Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 08 Geg 2024 09:27

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 27 Bal 2018 00:05 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Буряги, ятвяги, колбяги, варяги...


Surinkau įvairią informaciją apie skandinavų kilmės žodžius, kuriais 10-12 amžiuose buvo vadinamos įvairios etnosocialinės grupės, susijusios su prekyba ir laivyba Rytų Europos upėmis ir ežerais: buriagi, jatviagi, kolbiagi, variagi...

Įdomu tai, kad terminas "jatviagi" irgi pakliūna į šią grupę....

Овчарёв Виталий. Буряги в свете русской топонимии


http://samlib.ru/c/chingachguk/byringe.shtml

© Copyright Овчарёв Виталий (vytali2@rambler.ru)
Размещен: 17/02/2012, изменен: 17/02/2012.
Статья: История

Буряги - одна из самых загадочных страниц Древней Руси. Загадочных настолько, что от них остались несколько точек на карте да еще русская фамилия Буряга. Это тот редкий случай, когда социальную группу, неуловимую по письменным источникам историки "вычисляют" на кончике пера.

Честь открытия бурягов принадлежит шведскому ученому Р. Экблому [8, 133-135]. Он обратил внимание на сходство шведского топонима Byringe и русского Буреги.

Й. Сальгрен [10, 315] развил его мысль, объяснив топоним Byringe из шв. ba?r "волок". Деревня Byringe в С?дерманланде расположена на водном пути из озера Ельмарен в озеро Меларен, упоминается в источниках с 1360 г. [11, 139]. Перепад между двумя озерами достигает 15 метров, так что ныне зарегулированная протока Эскильстуна в древности изобиловала порогами и перекатами. В 5 км южнее Byringe на месте городка Husby-Rekarne когда-то находилась деревня Byr, в которой легко угадывается ba?r (волок). Еще одна Byringe находится на древнем водном пути из Ельмарена в Меларен, ныне пересохшем из-за поднятия скандинавского щита (сейчас -- система озер Бюрстен-Экланген-Лангсьон-Ланнасьон-Виснарен).

Таким образом, присутствие в Древней Швеции "б?рингов", занятых проводкой речных судов через волоки и пороги устанавливается с большой надежностью.

Вслед за Экбломом на поиски "бурягов" отправились и отечественные историки.

Наиболее преуспела в этом Е. А. Рыдзевская [5, 496-500]. Она первая подняла вопрос о роли местного населения в торговле на Волжском пути. Специфика Восточной Европы такова, что речные пути, в отличие от Швеции, здесь имели первостепенное значение.

Ясно, что для проводки судов через водоразделы, стремнины, пороги, усилий одних лишь купцов было недостаточно. Для этих работ должно было привлекаться местное население, часть которого, оторвавшись от корней, неизбежно переходила на положение профессионалов-бурягов.

Лингвистический переход из др.-шв. * ba?ringr в др.-новг. *б?р?гъ трудностей не вызывает: дифтонгическое сочетание*in перед согласным дает носовой *? (?), *a? дало *?? (?), конечная согласная *r отпала, а ставшая конечной *g отвердела.

Интересно, что, подчиняясь третьей палатализации, *g после *? должна была превратиться в *z (s), но только не в Северо-Западной Руси.

В последнее время выяснилось, что в древне-новгородском диалекте третья прогрессивная палатализация прошла лишь частично, не коснувшись согласного *g [2, 41-57].

Вот почему топонимы в Новгородской области сохранили конечную *g, тогда как южнее она палатализировала в *z: Бурязи в Сычевском районе Смоленской области и Бурязь в Житковичском районе Гомельской области.

Так как в древнерусском языке действие третьей палатализации закончилось в XII веке, можно с уверенностью говорить, что все эти топонимы появились еще на карте Киевской Руси.

А учитывая, что денализация носовых гласных по некоторым данным прошла в X веке, дату можно даже удревнить.

Другой вывод, который напрашивается сам собой: распространение топонима Буряги происходило с севера на юг. В противном случае на всей Руси неминуемо должна была закрепиться форма Бурязи, так как переход *z>*g невозможен.

Е. А. Рыдзевская провела большую работу по сбору и анализу топонимического материала скандинавского происхождения. К сожалению, дальше этого она не пошла. Вместе с тем, топографическая привязка топонимов с основой на -буряг дает ценную информацию:

-- 1. Буреги -- село Старорусского района Новгородской области на южном берегу озера Ильмень; топографически тяготеет к пути из варяг в греки и волжско-волховскому водному пути. Церковь Николы Великого в Бурягах фигурирует с 1432 г [4, 132]. В 3 км от села находится село Веряжа на одноименной реке.

-- 2. Буреги -- село Чудовского района Новгородской области на берегу р. Волхов; тяготеет к пути из варяг в греки и волжско-волховскому водному пути. В 5 км ниже по течению -- село Вергежа. Напртив в деревне Кузино -- сопочный могильник ильменских словен.

-- 3. Буреги -- село Боровического района Новгородской области. В 20 км от Мстинских порогов - важнейшего перевалочного пункта волжско-волховского водного пути.

-- 4. Буряжки (Бурежи) -- деревня Сланцевского района Ленинградской области на берегу озера Самро, в стороне от торговых путей. Вероятно, перенесенный топоним, учитывая, что русская крестьянская колонизация в этом регионе началась относительно поздно: не ранее XIV века.

-- 5. Буриги (Старые и Новые) -- села Порховского района Псковской области на р. Полонке недалеко от места впадения в реку Шелонь. Вероятно, тяготеют к псковско-новгородскому водному пути по рекам Череха, Уза, Шелонь [3]. Выше по течению Узы в районе волока с Черехи на Узу находится деревня Буриско, возможно также имеющая отношение к бурягам.

-- 6. Бурязи -- несуществующее ныне село в Сычевском районе Смоленской области. Сейчас -- урочище Обурожное. Окружающие урочище болота питают Днепр, а также Обшу (бассейн Западной Двины) и Луссу (бассейн Волги). Здесь находится естественный водораздел Черноморского, Каспийского, Балтийского водного бассейнов, в ПВЛ это место известно как "Оковский лес".

-- 7. Буризи - село Духовщинского района Смоленской области у истока р. Гобза, впадающую в Касплю, один из притоков Западной Двины (гобза - богатство). С Гобзы когда-то был переброшен волок на р. Царевич (приток Вопи, приток Днепра). Ниже по течению на р. Гобза стоял город Вержавск (сейчас - деревня Городище), одно время соперничавший с самим Смоленском. Через Вержавск по Гобзе проходил Вержинский путь - важный отрезок на маршруте из Новгорода в Киев. Его наличие засвидетельствовано источником XV-XVII вв. [1, 159-160].

-- 8. Бурязь (Бурязи) -- село Житковичского района Гомельской области (Белорусия). В 3 км севернее -- река Припять. В 2 км -- Туров, впервые упомянутый в ПВЛ под 980 г.

-- 9. Бурязи -- село в Жашковском районе Черкасской области на р. Бурты [6, 46]. Ныне не существует.

Paveikslėlis

Из девяти представленных здесь топонимов минимум пять тяготеют к древнейшим водным путям. Такая их локализация говорит о том, что в Киевской Руси буряги предпочитали селиться возле ключевых перевалочных пунктов.

Открытым остается вопрос генетического родства слов буряг и бурлак.

Р. Экблом предположил, что слово бурлак появилось в XVII веке на почве подмены суффиксов под воздействием татарского языка [9, 14]. На это М. Фасмер ответил, что подобных примеров ранее не зафиксировано [7, 245]. При этом сам он признал слово темным.

Здесь надо отметить, что бурлак вполне мог произойти из буряг под воздействием волжско-камского языкового союза, который формировал слова самым причудливым образом. Его грамматика пока разработана слабо, поэтому выводы носят предварительный характер.

Во всяком случае ономастикон русских фамилий дает нам большое разнообразие переходных форм: Буряга, Бурягин, Бурляга, Бурлягин, Бурлага, Бурлагин, Бурлыга, Бурлюк, Бурлюкин, Бурляк, Бурлякин, Бурляков, Бурлак, Бурлаков, Бурлан, Бурланов, Бурлач, Бурлачев и т. д.


1. Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX-XIII вв. М., 1980, с.159-160
2. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004.
3. Михайлов А. В. Последний путь Василия Калики // Новгород и новгородская земля, 1997, N 11.
4. ПСРЛ, Т.30, М., 1965, с.132
5. Рыдзевская Е. А. К варяжскому вопросу // Известия АН СССР, 1934.
6. Статистическое описание Киевской губернии. - СПб, 1852. - Ч.1.
7. Фасмер М. Энциклопедический словарь русского языка. Т. I, М., 1986, с.245
8. Ekblom R. Buregi-Byringe // Studier i modern sprЕkvetenskap. T. 5. Uppsala, 1914.
9. Ekblom R. Rus-et Vareg- dans les noms de lieux dela rИgion de Novgorod // Archives d'Иtudes orientales. T. XI. Upsala, 1915. С.14
10. Sahlgren J. Wikingerfahrten im Osten, Zeitschr. fЭr slav. Phil., - ZSPh, 1931, Т. 8.
11. Svenska riks-archivets pergamentsbref. T. I, Stockholm, 1866, c. 570.

Комментарии:

Кястутис Чепонис (kestas.ceponis@gmail.com)
2018/04/27 00:45
http://samlib.ru/comment/c/chingachguk/byringe

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema: Re: Буряги
StandartinėParašytas: 27 Bal 2018 00:44 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Комментарии:

Кястутис Чепонис (kestas.ceponis@gmail.com)
2018/04/27 00:45
http://samlib.ru/comment/c/chingachguk/byringe

Я думаю, что надо бы обратить пристальное внимание и на термины, очень похожие по своему скандинавскому происхождению, "профессиональному" значению (прямой связи с речной торговлей) и самой форме слова, к термину "буряги" - ятвяги, колбяги, варяги.

Ятвяги:
Кибинь А. С. Ятвяги в Х - ХI вв.: 'балтское племя' или береговое братство?
https://cyberleninka.ru/article/v/yatvy ... e-bratstvo

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы - Кибинь Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются процессы этнического конструирования в бассейне верхнего Немана и соседних регионов в X-XI вв.

Важнейший вывод заключается в том, что название "ятвяги" не было именем "балтского племени".

Значение этого имени менялось с течением времени, а также и в зависимости от того, кто и где представлял ятвягов.

Если в X-XI вв. это имя обозначало "народ-банду", основным занятием которого была война и речная торговля в бассейне Верхнего Немана, то "ятвяги" в источниках XIII в. это актуальный образ ментальной географии, структурировавший сложную политическую ситуацию в балтских обществах региона.

(P.S. Кястутис Чепонис: Ни одно из ятвяжских племен или их соединений само себя именем ятвяги не называло. https://lt.wikipedia.org/wiki/Jotvingiai Современное литовское слово jotvingiai вывел литовский языковед).

Виктор Верас. У истоков исторической правды
Переселенцы в ВКЛ
http://veras.jivebelarus.net/sodyerzhan ... ency-v-vkl

Выдержка:

В Литве ятвяжские деревни получили название 'Дайнова' и 'Ятвязь'.

Поселений типа 'Дайнова', как установил А. Каминьский, на территории современной Летувы было 28. Все они расположены в Южной Летуве, где в те времена проживали ятвяги. Далее поселения с такими названиями тянутся по территории Беларуси вплоть до Минска. Они сосредоточены главным образом между Алитусом (видимо, пограничной крепостью рядом с д. Ятвязь) и Вишневом.

Селения типа 'Ятвязь' на территории Летувы отсутствуют. Они расположены в Беларуси в основном к югу от Немана. Река Неман образовывала четкую границу между селениями Дайнова и Ятвязь.

-------------------------------------------------

Колбяги
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%B3%D0%B8

Выдержка:

Колбяги (др.-рус. кълбягъ, др.-сканд. kylfingar, эст. kylfingid, визант. Κουλπίγγων) - народ или социальная группа XI-XII вв. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены.

По мнению М. Фасмера название колбяги происходит из др.-сканд. kylfingr (от kylfa - дубина)[1].

Древнерусские источники

Колбяги упоминаются рядом с варягами в первом законодательном своде Древней Руси, 'Русской Правде'[2]. Структура слова, близкая к варягам, и их правовой статус указывают на колбягов как людей, имеющих родину за пределами Киевской Руси.

В дополнительной статье к Русской Правде 'О муже кроваве' (середина XII века) упоминаются 'колобяги'-язычники: 'а оже боудет варягъ или колобягъ, крещения не имея, а боудеть има бои, а видокъ не боудеть, ити има роте по своеи вере, а любо на жребии, а виноватыи въ продажи, въ что и обложать'[3].

В новгородской берестяной грамоте ? 222[4], датируемой концом XII - началом XIII века[5], некие 'колобяги' - участники имущественного спора перед лицом посадника Гюргия Иванковича. Статус их не вполне ясен.

В Псковской летописи с 1501 года упоминается погост Колбежицы[6] на реке Великой. По писцовым книгам середины XVI века известен погост 'Климецкой в Колбегах', в бассейне реки Сясь[7]. Таким образом, можно предположить, что колбяги жили на Русском Севере.

Скандинавские и византийские источники

Кюльфинги (kylfingar) упоминаются в исландской 'Саге об Эгиле Скаллагримссоне'[8], в главе про походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк (область на севере Норвегии), где они занимались сбором даней и торговлей. В скандинавском сочинении XIV века земля кюльфингов отождествляется с Гардарики (Русью): 'земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик' (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum).[9] Имя собственное KulfinKr несколько раз встречается на рунных камнях Средней Швеции[10]. В византийских грамотах-хрисовулах[11] XI века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами (варангами) указаны кулпинги (Κουλπίγγων). Хотя более подробные сведения о кулпингах в Византии отсутствуют, историки не сомневаются, что речь идёт о колбягах-кюльфингах.[12]

Д. А. Мачинский определил колбягов-кюльфингов как этносоциальную группу, сплавившуюся из пришлых скандинавов, местных приладожских финнов, потомков полиэтничной руси в Новгородских землях и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках.[18].

------------------------------------------------------

Варяги
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B3%D0%B8

Выдержка:

Варя́ги (др.-сканд. Væringjar, греч. Βάραγγοι) - группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный либо социальный характер, который вызывает многочисленные дискуссии.

На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии и соседних с ними народов - славян балтийского региона.

Варяги известны как наёмные воины либо торговцы в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв.).

В. О. Ключевский отмечал, что, в отличие от викингов и норманнов в Западной Европе - пиратов и береговых разбойников, варяги в русской истории - в первую очередь, вооружённые купцы, включавшие в себя, по свидетельству Титмара Мерзебургского, 'проворных данов' (ех velocibus danis), и неких беглых рабов неизвестного происхождения, преимущественно занимающиеся торговлей по Варяжскому пути.

Оседая в больших торговых городах по этому пути, варяги встречали социально родственных местных вооружённых купцов и смешивались с ними, вступая в торговое товарищество с местными или нанимаясь за хорошую плату защищать местные торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать торговые караваны[15].

Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухиным была создана концепция возникновения Древнерусского государства, раскрывающая важную роль хазаро-скандинавских торговых дружин в катализации социального расслоения и развития общества восточнославянских и финских народов.

В исландских сагах варяги (væringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века. Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии.[26]

Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни (1029 г.): 'От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу.'[27]

Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054) в 'Русской Правде', где выделялся их правовой статус на Руси.

Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова 'варяги'. По его мнению 'варяги' означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов - félag.[31]

Возникшая позднее в Византии лексема 'веринги' (væringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые 'варяги'.

Татищев также предполагал, ссылаясь на Страленберга, происхождение от varg - 'волк', 'разбойник'[32]

Другая распространённая версия - 'варяги' произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву. Макс Фасмер, придерживаясь в целом этой этимологии, производит слово от предполагаемого скандинавского *váringr, vœringr, от vár 'верность, порука, обет', то есть 'союзники, члены корпорации'[33]

По мнению Льва Клейна, слово 'варяг' происходит от скандинавского слова 'вар' (клятва). Так называли скандинавских наемников, присягавших на верность византийскому императору (основа 'вэринг' с древнегерманским суффиксом -инг, закономерно давшим славянское -енг > -яг).[34]

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 28 Bal 2018 23:13 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Археологи: варяги пришли на Русь раньше, чем мы думали


https://www.bbc.com/russian/features-43 ... w_facebook

Артем Кречетников
Русская служба Би-би-си, Москва

20 апреля 2018

Где и как среди разноплеменного населения нашей равнины могла загореться искра государственной, исторической жизни? Эта искра была принесена со стороны. Варяжский элемент вошел живой, освежающей струей в эту неподвижную бесцветную массу

Василий Ключевский, историк

"Повесть временных лет" и все последующие историки до сих пор связывали появление варягов на Руси с призванием Рюрика в Новгород в 862 году: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; приходите и владейте". Новые археологические находки и современные методы исследования могут скорректировать устоявшееся мнение.

На территории Центрального поселения археологического комплекса "Гнёздово" в верховьях Днепра в 12 километрах западнее Смоленска ученые обнаружили два женских черепа.

Раскопки в Гнёздово ведутся с 1867 года. Это крупнейший в России и хорошо изученный памятник эпохи викингов. Традиционно время существования древнего поселения историки относили к X - началу XI веков.

Однако, по крайней мере, один из двух черепов примерно на 100 лет старше.

Данные анализа соотношения изотопов стронция 87Sr и 86Sr в костной ткани с высокой вероятностью указывают, что женщина скончалась между 807 и 894 годами, а родом была из Средней Швеции, возможно, из Бирки - важного центра эпохи викингов.

Изотопный анализ - мощный инструмент для исследования степени мобильности древних людей. Данные, полученные в результате изучения эмали зубов, говорят о местности, где прошло раннее детство индивида. Если впоследствии он переместился и был похоронен в местности с другим геологическим контекстом, показатели будут отличаться от локальных, и, таким образом, выдавать иноземное происхождение.

За последние годы в Гнёздове путем радиоуглеродного датирования ископаемых костей и деревянных предметов уже были получены данные, позволяющие ставить вопрос о его более раннем существовании. Теперь возникло новое сильное доказательство.

"Это очень интересный и важный результат. Данные летописей, составленных столетия спустя, не всегда достоверны. Исследование археологических материалов естественно-научными методами - единственный путь, позволяющий выстраивать корректную хронологию как для отдельного памятника, так и для всей эпохи образования древнерусского государства и освоения трансконтинентального торгового пути "из варяг в греки" - говорит руководитель археологического отряда музея-заповедника "Гнёздово", кандидат исторических наук Василий Новиков.

Особое значение имеет принадлежность черепа женщине, которая в те времена не могла быть воином, торговцем или случайным путешественником.

Кем же она была? Вероятно, постоянной жительницей Гнёздова из первой волны скандинавских поселенцев. Выходит, те появились не только на северо-западе Руси, но и южнее существенно раньше, чем мы думали.

В свете новых данных призвание варягов в Новгород предстает не революционной переменой, а одним из эпизодов формирования древнерусского государства.

"Это не одномоментное завоевание или переселение, а длительный процесс освоения ключевых пунктов для контроля над торговлей, - поясняет Василий Новиков. - В IX веке еще не было государственности, а были обособленные поселения, управлявшиеся группами людей, чаще всего выходцами из Скандинавии, на основе, вероятно, некоего договора с местным славянским населением. Так, должно быть, возникло и Гнёздово".

"Важно понимать, что скандинавы не приходили на пустое место, а вступали во взаимоотношения с местными племенами, а затем формировали уже и элиты", - указывает исследователь.

Происходящее походило на образование кристаллов в насыщенном растворе, а катализатором послужил путь "из варяг в греки", вокруг которого было удобно и государство собирать, и обогащаться.

"Слово "русь" в конце IX - начале X века обозначало команду гребцов на корабле, пришедшем с севера, а затем постепенно трансформировалось в термин, который стал обозначать местную вооруженную элиту, в которую входили как скандинавы, так и славяне. Затем термин распространился на весь народ. Еще в XI веке торговцы из Великого Новгорода, когда ехали в Смоленск, Киев, Чернигов, то говорили, что едут "на Русь". В X веке, при Игоре и Ольге, произошло укрепление княжеской власти под единым центром", - говорит ученый.

Наиболее распространенная ныне гипотеза происхождения слова "рус" связывает его с финским ruotsi - гребцы. Русские, в буквальном переводе, "народ гребцов".

Загадочная личность


Помимо Рюрика и его потомков в формировании древнерусского государства участвовали и другие выходцы из Скандинавии - например, Аскольд и Дир, которые обосновались в Киеве и вели самостоятельную политику, пока не были свергнуты и убиты преемником Рюрика Олегом. Можно сказать, что Рюриковичам, в конце концов, просто повезло подвинуть остальных соперников и основать династию.

Кстати, ряд авторов считают двоевластие маловероятным и предполагают, что в Киеве правил один человек по имени Аскольд, а "Дир" - его прозвище от древнескандинавского "дюр" - "зверь". Но доказательств этому нет, и вряд ли они когда-то будут получены.

То же относится и к основателю древнерусского государства. Мы не знаем ни происхождения Рюрика, на даты его рождения, ни того, существовали ли его таинственные братья Синеус и Трувор, или путаница возникла из-за древнескандинавской фразы Rurik sine hus tru vor, означавшей "Рюрик и его верные люди".

Авторы многочисленных публикаций на основании косвенных данных отождествляют Рюрика с разными скандинавскими конунгами той эпохи, но это версии и догадки.

"Рюрик - историко-героический персонаж, окруженный мифами. "Повесть временных лет" не дает указаний, кто это конкретно был. Дополнительные научные данные будут получены, только если удастся найти его погребение, и эксперты смогут поработать с костным материалом. Но вряд ли это случится, поскольку тело Рюрика, вероятнее всего, сожгли по языческому обряду. Любые построения на этот счет всегда будут дискуссионными", - говорит Василий Новиков.
Больная тема

В СССР роль пришлого элемента в становлении Древней Руси в массовых учебниках истории не отражалась, а при Сталине заподозренным в "норманизме" грозили серьезные неприятности.

Сейчас портретная галерея правителей России в резиденции президента в Кремле открывается изображением Рюрика.

Основатель Французского королевства Хлодвиг был не галлом, а вождем германского племени салических франков. Английский престол в 1066 году захватил Вильгельм Завоеватель - такой же норманн, как Рюрик, только предварительно офранцузившийся. И это не мешает французам и британцам гордиться своей историей.

Варяги превосходили славян воинственностью и организованностью, но не культурой, и быстро ассимилировались.

"Скандинавы принимали важное участие, но не играли первую скрипку. На пустом неподготовленном месте ничего не возникает. Это были совместные усилия пришлой элиты и местного населения", - считает Василий Новиков.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 29 Bal 2018 20:53 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/1832680 ... &ref=notif

Kęstutis Čeponis

P.S. Kiek žinau, nei viena jotvingių gentis pati save tokiu vardu nevadino.

Mums iš šaltinių žinomi vardai yra Sūduva ir Dainava.

Pas mus kartais teigiama, kad jotvingių vardas kilo nuo upės Jotva pavadinimo. Tačiau tokios upės nėra, o vardą "jotvingiai" sukūrė kalbininkai (ar tik ne K. Būga?), paėmęs slavų naudotus pavadinimus (Jatviez, Jaćwież, Ятвягия ir kt.).

Na o slavai šį pavadinimą akivaizdžiai gavo iš germanakalbių skandinavų, kurie juo vadino tam tikrą socialinę (matyt, mišrią etniškai) žmonių grupę, kuri "aptarnavo" vandens kelią iš variagų į graikus.

Tokių "profesinių" grupių, įvairiai vadintų ir užsiėmusių skirtingais specifiniais darbais, buvo bent keturios, kaip rodo jau ištyrinėti skandinavų, Bizantijos ir slavų šaltiniai: buriagi, jatviagi, kolbiagi, variagi...

Кибинь А. С. Ятвяги в Х – ХI вв.: «балтское племя» или береговое братство?
https://cyberleninka.ru/article/n/yatvy ... e-bratstvo

Internete yra paskelbtos ir jo disertacijos tezės:

Кибинь Алексей Сергеевич
ВЕРХНЕЕ ПОНЕМАНЬЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, СОЦИО -
КУЛЬТУРНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ СЛАВЯН И БАЛТОВ
VIII-XIII ВВ.

http://www.dissercat.com/content/verkhn ... baltov-vii

Ten greta įvairių įdomių minčių yra ir tokia hipotezė:

Slaviškas pavadinimas jatviagi - ятвяги yra tos pačios kilmės kaip ir variagi - варяги bei mums mažai žinomas kolbiagi - колбяги - yra tos pačios šiaurės germaniškos kilmės.

Jei variagais slavai vadino karių būrius kontroliavusius Dniepro vandens kelią, tai jatviagais vadino tokius pat karių būrius, kurie kontroliavo Nemuno vandens kelią - jatviagais juos vadino rytų slavai. O patys jotvingiai save šiuo vardu niekada nevadino.

Kolbiagai kontroliavo šiaurinę vandens kelio dalį Novgorodo apylinkėse.

Gediminas Vaisvila

Na tai dera prie leičių ir kuršių kaip soc.klasių. Taip pat ir semigali.

Kęstutis Čeponis

Leičiai iš tikro tapo socialine grupe (iš kažkada buvusios genties, davusios vardą Lietuvai) maždaug 13-16 amžiuose.

Panašiai laikui bėgant pakito ir prūsų bartų, persikėlusių į Lietuvą, statusas.

Na o kuršiai ir žiemgaliai jokia socialine grupe nebuvo ir ja netapo.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 4 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007