Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė) http://www.lndp.lt/diskusijos/ |
|
Кальвинизм в 16 веке становился доминирующей религией в княжестве http://www.lndp.lt/diskusijos/viewtopic.php?f=14&t=12151 |
Puslapis 1 iš 1 |
Autorius: | Žygeivis [ 03 Lie 2017 21:15 ] |
Pranešimo tema: | Кальвинизм в 16 веке становился доминирующей религией в княжестве |
Будславский фэст: дорога к познанию себя Валентин Антипенко, Беларусь Хозяйственник и краевед https://imhoclub.lv/ru/material/budslav ... ent1161353 Выдержка: В 1596 году была одобрена Брестская уния, которая подчинила белорусскую православную церковь Риму. Поначалу православные белорусы ей воспротивились, однако в местностях, где православие было в меньшинстве или выступало вперемешку с католицизмом, переход к унии произошёл относительно бесконфликтно в силу добрососедских отношений между православными и католиками. О господствующей в то время полной религиозной толерантности на Литве свидетельствовал даже сам митрополит российский Филарет (отец царя Федора Романова). В 1610—1619 годах он находился в польском плену и вспоминал с возмущением, что в доме белоруса «в кругу отца и детей, супругов и подданных уживались три или четыре веры: одни исповедуют в них веру христианскую (православную), другие — католическую, а третьи лютеранскую или арианскую. И вместе за одним столом едят и пьют, и входят в брачные отношения, а некоторые даже совместно молятся». (№29) Alexander Alex "лютеранство не прижилось в этих местах. А вот совместная жизнь католиков и православных явно складывалась неплохо." - Протестантизм в ВКЛ вполне себе прижился в 16 в: "В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий; в православии остались только 16, остальные стали кальвинистами[63]. К 1563 году в Великом княжестве Литовском было 195 православных храмов и около 50 монастырей. Католиков же к 1563 году оставалось всего около тысячи, в Жмудской епархии, например, из 700 костёлов работало всего 6. В кальвинизм перешли даже два иерарха католической церкви ― епископ жемайтийский Ян Пяткевич и епископ киевского диоцеза Николай Пац[64]. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве. В 1565 году кальвинисты королевским Виленским привилеем уравнены в правах с католиками и православными[49]. На Брестском соборе 1596 католики, укоряя православных за союз с кальвинистами, говорили: «Вы имеете в них (протестантах) больших приятелей, которые у вас в новогродском воеводстве опустошили 650 церквей»[65]." Тогда же и православные получили равные права с католиками. Но с началом Контрреформации и религиозных войн в 17 в. протестантизм в РП был разгромлен, а православная церковь подчинена Риму (униатство). (№31) Валентин Антипенко, Беларусь - Alexander Alex (№29) Протестантами и кальвинистами становились в основном крупные землевладельцы. У нас не было супербогатых Радзивиллов и им подобных сторонников реформации. Родовитые же Козел-Поклевские, Каменские, Незабитовские и другие были ревностными католиками. В "этих местах", а именно Кривичско-Долгиновско-Будславском регионе, протестантская церковь, несмотря на попытки внедрения, не прижилась, так как костёлы здесь имели очень большое влияние, а православие - меньшее. Тому была веская причина - в местечках Кривичи, Будслав и Долгиново лютеранство прижиться не могло, поскольку здесь проживало большое количество литовцев (аукшайтов), которых у нас называли литвинами, татар, поселённых Витовтом, и процентов 70 населения - евреи, загнавшие ростовщичеством крестьян в большую кабалу. Т.е. социальной базы для церковных реформаторов не было. (№32) Alexander Alex - Валентин Антипенко (№31) Вы читали историческую справку в исходном сообщении? - даже жемайтский епископ перешел в кальвинизм. Или у вас другой глобус Беларуси? Посмотрите хотя бы Вики. Я, конечно, понимаю, что вы, как католик, считаете костел основой Польши и Западной Белоруссии и что так было всегда - но это не так. Более того, даже многие польские мыслители (почитайте напр. Яна Стахнюка), считают, что именно победа Контрреформации привела к упадку народного польского духа, а Польшу - к катастрофе (Потоп, восстание Хмельницкого) и разделам. (№56) Kęstutis Čeponis, Литва - Alexander Alex (№38) -----сначала у нас в деревне был православный храм - мы ходили туда, потом пришли поляки - мы стали католиками---- Эти места являются историко-этническими литовскими землями, которые вплоть до 15 века были языческими. А это карта современной Беларуси с названиями литовских деревень - в их названиях литовские суффиксы и префиксы: -ишки -янцы -ажу- -унцы -уны http://toponim.by/?q1=-%D0%B8%D1%88%D0% ... 1%82%D1%8B и так далее... - можно так пройтись по всем литовским суффиксам (а их свыше сотни). И именно поэтому тут появилось католичество, когда Йогайла и Витаутас крестили Аукштайтию в 1387 г., и поставили первые католические костелы. Православие было тогда распространено намного восточней, а в эти места православие было занесено иммигрантами, особенно во времена царской оккупации в 19 веке. (№39) Alexander Alex - Борис Мельников (№37) Все это тоже было - последнюю банду "лесных братьев" в РБ ликвидировали только в 1955 г., а "восточников" и местную администрацию убивали и позже (у нас в деревне председателя колхоза застрелили в последний раз в 1958 г.). Основой антирусских настроений и в Белоруссии, и на Украине была католическая церковь, но если на Украине она сохранила свое влияние через униатов, то в Белоруссии униаты просто разделились между католической и православной церковью. Причем после войны в Белоруссии действовала программа переселения в Польшу, и многие католики, считавшие себя поляками, просто выехали. (№58) Kęstutis Čeponis, Литва - Alexander Alex (№39) ---Причем после войны в Белоруссии действовала программа переселения в Польшу и многие католики, считавшие себя поляками, просто выехали. ---- Не совсем так - уезжать могли все, у кого было довоенное польское гражданство. Поэтому люди просто убегали таким способом от сталинских колхозов с их голодом и от депортаций в Сибирь - в том числе тогда в Польшу уехали и десятки тысяч местных литовцев. А тех, кто не уехал, в 1948-49 году отправили в концлареря в Сибирь и Казахстан - в том числе практически почти всех местных литовцев, которые тут еще оставались. (№40) Виктор Юрчик, Беларусь - Alexander Alex (№39) "Основой антирусских настроений и в Белоруссии и на Украине"(с) Не слыхал я про "антирусские настроения", а антисоветские, имхо это из "другой оперы". (№50) Георгий Андриевский, Беларусь - Alexander Alex (№39) Русофобия и антисоветизм в Белорусии носили ярко выраженный польский этнический характер. Чем больше поляков в р-не, тем больше там было бандитизма и терроризма. (№53) Alexander Alex - Георгий Андриевский (№50) Небольшая поправка: этнических поляков в Белоруссии было немного - да и то большинство их уехало после 39 г. Деление шло по религиозному принципу: до сих пор старики иногда спрашивают "Ты католик або(или) руски?" или говорят о себе "Мы руския - рускай веры!". Т.е. к полякам себя причисляют, в основном, этнические белорусы-католики. (№60) Kęstutis Čeponis, Литва - Alexander Alex (№53) ---Т.е. к полякам себя причисляют, в основном, этнические белорусы-католики.---- Уточнение - практически все эти "поляки - этнические белорусы-католики" на самом деле это славянизированные за несколько последних веков этнические литовцы, языческих предков которых и крестили по католическому обряду в конце 14 века (православных тогда не крестили). (№54) Георгий Андриевский, Беларусь - Alexander Alex (№53) Вы хотите сказать, что это не польские этнические банды АК убивали белорусов и русских - чиновников и коммунистов, а некие таинственные организации белорусских католиков? (№55) Alexander Alex - Георгий Андриевский (№54) АК, а тем более - откровенные банды, не являлись этническими организациями, и в наших краях большинство из них составляли местные жители, не являвшиеся этническими поляками. Хотя руководители и офицеры АК, действительно, были в основном поляки. |
Autorius: | Žygeivis [ 19 Bir 2019 21:46 ] |
Pranešimo tema: | Re: Кальвинизм в 16 веке становился доминирующей религией в княжестве |
https://www.facebook.com/groups/1533380 ... up_comment Kęstutis Čeponis Виленский привилей 1563 года - уравнивал в политических правах в первую очередь православную шляхту с католической шляхтой. Виленский привилей 1563 года ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме. Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты. Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года. В 1565 году и кальвинисты королевским Виленским привилеем уравнены в правах с католиками и православными. Вообщем почти 500 лет православные бояре ждали, ждали и наконец дождались - из "негров" ВКЛ стали почти людьми.... :) Но веселье продолжалось не долго - в 1596 году была одобрена Брестская уния, которая подчинила белорусскую православную церковь Риму. И православных опять "загнали" в угол... C началом Контрреформации и религиозных войн в 17 в. и протестантизм в РП был разгромлен, а православная церковь подчинена Риму (униатство). |
Puslapis 1 iš 1 | Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |