельности.

2) Если человека убивают на границе, то обычно его убивают за незаконное пересечение данной границы :), и тут приходится делать вывод, что Брунона убили именно литовцы, а не русы или их подчиненные.

Но из этого следует, что Брунон никак не мог добраться до Пинска: чтобы из Польши добраться до Пинска, нужно было пройти земли нескольких языческих племен, а к Нетимеру Брунон попал сразу из Польши и потом ехал дальше.

Kęstutis Čeponis

---Святой Брунон был убит язычниками "на границе Руси и Литвы" в районе местечка Пинск на теперешним белорусско-украинском пограничьи в Полесье. ---

Не известно точно где именно Брунону и его 18 сопровождающим отрубили головы в 1009 г.

Версия Прокопчука (см. viewtopic.php?f=183&t=13969) про Пинск вообще "притянута за уши".

Про смерть Брунона имеются три основных источника и несколько переписей - а всего около 25 источников.

Однако, самый ранний оригинал не сохранился.

"Святой Бруно, который звался Бонифацием, архиепископ и монах, был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы в 11-й год своего подвижничества вместе с 18 спутниками, и 9 марта вознёсся на небо".

К сожалению, точное место обезглавливания Брунона и его свиты (18 охранников и слуг) не известное.

Предположений и разных гипотез много - это место пытаются локализовать и на территории современной Польши (и в Галиндии, и в Пруссии), и в Литве (в Дайнаве и Судуве), и в Беларуси (в окрестностях Гродно - по литовски Gardinas, и в окрестностях Новогрудка - по литовски Naugardukas)...

Литовскоязычные территории в 16 веке:

Paveikslėlis

Традиционно считается, что Брунона обезглавили рядом с современным городом в Польше Гижицком.

Paveikslėlis

В Польше уже довольно давно (в 1910 г.) даже памятник (железный крест) поставлен - около нынешнего города Гыжыцк (Giżyck, Giżycko), на берегу озера Niegocin (тут жили ятвяги до польской колонизации). Это место предложил немецкий исследователь Johann Voigt. Однако это только его гипотеза.

Dr. Grzegorz Białuński. Misja św. Brunona do Prus a narodziny legendy.
https://www.gizycko.pl/misja-sw-brunona ... gendy.html

Giżyck (Giżycko)
http://en.wikipedia.org/wiki/Gi%C5%BCycko

http://www.gizycko.pl/milenium-swietego-brunona.html

1000-lecie śmierci patrona Giżycka
http://www.gizycko.pl/1000-lecie-smierc ... zycka.html

http://www.gizycko.pl/data/multimedia2/jpg/457.jpg

Гижицко (польск. Giżycko, нем. Lötzen) — город в Польше, входит в Варминьско-Мазурское воеводство, Гижицкий повят. Имеет статус городской гмины. Занимает площадь 13,87 км². Население — 30 989 человек (на 2004 год).

История

На территории проживало прусское племя галиндов.

Paveikslėlis

Пришедший в Польшу в 1226 году Тевтонский орден включил земли в собственное государство, просуществовавшее свыше 200 лет. Тевтонцы заселяли территорию выходцами из Германии и Польши, ввели христианство.

Вокруг одного из возведённых орденом замков (в 1283 году, на месте древнепрусской крепости) образовалось поселение, названное Нова Весь (Новое село), уничтоженное вместе с замком во время тринадцатилетней войны. Отстройка произошла в 1475 году на основании учредительной привилегии от брандембургского комтура Бернарда фон Бальтзхоффена.

Позднее прусский герцог Альбрехт II Фридрих возвысил поселение и назвал его Лец, а 15 мая 1612 года Лец получил городские права. В этот период определилось написание названия города как Lötzen (Лётцен).

Уже в 1613 году жители города возводят ратушу. В XIX веке Лётцен становится центром повята. В 1827 году освящается существующая поныне протестантская кирха, в 1844 году началось возведение крепости Бойен, прокладывание дорог и каналов, связывающих мазурские озера. Была проведена комплексная мелиорация, открыто пароходство, в 1868 году была введена в действие в железнодорожная линия.

В период между мировыми войнами город был известен как курорт и центр водного спорта, с многочисленными гостиницами, пансионатами и турбазами, парусной пристанью, бассейном, концертным залом и кинотеатрами. Образовались яхт-клубы и байдарочные клубы, на озере Негоцин начали проводить гонки на буерах, был создан лыжный трамплин.

Во время 2-й мировой войны в городе находилась разведшкола РОА.

После войны название города меняют на Лучаны.

Современное название Гижицко было присвоено городу 4 марта 1946 года в честь Густава Гизевиуша (Гижицкого польск. Giżycki), пропольского мазурского общественного деятеля.

В опустошённый город прибывают новые жители, во многом переселенцы из земель, вошедших в состав СССР.

Niegocin
http://pl.wikipedia.org/wiki/Niegocin

----Источники Ватикана---

Какие именно "источники Ватикана"? :)


Prikabinti failai:
Где убили Брунона - у Пинска (версия Прокопчука).jpg
Где убили Брунона - у Пинска (версия Прокопчука).jpg [ 123.62 KiB | Peržiūrėta 946 kartus(ų) ]

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.
Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 04 Vas 2021 21:49 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27110
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis

----Karolina Smart
я пытаюсь определить, какая из версий наиболее логичная.----

Чтобы делать такой анализ надо быть специалистом в балтском языковедении, местной гидронимике и истории Польши, Литвы и Руси в начале 11 века - к примеру, хорошо знать по источникам того времени, где в 1009 году проходили границы между этими государствами, где тогда шли дороги из Польши в сторону Литвы, и так далее...

И могу добавить - такой анализ делали уже многие специалисты самого высокого уровня. Но к единому выводу так и не пришли... :(

**************************************

Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром (Гильфердинг) - - Brunono 1007 m. laiškas lotyniškai ir vertimas rusiškai

viewtopic.php?f=55&t=14210

Straipsnio originalas čia:

https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%BC_%D0%B8_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5_%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BC_(%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3)

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 2 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007