Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 10 Geg 2024 02:40

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 07 Lap 2018 17:29 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina

https://imhoclub.lv/ru/material/velikij ... ent1344571

№21 Kęstutis Čeponis → Ina Gi, 06.11.2018 19:07

Никакого Москалистана в то время еще не существовало - был лен Золотой Орды (Улуса Джучи), который всецело от нее зависел.

Между прочим только Петр Первый в 1700 году официально в договоре в Отоманской империей отказался платить дань Крымскому ханату (в то время уже лену Отоманской империи), одному из последних осколков Золотой Орды. :)

Геостратегическая цель Альгирда (как и позже его племянника Витаута) было уничтожение Золотой Орды и захват ее вассалов.

Однако эти попытки окончательно рухнули в 1399 г. в битве при Ворксле, в которой Витаутас и его войска потерпели сокрушительное поражение.

Это величайшее поражение остановило литовскую военную экспансию в сторону Улуса Джучи (Золотую Орду), которому тогда принадлежала и Москва (в конце 14 века Альгирдас три раза ходил с походами на Москву - и взял бы ее, но из за нападений крестоносцев на Литву каждый раз был вынужден быстро возвращаться назад).

Московия же в будущем смогла поднятся только потому, что в 1399 году литовское войско потерпело сокрушительное поражение, когда пыталась разбить татарское войско в битве при Ворксле - и множество литовских воинов погибло.

В 1410 г. в битве при Грюнвальде (Жальгирис) литовское и польское войско одолело войско крестоносцев, но множество лучших литовских воинов опять погибло - и у Литвы уже не осталось людских ресурсов для завоевания Улуса Джучи.

А затем, ввиду принятия Литвой католичества, изменился и менталитет литовских воинов - они перестали рваться в бой, а начали заниматься своими хозяйствами и откупаться от службы в армии.

№31 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 07.11.2018 16:25

-----Можно скан или ссылку на этот договор?----

Константинопольский мирный договор (1700)
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D ... 1%80_(1700)

Выдержка из статьи VIII:

"А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут."

№30 Иван Киплинг → Kęstutis Čeponis, 07.11.2018 13:06

"... Петр Первый в 1700 году официально в договоре в Отоманской империей отказался платить дань Крымскому ханату..."

Вот поэтому, товарищ, Россия стала империей, а Литва так и осталась европейской подворотней. Русские цари готовы были сотни лет платить кому угодно, лишь бы им не мешали строить свое государство.

Экономически выгоднее было заплатить хану, чем терпеть убытки от набегов на протяженных границах строящегося государства.

А у вас же, как и у поляков, кроме посполитовских понтов ни ума не было, ни фантазии.

№35 Kęstutis Čeponis → Иван Киплинг, 07.11.2018 17:34

У нас было все. :)

Просто Московии очень повезло, что Литва была вынуждена воевать многие столетия на три основных фронта - с немцами, поляками и монголо-татарами.

Повезло Московии и позже, когда она очень стремительно, быстро и легко захватила Урал, Сибирь и Приморье - так как там жившие немногочисленные местные племена в своем развитии жили практически еще в каменном веке, в родовом строе и их военная мощь немогла противостоять огнестрельному оружию (как и индейские, африканские и океанские племена практически в тоже время не могли остановить захват и колонизацию своих земель намного более развитых европейцев).

Но самое важное историческое везение Московии было в том, что Китай все это время жил с закрытыми границами - и китайцам строжайше запрещалось выходить за пределы, обозначенные китайскими властями.

Если бы Китай, с его огромнейшими людскими ресурсами и самой развитой (по понятиям тех времен) промышленостью, осуществлял бы колониальную и военную экспансию в сторону севера и запада в те времена, то анекдот про китайско-финскую границу давно бы стал явью...

№49 Иван Киплинг → Kęstutis Čeponis, 07.11.2018 22:58

"...Просто Московии очень повезло...Повезло Московии и позже... историческое везение Московии...."

Конечно, все дело в этом, просто фееричном, везении Московии! Рулетка Истории, товарищ Кястутис, всегда выкидывает зеро москалям.

Литва же какой-то остров Невезения прямо, что ты будешь делать. То соседи не те, то враги не такие, то понос с золотухой.

№59 Kęstutis Čeponis → Иван Киплинг, 08.11.2018 17:12

Вся история мира - это на самом деле везение одних, и не везение других.

А насчет Москалистана, то его везение окончилось в 1917 году (а точнее даже еще в 1904-1905 г.).

С тех пор системный экономический упадок, постоянные катастрофические потери населения, а также и территорий, идут сплошной чередой.

И уже всем очевидно, что конец Москалистанской империи совсем близок.

Можно только надееться, что ее конец придет не путем ядерной войны - к чему тоже совершенно очевидно Эрефия бежит как бешанная.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 07 Lap 2018 17:41 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina
Константинопольский мирный договор (1700)


https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D ... 1%80_(1700)

Опубл.: 3 (14) июля 1700. • Заключён между Россией и Османской империей в Константинополе. Явился итогом Азовских походов Петра Первого.

Преамбула

Во имя господа Бога всемогущего в Троице славимого.

Понеже меж Пресветлейшим и Державнейшим Великим Государем, Божиею милостью, Царем и Великим Князем Петром Алексеевичем, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем. Московским, Киевским, Владимирским, Новгородским, Царем Казанским, Царем Астраханским, Царем Сибирским, Государем Псковским и Великим Князем Смоленским, Тверским, Югорским, Пермским, Вятским, Болгарским и иных, Государем и Великим Князем Новагорода Низовския земли, Черниговским, Рязанским, Ростовским, Ярославским, Белоозерским, Удорским, Обдорским, Кондийским и всея северныя страны Повелителем и Государем Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих Государств и земель восточных и западных и северных отчичем и дедичем и Наследником и Государем и Обладателем, Его священным Царским Величеством,

и меж Величеством пренарядных Салтанов превеликим и почтеннейшим Королем лепотнейшим Мекским и Мединским и защитителем Святаго Иерусалима, Королем и Императором пространнейших провинций, поселенных в странах Европейских и Азийских и на Белом и на Черном море, светлейшим и державнейшим их Величайшим Императором Салтаном сыном Салтановым и Королем и сыном Королей Салтаном Мустафою Ханом, сыном Салтана Магмет Хана, Его Салтановым Величеством,

от нескольких лет начинающийся разврат и вражда была причиною озлобления подданных и покоренных обоея стороны; а паки, обоюду приложив склонение, воля, дабы покой обновился и права дружбы и употребление древняго соседства постановлены были, которыя причиною суть согласия вещей гражданских, и сотворяют обилие и пользу народов. Как от Пресветлейшаго Державнейшаго Великаго Государя Нашего, Его Царскаго Величества по Карловицкому инструменту, мы, Его Царскаго Величества присланные и назначенные с чином полнамочнаго посольства, чрезвычайные посланники Ближней Думной и Наместник Каргапольской Емельян Игнатьевич Украинцов, и Дьяк Иван Чередеев, к блистательной Порте в Константинополь прибыли, и подав Его Царскаго Величества, Салтанову Величеству полномочную грамоту, имели Его ж Величества с назначенными к договариванию и постановлению мирнаго дела, с славным меж Великими и почтенными и преимуществами и лепотствованиями, с почтенным Великим Канцлером Магмет Эфендием и с ближним секретарем Государства Оттоманскаго избранным среди Вельмож Христианским Господином Александром от шляхтскаго рода Шкарлатова, на нескольких съездах обще разговоры, поспешествующу Богу вышнему, между обоими Государствы мирв образ перемирия, от дня подписания инструментов безо всякой перерывки, до сроку тридцати лет, на сих четырнадцати статьях счинился:

Статья I

Да отложится и отставится всякое неприятельство и недружба, которая, попущающу Богу Вышнему, зачалась было, или вина войны и боев и рати и сражения, с обоих сторон бывшия или иною какою ни есть мерою, и потом благословением докончаннаго покоя, меж постановленным сроком, конечно непамятствовапию и забвению да предается, и никакими мерами меч на отмщение да неизъемлстся, но употребление покоя и тишины, и права безопасства и полезности, и статьи постановлений и связания соединения и любления и дружбы и благоволения совершенною мерою и без нарушения и преступления с обоих сторон да имеются; равно же меж царствы и подданными и жительми их дружба да соблюдется, и взаимно себе благ всяких да желают, и пользы да хотят, и взаимно с истинностию да пересылаются; а проходящу вышереченному лет времени, или о середке его, продолжение перемирью, если обоей стороне полюбится, паки взаимным и свободным согласием договорено да будет; а постановлению сему, которое тою мерою обоюду по взаимному согласию и взаимной угодности постановлено есть, в разстоянии вышереченнаго срока, так во времена их же, как меж дети и наследники их по всем уговорам и затворам паки утвержденну и содержанну и исполненну с почитанием без всякаго нарушения быть заравно, и меж подданными обеих Государств да соблюдается.

Статья II

У Днепра реки, поселенные Тавань и Кизыкермень и Нустрет Кермень и Сагин Кермен городки да раззорятся с тем уговором, дабы впредь никогда на тех местах городкам и никакому поселению не быть; а реченныя места со своими землями, как до сей войны были, паки во владение Оттоманскаго Государства от Его Священнаго Царскаго Величества да возвратятся, и во владении Оттоманскаго Государства да пребудут. А прежде реченных тех городков раззорение, и о подтверждении сего мира чрез великое посольство да последует тотчас, и в 30 дней без откладки во исполнение да приказано будет и да совершится. А Воеводы и ратные люди высокопомянутаго Царскаго Величества, которые в вышереченных городках ныне суть, со всеми пушками и воинским приготовлением и с пожитками и с хлебными запасы, безбедно и с безопасством выходя, в свои страны да переберутся; а при выходе и возвращении никакое неприятельство и своевольство и никакой урон и убыток вышереченным да не наносится от народа Татарскаго, или от покоренных Оттоманскому Государству, или от ратей или подданных, или иных, кто бы ни есть они были: а меж тем временем ратные люди и Московские и Казацкие, или в вышепомянутых городках сущие, или изходящие или возвращающиеся с лучшим обучением да удержатся, и ни коими мерами да не простираются, или чего ни есть да не замеривают.

Статья III

Дабы путешествующих и торговых людей проходу, и переезду и к пригону перевозных судов водяных, место было на одной коей ни есть стороне из двух берегов Днепровых, на середке меж Очаковым и раззоренными Кизыкерменскими городками и от Оттоманской Империи село да построится, и село приличною ямою и окруженьем да обведено будет; однако никакая крепость да не сотворится, ниже во образ городка и твердыни да приведется, и ни пушки, ни воинское приуготовление, к воинским ограждениям надлежащее, и ни воинской полк в нем, да не поставятся, и морские воинские корабли, и катарги к тому селу приведены да не будут.

Статья IV

Азов город и ныне к нему належащие все старые и новые городки, и меж теми городками лежащия, или земля или вода, понеже во владении Царскаго Величества суть, паки тем же образом всемерно Его ж Царскаго Величества в державе да пребудут.
Статья V

А понеже обоей стороны намерение есть, да обоего Государства подданные безопасный и крепкий постановив покой почивания и тишины употребляют, ни будущаго неприятельства, и ссор никакой случай своевольникам ни зловольным да подастся, но от всякаго всесовершенно своевольства да удержаны будут, взаимным согласием договоренось. Да от Перекопскаго замка начинающейся заливы, Перекопской двенадцати часов растоянием простирающейся земли, от края до новаго города Азовскаго, которой у реки Миюса реченной стоит, среди лежащия земли пустыя и порожния и всяких жильцов лишены да пребудут: также во странах реки Днепра от Сечи города Запорожскаго, которой в рубежах Московкаго Государства на вышереченной реки берегу стоит, даже до Очакова, среди лежащия ж земли, кроме новаго села, по обоей стороне Днепра, равным образом пустыя и безо всякаго жилища порожния да пребудут, а близ городов с обеих сторон место довольное на винограды и огороды да оставится. Ниже раззоренные городки паки да построятся, но порозжие да пребывают, и на местах, которым порозжим пребыть взаимным согласием показалось, буде какой городок подобной найдется, тот также с обеих сторон да раззорится, ни таковы места да состроиваются, ни да укрепляются; но как суть порозжи, да оставлены будут.

Статья VI

В реке Днепре и в иных речках, в тое ж реку текущих, и на иных местах, также и водах, се есть, которыя меж Азовским Миюским городком и землею, проливы Перекопской реченной, которые сиречь общим согласием пусты быть должны суть, и на местах к Черному морю ближних, только бы мирно и без ружья при пришествии и отшествии было, на потребныя жития употребления, как пристойно доброму соседству и доброй пересылке вольно буди с обеих сторон дрова сечь, пчельники держать, сено косить, соль вывозить, рыбную ловлю, чинить, и в лесах ловли звериныя творить, и на вышереченныя употребления приходящие и отходящие никак да не препинаются, ни тридесятую или пошлины, или что такое платить, да не принуждаются. А понеже для тесноты Крымскаго острова и помянутой заливы Перекопской, скоты и иные животные изстари вне Перекопской заливы выгнанные пастьбищ употребляти обыкли суть, на таком пастьбище урон и убыток какой да не наносится, но пастьбища употребление обыклым правом спокойно и безмятежно да сотворится.

Статья VII

Понеже также Азовскому городу и с другой стороны приличным образом земли владение надобно есть, дается от Кубанской стороны уезд, считая разстояние его от Азова к Кубани, даже до кончания десяти часов ездою конскою, обыкновенным считать обычаем во всех народах так, дабы Коммисары никоими мерами ссориться не могли: но по силе сего постановления обоея страны земли добро да отделять, и положением явных знаков да разделять, и никому никогда не дан бы был разности случай, от содержимых меж определеннаго разстояния земель десяти часов, да и с равным числом людьми, с обеих сторон назначенные разумные и благоволительные Коммисары, постановя меж собою время, сие дело как скорее да учинят. А достальныя земли, как по сю пору от Государства Оттоманскаго владены были, паки тем же образом в Государстве и во владении его ж да пребудут Нагайцом и Черкассам и иным покоренным Турскому Государству, и их же животным на тех же местах проходящим, от Москвитян и от казаков и от иных подданных Царскаго Величества никакой убыток да не наносится. Татаровя заровно и Нагайцы и Черкассы и Крымские и иные, на землях Азову назначенных, проходящим подданным Его ж Царскаго Величества и их животным никакого убытка да не наносят, но соседство да хранят; а есть ли которые противно что дерзнут, прежестоко да накажутся; также в тех странах обоюду вновь что или крепость, или городок, или село строено да не будет, но как ныне стоят, да оставятся, или какое впредь покою противное деяние и расположение обоюду да не является.

Статья VIII

Священному Царскому Величеству покоренные и подданные или Москвичи или казаки и иные по рубежьям Мусульманским, Таманским и Крымским, и достальным и подданным их же никаких набегов и неприятельств да не творят, и неспокойные и своевольные казаки с чайками и с суды водяными да не выходят на Черное море, и никому убытка и урона да не наносят, но жестоко содержаны да будут от своевольств и напусков: и статьям мирным противныя и доброму соседству противящияся смятения и расположения, если когда объявятся, явно с жестокостью, да накажутся. Равно и от Государства Оттоманскаго прежестокими указами указано и приказано да будет на рубежах сущим Губернаторам и Крымским Ханам и Калгам и Нурадынам и иным Салтанам и вообще Татарским народам и ордам, дабы силою послушания и подданствования к вышереченному Оттоманскому Государству повиновались и покорялись сим статьям мирным, с совершенным и непорушим хранением; и впредь ни с малою или с великою воинскою силою на страны и на городы и на села владения Его Царскаго Величества Московскаго и на подданных его Великороссийских и Малороссийских стран, ни на Казацкие городы, и поселения по рекам по Днепру и по Дону и инде поселенные, ни на Азов, ни на села и городки в Азовских уездах будучие, ни на жителей их же, ни общественно на рубежи Его ж Величества не ходит, и неприятельств и напусков да не творят, и в полон да не берут, и скота да не отгоняют, ни тайно, ни явно убытка и урону да не наносят, ни иным каким ни есть образом да не докучают: но совершенною крепостию и радением соседства согласие обоей стороны да блюдут. А если какою ни есть мерою или убыток наносити, или каким ни есть счинением досадою подданных Его Царскаго Величества озлобляти, или находити, или неприятельски поступать обрящутся, когда ведомость не возмется, такие все, которые смятения подобный творят противно покою, защищаемы да не будут: но по правам правды, и по законам божественным, по тягости вин своих, без пощады да накажутся; и что с обеих сторон что либо пограблено, что либо ни было, сыскав, своим господам возвращено да будет. А буде которые ни мало не послушны в таких сысках, и во испытаниях нерадетельны покажутся, и на таких, по пристойности око иметь, и по истинне на образец и в наказание прочих прежестоко да накажутся те все, которые раззорители и мутители будут, делами и расположеньями, противящимися постановленным сим договором, и статьям мирным, и противным указам выданным; и во время сего перемирия, сражение и неприятельство весьма да истребится, и противное миру все от обеих сторон с прямостию и совершенностию, жестокими указами заказано и запрещено будет. А докончанный сей священно-святый мир с обеих сторон обыклым правом, как найскорее, на норубежи да разглашен будет, и хранение его даже до конца перемирия указами да подкрепится, и отсюду под прежестокими казньми никто весьма что неприятельское да не дерзает творить. А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут.

Статья IX

Полоняники, прежде докончания сего мира с обеих сторон в полон побранные, которые в заключении еще пребывающие суть, по случаю сего благословеннаго покоя, честною разменою по частям да свободятся; и если больше или чина лучшаго в другой стороне найдутся, и о их потом отпуске на свободу ходатайствовать буди вольно, и пристойное обоих Государей славе, по сходству сего мира, приличие да соблюдается; а иным, которые во владении особых суть, или у Татар у самих обретаются, вольно буде их свобождение, сколько быть можно, мерным и честным образом по частям промыслить; а буде меж странами согласиться невозможно будет, или свидетельствами, или клятвами освидетельствованная цена да заплатится, или наипаче от тех, которые во время войны взяты суть, вольно буде со владельцом полоняниковым окупом, или разменою без принуждения уговор чинить, и начальники месть все смирить да потщатся, и всякой спор в таких свобождениях приличною честностию и приусердствованием меж странами да разоимут. А которые полоняники, по окончании мира, или во время сего перемирия из Государств Царскаго Величества похищены и отведены будут, и в странах Крымских или Буджацких, или Кубанских, или в иных странах меж Оттоманскими и Татарами и Черкессами найдутся, без цены свобождены и возвращены да будут. А которые для освобождения Московских полоняников приходящие и отходящие и обходящие в вышереченных странах люди Его ж Величества с проезжими грамотами, только б дела свои мирно творящи, свободу полоняников промышляли, никоими мерами озлоблены да не будут, паче же противно законам Божиим их озлобляющие и убытки наводящие, да наказаны будут. Но понеже полоняники учинився Мусульманами освободитися никако не могут, презельно стережено будет, чтоб таких ни кого не прельщали.

Статья X

Торговли дела от плодов мира суть и плодоносив и обилие царств рождают: однако понеже мы, Его Царскаго Величества посланники чрезвычайные, на то дело не имеем полной мочи: и по вольности дел торговых уговор и постановление, да вставится торжественному послу, которой обыкновенным правом для утверждения и укрепления мира от Его Величества к блистательной Порте назначен и отпущен будет.

Статья XI

А буде во время сего мира или перемирия меж Крымцами и Казаками и общественно меж обеими Государствы, наченшейся некоей трудности, возбудится спор и ссора, меж порубежными Губернаторы и Пашами и Ханами и Салтанами и иными начальниками удобно разсмотрена да будет, и начавшимися труднейшим делам, имев пересылку с Государством Оттоманским, мерою пристойною к дружбе и к миру да успокоятся, и для подданных порубежных ссор ни война, ни бой да ни вчинается, но совершенно и с превеликим радением тщати, дабы покой со обеих сторон крепко блюдень был.

Статья XII

Московскаго народа мирянам и инокам иметь вольное употребление ходить во Святой град Иерусалим и посещать места, достойныя посещения, а от таких посещений ради проходящих ни во Иерусалим и нигде дан или гарач или пескеш да не испросится, ни за надобную проезжую грамоту деньги да не вымогаются. Сверх того живущим в странах Государства Оттоманскаго Московским и Российским духовным ни едина, по Божественному закону, досада и озлобление да не чинится.

Статья XIII

Для творения и подвижения на данных делах, буде когда надобно будет резиденту Царскаго Величества у блистательной Порты пожить, он и толмачи его свободами и привиллегиями да почтутся, какими иных друзей блистательной Порты Принцыпов резиденты почитаны быти обыкли, и во время мира людям его, с письмами туда и сюда переезжающим, проезжая да дается и честное всякое вспоможение да творится.

Статья XIV

А после подания силу имеющаго инструмента, объявляющаго постановление мирное и статьи соединения и согласия, по утверждению постановлений мирных и к совершению прав истинности, и окончанию употребляемых к дружбе и соединению и к доброму постановлению и иных вещей по похвальному древнему обычаю; понеже Его Царскаго Величества великий посол с Царскою также и с подтвержденною грамотами к блистательной Порте, в разстоянии шести месяцов от дня отъезда, на вышереченных посланников от блистательной Порты дойтить имееть: когда к Мусульманским рубежам придет, принять обыкновенными честьми, и придав изобильное угождение, землею к блистательной Порте провожден да будет. А отсюда, дав в руки его на утверждение договоров Оттоманскую утверждающую грамоту, паки с честию да отпустится. И так в Государских грамотах, как и во всех письмах, яко прилично есть чести обоей страны, во описании титль никакое оскудение да не будет припущено. Потом четырнадцать сего постановления мирныя и особно все в них содержимыя статьи и уговоры и затворы приняты и хранены да будут держаны.

Заключительные положения

Понеже превысокий Оттоманской Империи Великий Визирь, общественнаго своего наместническаго блюстительства силою, Турским языком с подлинным и деланым на Латынском языке переводом сходным, яко сильный и законный, его подписанием и его печатью утвержденный и запечатанный инструмент в руки наши дал: взаимно и мы Его Священнаго Царскаго Величества полномочные чрезвычайные посланники, силою повольности и преимущества в руки нам даннаго Славенским языком, с подлинным же и дельным и сходным на Латынском языке переводом писанный и своими подписаньми утвержденный и печатьми огражденный, яко сильный и законный, сей инструмент в руки Его Визирскаго Высочества дали.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 10 Lap 2018 18:32 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina
Правда ли, что Московия до 1700 года официально платила дань Крымскому ханству?


https://thequestion.ru/questions/28872/ ... u-khanstvu

Вячеслав Бабайцев

Да, это так. Регулярные выплаты (т.н. «поминки», в крымских документах – «тыш») Московского государства Крымскому ханству производились со второй половины XV века и были официально отменены по Константинопольскому мирному договору 1700 г.

Первое документально подтверждённое предоставление «поминок» относится к 1474 г., когда князь Иван III вступил в союз с Менгли – Гиреем против Большой Орды и Великого княжества Литовского.

В ответ на выплату хан выдал «шертную грамоту», в которой подтвердил свои обязательства:

«А мне Менгли – Гирею царю твоея земли и тех князей, которые на тебя смотрят, не воевати ни моим уланам, ни князьям, ни козаком; а без нашего ведания люди наши твоих людей повоюют, а приидут к нам, и нам их казнити, а взятое отдати, и головы людския без окупу нам тобе отдати».

В дальнейшем выдача «шертных грамот» в обмен на исполнение даннических обязательств стала традиционной. В них ханы обещали прекратить враждебные действия и установить мир, не совершать набегов на границы Московского государства.

Вот, например, «шертная грамота» более позднего времени:

«И вперед мне, Ислам – Гирею царю, и братьи нашей калге и нурадыну, и иным царевичем детем нашим, и братьям и племянникам, и князьям, и агам, и мурзам, и всем крымским людем, и ногайским мурзам, и Мансурова родства и Меншого Ногаю мурзам и улусным их людем, которые в нашем повеленье, всем мурзам и черным улусным людем, и азовским татаром и черным людем, – брата нашего великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца и многих государств царя и обладателя, на государства войною не ходить, и городов и земель не воевать, хотя будет и благочасной великой государь пришлет к нам повеленье свое, а велит нам идти войною на государства брата нашего».

Эта грамота была выдана ханом русскому царю в октябре 1647 г., после крупных набегов на Московское государство в 1644 – 1645 гг.

Выплаты Крымскому ханству были систематизированы.

Историк Л.А. Юзефович в книге «Как в посольских обычаях ведётся…» писал:

«Русские поминки в Крым уже не по составу, а по выполняемым ими функциям делились на несколько разновидностей. Были поминки «явные», подносимые непосредственно на аудиенции, открыто, и тайные — их посол должен был вручить лишь в случае определенных уступок со стороны хана или какого-то другого лица, а до этого держал в секрете.

«Здоровальные» поминки вручались в связи с каким – нибудь торжественным событием (например, со вступлением на престол нового хана). «Запросные» поминки посылались по особому заказу хана или его родственников и вельмож (когда – то «по запросы» приходили в русские княжества золотоордынские «кильчеи»).

Наконец, поминки «девятные», или «девяти», предназначались только самому хану и наиболее влиятельным мурзам из его окружения».

О том, какими были платежи крымскому хану, можно судить по сочинению «О России в царствование Алексея Михайловича», созданному в 1666 г. бежавшим в Швецию подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным.

Он писал:

«Крымскому хану, и к его царице, и к царевичам, и к их женам и к детем их, и к пашам и к князям и к мурзам, и к ближним людем, посылают с посланники шубы собольи, куньи, бельи, покрыты золотом, да шубы ж лисьи, песцовые, заечьи, покрыты камкою цветною, однарядки суконные, кафтаны камчатые, шапки, сапоги, соболи, куницы, лисицы, ежегодь, а что год перед годом с прибавкою, для того: которые им дары не полюбятся, и они переменивают, или к тому прибавливают, а чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрме держат. А посылают к ним те поминки для того, чтоб они на украинные городы войною не ходили и городов и мест не разоряли; однако они такие дары беручи на то не смотрят, чинят что хотят. А будет тех поминков на год болши 20,000 рублев».

Прекратить выплаты «поминок» попытался Иван IV Грозный, однако, был вынужден возобновить их после похода Девлет – Гирея на Москву летом 1571 г.

По окончании Смутного времени дань Крымскому ханству была закреплена мирным договором 1615 г. и с этого времени отсылалась ежегодно.

В 1658 – 1670 гг. «поминки» не уплачивались в связи с обострением военного противостояния Москвы и Бахчисарая. Затем на два года выплата была возобновлена, но прекратилась в связи с русско – турецкой войной 1672 – 1681 гг.

По Бахчисарайскому мирному договору в январе 1681 г. Московское государство в обмен на признание Крымом присоединения Левобережной Украины и Киева вновь согласилось на ежегодное предоставление «казны» хану. Выплаты производились четыре раза и прекратились с 1686 г.

Юридически предоставление дани было отменено 14 июля 1700 г. Константинопольским мирным договором с Османской империей, заключённым по итогам Азовских походов Петра I.

В статье VIII говорилось:

«А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут».

Договор был заключён сроком на 30 лет. Он соблюдался до ноября 1710 г., когда военное противостояние России с Османской империей и Крымским ханством возобновилось.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 03 Bal 2020 17:39 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---Россия, с учётом Московского и Новгородского княжеств,---

Неплохой "учет"... :)

Московиты, а точнее татары, вырезали новгородцев и оккупировали Новгород - и сейчас это преподают как "продолжение государственности", хотя сами князья московские вплоть до 16 века в Орду отправлялись, чтобы получить ярлык на княжение... :)

А официально только в 1700 году по договору с Османской империей отказались платить дань Крымскому ханству, который сам был данником Османской империи.

Неплохая "тысячелетняя независимость"... :)

Константинопольский мирный договор (1700)
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D ... 1%80_(1700)

Выдержка из статьи VIII:

"А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут."

P.S. Вот если бы новгородцы вырезали бы московитов и их хозяев татар, и захватили бы Москву, тогда можно было бы говорить именно о тысячелетнем Руском государстве.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 4 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007