Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 29 Bal 2024 20:25

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 14 Bal 2016 16:22 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27111
Miestas: Ignalina
Сирия: этноконфессиональный расклад


http://imhoclub.lv/ru/material/pochemu_ ... esche_zhiv

2016-04-14

Мнение специалиста

Павел Потапейко Беларусь
Кандидат исторических наук, переводчик, публицист

Конфликт в Сирии длится уже пять лет. Почему же Башара Асада не постигла судьба его коллег, сметенных Арабской весной?

В значительной степени причиной тому является этноконфессссиональный состав населения страны. Меньшинства в основном остались верны законной власти. Сам Асад относится к меньшинству — алавитам.

Попробуем разобраться в конфессиональном раскладе Сирии, и многое станет ясно.

В стране насчитывается до 20 религиозных общин.

Около 85% жителей — мусульмане, из них более 67% сунниты, около 12% алавиты, остальные — шииты-исмаилиты (2%), друзы (3%) и др.

Суннизм исповедуют арабы и большинство курдов (около 10% населения), туркмены (туркоманы), турки, черкесы.

Около 12-13% сирийцев — христиане. Наибольшее влияние у православной (греко-византийской) и армяно-григорианской церквей (более 8 и 3% соответственно). В основном их приверженцы живут в западных районах. Есть небольшие общины яковитов, маронитов, ассирийцев, халдеев, католиков и др. Есть и другие конфессии.

Большинство в рядах восставших — как т.н. «Свободной армии», так и исламистских формирований, включая ИГИЛ — составляют сунниты. Они озлоблены на алавитскую общину, к которой принадлежит президент Асад. Поскольку алавиты — ветвь шиизма, Асада поддерживает Иран и шиитские организации в Ливане и других странах («Хезболла», например). Большинство христиан сохранило верность правительству.

Все стороны конфликта активно используют религиозные лозунги. Например, в ходе волнений, подаваемых на Западе как «общедемократические», нередко звучали речевки вроде «Христиан — в Ливан, алавитов — в могилу!». Вместе с тем и сейчас в правительственной армии служит немало суннитов, поставивших присягу выше религиозной принадлежности. Немало и гражданских суннитов продолжает поддерживать Асада, опасаясь хаоса, раскола и исламизации страны в случае его свержения.

Итак, проясним ситуацию с сирийскими конфессиями. С суннитами более-менее понятно. Начнем с алавитов.

Алавиты (алауи, علوية) считаются направлением шиизма. Это основная опора президента, их единоверца. Их основной регион — западная прибрежная провинция Латакия. Они разделяют основные положения т.н. шиитов-двунадесятников — основного направления в шиизме: например, признают 12 имамов из рода халифа Али, от имени которого и происходит их название.

Это течение основал в IX веке Ибн-Нусайр, советник одного из имамов, поэтому алавитов еще называют «нусайритами» или «ансари». Сами алавиты не любят это название. Кроме Сирии, они встречаются в Турции и Ливане, а также на оккупированных Израилем Голанских высотах.

В XIX веке европейские исследователи считали алавитов прямыми потомками доарабских народов и даже древних хеттов. Они хранят в тайне многие ритуалы, причем даже от непосвященных членов собственной общины, и в результате окружены слухами. Они верят в три аспекта единого Бога, проявляющиеся в человеческом облике на протяжении веков, причем последними были Мухаммед, Али и Сальман Перс (первый иранец, обратившийся в ислам).

Когда Арабский халифат боролся с Византией, прибрежные и горные районы переходили из рук в руки. Туда переселились многие алавиты — горные хребты были идеальным укрытием. Немало представителей различных сект нашли приют в их толерантной общине. Они даже не строили мечетей, к чему их принуждали захватившие Сирию египетские мамлюки. Османские власти пытались обратить алавитов в суннизм, но к XVIII веку плюнули и начали рекрутировать их в сборщики податей и прочие администраторы.

Французы, получившие после Первой мировой войны мандат на Сирию, позволили им фактически создать свое государство вокруг Латакии. Хотя вначале алавиты оказали им сопротивление, французы сменили тактику. Алавиты в результате смягчились и даже отчасти стали их опорой, массово вступая в армию, где с той поры традиционно имеют вес. Латакия вошла в состав Сирии (еще под контролем Франции) лишь в 1936 году.

С алавитами связаны (но не идентичны им) алевиты, в основном проживающие в Турции. Там их по разным оценкам от 5% до 20% населения. В Сирии же их мало, в основном кое-где близ границы с Турцией. Есть они в Албании, Болгарии, Македонии, Кипре, Греции, Иране, Ираке и др. Их также называют кызылбашами — «красноголовыми» (они носили красные шапки). Это и есть «танцующие дервиши».

Алевизм во многом не совпадает с шиизмом. Алевиты ходят не в мечеть, а в молельный дом (джемеви), используют в ритуалах курдский и турецкий языки. Церемония «джем» («айин-и-джем») состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины молятся вместе. Алевиты уважают все религии, многие не празднуют рамадан, и ходят слухи, что в их деревнях живы пережитки язычества. Они впитали идеи марксизма, что объясняет популярность марксистских организаций в Курдистане.

С точки зрения суннитов, среди курдов распространен еретический язданизм. Под этим словом объединяют алевитов, езидов, и т.н. ахл-и-хакк (или али-илахи), хотя это весьма разные учения. Возможно, язданизм возник как сочетание древних верований с исламом. Ахл-и-Хакк (اهلِ حقّ‎) на фарси означает «люди истины». Их еще называют Ярсан (یاڕهسان, по-курдски «сообщество друзей») и определяют как мистическую ветвь шиизма, основанное в XIV веке. В Курдистане проживает более миллиона али-илахи. Они почитают имама Али и его род, верят в воплощение Бога в человеке, реинкарнацию и спасение через самосовершенствование под руководством духовного учителя.

В северо-восточных районах Сирии раньше проживало около 500 тысяч езидов, но они подверглись резне со стороны ИГИЛ. Есть они в Ираке, Турции и Иране. Исламисты их воспринимают как курдов-язычников. Их самоназвание — шарфадын. Езидизм сочетает элементы зороастризма, манихейства, христианства, ислама и иудаизма.

Езиды верят в единого Бога и семь ангелов, главный из которых — Малак Тавус. Исламисты отождествляют его с падшим ангелом Иблисом и выставляют езидов сатанистами. Малак Тавус означает «ангел-павлин» и изображается в виде этой птицы. Это эманация единого Бога, которому езиды молятся 5 раз в день. Малак Тавус отказался поклониться Адаму, был изгнан из рая и назначен править адом, который он затопил слезами, жалея людей. Тогда Бог вознес его на небо и сделал главным ангелом, в виде солнца, а ад исчез.

Езидизм был основан в XII веке шейхом Ади ибн-Мусафиром, которого езиды считают пророком. Это весьма закрытая религия со своими священными книгами и гимнами на особом языке «курманджи». Езиды делятся на две касты — светскую и духовную, браки между которыми запрещены (это смертный грех).

Власть в общине принадлежит главному шейху, потомку Ади. Раньше был и светский вождь — «мир», но сейчас функции объединены в руках «мир-шейхана». Смертным грехом считается брак с иноверцем и переход в другую веру.

Раньше езидом можно было только родиться, но сейчас, когда община на грани гибели, переход в езидизм разрешен.

Одной из самых загадочных общин Сирии являются друзы. Они компактно проживают на юге, включая Голанские высоты, и их регион Джебель-Друз является одним из оплотов оппозиции. Их религия возникла как ветвь шиитов-исмаилитов в XI в. Название происходит от имени теолога Мухаммеда ад-Дарази, хотя сами друзы предпочитают термин «мувахиддун» («объединившиеся»).

Друзом можно только родиться — принять эту веру нельзя. Они верят в переселение душ, поэтому не сильно боятся смерти, что делает их храбрыми воинами. Еще один интересный обычай — «такия» (мысленная оговорка, когда верующий, оказавшийся в чуждой среде, может скрыть свою веру и притвориться кем угодно). Причем обманывать иноверцев не считается грехом. Вместо молитвы друзы часто медитируют. Они соблюдают моногамию и верят в свободу воли.

Общиной руководят духовные авторитеты, прошедшие ряд посвящений. Молятся не в мечетях, а в домах для собраний — хальва (похожих на маленькие стадионы) по четвергам, а не пятницам. Наряду с Кораном чтут Новый Завет и тайные книги. Все это порождает дискуссии, являются ли они вообще мусульманами. Выдвигались версии об их корнях, в том числе и экзотические (потомки самаритян, хеттов и др.).

На формирование веры друзов сильно повлиял исмаилитский халиф Египта XI века аль-Хаким из династии Фатимидов, объявивший себя инкарнацией Бога. Друзы верят, что он придет в день Страшного суда в качестве Махди. При французах возникло автономное государство Джебель-Друз, лишь в 1936 году вошедшее в состав Сирии.

Друзы долго ориентировались на Британию. Немало их вступило в оппозицию, а их лидеры призвали единоверцев дезертировать из армии. Однако они подвергаются нападениям со стороны исламистов и отрядов прозападной оппозиции (хотя та пытается приписать это армии). Так, в июне 2015 года отряды «Ан-Нусры» учинили резню друзов в Идлибе.

Классических шиитов (так называемых «двунадесятников») в Сирии мало. Они живут в нескольких деревнях близ Алеппо, Хомса и Идлиба, в Дамаске и кое-где на юге. В Сирии есть ряд их святынь, что побуждает шиитов из других стран помогать Асаду.

Еще одно религиозное меньшинство Сирии — исмаилиты — в основном живут в горах провинции Хама на западе страны. Они поддержали оппозицию, хотя позднее обращались к Асаду с просьбой о защите от ИГИЛ.

Исмаилиты — это бывшая пресловутая секта ассасинов, о которой ходило столько жутких легенд. После разгрома монголами их крепостей в горах Сирии и Ирана (Аламут и др.) уцелевшие исмаилиты трансформировались в довольно миролюбивую общину. Они хранят многие заповеди в тайне, но известно, что, как и друзы, они верят в инкарнацию (хулул), «воплощение Бога в человеке». Их обвиняли в обожествлении пророка Мухаммеда, Али и имамов из его рода.

В Сирии встречаются и небольшие общины шиитских суфиев — в Дамаске, Алеппо и Дейр-эз-Зоре, уже несколько лет осажденном, но сохраняющем верность Асаду. Большая часть суфиев его поддерживает, но есть и оппозиционеры. Боевики ИГИЛ стремятся искоренить суфиев. Те выработали достаточно специфическую доктрину, заявляя, например, что все религии суть проявления Бога и их нужно уважать. Особую роль у суфиев играет тайное знание, передаваемое духовными наставниками.

В Сирии, в отличие от большинства арабских стран, проживает много христиан. Они в основном поддерживают правительство Асада. Оппозиционные отряды атакуют христианские поселения, грабят и разрушают церкви, но сваливают это на правительственные войска. Например, более 90% христиан Хомса были изгнаны оппозиционерами, причем их вынуждали оставлять имущество и дома. Если до начала боев там жило 160 тысяч христиан, к 2016 году осталась тысяча. Их изгоняли как «прихвостней режима», хотя, по иронии судьбы, некоторые были активистами оппозиции.

Сирийские христиане в основном живут на западе и севере страны. Целый регион в западной Сирии, у границы с Ливаном в провинции Хомс, называется Христианская долина (Вади-ан-Насара, وادي النصارى‎). Там компактно проживают православные.

Греческая православная церковь — вторая по численности христианская деноминация Сирии. В основном это арабы. Собственно греки живут в основном в больших городах на западе страны и в Христианской долине. Имеется небольшая община греков-мусульман в Аль-Хамдийе, до сих пор говорящая на критском диалекте греческого языка.

Крупнейшая христианская община страны — греко-католики (униаты), которых также называют мелькитами (мельхитами, كنيسة الروم الملكيين الكاثوليك‎). Это слово происходит от древнесирийского «малкойо» (ܡܠܟܝܐ‎) и от арабского Malakī (ملكي‎, «царственный»). Так называли церкви, признавшие Халкидонский собор 451 года.

Мелькитская греко-католическая церковь считает себя старейшей христианской общиной в мире, возникшей во времена апостолов. В ХVIII веке мелькиты отделились от Антиохийского православного патриархата и приняли унию с Римом. Это одна из шести т.н. «восточно-католических» церквей. Ее глава носит титул Патриарха Антиохии, Александрии и Иерусалима, с резиденцией в Дамаске.

В 2014 году в мире насчитывалось около 1,6 миллиона мелькитов. Они также живут в Ливане, Иордании, Израиле, Палестине, Египте, Ираке, Латинской Америке, США, Канаде и даже Австралии. В 1860 году во время антихристианских погромов началась их массовая эмиграция. Язык богослужения у них греческий, но используются также арабский, английский и другие.

Ассирийцы проживают на востоке страны. Немало их и на севере Ирака. Они говорят на арамейском языке. Большинство принадлежит к Ассирийской церкви Востока или Сиро-персидской церкви, называемой также Несторианская. Она возникла в I веке и когда-то считала своей канонической территорией весь Восток, что отражено и в ее названии, и в титуле ее главы — «католикос Востока». Она в прошлом охватывала епархиями всю Азию до Японии. В ее храмах нет икон и статуй, вместо них — цитаты из Библии на стенах.

Ассирийцы верят в две природы Христа в одном лице. Есть жертвоприношения животных, когда барана или петуха убивают во дворе храма, мясо варят и раздают верующим. Подобный обычай есть и у армян. В ряде общин есть иудейские обряды (суббота, запрет сочетать мясо с молоком и др.). Патриархи долго были наследственными, а затем произошел раскол.

В Первую мировую османы организовали геноцид ассирийцев, когда их погибло до полумиллиона и многие расселились по миру. Сам патриарх переселился в Сан-Франциско. В 1994 была подписана уния с Ватиканом. Число верующих в мире составляет до 400 тысяч.

Еще одна восточная церковь Сирии — Халдейская католическая, отколовшаяся от Ассирийской в XVI веке, когда было избрано два патриарха, и один из них заключил унию с Римом. В XIX веке папа присвоил ее главе титул патриарха Вавилона Халдейского. Во время Первой мировой церковь подверглась гонениям, когда погибло около 70 тысяч верующих.

Халдео-католики также живут в Ираке, Иране, Ливане, Египте, Турции, США, Австралии и Канаде — всего более 500 тысяч. Используется сирийская литургия с католическими элементами. Именно к этой церкви принадлежал бывший вице-премьер Ирака при Саддаме Хусейне Тарик Азиз (настоящее имя Михаэль Юханна).

Есть и такая конфессия, как Сиро-яковитская (или просто Сирийская) православная церковь. Это одна из шести так называемых древневосточных или «нехалкидонских» церквей, признающих лишь три вселенских собора. Ее официальное название — Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока.

Ее приверженцев называют яковитами, по имени эдесского епископа Иакова. В 629 году яковитский митрополит был провозглашен католикосом, а позднее взял титул «мафриан», чтобы отличаться от несторианского иерарха.

В XII веке Сирийская церковь имела более 20 митрополий до самой Средней Азии. С 1293 года каждый патриарх носит имя Игнатий, как преемник святого Игнатия Антиохийского. При Тамерлане церковь подверглась гонениям, сирийские христиане расселились до самой Индии, где в 1665 году заключили унию с Малабарской церковью. После Первой мировой войны, в 1924 году, патриарх переехал в Хомс, а в 1959 году — в Дамаск.

Последователи этой церкви живут также в Ливане, Ираке, Турции, Армении, Палестине, Египте, Индии, США и др. В Сирии их около 600 тысяч. Церковь следует дохалкидонскому богословию, исповедуя формулу святого Кирилла о единой природе Бога. Литургия совершается на арабском и старосирийском. Уния с Римом была заключена в 1662 году, а окончательно в 1971, когда папа Павел VI и патриарх Мар Игнатий Якуб III подписали совместную декларацию.

Еще одной христианской общиной Сирии являются марониты. Это потомки древних сирийцев. Их здесь не столько, как в Ливане, где из них избирается президент. Если там их полтора миллиона, то в Сирии всего 50 тысяч. Их церковь называют «Маронитская католическая» — она тоже в унии и является одной из шести Восточных католических.

Кроме Ливана и Сирии, марониты есть на Кипре, в Израиле, Иордании, Египте, США, Канаде, Австралии, Латинской Америке и во Франции. Их церковь возникла в IV веке, когда святой Марон с учениками построили монастырь между Алеппо и Антиохией. После арабского завоевания марониты избрали своего патриарха, что рассорило их с Византией и ее сторонниками — мелькитами и яковитами. Они перебрались в труднодоступные области Горного Ливана и жили там в изоляции. Их глава принял титул патриарха Антиохии и всего Востока.

Марониты поддержали крестоносцев, стали латинизироваться и в 1736 году заключили унию с Римом. Франция опиралась именно на них. В литургии они используют арабский и древнесирийский языки.

В Сирии проживает немало армян. Причем не все они принадлежат к Армянской апостольской (или григорианской) церкви — есть и армяне-марониты, и католики, так называемые латинизированные армяне.

Практически исчезла община сирийских иудеев —их лишь около 100 человек, в основном пожилых, хотя в 1948 году было 16 тысяч. Почти все переселились в Израиль.

В Сирии есть также небольшая община мандеев — одна из двух сохранившихся гностических религий (наряду с езидами). Слово это происходит от арамейского «manda» — знание. В основном мандеи живут в Ираке, в болотах низовьев Тигра и Евфрата. Они веками вели скрытный образ жизни в труднодоступных местах, и о них известно мало. Мусульмане считают их звездопоклонниками. Они впервые упоминаются в VIII веке.

Мандеи почитают Иоанна Крестителя (Иоанна бар Зкарию), а Христа, Мухаммеда, Авраама и Моисея считают лжепророками. Их священные тексты написаны на арамейском. Видимо, эта религия возникла на основе слияния гностических сект с иудео-христианскими. Сами мандеи называют себя «сабба», крестящиеся. Когда арабы завоевали Месопотамию, они избежали гонений, назвавшись сабиями — упомянутой в Коране одной из трех неисламских монотеистических религий наряду с христианством и иудаизмом.

Мандеи славились своими гороскопами. Согласно их учению, высшее божество («Великая Жизнь») порождает небесные существа (эоны), например библейских праотцов и пророков. Все существует на основе дуализма (света и тьмы и т.д.). На судьбу влияют планеты и звезды. Только посвященным открывается истинное знание.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 14 Bal 2016 16:22 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27111
Miestas: Ignalina
Paveikslėlis

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 30 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007