|
Svetainės tvarkdarys |
|
Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16 Pranešimai: 27155 Miestas: Ignalina
|
Николай ШЕЛЯГОВИЧ
ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ – древнерусский период истории Калининградской и Брестской областей и смежных с ними территорий
Полный текст https://docplayer.ru/30547694-Yatvyazhs ... dskoy.html
Полный текст https://studepedia.org/index.php?vol=2&post=66297
**************************************
Сокращенный текст https://cyberpedia.su/17x12b5a.html
Твангест-Кёнигсберг-Калининград
9-е СТОЛЕТИЕ
1. Варягия. Варяжская Русь.
Варяги – славянские племена, в 6-9 веках жившие на южном и юго-восточном побережьи Балтийского (Варяжского) моря – от северо-востока Германии до Латвии.
Варяги – племена, составлявшие 4-ю славянскую группу – балтославянскую (варяжскую) – наряду с южнославянской, западнославянской и восточнославянской.
Земли Варягии (Варяжской Руси) делились на западную, центральную и восточную части.
9-е СТОЛЕТИЕ
Карта-реконструкция Варягии времен князя Рурика.
Ареал расселения западно-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории от севера и северо-востока нынешней Германии до нынешнего польского Гданьска с проникновением вглубь до Берлина и Познани. Это – и Палабская Русь со столицей в Старограде (он же – Старогост, он же – Ольденбург)! Это и Руянская Русь со столицей в г. Аркона – в главном городе всей Варяжской Руси во времена первого объединителя русских земель князя Рурика.
На этих территориях жили руяне, бодричи, лютичи, лужицкие сербы, поморяне, кошубы и поляне.
Ареал расселения центрально-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории нынешней Калининградской области и юго-запада нынешней Литвы с проникновением вглубь на северо-восточные и восточные земли нынешней Польши, на западные, юго-западные и юго-центральные земли нынешней Белоруссии и на северо-западные земли нынешней Украины. Это – Ятвяжская Русь! На этих территориях жили ятвяги (пруссы, судовы) и мазовшане.
Ареал расселения восточно-варяжских племен в 6-9 веках охватывал территории нынешних Литвы (без юго-запада) и Латвии с проникновением в глубь до Новогрудка, Полоцка, Витебска, Минска, Смоленска. Это – и Неманская Русь, и Литвинская Русь, и Кривичская Русь! На этих территориях жили латгалы, земгалы, жмудь, курши, литва, кривичи.
К 860 году главенствующее положение в Варяжской Руси занимали западно-варяжские племена палабских славян – руяне во главе с князем Руриком, центральные резиденции которого находилась в Старогосте (нынешний Ольденбург) и в Арконе на острове Буян (ныне это немецкий остров Рюген).
Центрально-варяжские и восточно-варяжские племена признавали верховную власть Рурика, оставаясь при этом относительно самостоятельными княжествами.
Варяжские племена объединяла не только власть Рурика, но и общий славянский язык и общая народная религия – язычество.
В 10 веке княжество руян – Руянская Русь – теряет свою главенствующую роль в Варягии, но окончательно свою независимость государство руян утрачивает позже. Первый раз это происходит в 1168 году, когда руянский князь Яромир – после поражения от датчан – признает верховную власть их короля. В 1234 году Руянская Русь освобождается от датского владычества, но уже в 1282 году ее князь Вислав II вынужден заключить вассальный договор с германским королем Рудольфом I, по которому владения руян – остров Буян (Руян) – становится автономной частью Германии, а сам князь Вислав II получает статус имперского егермейстера. Последний князь Руянской Руси Вислав II умирает в 1325 году. Бывшие руяне-руссы быстро онемечиваются, их диалект прекращает существование к 16 столетию.
Региональными центрами у центрально-варяжских племен (Ятвяжская Русь) были Твангест (Калининград), Брест, Дрогичин, Пинск, Туров.
Региональными центрами у восточно-варяжских племен (Неманская, Литвинская и Кривичская Русь) были Новогрудок, Полоцк, Апулия, Витебск, Смоленск.
В настоящее время реликтовые языки западных варягов на территории современных северо-восточной Германии и северной Польши (от Свиноустье до Гданьска) сильно подвергнуты западнославянскому влиянию, и ученые относят их к западнославянской группе языков.
Древние восточно-варяжские наречия трансформировались на территории этнической Литвы (нынешние северо-западная Белоруссия и южная Литва), Кривии (нынешние северо-восточная Белоруссия и западная Смоленщина) и частично Латгалии (ее южная часть) в восточнославянские – их относят к диалектам белорусского и русского языков, а восточно-варяжские наречия на территории этнических Жмуди (нынешняя центральная Литва), Куршии (нынешнии запад Литвы и юго-запад Латвии), Земгалии (нынешняя центральная Латвия) и частично Латгалии (ее северная часть) трансформировались в автономную балтийскую группу языков.
Латышско-литовские лингвисты настаивают, что их языки относятся издавна к отдельной языковой группе – балтийской, правда и они соглашаются, что в прошлом существовала единая балтославянская языковая группа.
Независимый сравнительный анализ лексики, словообразования, склонения и других языковых характеристик позволяет считать нынешние балтийские языки, испытавшие значительное влияние латыни, вытекающими из восточно-варяжской подгруппы балтославянской (варяжской) группы древнеславянского языка.
2. Военно-политический союз Ладожско-Новгородской и Варяжской Руси. Совместный поход западных и восточных руссов на Царь-град в 860 г.
К 860 году сложился устойчивый военно-политический союз западной и восточной Руси, Арконы и Старогоста с одной стороны, и Ладоги и Новгорода с другой стороны.
Ладожско-Новгородскую и Варяжскую Русь объединяла общая славянская речь – в то время различия между восточнославянскими и балтославянскими (варяжскими) наречиями были не столь значительны. Кроме того, варяжское язычество было очень близким русскому.
К 860 году Ладожско-Новгородская Русь являлась ведущим европейским государством, под крыло которого стремились попасть многие соседние племена. Удельные варяги, испытывая натиск соседних германцев и датчан, тоже искали защиты от порабощения неродственными народами в союзе с восточной Русью.
И для Ладожско-Новгородской Руси Варягия была очень важным союзником – через Варяжскую Русь открывался выход к Варяжскому (Балтийскому) морю. А главное, варяги помогали Руси и защищаться от западных недругов, и ходить походами на Царь-град, на хазар и печенегов.
В 860 году варяги, как одни из главных союзников Руси, идут походом на Царь-град (Константинополь, ныне – Стамбул). Победа над византийцами еще больше сплотила ладожско-новгородских и варяжских руссов и поставила перед обоими родственными племенами вопрос о необходимости более тесной политико-военной, экономической и духовно-культурной консолидации.
3. Вхождение Варягии в состав Руси в 862 году.
Русы и варяги, прошедшие объединительное крещение успешным походом на Царь-град, в 862 году объединяются в единое государство – Русь со столицей в Великом Новгороде. А должность великого князя Русского получает варяжский князь Рурик, который к тому времени уже правил всеми варяжскими землями и имел свои резиденции не только в руянском Аргоне, но и в Твангесте, и в других центрально- и восточно-варяжских твердях.
Вероятно, именно потому, что Варягия князя Рурика вошла в союзные отношения с Русью, католические хронисты стали называть c 860-62 годов соседние западно-варяжские земли, прежде всего земли руян, населявших остров Буян (ныне – Рюген) – Русью, русами: Ruthenia.
Варяжские отряды Рурика, основу которых составляли ятвяжские лучники, становятся самыми передовыми, наряду с русскими, боевыми структурами Руси.
Объединенная русская рать в 9 веке была едва ли не самой мощной в Европе. Русь, имея непобедимое войско, во второй половине 9 века считалась самым влиятельным и могущественным государством.
В 882 году административный и политический центр Руси перемещается из Великого Новгорода в Киев. А главой Руси становится преемник Рурика – князь Олег.
4. Етвязь – часть Варягии. Территория Етвяжской Руси.
Етвязь – одно из названий (русское и польское) центрально-варяжских племен. Известны и другие названия Етвязи – Ятвягия, Ятвяжский союз, Ятвяжская Русь... У европейцев Етвязь принято называть Poruthenia, Поруссия, Пруссия, Ятвягия, Jеtvingum, Jatvingorum...
Территория Етвязи (центральной Варягии) в 9 веке включает в себя земли нынешних Калининградской области, юго-западной Литвы, северо-восточной и центрально-восточной Польши, западной, юго-западной и центрально-южной Белоруссии и северо-западной Украины.
Главными городами Етвязи в те времена были Брест, Твангест (Калининград), Русь-матерь (Светлогорск), Пинск, Туров, Гирдов (Железнодорожный), Тапов (Гвардейск), Тыльгост (Советск), Рагайны (Неман), Здитов, Лыко (Эльк), Петриков, Бельск...
5. Язык Етвязи – славянская речь балтославянской подгруппы (средней между западнославянской и восточнославянской). Ятвяжская речь в 9 веке была славянской. Теория о наличии балтийской группы языков и отнесение к этой группе исчезнувшего ятвяжского языка сформирована в 1845 году немецким лингвистом из Кёнигсберга. Она никем особенно не оспаривалась, не доказывалась и принята была за правило на веру.
Существование на землях бывшей Етвязи (Брестчина) современного ятвяжского наречия, содержащего реликты древности, позволяют утверждать, что и древний ятвяжский язык – предок современного ятвяжского (западнополесского) – был славянским.
Вероятнее всего, что древнеславянский язык делился в 9 столетии не на три группы, а на четыре – южнославянскую, западнославянскую, восточнославянскую и балтославянскую (варяжскую).
Именно к балтославянской (варяжской) группе относился древний ятвяжский (прусский) язык.
Характерными чертами ятвяжского языка являются:
− наличие остатков двойственного числа: дьвi выдр и – два ведра, дьвi jiц i – два яйца; − переход «о» в закрытых слогах в дифтонг «ы i»: нис – нос, гирд – город (отсюда возможно и название Гирдов – город Железнодорожный); − переход «я» под ударением в «е»: ема – яма, шепка – шапка; − особенные формы древних слов: ымне – имя, мнесо – мясо; − наличие длинных (ударных) гласных: шо ты хооч? – что ты хочешь? шо ты кааж? – что ты кажешь, говоришь? − сокращенные формы глагола: jды ску – иди скажу, ныхо – не хочу; − славянские ятвяжские лексемы: рыга – постройка для хранения сена, клуня – сарай, юць – желудок, кловня – приспособление для ловли рыбы, жывка – маленькая рыба, скарач – полотенце для рук, долонцi – народное ятвяжское блюдо, то же что и цепелины;
− оригинальные формы ятвяжского словообразования: бырэзына – одна берёза, а бырызына – березовая роща; дубына (один дуб) и дубына(дубовая роща); картоплына (одна картошина) и картоплынне (стебли картофеля). В настоящее время ятвяжские (западнополесские, подляшские, волынские, центральнополесские) наречия и на территории Польши, и на территории Белоруссии и Украины относятся в восточнославянской группе языков. Их формирование, начиная с 9 века, а возможно и раньше, происходило под влиянием древнерусского языка.
Существующая карта от РАН.
Наше пояснение:
1. Карта разделяет ятвягов и пруссов, что по нашему мнению является неправильным: пруссы суть ятвяги, пруссы – западное (католическое) название ятвягов.
2. Карта относит ятвягов (пруссов) к племенам, говорящим на балтийских языках. По нашему мнению в те времена и ятвяги, и (пруссы), и курши, и литва, и жемайты... говорили на балтославянских (варяжских) диалектах славянского языка.
3. По нашему мнению обозначение «ятвяги + славяне» следует читать как «русские ятвяги»: ятвяги, которые уже к концу 10-го века были интегрированы в состав Руси, которые наиболее активно принимали Русскую веру и перенимали русскую речь.
6. Рурик – князь варяжский, чья власть в 860-862 годы распространялась и на земли Етвязи. Рурик – князь объединенной Руси. Известно, что Рурик пришел из варягов, из Варягии. Остров Буян (ныне Рюген) – его племенное владение, где жило племя палабских славян – руян. Но западные ученые и их российские поклонники в разные века по-разному интерпретировали приход Рурика на Русь.
Многие ученые настойчиво пытались приписать Рурика то к немцам, то к скандинавам.
Против такой приписки Рурика к чужеродным иностранцам выступал М.В.Ломоносов, который считал его славянином, представителем родственного Руси варяжского племени.
7. Етвязь, как центральная часть Варягии, становится союзником Древней Руси и частью Русской цивилизации.
Уже к началу 10 века русско-варяжский союз трансформируется в русско-кривичско-литовский и русско-ятвяжский.
Ятвяжские племена, жившие на ближних к Киеву землях (Петриков, Туров, Пинск, Брест...) активно смешиваются с соседними русскими племенами (дреговичами и древлянами), заимствуют в свою ятвяжскую речь особенности русского языка, а главное – ятвяги, как и русы, активно принимают православие, которое на Руси стало распространяться еще в середине 9 века – после русско-варяжского похода на Царь-град. Именно на стыке 9-10 веков, на основе создания объединенной Руси, которая не порабощает, а толерантно включает в свой состав соседние народы, сформировалась и начинает активно развиваться Русская цивилизация.
Важной составной частью Русской цивилизации с 9-10 веков становится Етвязь, которую с этого времени можно называть и Ятвяжской Русью.
-----------------------------
Во второй половине 9-го века Етвязь была не просто центральной частью Варягии, но и основной территорией соприкосновения и взаимообмена с Русью, особенно тогда, когда центр Руси переместился в Киев.
Конечно же, в то время даже объединенная Русь не постоянно была централизованным государством. Периодически центральная власть ослабевала и отдельные региональные князья чувствовали себя тогда удельными, «самостийными». Особенно те из них, чьи владения соседствовали с противниками, соперниками Руси, которые уже тогда пытались оторвать от Руси лакомые кусочки – по-русские.
Варяжский регион древней Руси в 9 веке испытывал постоянное давление германцев и скандинавов. И постепенно Русь утрачивала влияние на западно-варяжские земли. Но при этом активно усиливалось влияние Руси на земли центрально-варяжские – ятвяжские (прусские) и восточно-варяжские (литовские, кривичские, латгальские...), которые активно проникались русскостью.
-------------
Походы тевтонов на центральную Варягию – Етвязь и Ливонские завоевания северных территорий восточной Варягии – территории нынешней Латвии не были походами на свободные от «цивилизованной власти» языческие земли, как это принято истолковывать отдельным историкам.
В те времена это были русские владения – по-Руссия. И на этих землях до прихода тевтонов и ливонских крестоносцев были княжества, которые не только входили в состав Руси с большей или меньшей степенью вассальности, но и жители этих княжеств исповедовали Русскую веру (русско-греческую), оставаясь при этом верными и своим языческим традициям.
Ареал расселения руссов к 860 году охватывал не только земли западной и восточной Руси, но и южной. Но только на территориях западной и восточной Руси русские племена, жившие в перемешку с другими – родственными и неродственными – этносами, занимали главенствующее, руководящее положение.
Русские племена южной Руси (прежде всего на Киевщине) в те времена находились в подчинении хазар и печенегов, поэтому они и не могли участвовать в первоначальном "собирании земель русских".
Первые православные миссионеры появились на землях Етвязи, как и на всей Руси, после объединенного русского похода (новгородско-варяжского) на Царь-град в 860 году.
К середине 10 века в кругах русской элиты идеи православия были довольно популярны.
Княгиня Ольга еще в 957 приняла в Царь-граде крещение. Наряду с княгиней Ольгой, правившей на Руси после смерти мужа – князя Игоря, принимали православие и многие из великокняжеского окружения. В том числе и среди ятвяжских региональных (местных) предводителей.
Предполагается, что именно со времен ятвяжских князей Гунара и Петра (имя Петр после крещения взял себе и под таким именем вошел в историю предводитель окрестностей Петрикова). К этому времени относится возведение первых православных храмов в Петрикове, Турове, Дрогичине, Твангосте, Ольгине (нынешний Ольштын) и Русь-матери (Светлогорск).
Особенно заслуживает внимания легенда о возникновении православия в предтече нынешнего Светлогорска – Русь-матери.
Победители похода-миссии в Царь-град в 945 году возвращаются в родные места с захваченными трофеями и полученными подарками.
Один из близких сподвижников князя Гунара, живший в здешних местах, из Царь-града привез себе в качестве учителя православного монаха и освобожденную из византийского плена русскую красавицу, носившую, как и великорусская княгиня, имя Ольга.
Уже в 946 году на капище (нынче это территория примерно там, где строится театр Эстрады, и где стоит православная часовня) была построена деревянная церковь, в которой правил привезенный из Царь-града монах и которую опекала и оберегала бывшая византийская пленница -- жена ятвяжского воина, родившая ему семерых детей.
Русь-матерь – так звали в народе добрую, благочестивую, целомудренную и заботливую женщину-мать. Русь-матерь – стало зваться и селение, разросшееся вокруг церкви.
Когда на земли северной Етвязи в середине 13 столетия пришли ватиканские захватчики – тевтоны, они не стали переименовывать здешние селения, а только видоизменяли их на латинский лад. Русь-матерь стала у них называться Ruse-mater. Немного позже поляки (с 14 века) переиначили название Русь-матери на свой лад – Ruskowo. А здешние евреи, говорившие на идиш, называли Русь-матерь – Рушэн, Раушэн, что означало – Русское.
Дружба и вражда столичного Киева и региональной Етвязи. Поход князя Владимира на ятвягов в 983 году. Выход к Балтийскому (Варяжскому) морю через Етвязь.
С 978 года в Киеве правит великий князь Владимир. Сначала князь Владимир – в 980 году – использует варягов, прежде всего восточных (кривичей, литву), для укрепления своей великокняжеской власти. Но вскоре он начинает расправляться с теми, кто помог ему укрепиться на троне. Убивает полоцкого – кривичского – князя Рогволода, а его дочь Рогнеду берет себе в наложницы.
Кроме того, князь Владимир увлекается язычеством и выстраивает в Киеве языческий пантеон. А православные попадают у него в немилость.
Уничтожение Владимиром своих бывших воинов-варягов, притеснение ятвяжской знати, принявшей ранее православие, настроило ятвягов против великого князя враждебно. В итоге Владимир вынужден был идти на ятвягов походом в 983 году. Предполагается, что Владимир прошел с боями по Етвязи и до Пинска, и до Бреста, и, возможно, до Твангоста. В то же время о его значительной победе над ятвяжскими варягами в летописях не сообщается. Наоборот, в летописях говорится, что в последующие годы Владимир снова ходит на варяжские земли, но теперь это княжества варяжских мазовшан и литвы.
Существует поверье, что Владимир, став приверженцем только язычества и противодействуя православию, которое в Киеве активно внедрялось при его матери княгине Ольге, совершил духовное падение. Вместо служения высшей цели, вместо жизни по Божьим законам, он стал совершать разного рода преступления, распутничал. И как следствие его морального падения имели случаи вражды со многими удельными князьями Руси, в том числе и Ятвяжской Руси, которая к концу 10 века сделала однозначный выбор в пользу православия.
Князю Владимиру пришлось испытать страшные страдания, которые сумели пробудить в нем душу и заставили его обратиться к слову Божьему – православию. Венцом духовного возрождения великого князя Владимира стало осуществленное им в 988 году крещение Руси. В начале 11 века большинство территорий Етвязи были превращены в Ятвяжскую Русь. Очень многие князья Етвязи исповедовали православие. Распространению православия способствовали многочисленные проповедники, которые постоянно уходили из Киева на бескрайние просторы Руси.
Повсеместно на Етвязи строились храмы. При этом, принятие князьями и их окружением православия, не создавало особого напряжения с простонародьем, которое в своем большинстве оставалось языческим, поклоняющимся Перуну, Велису, Зюзе...
Православию на Руси удавалось внедряться не путем крестовых походов, а посредством постепенного приобщения к Церкви все более широких слоев населения. Православные проповедники не противопоставляли категорично свою веру язычеству, они пытались примирять и православных, и язычников, чтобы процесс принятия христианства происходил ненасильственно. Конечно же, совершенно избегать конфликтов между православными и язычниками не удавалось. Тем не менее, такие конфликты не носили массового характера. О православии нельзя сказать, что оно внедрялось огнем и мечом.
Влияние русского языка на ятвяжский. Постепенная ассимиляция балтославянского ятвяжского языка русским и превращение ятвяжского наречия в язык восточнославянский.
Тесное общение ятвягов с руссами, с другими восточнославянскими племенами накладывало отпечаток на старо-ятвяжскую речь, которая испытывала значительное влияние древнерусского и церковнославянского языков.
Тем не менее, ятвяжская речь, испытывая древнерусское влияние, умело и бережно сохраняла в своей основе самое уникальное, самое ценное ятвяжское – это и лексемы, и формы словообразования, и фонетические особенности...
Считается, что современная ятвяжская (западнополесская) речь территорий юго-запада Белоруссии, северо-востока Украины и центрального востока Польши является кладезем древнерусского фольклора, этнографии, народной философии... Нынешние ятвяжские народные песни, которые сейчас представляются миру то как украинские, то как белорусские, отличает музыкальное (мелодийное и ритмическое) разнообразие. На южной и центральной Етвязи сохранилось множество легенд, преданий, сказок. В мировоззрении ятвягов прослеживается мудрость, миропонимание, свойственное древним ведическим книгам. Об этом много писал Н.И.Толстой.
То же чело. На Етвязи челом (чолом) называют невидимую, нематериальную макушку головы, через которую дух Святой входит в человека при рождении и через которую дух Святой покидает человека в момент смерти.
Божественную энергию, энергию служения духовному росту, энергию жизни во славу Всевышнего называют на Етвязи «Жывия».
Попытки проникновение на Етвязь католических миссионеров.
Наряду с православными проповедниками на территорию Етвязи с 10 века пытаются проникать и католические миссионеры. Прежде всего, их проникновение отмечено в юго-западные земли (Мазовия) и северо-западные (нынешние Калининградская область и польская Варминия).
Но деятельность католических миссионеров на Етвязи не знаменуется успехами. Их приходы сюда единичны, а результаты их деятельности прискорбны. Как правило, таких миссионеров ятвяги убивали. И это закономерно. На земле, где принято православие, на земле, которая стала самоназываться – Ятвяжская Русь, а европейцы ее именовали По-Руссия, не оставалось простора для католических агитаторов. Тем более, что они в своей пропаганде католичества не отличались терпимостью и добротой ни к православным, ни к язычникам. Их «просветительство» отмечено оскорблением и уничтожением и православных людей, и язычников, разрушением церквей и языческих святилищ – капищ.
Агитационную деятельность на Ятвяжской Руси закончил плачевно и известный католический епископ из Праги Войтех (он же миссионер Адальберт), посланный туда польским королем Болеславом Храбрым и убитый ятвягами в первые дни после прибытия в их земли (997 год) в окрестностях Ольбина (Эльблонга).
В 9-13 века термины Етвязь, Ятвягия, ятвяги были идентичны терминам Poruthenia, Поруссия, Пруссия, пруссы... В русских источниках и отчасти в польских племена центральной Варягии – от Петрикова, Луцка, Дрогичина на юге до Твангоста, Тыльгоста, Русь-матери на севере – было принято называть ятвяжскими, а в европейских (латинских) источниках эти же племена назывались прусскими.
После 1283 года, когда была завоевана и включена в состав Тевтонского ордена остававшаяся последней независимой территорией северо-восточная Етвязь (Судовия – с городами Губинов, Галдопа, Сувалки, Лыко (Эльк)), термин Пруссия закрепляется за всеми ятвяжскими землями, попавшими под владычество ордена.
34. Уничтожение тевтонами русскости (ятвяжского языка, православия и ятвяжского язычества) на захваченных «прусских» территориях и насаждение латыни и католичества.
Уничтожение тевтонами русскости на Етвязи началось с уничтожения терминов Етвязь, ятвяги.
Дело в том, что сохранение этих терминов указывало на недавние союзнические отношения ятвягов и руссов, но еще более страшным для немцев было – так это указание на связь Етвязи и Палабской Руси.
Ведь отец князя Минды князь Ригновит (Ригнольд), как свидетельствуют древние источники, был великим князем Поруссии (северной Етвязи). Польские же источники называют князя Ригновита (Ригнольда) еще и властелином Поморья – Поморской Руси.
Внедрение же термина пруссы позволяло тевтонским, а затем и немецко-прусским идеологам создавать и внедрять в умы свои интерпретации исторического прошлого это края, а главное – отсечь историю завоеванной земли от истории Руси, лишить северную Етвязь, как Пруссию, древнерусского периода.
Если мы прочитаем немецкие трактовки истории до-тевтонской Пруссии, то увидим, что пруссы до прихода крестоносцев были «диким и отсталым» народом, который тевтоны «впервые приобщили к достижениям цивилизации». Хотя в латинской тевтонской "Хронике земли Прусской" указывается на обратное: что у ятвягов было современное и мощное войско, что во многих ятвяжских селениях были хорошо защищенные крепости…
В западных источниках замалчивается факт войны с пруссами как с представителями Русской цивилизации. Пруссы преподносятся как совершенно автономные, безродные племена.
Для закрепления игнорирования русско-прусского родства/союзничества во времена Ятвяжской Руси в 1845 году профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом была разработана теория неславянского – балтийского – происхождения и литовцев, и латышей, и пруссов...
Эта теория была очень выгодна набиравшим силу германским государствам, шедшим к своему объединению и помышлявшим вернуть себе земли бывшего Ливонского ордена и Жмудь, которые в то время находились в составе России.
Следует отметить, что политика рыцарей Ливонского ордена, возникшего на землях восточной Варягии в начале 13 века, но вскоре – после Чудского побоища и прочих поражений от Руси – ставшего филиалом Тевтонского, радикально отличалась от рыцарей тевтонских. В землях Ливонии крестоносцы также насаждали католицизм – активно строили костелы, но при этом не позволяли себе тотального онемечивания и окатоличивания населения.
Латышские и ливонские (эстонские) наречия не искоренялись, народные языческие традиции не запрещались. При этом латышские наречия, как и жмудинские, куршские, испытывали посредством костела очень сильное влияние латыни.
Тевтоны же, возможно в силу того, что завоеванная Пруссия долгие годы была частью Русского мира и сильно прониклась русскостью, нещадно уничтожали всё здешнее – знаки православия, ятвяжскую/прусскую речь, ятвяжское/прусское язычество.
При тевтонских костелах на северной Етвязи и при ливонских костелах на севере восточной Варягии, начиная с середины 13 века, активно создавались «костёлно-приходские школы», в которых местное население обучалось грамоте на латинском языке.
А с 1387 года, со времени принятия Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским при князе Якове (он же – Ягайло, он же -- король Польши Владислав) католицизма, «костёлно-приходские школы» с обучением на латыни стали создаваться и в северной Литве (северо-запад Белоруссии и Виленский край), и в Жмуди и Куршии (регион Каунаса, Шяуляя, Паневежиса и Паланги).
Эти латиноязычные «костёлно-приходские школы» выполнили свою ассимиляционную миссию – повлияли на развитие славянских языков варягов, прежде всего, языков северных ятвягов, куршей, жмудинов, латгалов и латышей, в сторону их обособления в отдельную языковую группу – балтийскую.
В последующие годы латинизацию языка северных ятвягов остановило их онемечивание (после 1525 года). Ливонское немецкое влияние в пост-ливонский период сказалось на развитии современного латышского языка, у которого ярко выраженная славяно-латино-немецкая основа.
На территории северной Литвы (северо-запад Белоруссии и Виленский край) местные славянские наречия наследников варягов с 16 века стали развиваться под влиянием польского языка, сменившего латынь в здешних «костёлно-приходских школах».
Тевтонские походы – агрессия, жестокость, подлость, хитрость – встречали сопротивление ятвягов, которые мужественно, героически, находчиво защищали свою свободу и этничность. Тевтонам приходилось завоевывать в тяжелых боях каждый ятвяжский город, каждое ятвяжское княжество.
Завоевывая ятвяжские крепости, тевтоны строили на их месте или рядом с ними свои замки и так укрепляли здесь свою власть. Первыми захваченными твердями ятвягов были: Бальга, Ольгин, Русь-матерь...
Но и после захвата многих ятвяжских твердей и постройки там своих укрепленных замков, тевтоны еще долго не могли чувствовать себя полноправными хозяевами завоеванных земель.
Известны многочисленные восстания ятвягов (прусские восстания) – 1242-44, 1260-62 и 1278-80 годов.
Если в 1242-44 годах северным ятвягам в борьбе с тевтонами помогал Галицко-Волынский князь Даниил, то в 1260-62 годах ятвяги поднялись на восстание против тевтонов при поддержке князя Русской Литвы Минды, который накануне отрекся от католичества и стал активно восстанавливать на литвинско-ятвяжских землях православие.
Третье знаменитое восстание северных ятвягов против тевтонов в 1278-80 годах произошло при поддержке объединенных войск Руси и Великого княжества Русская Литва, при князе Тимофее (до крещения – Довмонт), который в те времена, будучи руководителем Псковского княжества, руководил и ВКРЛ.
Русской православной церковью великий князь Тимофей причислен к лику святых.
Третье «прусское» восстание было последней попыткой вернуть Твангостское и другие северо-ятвяжские княжества в Русский мир.
36. Строительство на месте ятвяжских капищ и православных церквей костелов в Твангосте (альтштадский костел, костел Юдитт, костел в Книпов-тверди на острове Книпов).
Тевтоны, будучи нетерпимыми ко всему ятвяжскому, на месте русско-ятвяжских святынь активно строили свои костелы.
В священном урочище на священной горе Твангоста (сейчас это середина проезжей части Ленинского проспекта между западным крылом гостиницы «Калининград» и ТРК «Плаза»), среди языческого капища, на месте православной церкви или часовни тевтоны построили первый твангостский костел, позднее названный немецкими историками – альтштадским.
Но судьба этого тевтонского костела была несчастливой – восставшие ятвяги и пришедшие им на помощь дружины православного князя Русской Литвы Минды, ятвяга по происхождению, в 1260-62 году сожгли его. И больше тевтоны не осмелились строить на этом месте костел.
Второй по древности католический костел Твангоста был построен западнее от прежнего (теперь это поворот с Ленинского проспекта на улицу Житомирскую).
Известную Альтштадскую кирху – на месте бывших: православной церкви (часовни) и первого тевтонского католического костела – построили в конце 19 века уже немецкие пруссы-лютеране.
В числе первых тевтонских храмов, построенных в окрестностях Твангоста (теперь это районы Калининграда) на месте православно-языческих святынь ятвягов, были – и костел Юдитт на Тенистой аллее (теперь это – Свято-Никольская православная церковь) и католический костел в Книпов-тверди на острове Книпов (теперь это недействующий лютеранский кафедральный собор на острове Канта).
Участие южной Етвязи, как Руси, в создании совместно с русским балтославянским племенем Литва Великого княжества Русская Литва со столицами в русском (литвинском) Новогрудке и русском (ятвяжском) Луцке.
Во времена правления князя Даниила Галицкого (первые десятилетия 13 века) и ятвяжские, и литвинские, и жмудские княжества были в политической зависимости – в составе – Галицко-Волынской Руси, были русскими.
К 1235 году главным ятвяжско-литвинским князем был князь Минда (немецкая или идиш форма имени – Мындов, белорусская – Мiндау, латинская – Миндовг).
Консолидация ятвяжско-литвинско-жмудских племен происходила в сложные времена для региона. С севера наседал Ливонский орден, на западе захватывал ятвяжские земли Тевтонский орден. Защитником ятвяжско-литвинско-жмудского объединения племен был Даниил Галицкий, а само варяжское объединение под началом князя Минды было союзником, частью Галицко-Волынской Руси.
К 1245 году власть князя Даниила стала слабеть, Тевтонский орден вместе с Ливонским окреп, этим воспользовался князь Минда и заявил о себе (в 1245 или 1246 году) и как о руководителе отдельного государства – Великого княжества Русская Литва, и как о претенденте на власть во всей Руси. После этого ему пришлось вести борьбу с Даниилом. Но союзником Даниила в новообразованном ВКРЛ был брат его жены и племянник Минды – Товтивил. И Минде не удается захватить.
Тогда князь Минда, чтобы сохранить свою власть в ВКРЛ и не быть в составе Галицко-Волынской Руси, в 1251 году отрекается от православия и принимает католичество, а в июле 1253 года коронуется с согласия Папы Римского Иннокентия IV то ли в ятвяжском (в те времена в волынском) Луцке, то ли в русском литвинском Новогрудке, ставшем столицей ВКРЛ, в результате чего появляется новое, признанное Ватиканом, государство – Великое королевство Русская Литва!
А уже в 1254 году князь Минда, после принятия и Даниилом королевской короны от Папы Римского (коронация происходила в январе 1254 года в юго-западном прусском/ятвяжском Дрогичине), заключает с Галицко-Волынским княжеством военно-политический союз, а княжеский трон в литвинском Новогрудке передает сыну Даниила – Роману. Таким образом, королевство Русская Литва прекращает свое существование и возвращается в Русь, как его часть, под названием великое княжество Русская Литва.
Сразу после заключения союза Даниил и Минда планировали совершить совместный поход на Киевские земли, но он расстроился. В 1255 году сын Минды – Войшелок и Товтивил захватывают князя Романа в плен.
Сам же Войшелок (в православии – Василий), не желая окатоличиваться, протестуя против предавшего православие отца, отказывается от власти в ВКЛР и отправляется в 1255-8 годах в паломничество-послушание в православный Афон.
К 1255 на землях ВКЛР созревает бунт против католиков. Первого епископа Русской Литвы (его резиденция была в Любче под Новогрудком), доминиканца Вита, изгоняют из княжества, прекращается сотрудничество с Папской курией. В ВКРЛ активно восстанавливается православие.
Папа Римский Александр IV, видя такой отход ВКРЛ от католицизма, тотчас объявляет против него крестовый поход. Такие крестовые походы против ВКРЛ по повелению Папы Римского совершались католиками Польши, Чехии, Австрии и в 1257, и в 1260, и в 1261 годах.
В 1260 году князь Минда, отрекшийся – вероятнее всего под влиянием сына – от католицизма и вернувшийся в православие, разрывает мир с Тевтонским орденом и поддерживает восстание ятвяжских/прусских – православно-языческих – единоверцев против орденской власти.
В 1260-3 годах великий князь Русской Литвы Минда совершает, совместно с галицко-волынскими и полоцкими русинами, успешные походы против крестоносцев в Пруссию и Ливонию. Эти походы можно называть походами за возвращение северо-ятвяжских и восточно-варяжских земель в Русский мир! Эти походы на 20 лет задержали приход тевтонов на северо-восточные ятвяжские земли.
Именно при поддержке дружины князя Минды восставшие северные ятвяги разрушили в Твангосте тевтонские: и замок Regiomontum (Княжья гора), построенный на месте захоронения твангостской знати, и костел, построенный на месте православной церкви или часовни на территории языческого капища.
В 1263 году князь Минда был убит заговорщиками, и власть в ВКРЛ на короткое время перешла к его племяннику – Тройнату, который в том же 1263 году был свергнут сыном Минды – князем Василием/Войшелком, вернувшимся в 1259 году из православного Афона.
Князь Василий/Войшелок вошел в историю как создатель на землях ВКРЛ православных монастырей и рьяный распространитель православия.
Твангест-Альтштадт-Кёнигсберг-Калининград.
Твангест – первое название Калининграда предположительно с 860 года до конца 13 века.
После захвата в 1255 году столицы северной Етвязи Твангоста крестоносцы возвели на Княжьей горе рядом с ятвяжской чолотвердью (стольным городом) тевтонскую крепость Regiomontum, вокруг которой образовалось поселение немецко-еврейских колонистов Штайндамм. Это поселение вместе с крепостью и костелом было уничтожено восставшими ятвягами (второе прусское восстание) и пришедшими им на помощь дружинами князя Русской Литвы Минды в 1262 году.
Позже, прежде всего, после окончательного подчинения всех земель северной Етвязи ордену тевтонов в 1283 году, вокруг восстановленной крепости Regiomontum/Кёнигсберг началась активная городская застройка. Новое окрестное поселение вокруг замка в Твангосте стало называться (нам известно по источникам только его немецкое или идиш название) – Альтштадт. И это название – Альтштадт (старый город) – закрепилось за окрестным поселением вокруг крепости только после возникновения в 1300 году на месте центральной части тверди Твангест (располагался на восточном берегу ручья, протекавшим от нижнего пруда до Преголи) нового соседнего с Альтштадтом поселения – Нойштадт.
(Немецкое название «нового города» у местного населения, среди которого были и принявшие власть ордена ятвяги, не приживается и в итоге новый город естественным образом обретает свое немецкое имя на ятвяжской основе – Лёбенихт. Предполагается, что Лёбенихт (Ливенихт) получил свое название от соседнего ручья Ливый (Левый), протекавшего слева от тверди Твангест).
Таким образом, с начала 14 века город, вернее его центральная часть, носит свое второе название – Альтштадт. Но законные городские права Альтштадт получает только в 1386 году.
В 1327 году южнее Альтштадта – на острове Книпов – возникает первоначально альтштадская еврейская слобода (вилька, вильня, волынь) Кныпов, с 1333 года получившая статус города с немецким или еврейским названием Pregelmünde. Но это название в народе не приживается и постепенно за городом закрепляется прежнее ятвяжское имя в его онемеченной или идиш форме – Кнайпхоф. А сама еврейская слобода на острове Книпов через столетия превращается в немецко-прусский городок.
В 1724 году три немецко-прусских города – Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф – объединяются и разросшийся тройственный город с центральной частью в Альтштадте получает свое третье название – Кёнигсберг. До этого кёнигсбергом назывался в основном только королевский замок.
Первое возвращение в Русский мир северной Етвязи – Прусская губернии России в 1756-62 годах.
После окончательного уничтожения тевтонами государственности Етвязи в 1283 году ее население долгие годы оставалось оторванным от Русского мира: сначала под тевтонским гнетом, затем в форме немецкого государства Пруссия, которое хоть и было немецкоязычным и входящим в состав Германского союза, но оставалось по своей культуре и психологии немецко-ятвяжским, немецко-русским.
Что и подтвердили события Семилетней войны. Когда в 1758 году русские войска вошли в Кёнигсберг – все его жители добровольно присягнули на верность Российской императрице Елизавете. И таковыми оставались (формального выхода кёнигсбержцев из российского подданства не зафиксировано) и после обретения Пруссией в 1762 году независимости от России.
Эти годы по праву считаются первым возвращением северной Етвязи в Русский мир.
Подданный России И.Кант.
В числе тех, кто присягал Российской императрице Елизавете на верность и получил Российское подданство как гражданин Прусской губернии России, был и известный – теперь уже немецко-российский! – философ Иммануил Кант.
И.Кант родился в 1724 году, когда город обрел имя Кёнигсберг.
В 1758 году прошение на занятие должности профессора Кёнигсбергского университета И.Кант подает на имя императрицы Елизаветы Петровны.
Умирает И.Кант в формальном статусе подданного и России, и Пруссии.
В 1945 году город освобождают от немецко-фашистских войск. И бывший Твангест вместе с северными землями Восточной Пруссии возвращается в Русский мир – становится областью СССР. В 1946 году город получает свое четвертое, нынешнее, название – Калининград.
История Твангоста – Альтштадта – Кёнигсберга – Калининграда насчитывает более 1154 года.
Под именем Твангест город был известен более 440 лет, под именем Альтштадт – не более 424 года, под именем Кёнигсберг – 222 года, и под именем Калининград город живет уже 68 год.
На территории Калининградской области проживает много выходцев или детей выходцев из южной Етвязи.
Среди них ведущие политики (губернатор Н.Цуканов и мэр Калининграда А.Ярошук, бывший губернатор Брестской области В.Заломай, главы Полесска и Светлого – И.Болсун и С.Лютаревич), бизнесмены, артисты (певец и композитор Олег Газманов), инженеры, педагоги, работники культуры, журналисты, офицеры...
Теперь, когда народы мира все пристальнее обращает свои взоры в историческое прошлое своей земли, своей национальности, чтобы обрести духовные импульсы для жизни и творчества, жители Калининградской области, и в первую очередь выходцы из ятвяжских регионов, испытывают острую необходимость организовать духовно-культурную органичную среду Русского мира в Калининградской области. Среду, которая будет функционировать в контексте общерусских традиций, но при этом будет и включать в себя богатые обретения Ятвяжской Руси.
Активисты КРО «Етвязь», функционирующего на территории Калининградской области, с уважением относятся к богатому историко-культурному наследию региона, но считают, что наряду с почитанием тевтонского и немецко-прусского периодов Калининградской области, надо уважительно относиться и к древнерусскому (ятвяжскому) периоду Янтарного края.
В планах КРО «Етвязь» объединить ятвяжские усилия жителей Калининградской области с ятвяжскими усилиями жителей Брестской и Гомельской областей Белоруссии, с ятвяжскими усилиями жителей польских – Хелмщины, Бельщины, Белосточчины, Сувалковщины и Варминии, с ятвяжскими усилиями жителей Волынской и Ровенской областей Украины.
Государственно-общественной площадкой такого сложения ятвяжских усилий всех приверженцев Русского мира могло бы стать открытие в Твангосте-Кёнигсберге-Калининграде Ятвяжского отделения РАН.
Объединение ятвяжских усилий видится активистам КРО «Етвязь» – и направленным во славу торжества Русской цивилизации, призванной быть хранительницей основополагающих человеческих ценностей.
Зубры северной Етвязи (Калининград):
Зубры центральной (срединной) Етвязи (Беловежская пуща):
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Хроника Адемара Шабаннского (988-1034), ок. 1028 г.
2. Da-gome iudex (990—992 гг.).
3. Kronika Wincentego Kadlubka.
4. Petrus de Dusburg. Chronica terrae Prussiae.
5. Повесть Временных Лет.
6. Cronica Galli-Anonimi. МРН.
7. Chronica Thiethmari.
8. Annales Hildesheimenses.
9. Annalista Saxo.
10. J. Dlugosz. Opera omnia.
11. В.Н. Татищев. История Российская с самых древнейших времен.
12. AnnaJes Magdeburgenses.
13. Ипатьевская летопись.
14. В.Т. Пашуто. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси.
15. Preussisches Urkundenbuch.
16. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX—XV вв.
17. Д. Греков. Избранные труды.
18. Густынская летопись.
19. В.Т. Пашуто. О возникновении Литовского государства.
20. St. Zajaczkowski. Przymierze polsko-litewskie. «Kwartalnik historyczny».
21. А. Кaminski. Jacwiez.
22. Статут Великого княжества Литовского 1529 года.
23. Статут Великого княжества Литовского 1566 года.
24. Статут Великого княжества Литовского 1588 года.
25. Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах.
26. А. Васильев «О древнейшей истории славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги».
27. Клейн Л. Спор о варягах. История противостояния и аргументы.
28. Веленин Ю.И. Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах.
29. Гедеонов С.А. Варяги и Русь.
30. Изгнание норманнов из русской истории. Сборник.
31. Жития Оттона Бамбергского.
32. Ломоносов М. Древняя Российская история.
33. Ломоносов М. Краткий российский летописец с родословием.
34. М. Задорнов. Фильм «Рюрик». Всенародное кино.
35. Ятвяжская (западнополесская) газета «Збудiнне».
36. Н.И. Толстой. Избранные труды. Т. II. Славянская литературно-языковая ситуация.
_________________ Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.
|
|