Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 10 Geg 2024 23:17

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 02 Bir 2023 20:18 
Prisijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27139
Miestas: Ignalina
Основы языковедения


https://quizlet.com/654210921/%D0%9E%D1 ... ash-cards/

Лингвистика, языкознание, языковедение

Лингвистика (от лат. lingua «язык»), языкознание, языковедение — наука, изучающая естественный «общечеловеческий язык» и национальные языки всего мира.

Лингвистика, языкознание, языковедение

Лингвистика (от лат. lingua «язык»), языкознание, языковедение — наука, изучающая естественный «общечеловеческий язык» и национальные языки всего мира.
Объект языкознания
Язык
Предмет языкознания
Выявление закономерностей устройства общечеловеческого языка, посредством изучения отдельных национальных языков; установление развития и функционирования языка (каким он был в прошлом, каким является в настоящем, какие существуют тенденции его изменения, каким он может стать в будущем).
Теоритическое языкознание
Теоритичекое языкознание в структуре науки языковедения противопоставленно прикладному. Теоритическое языкознание изучает свойства и функции языка. Состоит из общего и частного языкознания.
Частное языкознание
Частное языкознание занимается изучением конкретных национальных языков или групп родственных языков, например: руссистика (русский язык), славистика (славянские языки), германистика (языки гермаской языковой ветви: немецкий, английский, и др.), романистика (романские языки: испанский, итальянский, французский, португальский и др.), тюркология (тюркские языки).
Имеет синхронический и диахронический подходы.
Общее языкознание
Общее языкознание изучает общее функционирование языков. Делится на внешнюю, внутреннюю лингвистику и компаративистику.
Внешняя и внутренняя лингвистика
Внешнняя лингвистика изучает связь языка с внешними обстоятельствами. Внутренняя лингвистика изучает внутренние элементы (языковые единицы) языка. Как утверждал Фердинанд де Соссюр: «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассмотренный в самом себе и для себя».
Связанные дисциплины (место языкознания среди других наук)
Языкознание тесно связано с философией. Датой рождения лингвистики, как науки, считается 27 сентября 1786 года (конец XVIII века). Прежде языкознание было частью философии. В античной школе было такое понятие, как «семь свободных искусств», которые делились на тривий (грамматика [изучение грамматического строя языка], диалектика [логика], риторика [изучение правил построения художественной речи, ораторского искусства, красноречия]) и квадривий (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Таким образом, языкознание занимало важное место в античной философской школе. Современная лингвистика связана с такими дисциплинами как история (сравнительно-историческое языкознание), социология (социолингвистика), этнография, культурология (лингвокультурология), когнитология (когнитивная лингвистика), психология (психолингвистика, нейропсихолингвистика); изучение фонетики в лингвистики связано с такими дисциплинами, как анотомия (изучает части речевого аппарата), физеология (изучает работу речевого аппарата), физика (изучает звуки, как звуковые колебания, волны).
Теории происхождения языка
Существует несколько сотен теорий происхождения языка, но самые известные из них следующие: логосическая теория (теория Божественного происхождения языка); античные теории (фюсей и тесей); теория междометий (аффективная теория); звукоподражательная теория; теория теория социального договора; теория трудовых выкриков и материалистическая теория.

Ответ на вопрос, какая из этих теорий достоверна, навсегда останется на уровне догадок, потому что не существует никаких реальных останков «первобытного языка», которые могли бы послужить предметом для исследований. Мы можем откопать череп первобытного человека, но докопаться до того, что было в его сознании, мы не можем, потому что язык, в той форме, в которой он существует в человеческом сознании — метафизический предмет. Язык может обрести материальную форму в письменности, а также в речи, когда он выступает в роли звуковых колебаний, волн. Мы можем зафиксировать язык чернилами на бумаге или зарегистрировать его звукозаписывающими устройствами, тогда он станет частью физического мира.

Однако, первое устройство, которое могло бы зарегистрировать живую речь, фонограф, было изобретено только во второй половине XIX века; а самый ранний памятник протописьменности, «Письменность Цзяху» (16 надписей на черепаховых панцирях, которые были найдены в Китае, в поселении Цзяху, в провинции Хэнань), датируются около 6600 г. до н.э. (т.е. относятся к эпохе неолита).

Однако, мы смело можем утверждать, что речь у первобытных людей появилась гораздо раньше (за несколько десятков тысячелетий до), чем появилась письменность. Homo sapiens зародился еще в верхнем палеолите (около 40 тысяч лет назад), и можно предложить что, всвязи с прямохождением, освобождением рук и появлением коллективного труда, у человека разумного уже тогда появился примитивный протоязык.

Еще одним подтверждением этому служит то, что, как мы знаем из истории, в эпоху позднего палеолита появились зачатки древних религиозных воззрений (а это нам известно уже из материальных археологических доказательств: особые способы захоронения, жертвенники для религиозных церемоний и т.д.). Религия предполагает наличие языка, так как молитвы, поклонения, обряды и т.п. невозможны без языка.

Homo sapiens и Homo loquens (с лат. — «говорящий») — это одно и то же существо. Нам никогда не удастся установить, каким был первобытный язык и как он появился, поэтому вопрос происхождения языка относится скорее к философским вопросам, нежели к научным, лингвистическим.
Звукоподражательная теория происхождения языка
Согласно звукоподражательной теории язык сформировался из подражаний природным звукам (например, кукушка, хрюкать, шелест). Слабое место этой теории заключается в том, что непонятно, как люди придумали основную массу слов, не похожих на звуки природы. Впервые эту теория выдвинули Демокрит и Платон, позднее ее развивали Жан-Жак Руссо, Лейбниц, Гердер и другие.
Функции языка
Язык является многофункциональным явлением. Среди функций языка можно выделить три основные: коммуникативную (язык как средство общения), когнитивную (язык как средство познания) и аккумулятивную (язык как средство хранения и передачи знаний во времени).
Коммуникативная функция языка
Язык выполняет коммуникативную функцию, являясь средством общения, передачи информации. Производные коммуникативной функции: контактоустанавливающая (приветствия и прощания), апеллятивная (призывы к действию), конативная (усвоение информации адресатом), волюнтативная (волеизъявление говорящего), эпистемическая (хранение и передача знаний).
Когнитивная функция языка
Язык выполняет когнитивную функцию, являясь самым эффективным и универсальным средством познания окражующего мира. Когнитивная функция — это функция языка как средства обработки информации, самоанализа, рефлексии и познания мира посредством соотношения объектов и явлений с языковыми единицами.
Производные когнитивной функции: аксиологическая (функция оценки), номинативная функция (функция называния), обобщающая функция (выражение сложных понятий), придекативная функция (соотносение информации с действительностью).
Аккумулятивная (кумулятивная) функция языка
Аккумулятивная (от лат. accumulatio — собирание, накопление) функция языка, которая выражается в хранении и передачи информации во времени; она дает информации историческую перспективу.

Примером осуществления аккумулятивной функции языка, в первую очередь, служат толковые словари, так как они содержат информацию о самом языке.

В древние времена аккумулятивная функция языка проявлялась в устном-народном творчестве (сказки, которые рассказывались устно), в разных устных лингвистических традициях (например, известный устный труд Панини, грамматика санскрита «Аштадхьяи» [санскр. Ashţâdhyâyî — «Восьмикнижье», или «Восемь уроков»], был призван передавать знания о ведическом санскрите в устной форме), в религиозных учениях (например, в индуизме есть религиозно-философские трактаты «Упанишады», которые являются объяснением-дополнением к Ведам. Этимология этого слова буквально означает «искусство сидеть у стоп учителя и смиренно внимать ему, получая тайное знание».

Возникновение письменности, а затем и книгопечатания существенно повысило реализацию аккумулятивной функции языка. Письменность, в первую очередь, и была изобретена как средство передачи знаний следующим поколениям.

Самый яркий пример аккумулятивной функции — интернет, где собраны все знания обо всем за все время.

Из современных примеров проявления аккумулятивной функции языка можно также выделить: блоггинг, подкастинг, аудиокниги и так далее.
Эмотивная (эмоционально-экспрессивная) функция языка
Еще одной важной функцией языка, помимо коммуникативной, когнитивной и аккумулятивной, является экспрессивная функция языка. В данном случае язык выступает как средство передачи отношения говорящего к высказыванию; отражения эмоционального состояния оратора и выражения им субъективного, оценочного мнения относительно предметов и явлений окружающей действительности. Примерами экспрессивной функции языка могут служить междометия («ах», «ох», «ой» и т.п.), некоторые грамматичские формы (например, уменьшительно-ласкательные формы), глаголы в повелительном наклонении, а также разные стили языка.
Методология языкознания
Методология языкознания — иначе говоря, методы изучения языка. В истории языкознания выделяют следующие основные подходы к изучению языка (иначе они еще называются «парадигмами» [Томас Кун]): компаративный (сравнительно-исторический) метод, структурный метод (структурализм), констуктивный метод (изучение синтаксиса и семантики), антропоцентрический подход.
Классификации языка
В языкознании выделяют четыре основные классификации языков: генеалогическая, типологитческая, арельная (географическая) и функциональная (социальная).
Компаративный (сравнительный) метод
Компаративистика (сравнительное языкознание, от лат. comparativus — «сравнительный», англ. compare) изучает взаимосвязи между родственными языками и различия между далекими друг от друга языками. Основоположником компаративного метода (сравнительно-исторического языкознания) считается Уильям Джонс — британский (валлийский, т.е. уроженец Уэльса) филолог, ориенталист (востоковед) и индолог. Многие другие лингвисты XIX-го века занимались исследованием родственных связей языков. К ним относятся: Франц Бопп (немецкий лингвист), Расмус-Кристиан Раск (датсткий лингвист) и русские лингвисты Александр Христофорович Востоков и Михаил Васильевич Ломоносов.
27 сентября 1786
Начало сравнительно-историческому языкознанию было положено в конце XVIII века. 27 сентября 1786 года Сэр Уильям Джонс прочитал Азиатскому Обществу (лингвистическая школа, востоковедческая организция, которая занималась изучением индийских языков и культуры, основанная У. Джонсом в 1784, в Калькутте) трактат, в котором утверждал, что санскрит, греченкий, латынь, а также кельские и германские языки имеют сходство, и впервые выдвинул теорию о протоязыке (праязыке).
Генеалогическая классификация языков
Результатом сравнительной лингвистики и генетической гепотезы (гипотезы о том, что ряд языков имеет общее происхожение) стала генеологическая классификация языков — классификация языков на языковые семьи по принципу их родства, на основании единого праязыка.
Языковая семья
Языковая семья — эта группа языков, имеющаяя единый источник происхождения, единый праязык. Каждая языковая семья имеет ветви (группы более близких языков), а внутри ветви могут выделяться подгруппы. Например, в Индоевропейской языковой семье есть славянская ветвь, которая делится на подгруппы: Южнославянскую, Западнославянскую и Восточнославянскую.
К крупнейшим языковым семьям относятся: Индоевропейская (самая крупная), Китайско-тибетская, Афрозийская (Афро-азиатская), Алтайская, Нигеро-кордофанская, Дарвидийская, Австронезийская, Уральская, Кавказская.
Индоевропейская языковая семья
В индоевропейскую языковую семью входят следующие группы языков: хетто-лувийская, индийская, иранская, италийская, германская, славянская, балтийская, кельтская, греческая, тохарская и др.
Италийская ветвь (романские языки)
Современные романские языки делятся на пять подгрупп: Галло-романские (французский, франкопровансальский, валлонский), Иберо-романские (испанский, португальский и др.), Итало-романские (итальянский, сицилийский, сардинский и др.), Ретороманские (романшский, фриульский, ладинский) и Балкано-романские (румынский, молдавский и др.).
Славянская ветвь
Славянская языковая ветвь делится на три группы: Южнославянскую (болгарский, македонский, сербский, словенский и др.), Западнославянскую (польский, чешский, словацкий и др.) и Восточнославянскую (русский, украинский, белоруский и др.).
Германская ветвь
Германские языки делятся на три подгруппы: Восточногерманские (английский, немецкий, нидерландский и др.), Западногерманские (все языки этой подгруппы вымерли: готский, вандальский, бургундский и др.) и Северогерманские (скандинавские): исландский, шведский, норвежский, датский и др.
Финно-угорская ветвь
Ветвь уральской языковой семьи. В нее входят: венгерский, финский, эстонский, саамские языки и др.
Тюркские языки
Тюркские языки относятся к тюрской языковой семье, входящей в состав алтайской макросемьи. Тюрская языковая семья делится на группы: кыпчакская (казахский, татарский, башкирский и др.), огузская (турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский), карлукская (уйгурский и др.), хакасская (киргизские языки), якутская (якутский язык и диалекты).
Русский язык в генеалогической классификации
Русский язык относится к индоевропейской языковой семье, к ветви славянских языков, к восточнославянской подгруппе.
Английский язык в генеалогической классификации
Английский язык относится к индоевропейской языковой семье, к германской ветви, западногерманской подгруппе
Немецкий язык в генеалогической классификации
Немецкий язык относится к индоевропейской языковой семье, к германской ветви, западногерманской подгруппе
Французский язык в генеалогической классификации
Французский язык относится к индоевропейской языковой семье, к италийской ветви, к романской группе, к галло-романской подгруппе
Испанский язык в генеалогической классификации
Испанский язык относится к индоевропейской языковой семье, к италийской ветви, к романской группе, к иберо-романской подгруппе
Итальянский язык в генеалогической классификации
Итальянский язык относится к индоевропейской языковой семье, к италийской ветви, к романской группе, к итало-романской подгруппе
Казахский язык в генеалогической классификации
Казахский язык относится к алтайской языковой семье, тюркской ветви, кыпчакской группе, кыпчакско-ногайской подгрупе
Турецкий язык в генеалогической классификации
Турецкий язык относится к алтайской языковой семье, тюркской ветви, огузской группе, огузо-сельджукской подгрупе
Арабский язык в генеалогической классификации
Арабский язык относится к афразийской макросемье, семитской семье, западносемитской ветви, аравийской подгрупе
Китайский язык в генеалогической классификации
Китайский язык относится к китайско-тибетской (сино-тибетской) семье
Сосоставительная и контрастивная лингвистики
Сопоставительная и контрастивная лингвистики основаны на компаративном методе. Сопоставительное языкознание — сравнение лексического фонда, грамматики языков без учета их родства с точки зрения генеологической классификации (могут рассматриваться языки из дальних веток или разных языковых семей). Результатом сопоставительной лингвистики стала типологическая классификация языков.
Контрастивная лингвистика — более узкое направление сопоставительно лингвистики, где рассматриваются контастивные пары (два языка, например, русский и английский). Примеры контрастивной лингвистики — двуязычные словари, межъязыковая синонимия, антонимия.
Лексическая лакуна
Лакуна (от лат. лакус — «яма», франц. lacune «пропуск, пробел; разрыв») — провал в лексике, отсутствие в языке оексической единицы для выражения какого-либо понятия (например, в русском языке существует лакуна по отношению к английскому слову spell. У нас нет прямой лексической замены, мы не можем найти односложный эквивалент, но можем в качестве перевода составить словосочетание — «произнести по буквам».
Безэквивалентная единица
Безэквивалентная единица — это лингвокультурологическая лакуна, лексическая, семантическая и культурная лакуна. Отстутсвие в другом языке не только слова для выражения понятия, но и самого понятия. Например (юрта, изба). В данном случае лакуну невозможно перевести, можно прибегнуть к интерприятации.
Типологическая классификация
Типологическая классификация систематизирует языки с точки зрения их грамматической формы. Тип языка определяется по характеру словоизменения, словообразования и синтаксиса. Типологическая классификация делиться на морфологическую типологию, фонетико-фонологическую типологию и контенсивную типологию.
Морфологическая типология
Морфологическая типология является наиболее разработанной типологической классификацией и наиболее распростаненной, так как морфология — самый устойчивый ярус языка.
С морфологической точки зрения язык можно отнести по характеру выражения грамматических значений, к синтетическим или аналитическим языкам; по способу словообразования к изолирующим (аморфным), аффиксирующим или инкорпорирующим (полисентетическим) языкам; по способу присоединения аффиксов и их функциям, к флективным (физионным) или агглютинативным языкам.
Языки синтетического и аналитического строя
В языках аналитического строя, грамматические значения выражаются синтаксически, а не морфологически, с помощью служебных слов (например, а английском языке, для выражения грамматических значений используются модальные глаголы, предлоги, порядок слов). В языках синтетического строя грамматические значения передаются в рамках самого слова. В синтетических языках морфемы разного типа объединяются и синтезируются в рамках одного слова. (например, в русском языке, грамматические значения выражаются с помощью словоизменительных аффиксов и флексий).
Изолирующие (аморфные) языки
С точки зрения роли, которую выполняют аффиксальные морфемы и флексии в языке, языки классифицируют по двум критериям: среднее колличество морфем в слове и насколько крепко они связаны в слове.
Изолирующие языки также называются аморфными (с др. греч. а — «не, без», морфи — «форма», безформенный). Исходя из этимологии названия, слово в изолирующих языках, как правило, имеет простую, зачастую, односложную форму. В таких языках, аффиксы играют небольшую роль и слово состоит, как правило из одной морфемы — корня. В изолирующих языках соотношение между словами и морфемами близко к значению 1:1.
Изолирующие языки широко распространены в Юго-Восточной Азии. Примеры изолирующих языков: китайский, тайский, вьетнамский и др.
Аффиксальные (аффиксирующие) языки
Аффиксальные языки характеризуются большой ролью, которую играют в словообразовании аффиксы и высоким соотношением слов к морфемам. Например, в русском языке это соотношение в среднем 1:4 (в составе слова «безобидный» 4 морфемы: без — префикс (приставка), обид — корень, н — суффикс, ый — флексия (окончание).
Инкорпорирующие (полисинтетические) языки
Инкорпорирующие (полисентетические — от греч. поли — «много», синтесеми — «соединять вместе» ) языки — это языки, структура которых строится на приеме инкорпорации. Инкорпорация (с лат. incorporatio «включаю в себя») — в общем смысле это включение маленьких объектов в состав большого; в лингвистике это явление, когда предложение выражается не несколькими самостоятельными и в звуковом отношении отдельными словами, а одним сложным словом, состоящим из глагола и тесно слитых с ним подлежащего, дополнения и других членов предложения. Например: чукотский язык —
Тымэйӈылевтпыгтыркын (t-ə-mejŋ-ə-levt-pəγt-ə-rkən) — У меня сильно болит голова. В одном слове содержится пять морфем, три из которых являются корневыми; эскимосский язык —
igdlo-ssua-tsia-lior-fi-gssa-liar-qu-gamiuk
дом-большой-довольно-изготавливать-место-быть-идти-велеть-когда.он.его,
«Велев ему пойти туда, где строился довольно большой дом».
Флективные (фузионные) языки
В языках флективного строя (от лат. flectivus — гибкий) доминирует словообразование при помощи флексий, формантов, сочетающих сразу несколько значений. Классическими примерами флективных языков являются латинский, русский языки. Можно сказать, что все устойчивые индоевропейские языки являются флективными.
Агглютинативные языки
В языках агглютинативного строя (от лат. agglutinatio — приклеивание, англ. glue — «клей») доминирующим приемом в словообразовании является агглютинация («приклеивание» к корню различных формантов, каждый из которых несет только одно значение.) Такими образом агглютинативный строй прямопротивопоставлен флективному).
К агглютинативным языкам относятся: тюркские, некоторые финно-угорские, монгольские, корейский, японский, грузинский и др. языки. К агглютинативным языкам относился также и шумерский язык.
Пример агглютинации: казахский: «моим друзьям» — достарыма (дос — «друг», -тар — формант множественного числа, -ым — притяжательный формант 1-го лица «мой», -а — формант дательного падежа).
Русский язык в морфологической типологии
Русский язык относится к синтетическим, аффиксальным, флективным языкам.
Казахский язык в морфологической типологии
Казахский язык относится к синтетическим, аффиксальным, агглютинативным языкам.
Турецкий язык в морфологической типологии
Турецкий язык относится к синтетическим, аффиксальным, агглютинативным языкам.
Английский язык в морфологической типологии
Английский язык относится к аналитическим, изолирующим языкам.
Немецкий язык в морфологической типологии
Немецкий язык относится к аналитическим, флективным языкам.
Французский язык в морфологической типологии
Французский язык относится к флективным языкам.
Испанский язык в морфологической типологии
Испанский язык относится к флективным языкам.
Итальянский язык в морфологической типологии
Итальянскйи язык относится к флективным языкам.
Китайский язык в морфологической типологии
Китайский язык является изолирующим.
Арабский язык в морфологической типологии
Арабский язык сочетает в себе признаки флективного и агглютинативного типов. Ф.Ф. Фортунатов выделил семитские языки в особый промежуточный класс флективно-агглютинативных языков.
Лингвистические универсалии
Универсалии — свойства, присущие всем или подавляющему большинству естественных языков. С этим понятием связано имя Джозефа Гринберга.
Структура [система] языка (языковая система)
Языковая система — это система языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Многие отношения в языке между языковыми единицами строятся на противопоставлении (например, согласные и гласные звуки, самостоятельные и служебные части речи, синонимы, противопоставленные члены в рамках грамматических категорий). Если какой-то компонент языковой системы ничему не противопоставлен, значит, он не имеет системного характера.
Компоненты языковой системы:
1). Уровни языка;
2). Единицы (элементы) языка;
3). Парадигматические и синтагматические отношения;
4). Знаковость языка;
5). Форма и функция языкового знака.
Уровни системы языка и их элементы
Главным компонентом языковой системы являются уровни языка. Уровни языка — это подсистемы общей языковой системы. Языковые уровни выстраиваются по принципу иерархии, где элементы каждого нижнего уровня входят в состав более высокого: (снизу вверх) фонемный уровень (фонемы), морфемный уровень (морфемы), лексический уровень (лексемы), синтаксический уровень (синтаксемы [форма слова], словосочетания, предложения [простые и сложные], текст). Фонемный уровень является дограмматическим, остальные — грамматическими уровнями.
Фонема
Фонемы — общепринятые звуковые образы; Фонема — это абстрактный звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Понятие фонемы отличается от понятия звука. Фонема — единица языка, звук — единица речи. Звук в речи может иметь индивидуальные особенности произношения говорящего, но он отражает конкретную фонему. Например, в слове «дуб», звук «п» в речи отражает фонему «б». В русском языке пары звонких и глухих согласных могут выступать в роли вариаций одной фонемы в разных позициях.
Морфема
Морфема — самая маленькая значимая единица грамматики.
Морфемы — это части слова: корни, различные аффиксы (префиксы [преставки], суффиксы, инфиксы, потсфиксы) и флексии (окончания). В слове выделяют две главные структурные части: основа слова (корень и аффиксальные морфемы) и окончаение (флексия).
Корень — это «основа основы», носитель лексического значения слова.
Аффиксальные морфемы выполняют словообразующую и формообразующую функции; образуют видовые формы глаголов, причастий, деепричастий, степени сравнения прилагательных и наречий, слова с оценочным значением, названия людей по их роду деятельности, названия предметов по их функциональности и т.д.
Окончание выражает грамматические формы слова: падежные формы имен, личные и особые формы глаголов, также помогает определить тип склонения существительных и спряжения глаголов.
Лексема
Лексема — это слово, как абстрактная единица. Лексема является совокопностью всех парадигматических форм и значений (словоформ) одного слова. Например, «книга», «книгу», «книгой» — это словоформы лексемы «книга».
Синтаксема
Синтаксема — это низшая единица синтаксического уровня. Синтаксема — это грамматическая форма слова, которая в синтаксической конструкции наделена определенной ролью. Например, падежные формы слова в предложении выполняют разные функции.
Словосочетание
Словосочетание — элемент синтаксического уровня. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонента. В словосочетаниях выделяют три основных типа синтаксических отношений между главным и зависимым компонентами: атрибутивные, объектные, обстоятельственные.
Фонетика
Фонетика (с греч. «фони» — «звук») — это особый раздел лингвистики, который изучает низший, дограмматический уровень системы языка — фонетический (звуковой). Фонетика как прикладная наука появилась только в XX-м веке. Ее возникновение было обусловленно развитием технической мысли и изобретением такого устройства, как фонограф (от греч. фони — «звук», графо — «пишу»), который позволил записать живую речь.
В задачи фонетики входят:
1). обучение правильному произношению;
2). выявление деффектов речи и разработка методов их устранения;
3). оптимизация орфографии.
Разделы фонетики
В фонетике различают два раздела: общую фонетику (изучает общие, системные представления о звуковой стороне языка) и специальную фонетику (изучает фонетику конкретного языка).
Морфология и морфемика
Морфология (от др. греч. морфи — «форма», логос — «слово, учение») — раздел грамматики, который изучает слова, их внутреннюю структуру, их значимые части, их функционирование как частей речи.
Морфемика изучает морфемы.
Лексикология
Лексикология — наука о лексическом составе языка.
Синтаксис
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, и сочетание слов внутри них.
Слово
Слово — центральная единица языка, служащая для наименования предметов, их свойств, явлений действительности, обладающая совокупностью фонетических, семантических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.
Структура слова
Слово — сложная структура, имеющая три уровня, на каждом из которых ведяляются слови элементы: фонетический уровень (гласные и согласные объединенные в слоги), морфологических уровень (принадлежность слова к части речи, отраженная комплексом фонем), семантическая (лексическое и грамматическое значение). Лексическое значение — само содержаение слова. Грамматическое значение — это значение слова, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).
Семантический уровень слова
На семантическом уровне в структуре слова выделяют такие единицы как: архисема, сема и семема. Например, семема «отец» имеет семы: мужской пол, родитель, прямое родство, кровное родства, первое поколение. Архисемой будет «родственник».
Архисема
Архисема — это родовая, интегрирующая сема, наиболее отвлеченное и обобщенное значение слова.
Семема
Наиболее конкретизированное значение слова, минимальная единица системы содержания, совокупность сем.
Формы существования языка
С точки зрения форм существования языка, разделяют утстую и письменную формы, литератруный и разговорный язык.
Литературный язык
Понятие литературного языка не следует путать с языком художетсвенной литературы (это один из стилей книжной лексики). Литературный язык — это основная, наддиалектная, образцовая форма национального языка.
Общенародный (национальный) язык
Общенародный (национальный, разговорный) язык — это язык народа во всех формах его проявления. В национальном языке выделяют следующие формы: диалекты, жаргон, арго, профессионализмы, просторечие.
Диалект (диалектизмы)
Диалектизмы — это лексика характерная для людей, проживающих в той или иной местности. Диалектная речь — речь людей объединенных территориального. Яркий пример языка со множеством диалектов — английский. Каждому диалекту английского языка присущи уникальные диалектизмы, которых нет в других диалектах. Эталонным английским языком является британский английский. В американском диалекте присутствуют такие отличия британского как garden — yard, autumn — fall, flat — apartment, film —movie, subway — underground, lift — elevator и т.д. Австралийский диалект характеризуется любовью к сокращениям (arvo — afternoon, footy — football, biccy — biscuit, defo — definitly), в ирландском диалексте есть уникальные диалектизмы (craic — шумная вечеринка, gob — mouth, shebeen — pub).
Жаргон (жаргонизмы)
Жаргонизмы это экспрессивные специфические слова, характерные для неформального общения между людьми, темно связанными общими интересами.
Профессионализмы
Профессионализмы — это специализированная лексика, характерная для общения между людьми, связанными одной сферой деятельности.
Типы письма по характеру начертания
В истории письменности выделяют несколько типов письма: пиктографию, идеографию, морфемографию, силлабическое письмо и фонографию (звуковое письмо).
Пиктография
Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) обозначается такое письмо, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности. Каждый знак такого письма передает целое сообщение, графически не расчлененное на отдельные слова. В современном мире также используется пиктографическое письмо, например, изображения на дорожных знаках, знак креста у входа в аптеку, треугольные человечки на дверях в таулете и т.п.
Идеография
Идеографическое письмо (от греч. idéa — идея, образ и grápho — пишу), тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы. Пример идеографики — иероглифы. Идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма.
Фонографическое (звуковое) письмо
В фонографической системе письма знаки (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, т.е. слоги (силлабическое письмо) или звуки (фонетическое письмо). Фонография имеет очевидные преимущества перед идеографией и тем более перед пиктографией. Хорошо развитая идеографическая система письма насчитывает обычно тысячи знаков. Современные фонографические системы письма насчитывают несколько десятков знаков (букв). Таким образом достигается громадная экономия сил и времени, затрачиваемых на освоение грамоты. Фонография обеспечивает точную фиксацию не только содержания высказывания, но и всех элементов его структуры. Таким образом, основные преимущества: больше знаков для выражения большего количества смыслов, и простота в освоении грамоты.
Алфавит
Алфавит — это форма письменности, в которой отдельные знаки — буквы обозначают фонемы языка. Выделяют следующие виды алфавитов:
Консонантно-вокалические алфавиты — буквы обозначают как гласные, так и согласные (к ним относятся кириллица, латиница, греческий алфавиты).
Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальных знаков (огласовки). Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного — современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных (матрес лекционис).
Матрес лекционис — в консонантном письме согласные буквы, используемые для обозначения гласных (преимущественно долгих) со сходной артикуляцией.
Слоговые алфавиты (силлабическое письмо) — буквы обозначают целые слоги. В строгом смысле, их сложно отнести к алфавитам.
Графика
Графика (от др. греч графи «писать» — это тоже самое, что и письменность, совокупность графем, букв, знаков препинания.
Графема
Графема — минимальная единица письменности. В алфавитных системах — буква, в неалфавитных, слоговый знак, идеограмма, иероглиф и т.п.
Орфография
Орфография (с др. греч. орфос — «правильный», графи — «писать») — то же самое, что правописание.
Принципы орфографии
Существует три основных принципа русской орфографии: морфологический (в слабой позиции пишется та же буква, что и в сильной; корень будет писаться одинаково в любой форме слова), фонетический (пишется именно та буква, которая обозначает звук, который слышится) и традиционный (правописание обусловленно традицей, оно сложилось исторически).
Орфоэпия
Орфография (с др. греч. орфос — «правильный», эпос— «речь») — совокупность правил устной и письменной речи, закреплённых в литературном языке. Понятие орфоэпии включает нормы произношения и ударения, правильность использования речевых оборотов в речи и на письме.
Литературные нормы орфоэпии делятся на две части: правила произношения гласных и согласных звуков, правила произношения ударений.
Транскрипция
Транскрипция — запись эталонного звучания, литературной нормы произношения.
Транслитерация
Транслитерация — точная передача знаков одной письменности знаками другой письменности.
Знак. Функции знака
Знак служит для передачи информации. В семиотике выделяют два типа знаков: естественные (знаки-признаки, например, тучи, штиль на море) и искуственные (условные, например, знаки дорожного движения).
Типы знаков в семиотике
Чарльз Пирс создал следующую классификацию знаков по типу замещения референта: иконки (содержат изображение предмета), индексы (указывают на предмет), символы (обозначают предмет условно, на основании конвенции).
Речевой аппарат
Речевой аппрат — это совокупность органов человека, необходимых для воспроизведения речи. Состоит из трех отделов: дыхательный (грудная клетка, легкие, бронхи, трахея), голосовой (гортань, голосовые складки), артикуляционный (надгортанный отдел, губы, зубы, язык, спинка языка, твердое и мягкое нёбо). В процессе артикуляции речевой аппарта имеет три фазы состояние приступ (экскурсия), выдержка, и отступ (рекурсия).
Этапы формирования языкознания
конец III в. до н.э. — начало II в. н.э. — античная философия языка (Платон, Аристотель);
II в. н.э. до конца Раннего Средневековья, X в. н.э. — античные теории грамматики. Эпоха Возрождения. («Грамматика латинского языка» Марк Теренций Варрон).
Конец XV века, 1492, открытие Америки. Эпоха Просвящения. Грамматика Пор-Рояля (фр.) Антуан Арно и Клод Лансло.
Сравнительно языкознание (Уильям Джонс, 1786, Франц Бопп, Расмус-Кристиан Раск, А.Х. Востоков, М.В.Ломоносов)
5. Системная лингвистика (конец 19 — начало 20)
6. Структурная (школы структурализма)
7. Антропоцентрическая (Ноам Хомский и др.)
Школы структурализма
Де Соссюр — Швейцария, Женева. Ученики Шарль Балли и Альбер Сеше.
А. Мейе — французская школа, Парижский лингвистический кружок. Ученик: Жозеф Вандриес.
Чехия, Пражский лингв. кружок, школа функционального структурализма. Вилем Матезиус, Владимир Скаличка, Николай Трубецкой и другие.
Дания, Датский структурализм, Копенгагенская школа языкознания, глоссематика — Луи Ельмслев.
Американский структурализм, дескриптивизм — Леонард Блумфилд, Генри Глисон, Зелик Харрис (учитель Хомского).
Лондонская школа — Джон Руперт Фёрс.
Стилистическое расслоение языка
В современных развитых национальных языках существует, как правило, три стиля: нейтральный, разговорно-бытовой и книжный.
Нейтральная лексика объединяет в своем составе слова эмоционально нейтральные, экспрессивно не окрашенные. Она составляет основу лексической системы языка.
Разговорно-бытовая лексика в первую очередь делится на общенародную (общеупотребительную лексику) и лексику ограниченной сферы употребления. Общенародная лексика делится на разговорно-литературную (не противоречащую нормам литературного языка) и просторечие.
Лексика ограниченной сферы употребления делится на: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и арготизмы.
К книжной лексике относится только строго нормированная литературная лексика. Книжная лексика стилистически делится на официально-деловую лексику, научную лексику, публицистическую и художественную (торжественно-поэтическую).

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 12 Rgp 2023 17:28 
Prisijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27139
Miestas: Ignalina
Гидронимы и топонимы - самые надежные доисторические (дописьменные) источники, показывающие этническую принадлежность населения, проживавшего в этих местах.

Они очень точно отражают этническую историю - смену этносов и их языков на конкретной территории.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 2 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007