Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 27 Bal 2024 20:33

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 30 Bir 2014 21:21 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
14 апреля 1988 года было создано общественно-культурное объединение «Полісьсе» (Полесье) и "ятвяжская" (западнополесская) газетка "Збудинне" (1989 - 1990 г.)


Шелягович Николай Николаевич.


Шелягович Николай — Филолог и историк. Автор литературного варианта ятвяжского (западнополесского) языка и исторического исследования "Ятвяжская Русь". Исследователь истории Ятвяжской Руси, Русской Литвы и Поруссии / Пруссии, современной общественно-политической и историко-культурной жизни Белоруссии и Литвы, Украины и Польши, Латвии и Германии.

Шелягович, Николай Николаевич
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шелягович,_Николай_Николаевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 ... 0%B8%D1%87

Николай Николаевич Шелягович (полес. Мыкола Шыляговыч; 21 июля 1956, д. Огдемер, Дрогичинский район, Брестская область, БССР) — в 1980-х инициатор и апологет идеи самоидентификации жителей Полесья и создания Полесской автономии.

Биография

Юность и молодость Шеляговича были вполне обычными для того времени: школа, музыкальная школа, филологический факультет Белорусского государственного университета.

Под влиянием своих знакомых Алеся Рязанова, Алеся Каско, Николая Прокоповича увлёкся белорусской историей, языком и литературой.

Именно в эти годы идентифицирует себя как полешука, пишет стихи на полесском диалекте, что не всегда находило понимание в среде белорусской интеллигенции.

Во время обучения на филфаке БГУ Николай начинает активно заниматься исследованиями полесского региона, который, по его словам, представляет собой особую национально-культурную автономию в Беларуси — с полесским народом, потомками древних ятвягов.

Трудовую деятельность начинал корреспондентом газеты «Калининградский комсомолец». После окончания третьего курса перевёлся на заочное отделение филфака БГУ.

Позже работал в газете «Голас Радзімы» («Голос Родины»), в которой в 1982 году опубликовал свою статью «Голос древних балтов», в которой обосновывал право полешуков, как отдельного этноса, на существование.

Работа Шеляговича нашла свой отзыв в двух диаметрально противоположных институтах: радио «Свобода» и КГБ.

И первые, и вторые высказали негативную оценку работы молодого исследователя.

Выдвигался кандидатом в президенты страны. КГБ принял меры в отношении Шеляговича — он был уволен, и со стороны органов на него осуществлялось давление в форме постоянных отказов в приёме на работу. После многочисленных безуспешных попыток благодаря Михасю Дубенецкому Николаю Николаевичу удалось устроится преподавателем Минской высшей школы милиции.

Несмотря на трудности, Шелягович вместе с некоторыми единомышленниками продолжает реализовывать идею автономности полесского региона.

14 апреля 1988 года было создано общественно-культурное объединение «Полісьсе» (Полесье), которое выступало за возрождение западнополесского языка и культуры и за признание западных полешуков самостоятельной нацией.

Шелягович также предлагал идею создания белорусско-полесской федерации.

Шелягович был одним из основателей Белорусского Народного Фронта, но позже покинул его ряды. (Он был одним из двух делегатов учредительного съезда БНФ, которые в графе «родной язык» указали «ятвяжский»).

В 1988 году на страницах молодёжной газеты «Красная Смена» [Чырвоная змена] вышли четыре выпуска литературной подборки на полесском языке «Балесы Полісься»[1], которые с апреля 1989 года трансформировались в самостоятельное издание.

В газете печатались материалы краеведческого характера, хроника, новости объединения «Полісьсе».

С 1989 года также был налажен выпуск газеты «Збудінне» («Пробуждение»), в подзаголовке которой значилось: издание «Ыныцятывнiji рады сујдіння за одродінне Етвызі» (инициативного совета движения за возрождение Етвызи).

Деятельность объединения «Полісьсе» нашла свой резонанс в обществе.

Некоторые белорусские общественные деятели и литераторы, например, Нил Гилевич, резко выступили против тезисов Шеляговича, увидев в них угрозу территориальной и национальной целостности Беларуси[2].

Некоторые склонялись к тому, что деятельность Николая Шеляговича — это провокация спецслужб (КГБ)[3].

Уверенность Шеляговича в том, что Полесье станет автономным, пока не оправдалась. Активизация западнополесского движения, которая пришлась на конец 1980-х - начало 1990-х, постепенно сошла на нет.

В 1991 и 1992 годах участвовал в конгрессах славянских культур в Любляне (Словения) как представитель от «ятвяжской культуры».

С 1992 по 1997 г. являлся корреспондентом газеты «DELO» (Любляна, Словения) в Белоруссии.

Был создателем и председателем партии Всебелорусского единства и согласия. Позже был смещён с поста руководителя Дмитрием Булаховым[4].

С середины 1990-х по настоящее время работает в холдинге «SHELENG GROUP», с апреля 2008 — заместитель Председателя Совета Директоров Альянса «Российские системы автоматизации»[5].

В настоящее время в Калининграде под его руководством функционирует «Калининградское региональное общественное объединение „Етвызь“».

Шелягович является членом Общественного совета Калининградской облдумы в качестве исследователя древнерусского периода Калининградской и Брестской областей и председателя КРОО «Етвызь».

***************************************************************

Источник - Jurijus Ševcovas
https://www.facebook.com/sevcovas?fref=nf

2014-06-29

Сколько в свое время в Вильнюсе выиграл чашечек кофе и бокалов пива из-за Шеляговича!

У меня была его газетка "Збудинне", которую он издавал на том варианте диалектов из-под Бреста и Пинска, которым он пытался дать литературную форму.

Назвал он это все ятвяжским языком и его газета была официально зарегистрирована как издание, выходящее на ятвяжском языке.


Обычно я просил определить, на каком языке издается газета и потом показывал выходные данные на последней странице.

Никто в Литве ни разу не догадался, что это - ятвяжский язык. Даже Гинтарас Береснявичюс.

Но в то время - в начале 90-х годов Шелягович был по "идентичности" "балт" и ятвягов понимал как славянизированных по языку балтов.

Примерно как считается в Литве, но он полагал, что ятвяги сохранились до сих пор в виде населения белорусско-украинского западного Полесья и на Подляшье.

В общем, из Беларуси он в 90-х годах уехал в Калининград и все эти годы развивал тихонько свою концепцию дальше.

--------------------------------------------------------------------------------------

Но сейчас у него ятвяги и пруссы - это уже русские славянские племена...

Российская земля в составе Литвы / Николай Шелягович // ИА REX. 27.05.2014.
http://www.iarex.ru/articles/48828.html

Украинские уроки для Белоруссии и России / Николай Шелягович // ИА REX. 26.05.2014.
http://www.iarex.ru/interviews/48799.html

*********************************************
https://iarex.ru/experts/165.html

Шелягович Николай
Николай Шелягович
— Филолог и историк

Автор литературного варианта ятвяжского (западнополесского) языка и исторического исследования "Ятвяжская Русь". Исследователь истории Ятвяжской Руси, Русской Литвы и Поруссии / Пруссии, современной общественно-политической и историко-культурной жизни Белоруссии и Литвы, Украины и Польши, Латвии и Германии.
Россия, Калининград

Публикации эксперта:

06.04.2017 Западная граница Руси времен Рюрика была намного западнее Бреста
13.02.2017 Есть ли у БРИКС идеология?
16.01.2017 Попытка построения глобального мира на американо-европейской основе и возможности БРИКС-мира
25.08.2015 В поисках Руського прошлого / Николай Шелягович
07.08.2015 Конфессиональный генезис российско-украинского конфликта / Николай Шелягович
28.07.2015 Тысячелетие успения преподобного Владимира / Николай Шелягович
29.06.2015 Не сотвори кумира... / Николай Шелягович
05.06.2015 Брест-Куявский/Киевский / Николай Шелягович
30.03.2015 Лингвистическое явление идиш-рус / Николай Шелягович
21.03.2015 Республика Беларусь – тончайший барометр российской векторности / Николай Шелягович
18.01.2015 Платформа и сакральный центр Руського света / Николай Шелягович
18.12.2014 Генезис белорусско-ятвяжского антагонизма / Николай Шелягович
28.10.2014 Почему до сих пор не состоялся белорусско-российский Русский мир / Николай Шелягович
Давайте вспомним исторические события на западной части Русского мира
16.10.2014 Пасха: крашеные яйца и маца / Николай Шелягович
Памяти всех моих предков и Михаила Федоровича Дубенецкого
29.09.2014 Закон Трёх / Николай Шелягович
19.09.2014 Новый Рубикон / Николай Шелягович
09.09.2014 О Русской идее – о форме и содержании Русского мира / Николай Шелягович
Пример Новороссии обретет своих подражателей в других регионах земли русской
05.07.2014 Смертельный мир для правительства Порошенко-Яценюка / Николай Шелягович
03.07.2014 Внутри и вне Кремля: призрак смуты после эйфории: мнения
Комментируют эксперты ИА REX
30.06.2014 Контроль Киева и ОБСЕ над границей России с Украиной: мнения
Комментарии экспертов REX
27.06.2014 Российская земля в составе Литвы / Николай Шелягович
26.06.2014 Украинские уроки для Белоруссии и России / Николай Шелягович
Интервью
26.06.2014 ЛНР и ДНР объединились в Союз народных республик: мнения
Каковы причины и перспективы. Комментируют эксперты ИА REX:
09.06.2014 О переименовании Волгограда: мнения
07.06.2014 Инаугурация Порошенко - на Украине все приметы сбываются: мнения
03.05.2014 Как поступит Россия после бойни в Одессе и Славянске? / Николай Шелягович
России не следует жертвовать своим благополучием ради защиты федералистов, а тем более унитаристов
16.04.2014 Тёмная страница биографии Михаила и Раисы Горбачёвых / Николай Шелягович
14.04.2014 Почему президент Белоруссии считает федерализацию Украины очень опасным шагом: мнения
Лукашенко выступает за единую неделимую Украину
12.04.2014 Как воспримут Манифест Юго-Востока Украины в США и ЕС: мнения
04.04.2014 Видение будущего Украины / Николай Шелягович
03.04.2014 Третье явление Виктора Януковича - в чём смысл: мнения
Эксперты об очередном выступлении Януковича
09.03.2014 Удастся ли миру избежать новой холодной войны: мнения
Американцы и европейцы сталкиваются с трудным выбором: начинать ли новую «холодную войну» против России или принять процесс извлечения жизнеспособного государства из Украины...
27.02.2014 Украина - хунта в панике от событий в Крыму, гривна упала: мнения
Эксперты о событиях в Крыму и на Украине
26.02.2014 Калининградская область России – свежий регион для американского проекта «Новая Речь Посполитая» / Николай Шелягович
Что дают жмудинам претензии на «малую литву»?
24.02.2014 Действительно ли Юлия Тимошенко во главе Украины – это сегодня лучший расклад для России: мнения
Верховная рада Украины рассчитывает 24 февраля назначить нового премьер-министра страны.
21.02.2014 Если Янукович попросит военную помощь - как поступит Путин: мнения
Эксперты о ситуации на Украине
07.02.2014 Нужно ли смотреть на историю Руси через призму религиозных противостояний: мнения
02.02.2014 Действительно ли России не нужен «ржавый пояс Донбасса, а Западу - агрессивная Галичина»: мнения
23.01.2014 Многожёнцы в законе вслед за однополыми браками: мнения
19.01.2014 Духовно-этнические истоки русских евреев / Николай Шелягович
19.01.2014 Может ли пример сотрудничества Венгрии с Россией стать полезным для бывших союзников СССР: мнения
Виктор Орбан достиг соглашения с Владимиром Путиным в Москве
18.01.2014 Doo yu spic Ingleashe? Или всё-таки НА Украине и в БЕЛОРУССИИ: мнения
Зачем иностранцы пытаются реформировать русский язык?
18.01.2014 Исключения из норм русского языка – случайность или хитрая политтехнология?: мнения
Филолог и историк Николай Шелягович предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить проблему лексических исключений из русского языка в соседних странах - Белоруссии и Украине
16.01.2014 Резолюция Сената США по Украине войдёт в анналы: мнения
Американские сенатoры рекoмендуют Янукoвичу не сoпрoтивляться гoсперевoрoту
15.01.2014 Голод? Яйца? Зачем Джон Керри подарил Лаврову две картофелины: мнения
Что это может означать, и чем ответит Россия?
14.01.2014 Почему большинство жителей России не одобряет 15-миллиардную помощь России Украине: мнения
Эксперты обсуждают реакцию на договор Путина и Януковича
12.01.2014 Надо ли разрушать Евросоюз: мнения
Лидер французской ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен призывает ликвидировать Евросоюз
11.01.2014 История Германии: нетрадиционный русский взгляд / Николай Шелягович
И снова к горемычной Германии. Какая судьба ждёт эту немецкую германо-русскую страну?
10.01.2014 Евромайдан уже утомил простых киевлян и превращается в криминогенную зону: мнения
09.01.2014 США – величайшая угроза для мира: мнения
За ними идут Пакистан и Китай
08.01.2014 Проблемы Украины и Сирии на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности: мнения
Начало событий – 31 января
08.01.2014 Бжезинский озвучил сценарии для ЕС, Украины и намекнул на войну Китая с Россией: мнения
Эксперты ИА REX комментируют интервью американского политолога Збигнева Бжезинского
06.01.2014 Что же такое сетецентризм, и как к нему прийти: мнения
Эксперт ИА REX Сергей Скоков предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить тему сетецентризма
06.01.2014 Литвинизм – белорусская удельщина на русофобской основе / Николай Шелягович
Никакой истинной белорусскости в литвинском «национальном» порождении нет! И нет в нем никакой белорусской незалежности!
02.01.2014 Что подпитывает тевтоно-прусскую ориентацию калининградцев? / Николай Шелягович
29.12.2013 Священная Русская империя / Николай Шелягович
07.12.2013 Русская Польша / Николай Шелягович
29.11.2013 Забытый древнерусский период в истории Калининградской области / Николай Шелягович

****************************************

https://vk.com/wall216086485

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 28 Lie 2014 16:08 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis

Teodoras Narbutas mini taip vadinamą Raudonės metraštį arba Raudonės pilies rankraštį. Rusiškai - Рауданская хроника (летопись). Lenkiškai - Rękopis Raudoński arba Rękopis Raudański.

Kazimierz Chodynicki nustatė, kad tai kląstotė, tik nežinia kieno atlikta. O dabar šiuo "rankraščiu" dažnai remiasi įvairūs "litvinistai".

https://www.facebook.com/kestutis.ceponis

Уладзімір Кірыенка

Kęstutis! Опять Микола Шэлягович!

Если "не - напряг",, ТО ИНТЕРЕСУЕТ ВАШЕ авторитетное мнение на "Самыми же активными на ятвяжском поле были литовцы. Им кровь из носу нужно было направить меня и всё ятвяжское движение в сторону признания балтийского происхождения ятвягов, в сторону ятвягов – этаких младших братьев литовцев! Для чего им это было нужно?

Во-первых, они выдумали свою национальную интерпретацию истории Русской Литвы под названием «Великое княжество Литовское».

Во-вторых, они знали, что и основатель Русской Литвы пинско-новогрудский князь Минда (Миндаль), и величайший правитель Русской Литвы князь Прокопий/Гедимин были из ятвягов"

http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=37066

******************************************************************

Kęstutis Čeponis

Ни Миндаугас, ни тем более Гядиминас с ятвягами никаких родственных связей не имели.

По крайней мере об этом нет никаких исторических данных. Кроме того имя Миндауга ни в одном оригинальном источнике того времени не написано в формах Минда (Миндаль).

Почему литвинисты зациклились именно на Миндовг?

И почему всегда именно эта литвинистская точка зрения считается единственно верной?

Ведь и в древних славянских источниках существуют такие формы, как Миндог, Мендог, даже Мендовт.

Чем они неприемлемы?

И где доказательства, что латыняне и немцы со своими Миндове - Мендольф - Мендольфус от оригинала отстоят дальше?

Впрочем, уже Стрыйковский писал, что Миндовг звался Mindaugos (Миндаугос).

В "Хронике..." (“Kronika polska, litewska, żmódzka i wszystkiej Rusi”) Стрыйковского 1588 года читаем заголовок:

MINDOPH, MENDOLPH, MENDOG, albo MINDAGOS RINGOLTOWIC, WIELKI XIĄDZ, potym KRÓL LITEWSKI, ŻMODZKI I NOWOGRODZKI, ROKU ZBAWIENNEGO 1240.

Далее по тексту трижды это написание "Mindagos" (Миндагос) уже упоминается как "Mindaugos" (Миндаугос):

"... A Mindaugos, albo Mindów, syn jego ... [который являлся сыном] ... Ringolt Algimuntowic, prawnuk Skirmuntów, prasczur Erdiwiła Montwiłowicza ...".

--------------------------------------

Литовское языческое имя Mindaugas (Миндаугас) происходит от литовских слов "mint-is" (мысль) и "daug" (много), и буквально означает "многомыслящий".

Общепризнанным и очевидным фактом является то, что имена великих князей литовских и знати в средние века были литовскими (кроме последних средневековых правителей - Казимира и Александра).

Они отчетливо отличаются от славянских, германских и других имен.

Cм. подробней:

Томас Баранаускас. Древние литовские имена
http://viduramziu.istorija.net/ru/names.htm

---------------------------------------------------------------------------------

* Первой столицей ВКЛ был Новогрудок (ятвяжский Наугардукас)

Комментарий: Исторические источники не только не подтверждают, но и опровергают этот тезис (см. подробней Томас Баранаускас НОВОГРУДОК В XIII в.: ИСТОРИЯ И МИФ http://viduramziu.istorija.net/socium/novogrudok-ru.htm ).

* Новогрудок также был местом коронации Миндоуга

Комментарий: Версия о месте коронации Миндаугаса в Новогрудке является всего лишь одной из ничем не обоснованных догадок Мацея Стрыйковского (1582 г.) (см. подробней Томас БАРАНАУСКАС Место коронации Миндаугаса http://viduramziu.istorija.net/socium/karunacija-ru.htm ).

--------------------------------------------------------------------------------------

Гядиминас был язычником - и об этом имеется множество свидетельств именно во времена его правления.

Но по мнению украинского историка И.Мыцька, Гедимин в православном крещении носил имя Прокопий.

Его статья называется "Монастирські пом`яники про походження ктитора Унівського монастиря князя Федора Любартовича".

Так сказать "ноги" этой версии "растут" ещё из предположения Петрушевича, основанные в свою очередь на Рауданской летописи, и отчасти Летописи Быховца.

Более подробно тут
http://imtw.ru/topic/22220-%D0%B3%D0%B5 ... %B8%D0%BD/

Источником о том, что Гедимин был записан как Прокопий, считают упоминаемый в так называемой Рауданской хронике (летописи) поминальник одного из его внуков.

Но этот источник очень поздний и в нем множество разных небылиц.

P.S. О так называемой Рауданской хронике (летописи) ("Rękopis Raudonski") (Raudonės pilies rankraštis) (Raudonė - литовский замок у Нямунаса недалеко от Каунаса): по мнению историков это очевидное измышление - или самого Теодора Нарбута, или скорее им позаимствованное (он очень неразборчиво использовал любые рукописи и разные предметы, которые только попадали в его руки, в том числе и массу разных фальсификатов 16-19 веков):

- "Теодор Нарбут известен в качестве исследователя, делавшего ссылки на недостоверные или даже на вымышленные источники, а так как хронику Быховца, кроме него, из ученых никто не видел (если не считать Климашевского), то это дало повод польскому историку Казимиру Ходыницкому высказать предположение, что, возможно, хроника Быховца является плодом фантазии Нарбута.

Доказывая, что так называемая Рауданская хроника (rękopis Raudoński), на которую ссылался Нарбут, никогда не существовала (Chodynicki 1925–1926 – Kazimierz Chodynicki, “Ze studjów nad dziejopisarstwem rusko-litewskim (T[ak] z[wany] Rękopis Raudański)”, Ateneum Wileńskie, 10–11, 387–401. http://buwcd.buw.uw.edu.pl/e_zbiory/ckc ... age100.htm http://buwcd.buw.uw.edu.pl/e_zbiory/ckc ... age101.htm ), Ходыницкий обещал произвести соответственные изыскания и в отношении хроники Быховца 8."

Источник - ХРОНИКА БЫХОВЦА. ПРЕДИСЛОВИЕ
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Bycho ... mepred.htm

Дополнительно советую почитать тему: Ольгерд - православный?!
http://forum.istorija.net/forums//threa ... etCookie=1

--------------------------------------------------------------------------------

Apie Teodoro Narbuto naudotus šaltinius:

"T. Narbuto falsifikatų mitas – vienas prieštaringiausių Lietuvos istoriografijoje, juolab, kad jis susietas su vienu iš pirmųjų vadinamųjų didžiųjų Lietuvos istorijos pasakojimų kūrėjų Teodoru Narbutu (1784–1864), devyntomės Lietuvos istorijos autoriumi.

Konkretūs darbai, kurie sudaro Narbuto mito klasikinius pagrindus yra keli.

Tai Vasilijaus Vasilevskio, Antonio Prochaskos, Władysławo Abrahamo, Pauliaus Karges ir Genadzio Sahanovičiaus – apie grafo Kyburgo kelionę (Vasilevskij 1869; K a r g e 1918, 86–89; K a r g e 1918 (55), 50–60; Prochaska 1895, 644; Saganovič 2004), Henryko Łowmiańskio – apie Vilniaus miesto sienos pastatymą (Łowmiański 1925–1926, 82–94), Kazimierzo Chodynickio – apie Raudonės metraštį (Chodynicki 1925–1926, 387–401), Lucjano Krawieco – apie Vilniaus studentų maištą 1644 m. (Krawiec 1933, 69–81), Artūro Dubonio ir kt. – apie Rivijaus kroniką (Dubonis 1997, 12–13; 1994 (4), 3–11; 2000, 7–20)."

Plačiau čia:

Aivaras Ragauskas. Ar istorikas Teodoras Narbutas (1784–1864) buvo istorijos šaltinių falsifikuotojas?
http://vddb.library.lt/fedora/get/LT-eL ... 0.01.ARTIC

---------------------------------------------------------------------------------------

Kęstutis Čeponis

Teodoras Narbutas iš tikrųjų juk buvo ne istorikas (netgi 19 amžiaus požiūriu), o įvairiausių senienų rinkėjas. Kaip dabar pasakytum - kolekcionierius.

Tik rinko jis bet ką, kas tik jam pakliūdavo į rankas, netikrindams jų autentiškumo.

O po to stengdavosi tai paskelbti. Beje, kaip tik tai ir yra ypač vertingas jo indėlis į Lietuvos istorijos tyrimus.

Jis juk neturėjo jokių galimybių nustatyti gautų rankraščių ir kitų artefaktų tikrumą, ypač jei artefaktai ar rankraščiai buvo senesnių amžių falsifikatai. Tuo jau turi užsiimti šiuolaikiniai mokslininkai.

Gaila tik, kad nemažai tų artefaktų ir rankraščių yra dingę.

P.S. Beje, pritariu Aivaro Ragausko pareikštai minčiai, kad pats Teodoras Narbutas nieko nefalsifikavo - tiesiog skelbė viską, kas tik jam kokiu nors būdu pakliūdavo į rankas.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 03 Rgp 2015 22:17 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Николай Шелягович wrote a new note:

Великое княжество Литовское (иудейское), Руськое (православное) и Жемойтское (католическое).
https://www.facebook.com/notes/%D0%BD%D ... 3084483772


Первоначальное известное анналам название -- Великое королевство Русь Литовская (1253-4 гг.)!

Со средины 13 ст. и до 1422 года -- Великое княжество Литовское и Руськое!

Если сделать не буквальный, а сущностный перевод названия ВКЛиР на современный понятийный язык, то оно зазвучит так:
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО РУСЬКО-ИУДЕЙСКОЕ И РУСЬКО-ПРАВОСЛАВНОЕ!

Добавление к названию ВКЛиР после 1422 года (когда Жмудь была включена в состав Руськой Литвы) слова Жемойтское означает, что эта новая территория государства тогда была преобладающе и не литовская/не иудейская, и не руськая/не православная.

Тогдашняя Жмудь была больше католическая, поэтому ее и выделили в отдельный регион Руськой Литвы -- Великого княжества Литовского (иудейского), Руського (православного) и Жемойтского (католического)!

Коментарии
https://www.facebook.com/kestutis.cepon ... re_comment

Robertas Balakauskas

Шелягович, Николай Николаевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 ... 0%B8%D1%87

Николаю Николаевичу Шеляговичю удалось устроится преподавателем Минской высшей школы милиции.

Некоторые склонялись к тому, что деятельность Николая Шеляговича — это провокация спецслужб (КГБ).

Шелягович в 1991 и 1992 годах участвовал в конгрессах славянских культур в Любляне (Словения) как представитель от «ятвяжской культуры»

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 14 Rgp 2016 21:43 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
(№317) Виктор Юрчик, Беларусь - Kęstutis Čeponis (№316)

http://imhoclub.by/ru/material/kak_ja_p ... z4HKjquO27

Мой друг Микола Шелягович, сейчас преподаёт в Кёниге, в местном универе им.Канта, с ними точно бы согласился.

Его "теория Ятвяжского мира", как раз во многом опирается на топоними и гидронимы. Он имхо, даже пытался выводить, что "прусы - младшие братья ятвягов" ну или что то в этом роде.

Кстати Вы запросто можете с ним пообщаться на ФБ, он с удовольстивем поддерживает такого рода беседы.

(№328) Kęstutis Čeponis, Литва - Виктор Юрчик (№317)

Его лично не знаю, но в 1990 году приходилось иметь дело с его газетой «Збудінне».

И распространял, и по другим вопросам помогал...В начале 90-х годов Шелягович был по "идентичности" "балт", и ятвягов понимал как славянизированных по языку балтов.

Примерно как считается в Литве, но он полагал, что ятвяги сохранились до сих пор в виде населения белорусско-украинского западного Полесья и на Подляшье.Из Беларуси он в 90-х годах уехал в Калининград и все эти годы развивал тихонько свою концепцию дальше.

Однако он за последние годы сделал "крутой вираж" в своих воззрениях.

И сейчас у него ятвяги и пруссы - это уже русские славянские племена, а он сам уже не Мыкола Шыляговыч, а Шелягович Николай Николаевич...

Российская земля в составе Литвы / Николай Шелягович // ИА REX. 27.05.2014.
http://www.iarex.ru/articles/48828.html

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 22 Lap 2020 22:23 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/9544409 ... 2840790307

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

В начале 90-х годов Шелягович был по "идентичности" "балт", и ятвягов понимал как славянизированных по языку балтов.

Примерно как считается в Литве, но он полагал, что ятвяги сохранились до сих пор в виде населения белорусско-украинского западного Полесья и на Подляшье. Однако он за последние годы сделал "крутой вираж" в своих воззрениях.

И сейчас у него ятвяги и пруссы - это уже русские славянские племена, а он сам уже не Мыкола Шыляговыч, а Шелягович Николай Николаевич... :)

Микола Шелягович

Вспомнила бабка, как была девкой.

Все мы начинаем с малого -- с ограниченной информации. А с годами узнаём больше!
Было и юношеское увлечение фейком "балты" -- из-за недостатка информации.
Но годы дали много новых знаний.

Литва -- латинизированная форма L+jiтва!
Jiтва -- имя собирательное почитателей Етьвы / Яхве.
Литва = Етвязь / Ятвяжская Русь = Руськая жидовия.

https://iarex.ru/articles/53850.html

Ятвяги -- жители в том числе и юго-западной Белоруссии и таковыми считались те их них, что прочитал Етьву / Яхве и соблюдал ведические традиции.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Микола Шелягович
, не пудрите вы мне мозги... :)

Скажите прямо, что с вашими прежними воззрениями вам в Эрефии на хлеб с маслом не заработать... Вот и все ваши "новые познания"....

Совершенно аналогичная "трансформация", какую претерпел и Алексей Дзермант (точнее Дерман :) ).

----Микола Шелягович
Ятвяги -- жители в том числе и юго-западной Белоруссии и таковыми считались те их них, что прочитал Етьву / Яхве----

А вот это на самом деле "новое в ваших мыслях"... :) :) :)

Микола Шелягович

В России информацию о Ятвяжской Руси / Етвязи / Руськой Жидовии почти никто не любит, а многие её ненавидят (адепты традиционных конфессий и исторических воззрений).

В этом российские активисты (в своей зацикленности) мало чем отличаются от зацикленности жмудинской.

И те, и другие боятся новых открытий, ибо они как Шива (Етьва / Яхве) разрушают привычные представления, иллюзии, образы, они будят тех, кто привык дремать.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---Микола Шелягович
, в России не любят признавать, что ятвяги были летто-литовцы. ---

:)

Вообще-то и вам уже пора узнать, что ни одно ятвяжское племя никогда себя этим именем не называла (как и литовским новоделом jotvingiai). :)

Название ятвяги использовали только их соседи славяне и позже немцы, перенявшие это название у поляков.

Микола Шелягович

JiтьвА -- живое слово на Етвязи. Старые люди мне объясняли: тыji, хто почытаф Етьву, -- jiтьвА (имя собирательное).

При этом не обязательно, что Етьва -- это ятвяжская форма имени и образа Яхве. Возможно имя и образ иудейского Яхве наслоились на имя и образ ведического Етьвы. Но это вопрос пока без ответа.

Ведь мистический хасидизм родился на Етвязи из руського ведизма. Ведуны были одеты в образы цадиков. И случилось это в 18-19 столетии!

Сохранность руського ведизма на Етвязи ещё и благодаря тому, что здесь не было христианского диктата.

Ятвяги не "летто-литовцы", так как сами эти "летто-литовцы" -- производное от руського и финно-угорского этнического синтеза с наслоением латыни и латинского влияния через католицизм.

Ятвяги -- это руськие люди ведически-иудейского вероисповедования!

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

----Микола Шелягович
JiтьвА -- живое слово на Етвязи. ---

Живо среди славяноязычных, которые давно уже забыли истинный язык своих предков.

Вот этот
http://www.suduva.com/virdainas/

Яцьвяскі слоўнік https://be-tarask.wikipedia.org/wiki/%D ... 1%96%D0%BA

---Микола Шелягович
----Ятвяги не "летто-литовцы", так как сами эти "летто-литовцы" -- производное от руського и финно-угорского этнического синтеза с наслоением латыни и латинского влияния через католицизм. Ятвяги - это руськие люди ведически-иудейского вероисповедования! ----

Признаюсь, что такого откровенного бреда я еще никогда не видел даже в "работах" самых упоротых лицвинистов.... :) :) :)

Микола Шелягович, а вы случайно "не намылили лыжи" в Израиль? :)

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 18 Gru 2020 16:00 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Николай ШЕЛЯГОВИЧ

ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ – древнерусский период истории Калининградской и Брестской областей и смежных с ними территорий


Полный текст
https://docplayer.ru/30547694-Yatvyazhs ... dskoy.html

Полный текст
https://studepedia.org/index.php?vol=2&post=66297

**************************************

Сокращенный текст
https://cyberpedia.su/17x12b5a.html

Твангест-Кёнигсберг-Калининград

9-е СТОЛЕТИЕ


1. Варягия. Варяжская Русь.


Варяги – славянские племена, в 6-9 веках жившие на южном и юго-восточном побережьи Балтийского (Варяжского) моря – от северо-востока Германии до Латвии.

Варяги – племена, составлявшие 4-ю славянскую группу – балтославянскую (варяжскую) – наряду с южнославянской, западнославянской и восточнославянской.

Земли Варягии (Варяжской Руси) делились на западную, центральную и восточную части.

Paveikslėlis
9-е СТОЛЕТИЕ

Карта-реконструкция Варягии времен князя Рурика.

Ареал расселения западно-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории от севера и северо-востока нынешней Германии до нынешнего польского Гданьска с проникновением вглубь до Берлина и Познани. Это – и Палабская Русь со столицей в Старограде (он же – Старогост, он же – Ольденбург)! Это и Руянская Русь со столицей в г. Аркона – в главном городе всей Варяжской Руси во времена первого объединителя русских земель князя Рурика.

На этих территориях жили руяне, бодричи, лютичи, лужицкие сербы, поморяне, кошубы и поляне.

Ареал расселения центрально-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории нынешней Калининградской области и юго-запада нынешней Литвы с проникновением вглубь на северо-восточные и восточные земли нынешней Польши, на западные, юго-западные и юго-центральные земли нынешней Белоруссии и на северо-западные земли нынешней Украины. Это – Ятвяжская Русь! На этих территориях жили ятвяги (пруссы, судовы) и мазовшане.

Ареал расселения восточно-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории нынешних Литвы (без юго-запада) и Латвии с проникновением в глубь до Новогрудка, Полоцка, Витебска, Минска, Смоленска. Это – и Неманская Русь, и Литвинская Русь, и Кривичская Русь! На этих территориях жили латгалы, земгалы, жмудь, курши, литва, кривичи.

К 860 году главенствующее положение в Варяжской Руси занимали западно-варяжские племена палабских славян – руяне во главе с князем Руриком, центральные резиденции которого находилась в Старогосте (нынешний Ольденбург) и в Арконе на острове Буян (ныне это немецкий остров Рюген).

Центрально-варяжские и восточно-варяжские племена признавали верховную власть Рурика, оставаясь при этом относительно самостоятельными княжествами.

Варяжские племена объединяла не только власть Рурика, но и общий славянский язык и общая народная религия – язычество.

В 10 веке княжество руян – Руянская Русь – теряет свою главенствующую роль в Варягии, но окончательно свою независимость государство руян утрачивает позже. Первый раз это происходит в 1168 году, когда руянский князь Яромир – после поражения от датчан – признает верховную власть их короля. В 1234 году Руянская Русь освобождается от датского владычества, но уже в 1282 году ее князь Вислав II вынужден заключить вассальный договор с германским королем Рудольфом I, по которому владения руян – остров Буян (Руян) – становится автономной частью Германии, а сам князь Вислав II получает статус имперского егермейстера. Последний князь Руянской Руси Вислав II умирает в 1325 году. Бывшие руяне-руссы быстро онемечиваются, их диалект прекращает существование к 16 столетию.

Региональными центрами у центрально-варяжских племен (Ятвяжская Русь) были Твангест (Калининград), Брест, Дрогичин, Пинск, Туров.

Региональными центрами у восточно-варяжских племен (Неманская, Литвинская и Кривичская Русь) были Новогрудок, Полоцк, Апулия, Витебск, Смоленск.

В настоящее время реликтовые языки западных варягов на территории современных северо-восточной Германии и северной Польши (от Свиноустье до Гданьска) сильно подвергнуты западнославянскому влиянию, и ученые относят их к западнославянской группе языков.

Древние восточно-варяжские наречия трансформировались на территории этнической Литвы (нынешние северо-западная Белоруссия и южная Литва), Кривии (нынешние северо-восточная Белоруссия и западная Смоленщина) и частично Латгалии (ее южная часть) в восточнославянские – их относят к диалектам белорусского и русского языков, а восточно-варяжские наречия на территории этнических Жмуди (нынешняя центральная Литва), Куршии (нынешнии запад Литвы и юго-запад Латвии), Земгалии (нынешняя центральная Латвия) и частично Латгалии (ее северная часть) трансформировались в автономную балтийскую группу языков.

Латышско-литовские лингвисты настаивают, что их языки относятся издавна к отдельной языковой группе – балтийской, правда и они соглашаются, что в прошлом существовала единая балтославянская языковая группа.

Независимый сравнительный анализ лексики, словообразования, склонения и других языковых характеристик позволяет считать нынешние балтийские языки, испытавшие значительное влияние латыни, вытекающими из восточно-варяжской подгруппы балтославянской (варяжской) группы древнеславянского языка.

2. Военно-политический союз Ладожско-Новгородской и Варяжской Руси. Совместный поход западных и восточных руссов на Царь-град в 860 г.


К 860 году сложился устойчивый военно-политический союз западной и восточной Руси, Арконы и Старогоста с одной стороны, и Ладоги и Новгорода с другой стороны.

Ладожско-Новгородскую и Варяжскую Русь объединяла общая славянская речь – в то время различия между восточнославянскими и балтославянскими (варяжскими) наречиями были не столь значительны. Кроме того, варяжское язычество было очень близким русскому.

К 860 году Ладожско-Новгородская Русь являлась ведущим европейским государством, под крыло которого стремились попасть многие соседние племена. Удельные варяги, испытывая натиск соседних германцев и датчан, тоже искали защиты от порабощения неродственными народами в союзе с восточной Русью.

И для Ладожско-Новгородской Руси Варягия была очень важным союзником – через Варяжскую Русь открывался выход к Варяжскому (Балтийскому) морю. А главное, варяги помогали Руси и защищаться от западных недругов, и ходить походами на Царь-град, на хазар и печенегов.

В 860 году варяги, как одни из главных союзников Руси, идут походом на Царь-град (Константинополь, ныне – Стамбул). Победа над византийцами еще больше сплотила ладожско-новгородских и варяжских руссов и поставила перед обоими родственными племенами вопрос о необходимости более тесной политико-военной, экономической и духовно-культурной консолидации.

3. Вхождение Варягии в состав Руси в 862 году.


Русы и варяги, прошедшие объединительное крещение успешным походом на Царь-град, в 862 году объединяются в единое государство – Русь со столицей в Великом Новгороде. А должность великого князя Русского получает варяжский князь Рурик, который к тому времени уже правил всеми варяжскими землями и имел свои резиденции не только в руянском Аргоне, но и в Твангесте, и в других центрально- и восточно-варяжских твердях.

Вероятно, именно потому, что Варягия князя Рурика вошла в союзные отношения с Русью, католические хронисты стали называть c 860-62 годов соседние западно-варяжские земли, прежде всего земли руян, населявших остров Буян (ныне – Рюген) – Русью, русами: Ruthenia.

Варяжские отряды Рурика, основу которых составляли ятвяжские лучники, становятся самыми передовыми, наряду с русскими, боевыми структурами Руси.

Paveikslėlis

Объединенная русская рать в 9 веке была едва ли не самой мощной в Европе.

Русь, имея непобедимое войско, во второй половине 9 века считалась самым влиятельным и могущественным государством.

В 882 году административный и политический центр Руси перемещается из Великого Новгорода в Киев. А главой Руси становится преемник Рурика – князь Олег.

4. Етвязь – часть Варягии. Территория Етвяжской Руси.


Етвязь – одно из названий (русское и польское) центрально-варяжских племен. Известны и другие названия Етвязи – Ятвягия, Ятвяжский союз, Ятвяжская Русь... У европейцев Етвязь принято называть Poruthenia, Поруссия, Пруссия, Ятвягия, Jеtvingum, Jatvingorum...

Территория Етвязи (центральной Варягии) в 9 веке включает в себя земли нынешних Калининградской области, юго-западной Литвы, северо-восточной и центрально-восточной Польши, западной, юго-западной и центрально-южной Белоруссии и северо-западной Украины.

Главными городами Етвязи в те времена были Брест, Твангест (Калининград), Русь-матерь (Светлогорск), Пинск, Туров, Гирдов (Железнодорожный), Тапов (Гвардейск), Тыльгост (Советск), Рагайны (Неман), Здитов, Лыко (Эльк), Петриков, Бельск...

5. Язык Етвязи – славянская речь балтославянской подгруппы
(средней между западнославянской и восточнославянской).


Ятвяжская речь в 9 веке была славянской. Теория о наличии балтийской группы языков и отнесение к этой группе исчезнувшего ятвяжского языка сформирована в 1845 году немецким лингвистом из Кёнигсберга. Она никем особенно не оспаривалась, не доказывалась и принята была за правило на веру.

Существование на землях бывшей Етвязи (Брестчина) современного ятвяжского наречия, содержащего реликты древности, позволяют утверждать, что и древний ятвяжский язык – предок современного ятвяжского (западнополесского) – был славянским.

Вероятнее всего, что древнеславянский язык делился в 9 столетии не на три группы, а на четыре – южнославянскую, западнославянскую, восточнославянскую и балтославянскую (варяжскую).

Именно к балтославянской (варяжской) группе относился древний ятвяжский (прусский) язык.

Характерными чертами ятвяжского языка являются:

− наличие остатков двойственного числа: дьвi выдр и – два ведра, дьвi jiц i – два яйца;
− переход «о» в закрытых слогах в дифтонг «ы i»: нис – нос, гирд – город (отсюда возможно и название Гирдов – город Железнодорожный);
− переход «я» под ударением в «е»: ема – яма, шепка – шапка;
− особенные формы древних слов: ымне – имя, мнесо – мясо;
− наличие длинных (ударных) гласных: шо ты хооч? – что ты хочешь? шо ты кааж? – что ты кажешь, говоришь?
− сокращенные формы глагола: jды ску – иди скажу, ныхо – не хочу;
− славянские ятвяжские лексемы: рыга – постройка для хранения сена, клуня – сарай, юць – желудок, кловня – приспособление для ловли рыбы, жывка – маленькая рыба, скарач – полотенце для рук, долонцi – народное ятвяжское блюдо, то же что и цепелины;

− оригинальные формы ятвяжского словообразования: бырэзына – одна берёза, а бырызына – березовая роща; дубына (один дуб) и дубына(дубовая роща); картоплына (одна картошина) и картоплынне (стебли картофеля).

В настоящее время ятвяжские (западнополесские, подляшские, волынские, центральнополесские) наречия и на территории Польши, и на территории Белоруссии и Украины относятся в восточнославянской группе языков. Их формирование, начиная с 9 века, а возможно и раньше, происходило под влиянием древнерусского языка.

Paveikslėlis

Существующая карта от РАН.

Наше пояснение:

1. Карта разделяет ятвягов и пруссов, что по нашему мнению является неправильным: пруссы суть ятвяги, пруссы – западное (католическое) название ятвягов.

2. Карта относит ятвягов (пруссов) к племенам, говорящим на балтийских языках. По нашему мнению в те времена и ятвяги, и (пруссы), и курши, и литва, и жемайты... говорили на балтославянских (варяжских) диалектах славянского языка.

3. По нашему мнению обозначение «ятвяги + славяне» следует читать как «русские ятвяги»: ятвяги, которые уже к концу 10-го века были интегрированы в состав Руси, которые наиболее активно принимали Русскую веру и перенимали русскую речь.

6. Рурик – князь варяжский, чья власть в 860-862 годы распространялась и на земли Етвязи. Рурик – князь объединенной Руси.


Известно, что Рурик пришел из варягов, из Варягии. Остров Буян (ныне Рюген) – его племенное владение, где жило племя палабских славян – руян. Но западные ученые и их российские поклонники в разные века по-разному интерпретировали приход Рурика на Русь.

Многие ученые настойчиво пытались приписать Рурика то к немцам, то к скандинавам.

Против такой приписки Рурика к чужеродным иностранцам выступал М.В.Ломоносов, который считал его славянином, представителем родственного Руси варяжского
племени.

7. Етвязь, как центральная часть Варягии, становится союзником Древней Руси и частью Русской цивилизации.


Уже к началу 10 века русско-варяжский союз трансформируется в русско-кривичско-литовский и русско-ятвяжский.

Ятвяжские племена, жившие на ближних к Киеву землях (Петриков, Туров, Пинск, Брест...) активно смешиваются с соседними русскими племенами (дреговичами и древлянами), заимствуют в свою ятвяжскую речь особенности русского языка, а главное – ятвяги, как и русы, активно принимают православие, которое на Руси стало распространяться еще в середине 9 века – после русско-варяжского похода на Царь-град.

Именно на стыке 9-10 веков, на основе создания объединенной Руси, которая не порабощает, а толерантно включает в свой состав соседние народы, сформировалась и начинает активно развиваться Русская цивилизация.

Важной составной частью Русской цивилизации с 9-10 веков становится Етвязь, которую с этого времени можно называть и Ятвяжской Русью.

-----------------------------

Во второй половине 9-го века Етвязь была не просто центральной частью Варягии, но и основной территорией соприкосновения и взаимообмена с Русью, особенно тогда, когда центр Руси переместился в Киев.

Конечно же, в то время даже объединенная Русь не постоянно была централизованным государством. Периодически центральная власть ослабевала и отдельные региональные князья чувствовали себя тогда удельными, «самостийными». Особенно те из них, чьи владения соседствовали с противниками, соперниками Руси, которые уже тогда пытались оторвать от Руси лакомые кусочки – по-русские.

Варяжский регион древней Руси в 9 веке испытывал постоянное давление германцев и скандинавов. И постепенно Русь утрачивала влияние на западно-варяжские земли. Но при этом активно усиливалось влияние Руси на земли центрально-варяжские – ятвяжские (прусские) и
восточно-варяжские (литовские, кривичские, латгальские...), которые активно проникались русскостью.

-------------

Походы тевтонов на центральную Варягию – Етвязь и Ливонские завоевания северных территорий восточной Варягии – территории нынешней Латвии не были походами на свободные от «цивилизованной власти» языческие земли, как это принято истолковывать отдельным историкам.

В те времена это были русские владения – по-Руссия. И на этих землях до прихода тевтонов и ливонских крестоносцев были княжества, которые не только входили в состав Руси с большей или меньшей степенью вассальности, но и жители этих княжеств исповедовали Русскую веру (русско-греческую), оставаясь при этом верными и своим языческим традициям.

Ареал расселения руссов к 860 году охватывал не только земли западной и восточной Руси, но и южной. Но только на территориях западной и восточной Руси русские племена, жившие в перемешку с другими – родственными и неродственными – этносами, занимали главенствующее, руководящее положение.

Русские племена южной Руси (прежде всего на Киевщине) в те времена находились в подчинении хазар и печенегов, поэтому они и не могли участвовать в первоначальном "собирании земель русских".

Первые православные миссионеры появились на землях Етвязи, как и на всей Руси, после объединенного русского похода (новгородско-варяжского) на Царь-град в 860 году.

К середине 10 века в кругах русской элиты идеи православия были довольно популярны.

Княгиня Ольга еще в 957 приняла в Царь-граде крещение. Наряду с княгиней Ольгой, правившей на Руси после смерти мужа – князя Игоря, принимали православие и многие из великокняжеского окружения. В том числе и среди ятвяжских региональных (местных) предводителей.

Предполагается, что именно со времен ятвяжских князей Гунара и Петра (имя Петр после крещения взял себе и под таким именем вошел в историю предводитель окрестностей Петрикова). К этому времени относится возведение первых православных храмов в Петрикове, Турове, Дрогичине, Твангосте, Ольгине (нынешний Ольштын) и Русь-матери (Светлогорск).

Особенно заслуживает внимания легенда о возникновении православия в предтече нынешнего Светлогорска – Русь-матери.

Победители похода-миссии в Царь-град в 945 году возвращаются в родные места с захваченными трофеями и полученными подарками.

Один из близких сподвижников князя Гунара, живший в здешних местах, из Царь-града привез себе в качестве учителя православного монаха и освобожденную из византийского плена русскую красавицу, носившую, как и великорусская княгиня, имя Ольга.

Уже в 946 году на капище (нынче это территория примерно там, где строится театр Эстрады, и где стоит православная часовня) была построена деревянная церковь, в которой правил привезенный из Царь-града монах и которую опекала и оберегала бывшая византийская пленница -- жена ятвяжского воина, родившая ему семерых детей.

Русь-матерь – так звали в народе добрую, благочестивую, целомудренную и заботливую женщину-мать. Русь-матерь – стало зваться и селение, разросшееся вокруг церкви.

Когда на земли северной Етвязи в середине 13 столетия пришли ватиканские захватчики – тевтоны, они не стали переименовывать здешние селения, а только видоизменяли их на латинский лад. Русь-матерь стала у них называться Ruse-mater. Немного позже поляки (с 14 века) переиначили название Русь-матери на свой лад – Ruskowo. А здешние евреи, говорившие на идиш, называли Русь-матерь – Рушэн, Раушэн, что означало – Русское.

Дружба и вражда столичного Киева и региональной Етвязи. Поход князя Владимира на ятвягов в 983 году. Выход к Балтийскому (Варяжскому) морю через Етвязь.


С 978 года в Киеве правит великий князь Владимир. Сначала князь Владимир – в 980 году – использует варягов, прежде всего восточных (кривичей, литву), для укрепления своей великокняжеской власти. Но вскоре он начинает расправляться с теми, кто помог ему укрепиться на троне. Убивает полоцкого – кривичского – князя Рогволода, а его дочь Рогнеду берет себе в наложницы.

Кроме того, князь Владимир увлекается язычеством и выстраивает в Киеве языческий пантеон. А православные попадают у него в немилость.

Уничтожение Владимиром своих бывших воинов-варягов, притеснение ятвяжской знати, принявшей ранее православие, настроило ятвягов против великого князя враждебно. В итоге Владимир вынужден был идти на ятвягов походом в 983 году. Предполагается, что Владимир прошел с боями по Етвязи и до Пинска, и до Бреста, и, возможно, до Твангоста. В то же время о его значительной победе над ятвяжскими варягами в летописях не сообщается. Наоборот, в летописях говорится, что в последующие годы Владимир снова ходит на варяжские земли, но теперь это княжества варяжских мазовшан и литвы.

Существует поверье, что Владимир, став приверженцем только язычества и противодействуя православию, которое в Киеве активно внедрялось при его матери княгине Ольге, совершил духовное падение. Вместо служения высшей цели, вместо жизни по Божьим законам, он стал совершать разного рода преступления, распутничал. И как следствие его морального падения имели случаи вражды со многими удельными князьями Руси, в том числе и Ятвяжской Руси, которая к концу 10 века сделала однозначный выбор в пользу православия.

Князю Владимиру пришлось испытать страшные страдания, которые сумели пробудить в нем душу и заставили его обратиться к слову Божьему – православию. Венцом духовного возрождения великого князя Владимира стало осуществленное им в 988 году крещение Руси.
В начале 11 века большинство территорий Етвязи были превращены в Ятвяжскую Русь. Очень многие князья Етвязи исповедовали православие. Распространению православия способствовали многочисленные проповедники, которые постоянно уходили из Киева на бескрайние просторы Руси.

Повсеместно на Етвязи строились храмы. При этом, принятие князьями и их окружением православия, не создавало особого напряжения с простонародьем, которое в своем большинстве оставалось языческим, поклоняющимся Перуну, Велису, Зюзе...

Православию на Руси удавалось внедряться не путем крестовых походов, а посредством постепенного приобщения к Церкви все более широких слоев населения. Православные проповедники не противопоставляли категорично свою веру язычеству, они пытались примирять и православных, и язычников, чтобы процесс принятия христианства происходил ненасильственно. Конечно же, совершенно избегать конфликтов между православными и язычниками не удавалось. Тем не менее, такие конфликты не носили массового характера. О православии нельзя сказать, что оно внедрялось огнем и мечом.

Влияние русского языка на ятвяжский. Постепенная ассимиляция балтославянского ятвяжского языка русским и превращение ятвяжского наречия в язык восточнославянский.


Тесное общение ятвягов с руссами, с другими восточнославянскими племенами накладывало отпечаток на старо-ятвяжскую речь, которая испытывала значительное влияние древнерусского и церковнославянского языков.

Тем не менее, ятвяжская речь, испытывая древнерусское влияние, умело и бережно сохраняла в своей основе самое уникальное, самое ценное ятвяжское – это и лексемы, и формы словообразования, и фонетические особенности...

Считается, что современная ятвяжская (западнополесская) речь территорий юго-запада Белоруссии, северо-востока Украины и центрального востока Польши является кладезем древнерусского фольклора, этнографии, народной философии... Нынешние ятвяжские народные песни, которые сейчас представляются миру то как украинские, то как белорусские, отличает музыкальное (мелодийное и ритмическое) разнообразие. На южной и центральной Етвязи сохранилось множество легенд, преданий, сказок. В мировоззрении ятвягов прослеживается мудрость, миропонимание, свойственное древним ведическим книгам. Об этом много писал Н.И.Толстой.

То же чело. На Етвязи челом (чолом) называют невидимую, нематериальную макушку головы, через которую дух Святой входит в человека при рождении и через которую дух Святой покидает человека в момент смерти.

Божественную энергию, энергию служения духовному росту, энергию жизни во славу Всевышнего называют на Етвязи «Жывия».

Попытки проникновение на Етвязь католических миссионеров.


Наряду с православными проповедниками на территорию Етвязи с 10 века пытаются проникать и католические миссионеры. Прежде всего, их проникновение отмечено в юго-западные земли (Мазовия) и северо-западные (нынешние Калининградская область и польская Варминия).

Но деятельность католических миссионеров на Етвязи не знаменуется успехами. Их приходы сюда единичны, а результаты их деятельности прискорбны. Как правило, таких миссионеров ятвяги убивали. И это закономерно. На земле, где принято православие, на земле, которая стала самоназываться – Ятвяжская Русь, а европейцы ее именовали По-Руссия, не оставалось простора для католических агитаторов. Тем более, что они в своей пропаганде католичества не отличались терпимостью и добротой ни к православным, ни к язычникам. Их «просветительство» отмечено оскорблением и уничтожением и православных людей, и язычников, разрушением церквей и языческих святилищ – капищ.

Агитационную деятельность на Ятвяжской Руси закончил плачевно и известный католический епископ из Праги Войтех (он же миссионер Адальберт), посланный туда польским королем Болеславом Храбрым и убитый ятвягами в первые дни после прибытия в их земли (997 год) в окрестностях Ольбина (Эльблонга).

В 9-13 века термины Етвязь, Ятвягия, ятвяги были идентичны терминам Poruthenia, Поруссия, Пруссия, пруссы... В русских источниках и отчасти в польских племена центральной Варягии – от Петрикова, Луцка, Дрогичина на юге до Твангоста, Тыльгоста, Русь-матери на севере – было принято называть ятвяжскими, а в европейских (латинских) источниках эти же племена назывались прусскими.

После 1283 года, когда была завоевана и включена в состав Тевтонского ордена остававшаяся последней независимой территорией северо-восточная Етвязь (Судовия – с городами Губинов, Галдопа, Сувалки, Лыко (Эльк)), термин Пруссия закрепляется за всеми ятвяжскими землями, попавшими под владычество ордена.

34. Уничтожение тевтонами русскости (ятвяжского языка, православия и ятвяжского язычества) на захваченных «прусских» территориях и насаждение латыни и католичества.


Уничтожение тевтонами русскости на Етвязи началось с уничтожения терминов Етвязь, ятвяги.

Дело в том, что сохранение этих терминов указывало на недавние союзнические отношения ятвягов и руссов, но еще более страшным для немцев было – так это указание на связь Етвязи и Палабской Руси.

Ведь отец князя Минды князь Ригновит (Ригнольд), как свидетельствуют древние источники, был великим князем Поруссии (северной Етвязи). Польские же источники называют князя Ригновита (Ригнольда) еще и властелином Поморья – Поморской Руси.

Внедрение же термина пруссы позволяло тевтонским, а затем и немецко-прусским идеологам создавать и внедрять в умы свои интерпретации исторического прошлого это края, а главное – отсечь историю завоеванной земли от истории Руси, лишить северную Етвязь, как Пруссию, древнерусского периода.

Если мы прочитаем немецкие трактовки истории до-тевтонской Пруссии, то увидим, что пруссы до прихода крестоносцев были «диким и отсталым» народом, который тевтоны «впервые приобщили к достижениям цивилизации». Хотя в латинской тевтонской "Хронике земли Прусской" указывается на обратное: что у ятвягов было современное и мощное войско, что во многих ятвяжских селениях были хорошо защищенные крепости…

В западных источниках замалчивается факт войны с пруссами как с представителями Русской цивилизации. Пруссы преподносятся как совершенно автономные, безродные племена.

Для закрепления игнорирования русско-прусского родства/союзничества во времена Ятвяжской Руси в 1845 году профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом была разработана теория неславянского – балтийского – происхождения и литовцев, и латышей, и пруссов...

Эта теория была очень выгодна набиравшим силу германским государствам, шедшим к своему объединению и помышлявшим вернуть себе земли бывшего Ливонского ордена и Жмудь, которые в то время находились в составе России.

Следует отметить, что политика рыцарей Ливонского ордена, возникшего на землях восточной Варягии в начале 13 века, но вскоре – после Чудского побоища и прочих поражений от Руси – ставшего филиалом Тевтонского, радикально отличалась от рыцарей тевтонских. В землях Ливонии крестоносцы также насаждали католицизм – активно строили костелы, но при этом не позволяли себе тотального онемечивания и окатоличивания населения.

Латышские и ливонские (эстонские) наречия не искоренялись, народные языческие традиции не запрещались. При этом латышские наречия, как и жмудинские, куршские, испытывали посредством костела очень сильное влияние латыни.

Тевтоны же, возможно в силу того, что завоеванная Пруссия долгие годы была частью Русского мира и сильно прониклась русскостью, нещадно уничтожали всё здешнее – знаки православия, ятвяжскую/прусскую речь, ятвяжское/прусское язычество.

При тевтонских костелах на северной Етвязи и при ливонских костелах на севере восточной Варягии, начиная с середины 13 века, активно создавались «костёлно-приходские школы», в которых местное население обучалось грамоте на латинском языке.

А с 1387 года, со времени принятия Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским при князе Якове (он же – Ягайло, он же -- король Польши Владислав) католицизма, «костёлно-приходские школы» с обучением на латыни стали создаваться и в северной Литве (северо-запад Белоруссии и Виленский край), и в Жмуди и Куршии (регион Каунаса, Шяуляя, Паневежиса и Паланги).

Эти латиноязычные «костёлно-приходские школы» выполнили свою ассимиляционную миссию – повлияли на развитие славянских языков варягов, прежде всего, языков северных ятвягов, куршей, жмудинов, латгалов и латышей, в сторону их обособления в отдельную языковую группу – балтийскую.

В последующие годы латинизацию языка северных ятвягов остановило их онемечивание (после 1525 года). Ливонское немецкое влияние в пост-ливонский период сказалось на развитии современного латышского языка, у которого ярко выраженная славяно-латино-немецкая основа.

На территории северной Литвы (северо-запад Белоруссии и Виленский край) местные славянские наречия наследников варягов с 16 века стали развиваться под влиянием польского языка, сменившего латынь в здешних «костёлно-приходских школах».

Тевтонские походы – агрессия, жестокость, подлость, хитрость – встречали сопротивление ятвягов, которые мужественно, героически, находчиво защищали свою свободу и этничность. Тевтонам приходилось завоевывать в тяжелых боях каждый ятвяжский город, каждое ятвяжское княжество.

Завоевывая ятвяжские крепости, тевтоны строили на их месте или рядом с ними свои замки и так укрепляли здесь свою власть. Первыми захваченными твердями ятвягов были: Бальга, Ольгин, Русь-матерь...

Но и после захвата многих ятвяжских твердей и постройки там своих укрепленных замков, тевтоны еще долго не могли чувствовать себя полноправными хозяевами завоеванных земель.

Известны многочисленные восстания ятвягов (прусские восстания) – 1242-44, 1260-62 и 1278-80 годов.

Если в 1242-44 годах северным ятвягам в борьбе с тевтонами помогал Галицко-Волынский князь Даниил, то в 1260-62 годах ятвяги поднялись на восстание против тевтонов при поддержке князя Русской Литвы Минды, который накануне отрекся от католичества и стал активно восстанавливать на литвинско-ятвяжских землях православие.

Третье знаменитое восстание северных ятвягов против тевтонов в 1278-80 годах произошло при поддержке объединенных войск Руси и Великого княжества Русская Литва, при князе Тимофее (до крещения – Довмонт), который в те времена, будучи руководителем Псковского княжества, руководил и ВКРЛ.

Русской православной церковью великий князь Тимофей причислен к лику святых.

Третье «прусское» восстание было последней попыткой вернуть Твангостское и другие северо-ятвяжские княжества в Русский мир.

36. Строительство на месте ятвяжских капищ и православных церквей костелов в Твангосте (альтштадский костел, костел Юдитт, костел в Книпов-тверди на острове Книпов).


Тевтоны, будучи нетерпимыми ко всему ятвяжскому, на месте русско-ятвяжских святынь активно строили свои костелы.

В священном урочище на священной горе Твангоста (сейчас это середина проезжей части Ленинского проспекта между западным крылом гостиницы «Калининград» и ТРК «Плаза»), среди языческого капища, на месте православной церкви или часовни тевтоны построили первый твангостский костел, позднее названный немецкими историками – альтштадским.

Но судьба этого тевтонского костела была несчастливой – восставшие ятвяги и пришедшие им на помощь дружины православного князя Русской Литвы Минды, ятвяга по происхождению, в 1260-62 году сожгли его. И больше тевтоны не осмелились строить на этом месте костел.

Второй по древности католический костел Твангоста был построен западнее от прежнего (теперь это поворот с Ленинского проспекта на улицу Житомирскую).

Известную Альтштадскую кирху – на месте бывших: православной церкви (часовни) и первого тевтонского католического костела – построили в конце 19 века уже немецкие пруссы-лютеране.

В числе первых тевтонских храмов, построенных в окрестностях Твангоста (теперь это районы Калининграда) на месте православно-языческих святынь ятвягов, были – и костел Юдитт на Тенистой аллее (теперь это – Свято-Никольская православная церковь) и католический костел в Книпов-тверди на острове Книпов (теперь это недействующий лютеранский кафедральный собор на острове Канта).

Paveikslėlis

Участие южной Етвязи, как Руси, в создании совместно с русским балтославянским племенем Литва Великого княжества Русская Литва со столицами в русском (литвинском) Новогрудке и русском (ятвяжском) Луцке.

Во времена правления князя Даниила Галицкого (первые десятилетия 13 века) и ятвяжские, и литвинские, и жмудские княжества были в политической зависимости – в составе – Галицко-Волынской Руси, были русскими.

К 1235 году главным ятвяжско-литвинским князем был князь Минда (немецкая или идиш форма имени – Мындов, белорусская – Мiндау, латинская – Миндовг).

Консолидация ятвяжско-литвинско-жмудских племен происходила в сложные времена для региона. С севера наседал Ливонский орден, на западе захватывал ятвяжские земли Тевтонский орден. Защитником ятвяжско-литвинско-жмудского объединения племен был Даниил Галицкий, а само варяжское объединение под началом князя Минды было союзником, частью Галицко-Волынской Руси.

К 1245 году власть князя Даниила стала слабеть, Тевтонский орден вместе с Ливонским окреп, этим воспользовался князь Минда и заявил о себе (в 1245 или 1246 году) и как о руководителе отдельного государства – Великого княжества Русская Литва, и как о претенденте на власть во всей Руси. После этого ему пришлось вести борьбу с Даниилом. Но союзником Даниила в новообразованном ВКРЛ был брат его жены и племянник Минды – Товтивил. И Минде не удается захватить.

Тогда князь Минда, чтобы сохранить свою власть в ВКРЛ и не быть в составе Галицко-Волынской Руси, в 1251 году отрекается от православия и принимает католичество, а в июле 1253 года коронуется с согласия Папы Римского Иннокентия IV то ли в ятвяжском (в те времена в волынском) Луцке, то ли в русском литвинском Новогрудке, ставшем столицей ВКРЛ, в результате чего появляется новое, признанное Ватиканом, государство – Великое королевство Русская Литва!

А уже в 1254 году князь Минда, после принятия и Даниилом королевской короны от Папы Римского (коронация происходила в январе 1254 года в юго-западном прусском/ятвяжском Дрогичине), заключает с Галицко-Волынским княжеством военно-политический союз, а княжеский трон в литвинском Новогрудке передает сыну Даниила – Роману. Таким образом, королевство Русская Литва прекращает свое существование и возвращается в Русь, как его часть, под названием великое княжество Русская Литва.

Сразу после заключения союза Даниил и Минда планировали совершить совместный поход на Киевские земли, но он расстроился. В 1255 году сын Минды – Войшелок и Товтивил захватывают князя Романа в плен.

Сам же Войшелок (в православии – Василий), не желая окатоличиваться, протестуя против предавшего православие отца, отказывается от власти в ВКЛР и отправляется в 1255-8 годах в паломничество-послушание в православный Афон.

К 1255 на землях ВКЛР созревает бунт против католиков. Первого епископа Русской Литвы (его резиденция была в Любче под Новогрудком), доминиканца Вита, изгоняют из княжества, прекращается сотрудничество с Папской курией. В ВКРЛ активно восстанавливается православие.

Папа Римский Александр IV, видя такой отход ВКРЛ от католицизма, тотчас объявляет против него крестовый поход. Такие крестовые походы против ВКРЛ по повелению Папы Римского совершались католиками Польши, Чехии, Австрии и в 1257, и в 1260, и в 1261 годах.

В 1260 году князь Минда, отрекшийся – вероятнее всего под влиянием сына – от католицизма и вернувшийся в православие, разрывает мир с Тевтонским орденом и поддерживает восстание ятвяжских/прусских – православно-языческих – единоверцев против орденской власти.

В 1260-3 годах великий князь Русской Литвы Минда совершает, совместно с галицко-волынскими и полоцкими русинами, успешные походы против крестоносцев в Пруссию и Ливонию. Эти походы можно называть походами за возвращение северо-ятвяжских и восточно-варяжских земель в Русский мир! Эти походы на 20 лет задержали приход тевтонов на северо-восточные ятвяжские земли.

Именно при поддержке дружины князя Минды восставшие северные ятвяги разрушили в Твангосте тевтонские: и замок Regiomontum (Княжья гора), построенный на месте захоронения твангостской знати, и костел, построенный на месте православной церкви или часовни на территории языческого капища.

В 1263 году князь Минда был убит заговорщиками, и власть в ВКРЛ на короткое время перешла к его племяннику – Тройнату, который в том же 1263 году был свергнут сыном Минды – князем Василием/Войшелком, вернувшимся в 1259 году из православного Афона.

Князь Василий/Войшелок вошел в историю как создатель на землях ВКРЛ православных монастырей и рьяный распространитель православия.

Твангест-Альтштадт-Кёнигсберг-Калининград.


Твангест – первое название Калининграда предположительно с 860 года до конца 13 века.

После захвата в 1255 году столицы северной Етвязи Твангоста крестоносцы возвели на Княжьей горе рядом с ятвяжской чолотвердью (стольным городом) тевтонскую крепость Regiomontum, вокруг которой образовалось поселение немецко-еврейских колонистов Штайндамм. Это поселение вместе с крепостью и костелом было уничтожено восставшими ятвягами (второе прусское восстание) и пришедшими им на помощь дружинами князя Русской Литвы Минды в 1262 году.

Позже, прежде всего, после окончательного подчинения всех земель северной Етвязи ордену тевтонов в 1283 году, вокруг восстановленной крепости Regiomontum/Кёнигсберг началась активная городская застройка. Новое окрестное поселение вокруг замка в Твангосте стало называться (нам известно по источникам только его немецкое или идиш название) – Альтштадт. И это название – Альтштадт (старый город) – закрепилось за окрестным поселением вокруг крепости только после возникновения в 1300 году на месте центральной части тверди Твангест (располагался на восточном берегу ручья, протекавшим от нижнего пруда до Преголи) нового соседнего с Альтштадтом поселения – Нойштадт.

(Немецкое название «нового города» у местного населения, среди которого были и принявшие власть ордена ятвяги, не приживается и в итоге новый город естественным образом обретает свое немецкое имя на ятвяжской основе – Лёбенихт. Предполагается, что Лёбенихт (Ливенихт) получил свое название от соседнего ручья Ливый (Левый), протекавшего слева от тверди Твангест).

Таким образом, с начала 14 века город, вернее его центральная часть, носит свое второе название – Альтштадт. Но законные городские права Альтштадт получает только в 1386 году.

В 1327 году южнее Альтштадта – на острове Книпов – возникает первоначально альтштадская еврейская слобода (вилька, вильня, волынь) Кныпов, с 1333 года получившая статус города с немецким или еврейским названием Pregelmünde. Но это название в народе не приживается и постепенно за городом закрепляется прежнее ятвяжское имя в его онемеченной или идиш форме – Кнайпхоф. А сама еврейская слобода на острове Книпов через столетия превращается в немецко-прусский городок.

В 1724 году три немецко-прусских города – Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф – объединяются и разросшийся тройственный город с центральной частью в Альтштадте получает свое третье название – Кёнигсберг. До этого кёнигсбергом назывался в основном только королевский замок.

Первое возвращение в Русский мир северной Етвязи – Прусская губернии России в 1756-62 годах.


После окончательного уничтожения тевтонами государственности Етвязи в 1283 году ее население долгие годы оставалось оторванным от Русского мира: сначала под тевтонским гнетом, затем в форме немецкого государства Пруссия, которое хоть и было немецкоязычным и входящим в состав Германского союза, но оставалось по своей культуре и психологии немецко-ятвяжским, немецко-русским.

Что и подтвердили события Семилетней войны. Когда в 1758 году русские войска вошли в Кёнигсберг – все его жители добровольно присягнули на верность Российской императрице Елизавете. И таковыми оставались (формального выхода кёнигсбержцев из российского подданства не зафиксировано) и после обретения Пруссией в 1762 году независимости от России.

Эти годы по праву считаются первым возвращением северной Етвязи в Русский мир.

Подданный России И.Кант.


Paveikslėlis

В числе тех, кто присягал Российской императрице Елизавете на верность и получил Российское подданство как гражданин Прусской губернии России, был и известный – теперь уже немецко-российский! – философ Иммануил Кант.

И.Кант родился в 1724 году, когда город обрел имя Кёнигсберг.

В 1758 году прошение на занятие должности профессора Кёнигсбергского университета И.Кант подает на имя императрицы Елизаветы Петровны.

Умирает И.Кант в формальном статусе подданного и России, и Пруссии.

В 1945 году город освобождают от немецко-фашистских войск. И бывший Твангест вместе с северными землями Восточной Пруссии возвращается в Русский мир – становится областью СССР. В 1946 году город получает свое четвертое, нынешнее, название – Калининград.

История Твангоста – Альтштадта – Кёнигсберга – Калининграда насчитывает более 1154 года.

Под именем Твангест город был известен более 440 лет, под именем Альтштадт – не более 424 года, под именем Кёнигсберг – 222 года, и под именем Калининград город живет уже 68 год.

На территории Калининградской области проживает много выходцев или детей выходцев из южной Етвязи.


Среди них ведущие политики (губернатор Н.Цуканов и мэр Калининграда А.Ярошук, бывший губернатор Брестской области В.Заломай, главы Полесска и Светлого – И.Болсун и С.Лютаревич), бизнесмены, артисты (певец и композитор Олег Газманов), инженеры, педагоги, работники культуры, журналисты, офицеры...

Теперь, когда народы мира все пристальнее обращает свои взоры в историческое прошлое своей земли, своей национальности, чтобы обрести духовные импульсы для жизни и творчества, жители Калининградской области, и в первую очередь выходцы из ятвяжских регионов, испытывают острую необходимость организовать духовно-культурную органичную среду Русского мира в Калининградской области. Среду, которая будет функционировать в контексте общерусских традиций, но при этом будет и включать в себя богатые обретения Ятвяжской Руси.

Активисты КРО «Етвязь», функционирующего на территории Калининградской области, с уважением относятся к богатому историко-культурному наследию региона, но считают, что наряду с почитанием тевтонского и немецко-прусского периодов Калининградской области, надо уважительно относиться и к древнерусскому (ятвяжскому) периоду Янтарного края.

В планах КРО «Етвязь» объединить ятвяжские усилия жителей Калининградской области с ятвяжскими усилиями жителей Брестской и Гомельской областей Белоруссии, с ятвяжскими усилиями жителей польских – Хелмщины, Бельщины, Белосточчины, Сувалковщины и Варминии, с ятвяжскими усилиями жителей Волынской и Ровенской областей Украины.

Государственно-общественной площадкой такого сложения ятвяжских усилий всех приверженцев Русского мира могло бы стать открытие в Твангосте-Кёнигсберге-Калининграде Ятвяжского отделения РАН.

Объединение ятвяжских усилий видится активистам КРО «Етвязь» – и направленным во славу торжества Русской цивилизации, призванной быть хранительницей основополагающих человеческих ценностей.

Paveikslėlis

Зубры северной Етвязи (Калининград):

Paveikslėlis

Зубры центральной (срединной) Етвязи (Беловежская пуща):

Paveikslėlis

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Хроника Адемара Шабаннского (988-1034), ок. 1028 г.

2. Da-gome iudex (990—992 гг.).

3. Kronika Wincentego Kadlubka.

4. Petrus de Dusburg. Chronica terrae Prussiae.

5. Повесть Временных Лет.

6. Cronica Galli-Anonimi. МРН.

7. Chronica Thiethmari.

8. Annales Hildesheimenses.

9. Annalista Saxo.

10. J. Dlugosz. Opera omnia.

11. В.Н. Татищев. История Российская с самых древнейших времен.

12. AnnaJes Magdeburgenses.

13. Ипатьевская летопись.

14. В.Т. Пашуто. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси.

15. Preussisches Urkundenbuch.

16. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX—XV вв.

17. Д. Греков. Избранные труды.

18. Густынская летопись.

19. В.Т. Пашуто. О возникновении Литовского государства.

20. St. Zajaczkowski. Przymierze polsko-litewskie. «Kwartalnik historyczny».

21. А. Кaminski. Jacwiez.

22. Статут Великого княжества Литовского 1529 года.

23. Статут Великого княжества Литовского 1566 года.

24. Статут Великого княжества Литовского 1588 года.

25. Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах.

26. А. Васильев «О древнейшей истории славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги».

27. Клейн Л. Спор о варягах. История противостояния и аргументы.

28. Веленин Ю.И. Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах.

29. Гедеонов С.А. Варяги и Русь.

30. Изгнание норманнов из русской истории. Сборник.

31. Жития Оттона Бамбергского.

32. Ломоносов М. Древняя Российская история.

33. Ломоносов М. Краткий российский летописец с родословием.

34. М. Задорнов. Фильм «Рюрик». Всенародное кино.

35. Ятвяжская (западнополесская) газета «Збудiнне».

36. Н.И. Толстой. Избранные труды. Т. II. Славянская литературно-языковая ситуация.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 18 Gru 2020 16:23 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27103
Miestas: Ignalina
Paveikslėlis

Paveikslėlis

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007