Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 09 Geg 2024 22:16

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 05 Lap 2018 19:13 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27136
Miestas: Ignalina
Великий князь литовский Ольгерд: реалии против свядомых мифов


https://imhoclub.by/ru/author_page/6838

Дмитрий Перс
Руководитель проекта «Отечеству верны»

Как говорил барон Амабль Гийом Проспер Брюжьер де Барант, «история не должна унижать себя до того, чтобы сделаться отголоском современных дрязг». Единственное, что можно добавить к его словам, так это то, что унижает история не сама себя, а вполне конкретные персоналии занимаются трактовкой исторических фактов.

История Беларуси не исключение, у нас точно также определенными силами искажается история с целью получения сиюминутной выгоды или ввиду далеко идущих политических амбиций. Оппозиционными структурами, в прямом смысле этого слова, заваливается интернет-пространство околонаучными мифами.

Оппозиционные историки не гнушаются опираться на недостоверные данные, взятые неизвестно откуда, неполные данные, где опускается ряд моментов, чтобы придать событию другое значение и т.д.

Не избежал участи такого подхода к истории и легендарный великий князь литовский Ольгерд.

Paveikslėlis

Неудивительно, что он стал мишенью для свядомых специалистов по искажению истории, ведь Ольгерд занимает видное и почетное место среди остальных князей. Это связано, в первую очередь, с его достижениями, в частности, с тем, что за время его правления территория Великого княжества Литовского увеличилась практически в два раза.

Понятно, что такого персонажа из нашей истории, как Ольгерд, змагары неистово будут примазывать к себе и создавать вокруг него политически ангажированный миф.

Но позволить им отнять нашу историю просто недопустимо, иначе у нас ее просто не станет, так как в их руках всё не только искажается, но и впоследствии просто разваливается и исчезает. Их подход к истории схож с поведением бандита, проникнувшего в ювелирную лавку.

Лучший способ противодействовать преступникам — это освещение и гласность.

Семья Ольгерда


Итак, по порядку.

Ольгерд был рожден в 1296 году, его отцом был великий князь литовский Гедимин, а матерью — княжна Евна из Полоцка. О происхождении Гедимина достоверно не известно, есть несколько версий.

По одной из версий он был потомком Пукувера Бодивида, который упоминается в хронике Петра фон Дусбурга. В позднем источнике известном как Хроника Быховца о Витене упоминается, что он был «з именя держачого в Жомойти речоного Эйрагола», что может свидетельствовать о жемайтском происхождении Пукувера.

Польский историк Юзеф Пузына предположил, что Пукувер может быть одним лицом с упомянутым в Ипатьевской летописи под 1289 годом Будикидом или, что более вероятно, его братом Будивидом (Насевіч В. Л. Путувер // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. — Т. 6. — Кн. 1. — Мінск, 2001. С. 8., Puzyna J. Kim był i jak sie naprawdę nazywał Pukuwer ojciec Giedymina // Ateneum Wileńskie. — T. 10. — 1935. — S. 1-43.). В 1970-х годах Ежи Охманьский выдвинул версию о том, что Гедимин был потомком Сколоменда. Эта версия основывается на словах сыновей Ольгерда, переданных в древнерусской поэме «Задонщина»:

«Молвяше Андреи Олгордович своему брату: «Брате Дмитреи, сами есмя собе два браты, с(ы)н(о)ве Олгордовы, а внуки мы Доментовы, а правнуки есми Сколомендовы…»; Кирилло-Белозерский список: Молвяше Андреи к своему брату Дмитрею: «Сама есмя два брата, дети Вольярдовы, внучата Едиментовы, правнучата Сколдимеровы».

Так как поэма пропускает известное из других источников поколение князей Будикида и Пукувера, Охманьский предположил, что Сколоменд был отцом Пукувера и дедом Гедимина (Охманьский Е. Гедиминовичи — «правнуки Сколомендовы» // Польша и Русь. — М., 1974. — Стр. 358—364.).

По мнению Стивена Роуэлла, Сколоменд мог быть тестем Гедимина (Rowell S. C. Iš viduramžių ūkų kylanti Lietuva. — V., 2001.). По мнению Томаса Баранаускаса, Гедимин мог приходиться Витеню двоюродным, а не родным братом (Baranauskas T. Gedimino kilmė // Voruta. — 44 (278). — 1996.).

Подтверждением того, что Гедимин принадлежал этническим литовцам, то есть балтам, а не славянам, свидетельствует и то, что изначально Гедимин правил замком в земле Паграуде близ Кведарны и Шилале. Также в пользу его литовского происхождения свидетельствует и то, что его имя имеет балтское происхождение, а не славянское.

Paveikslėlis

Про мать Ольгерда известно еще меньше. Предположительно, что она была дочерью Тройдена Полемоновича. Известно только одно наверняка — они были этническими литовцами.

Paveikslėlis

Если вспомнить историю Руси, куда входили и современные земли Беларуси, и в прошлом земли ВКЛ, то можно заметить, что один из последних полоцких князей был в союзе с литовцами против тевтонского ордена, а также был женат на дочери литовского князя Довгерда (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907).

О детях последнего полоцкого князя ничего неизвестно, а это и объясняет то, как литовцы оказались в полоцких князьях в дальнейшем (von Taube M. Stammtafel der freiherl. Zweiges d. Familie v. Taube aus d. Hause Maart u. Hallinap. — SPb., 1899.).

Конечно, весьма удивительно, что на протяжении нескольких поколений местные русские князья заключали союзы с литовцами через браки своих дочерей, при этом умирали довольно рано, не оставляя наследников мужского пола. Причем очень любопытно, что данный странный факт касался не только Полоцка, но и других территорий современной Беларуси.

Paveikslėlis

С семьей Ольгерда мы разобрались, рассмотрев его происхождение, для лучшего понимания его личности. Также очевидно, какой изначально он обладал поддержкой, в силу того, что во многих городах беларусских земель во власти уже были этнические литовцы.

Вокняжение Ольгерда


В 1318 году Ольгерд женится на русской княжне из Витебска Марии — дочери витебского князя Ярослава Васильевича, потомка полоцкой княжеской ветви Рюриковичей.

Мария стала матерью пятерых сыновей и двух дочерей Ольгерда. Известно, что все дети Марии и Ольгерда росли на православных русских землях и сами были крещены по православному обряду (Ivinskis Z. Lietuvos istorija iki Vytauto Didžiojo mirties. — Rome: Lietuvių katalikų mokslo akademija, 1978. — p. 259).

Стоит отдельно отметить, что нигде ни Мария, ни Ярослав Васильевич не упоминаются как литвины, а если судить по деяниям сыновей Марии, то они не только были далеки от Литвы, но и стали мощными защитниками русских земель, русского народа и русской веры православной. Но об этом более детально — в следующий раз.

Спустя шесть лет после смерти Марии, в 1350 году, Ольгерд женится повторно. На этот раз опять не на литовской княжне, а на русской Иулиании Александровне, уж больно по душе ему было все русское. Отцом Иулиании Александровны, опять же, являлся не литовец, а великий князь Тверской (1326—1327; 1338—1339) и великий князь Владимирский (1326—1327) Александр Михайлович, которого ну никак не назовешь литовцем ни этнически, ни территориально.

При этом стоит отметить, что не гнушался Ольгерд, который якобы змагался, как сапраудны змагар с русскими, выдавать своих дочерей замуж за русских князей. Судя по всему, змагарские эксперды полагают, что это он делал на зло русским князьям. Не, ну теоретически такое могло быть, никто же не знает какой нрав был у Ольгердовских дочек.

Но история — это наука, а наука не терпит домыслов, она любит только факты. А факты остаются фактами:

1. Неизвестная историкам по имени дочь была выдана замуж за князя Ивана Новосильского. Из послания великого князя литовского Ольгерда константинопольскому патриарху Филофею Коккину — «Напали на зятя моего новосильского князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, не сложив клятвы, которую имели к ним».

2. Агриппина — жена суздальского князя Бориса Константиновича.

3. Евфросиния — жена великого князя рязанского Олега Ивановича.

4. Федора — жена князя Святослава Титыча Карачевского. При Святославе Карачевское княжество было завоевано Литвой, Святослав стал вассалом Ольгерда и женился на его дочери (до 1360).

5. Елена — жена Владимира Андреевича Храброго (Внук Великого князя Московского Ивана I Калиты. Двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Донского. Прадед (по матери) великого князя московского Ивана III Васильевича).

Итого получается, что из десяти дочерей пять были замужем за русскими, четыре за поляками, и одна очень мутная история внутрисемейных разборок — Мария Ольгердовна, которая была выдана замуж своим братом Ягайло за его фаворита Войдило.

В 1381 году во время Гражданской войны в Великом княжестве Литовском 1381—1384 годов Войдило был казнён дядей Марии князем Кейстутом (Хроника Быховца / Сост. и автор предисл. Н. Н. Улащик. — М.: 1966. — С. 61-62.).

Во второй раз Мария Ольгердовна была замужем за Давидом. По мнению Юзефа Вольфа, поддержанному, в том числе Яном Тенговским, вторым мужем Марии был городецкий князь Давид Дмитрович, о чём свидетельствует запись в Любецком синодике, в котором Давид Дмитриевич упоминается вместе со своей женой Марией (Tęgowski J. Pierwsze pokolenia Giedyminowiczów. — Poznań-Wrocław, 1999. — ISBN 83-913563-1-0. — S. 143—145.).

Последний раз в документах Давид упоминается в 1418 году в качестве первого перечисленного свидетеля Витовта в документе, изданном Гжегожу Шипу. Единственным сыном Дмитрия и Марии был Митка (Дмитрий), названный сестричем Свидригайло в документе от 1451 года.

При этом князья Лукомские считали, что их род происходил от сестры Ягайло. Этой сестрой могла быть только Мария. По мнению Леонтия Войтовича, Лукомские происходили от второго брака Марии с Давидом Дмитриевичем (Войтович Леонтій. Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1.]).

Paveikslėlis

Лицевой летописный свод: «В том же году великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович прислал на Москву к великому князю Семену Ивановичу, прося отдать за себя сестру его жены, то есть его свояченицу, дочь великого князя Александра Михайловича Тверского именем Ульяна. Он же, посоветовавшись с духовным отцом своим преосвященным Феогностом, митрополитом Киевским и всея Руси, отдал за него свояченицу свою Ульяну».

Из этого видно, что Ольгерд не тяготился ни брачными, ни родственными связями с русскими.

Взаимодействие Ольгерда с русскими князьями


Ряд пвсеводисториков утверждает, что он противился всему русскому, а так ли это — давайте вместе разберемся.

Начнем с того, что в 1341 году он был приглашен жителями Пскова для защиты города от немецких рыцарей. В русскости Пскова не сомневаются даже самые замшелые околоисторики, они просто поэтому либо опускают этот факт, либо преподносят его в виде разного рода трактовок.

А факт остается все равно фактом. Абы кого для защиты своих земель звать никто не будет, и уж тем более предлагать княжеский престол. Правда, Ольгерд отказался, оставив на престоле своего сына Андрея.

Paveikslėlis

Русское войско встречает литовских союзников — князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского

Любопытен факт, как Ольгерд присоединял русские земли к ВКЛ.

В то время как его брат Кейстут воевал против немецких рыцарей, Ольгерд уделил существенное внимание противостоянию с Золотой Ордой и расширению своего влияния в Пскове, Новгороде, Смоленске.

Так, например, Г.М. Левицкий в своем труде «Великое княжество литовское» рассматривает взаимоотношения между ВКЛ и Новгородом, а также Псковом. Ольгерд не только неоднократно выступал в защиту Пскова, но и оставил, как я уже писал выше, своего сына Андрея на княжение и своего воеводу Юрия Витовтовича, с целью укрепления своего влияния.

С Новгородом отношения были разнообразнее и сложнее.

Новгород, стремясь уклониться от уплаты дани Москве, нередко пытался заручиться поддержкой Литвы, что привело, в конце концов, к оформлению в Новгороде партии сторонников Ольгерда, которая уступала в значении и влиянии партии московской, но все же являлась ей значительным противовесом.

Paveikslėlis

Существенно больших успехов удалось достичь в Смоленске. Он выступил защитником смоленского князя Ивана Александровича и обязал его действовать с ним заодно. Сын Ивана Александровича, Святослав, стал уже в положение совершенно зависимое от литовского князя: он обязан и сопровождать Ольгерда в походах и давать смоленскую рать для борьбы с крестоносцами.

Стремления Ольгерда, христианина и женатого сперва на княжне витебской, затем на княжне тверской, были сосредоточены на освобождении русских областей от власти Золотой Орды и приобретении влияния в русских землях (Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.).

Около 1355 года Ольгерд «повоевал» Брянск, после чего ему подчинились и многие другие из уделов, на которые распадалось чернигово-северское княжение. Все чернигово-северские земли Ольгерд разделил на три удела: своему сыну Дмитрию он дал Чернигов и Трубчевск, Дмитрию-Корибуту младшему — Брянск и Новгород-Северск, племяннику Патрикею Наримунтовичу — Стародуб Северский.

В 1362 году Ольгерд разбил на берегах реки Синие Воды (левого притока Южного Буга) трёх татарских князей Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой орд, пытавшихся вновь подчинить себе Подольскую землю, отвоёванную у них отцом Ольгерда, Гедимином.

В руках Ольгерда оказался полный контроль над обширным пространством земли — вся левая половина бассейна Днестра, от устья реки Серет до Чёрного моря, весь бассейн Южного Буга, днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру до впадения реки Роси.

Черноморское побережье в районе современной Одессы на достаточно долгое время стало литовским. Княжившего в Киеве с 1320-х годов Фёдора сменил сын Ольгерда Владимир.

За обладание Волынью Ольгерду пришлось выдержать упорную борьбу с польским королём Казимиром III. Долголетний спор был закончен лишь в 1377, при Людовике, преемнике Казимира. При посредничестве Кейстута между Ольгердом и Людовиком был заключен договор, по которому уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий были признаны за Литвой, а Холмская и Белзская земли отошли к Польше.

Очевидно, что Ольгерд был не только превосходным и дальновидным дипломатом, но и прекрасным полководцем, сильным лидером. Неудивительно, что свядомиты пытаются его примазать к себе.

Теперь же перейдем к тем самым моментам, которые наиболее замызганы змагарской ересью и околонаучными фантазиями.

Противостояние Ольгерда и Москвы


Любимая тема змагаров — три похода Ольгерда на Москву.

Итак, как все начиналось — в середине 1360-х годов в Великом княжестве Тверском разгорелся территориальный спор между микулинским князем Михаилом Александровичем и кашинским князем Василием Михайловичем. На сторону кашинского князя встало Великое княжество Московское.

На сторону Михаила Александровича встал Ольгерд, женатый на его сестре Иулиании. Во время отъезда Михаила к Ольгерду Василий Кашинский с сыном Михаилом, князем Еремеем Дорогобужским и московскими полками подступил к Твери и осадил её.

Город взят не был, но были разграблены окрестности на правом берегу Волги. Михаил, вернувшись с литовскими полками, разгромил Еремея, подступил к Кашину, но ушёл, послушавшись тверского епископа Василия.

В 1368 году Дмитрий Иванович позвал Михаила в Москву, митрополит Алексей гарантировал ему безопасность, но над Михаилом был устроен третейский суд, он был захвачен и посажен в заточение. Михаила спас неожиданный приезд в Москву трёх ордынских мурз. Михаила отпустили, но он бежал к своему зятю Ольгерду в Литву.

События противостояния описывает Разин Е.А. — все три похода, несмотря на ряд успехов, закончились для Ольгерда неудачно. Причем в первых двух Ольгерд подходил к Москве, но на штурм так и не решился. Результатом третьего стало то, что он был вынужден принять условия Москвы и отказаться от поддержки тверского князя Михаила.

Говоря простым языком — нормальные пацаны порешали дела, кто там старший будет на районе. Авторитеты вступились за своих подопечных — и всё, нет никакой жуткой ненависти, только бизнес.

Змагары в этом видят то, что Ольгерд боролся с русскими, а нормальные люди понимают, что он вмешался в разборки одних русских, заручившись поддержкой других русских, например, Смоленска. То есть по факту получается, что это просто русские разборки за право быть первым и главным.

Борьбу за объединение вели все государства без исключения, преодолевая сопротивление местечковых князьков, которые жили по принципу, как в речи Цезаря, произнесенной, когда он проезжал мимо богом забытой галльской деревушки — «лучше я буду первым здесь, чем вторым в Риме».

А сила-то в единстве, только в единстве можно противостоять любым невзгодам, и в светлом будущем всего человечества нет места местечковому микродеспотизму, стремящемуся запереться в чулане, рычать на всех мимо проходящих и поколачивать палкой случайных зевак, неосторожно приблизившихся к захолустному логову.

Поэтому Ольгерд Гедиминович и велик, и Дмитрий Иванович тоже не менее велик, так как они оба вели к объединению всех русских земель. Возможно, они и не видели великую идею объединения народа, что так и останется неизвестным, но послужили ей на все сто, а может, даже на двести процентов.

Именно поэтому их величие пройдет сквозь века и тысячелетия, а свядомых экспердов ветер времени сдует не сегодня, так завтра, оставив только пыль на страницах истории, как бывало не раз со всякими проходимцами.

Об этом можно поговорить как-нибудь отдельно и более развернуто, а мы вернемся к нашей теме и перейдем к следующему источники змагарских профанаций.

Вероисповедание Ольгерда


Змагары очень часто либо забывают упоминать вероисповедание Ольгерда, либо утверждают, что он был язычником, а некоторые даже ухитряются его причислить к католикам, как это делает, например, директор музея Андрея Ольгердовича в Полоцке.

В споре с ним зашла как-то речь об отце Андрея — Ольгерде, и в ходе спора владелец музея стал утверждать, что видел какие-то там грамоты в музее книгопечатания в Полоцке (находится через дорогу от музея Андрея Ольгердовича), где упоминается, что крещен был Ольгерд по католическому обычаю.

Разумеется, я сразу же пошел в музей книгопечатания и поинтересовался, могу ли я посмотреть эти самые какие-то грамоты, где такое упоминается. На что сотрудники музея ответили: мало того что никаких таких упоминаний нет, так и грамот никаких таких тоже не имеется в открытом доступе — и никогда не имелось.

А теперь перейдем к фактам.

Летописи Быховца и Густынская, «Бархатная книга» говорят, что Ольгерд принял православие и православное имя Александр ещё до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года.

В. Б. Антонович в своем труде «История литовского княжества», опираясь на хроники Быховца и Густынской летописи, с толкованием Альберта Виюка-Кояловича («Historia Lituanae») утверждает, что Ольгерд старался придать своему переходу в православие не государственный, а частный, а потому и негласный характер.

А, например, заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П. Машерова, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Дулов утверждает, что договор Великого княжества Литовского с Ливонским орденом 1338 года закреплялся клятвой литовцев-язычников на своих святынях и крестоцелованием православных князей, среди которых назван и князь витебский.

Стоит упомянуть о том, что есть целый серьезный большой труд о вероисповедании Ольгерда О.И. Хоруженко. Хоруженко утверждает, что ни браки с православными княжнами, ни строительство православных храмов, ни крещение детей по православному обычаю, ни собирание русских земель не могут быть сами по себе доказательствами того, что Ольгерд был крещен в Православие.

На мой взгляд, весьма сомнительно, чтобы на христианских престолах оказывались язычники. Либо Ольгерд был реально единственным исключением из правил, либо что-то все-таки не совсем так, как видится Хоруженко.

Поэтому немного остановимся на этом труде.

Несмотря на серьезность труда и профессиональный подход, не совсем ясно на первый взгляд, почему Хоруженко не приводит полные цитаты из Полного собрания русских летописей, предпочитая давать вырванные из контекста фразы, которые, вместо того чтобы дать ответ, только лишь порождают больше вопросов.

Paveikslėlis

Ольгерд приезжает в Псков со своим братом Кейстутом, сыном Андреем, литовцами и витебчанами, языческое имя Ольгерда и Кейстута известно, а языческое имя сына Ольгерда остается тайной покрытой мраком.

Также очень не понятно, почему Хоруженко считает, что псковичи, обращающиеся к Ольгерду говорят именно об Ольгерде, а не о Кейстуте или Андрее? При этом, важным моментом является то, что в Псковских летописях указывается, что Андрей был крещен только тогда.

Paveikslėlis

Отсюда мы видим, что данная неточность связана не с Хоруженко, а скорее с самими летописцами, труды которых вместо конкретных выводов порождают только предположения и теории. Вот откуда у Андрея Ольгердовича православное имя, если он не был еще крещен?

Paveikslėlis

Далее О.И. Хоруженко утверждает, что эти события связаны не столько с религиозными воззрениями, сколько с тем, что данные мученики отказались принимать пищу, что могло быть расценено князем как измена. Да, косвенно это является доказательством того, что Ольгерд оставался язычником, так как не соблюдал православные традиции.

Но таких примеров история знает немало, Средневековье вообще не таким уж и религиозным было, как это представляется многим, особенно это касается привилегированных сословий, верования которых больше похожи на верования современных людей, которые и в церковь сходят, и с такой же легкостью блуду предадутся.

Но это все трактовки, а факт остается фактом — три приближенных князя, принявшие православие, были казнены за отказ пировать вместе с князем и исполнять свои прямые обязанности. Это вполне могло расцениваться как измена.

Все имеющиеся данные не позволяют однозначно утверждать, какой веры был Ольгерд, очевидно только то, что не католической, также очевидно, что язычником его пытались сделать как раз католические немецкие рыцари, которым необходимо было оправдать свою экспансию на восток.

Ну и еще, как говорится, фактов на вентилятор. История знает внука Ольгерда Остея, погибшего в 1382 году при обороне Москвы во время нашествия хана Золотой Орды Тохтамыша. Владимир Ольгердович ушел на службу в Москву после Салинского договора с крестоносцами 1398 года. И еще множество фактов, которые ну никак не говорят о реальной вражде между Ольгердом и его потомков с русскими.

Рассмотрев все это, можно сказать, что русофобство Ольгерда притянуто за уши, никакого этнического конфликта не было и быть не могло, скорее даже наоборот: Ольгерд, может, и не являлся русским по происхождению, но пребывание его в русской среде явно не осталось для него бесследным.

Ольгерд, будучи этническим литовцем, не боролся со всем русским, а даже наоборот — очень поспособствовал усилению и развитию русских земель, как минимум, разгромив татар в битве при Синих Водах и присоединив русские земли, находившиеся под властью Орды, к ВКЛ.

При Ольгерде не было ни этнических, ни религиозных конфликтов, не было дискриминации русского населения, русского языка, и более того, как утверждают первоисточники, часть приближенных к великому князю высокопоставленных людей придерживалось русской веры. Взаимоотношения между Православной церковью, может и не всегда были гладкими, но и не носили характера жгучей неприязни.

Все конфликты с русскими княжествами носили характер не геноцида или этноцида, как пытаются выставить свядомые эксперды, а являлись по сути, так сказать, «побочным эффектом», собирательства русских земель в одно государство, чем, собственно занималось и Великое княжество Московское, составляя Великому княжеству Литовскому конкуренцию.

Точно такие же процессы происходили во всем мире — малое стремилось объединиться в нечто большее, что давало возможность противостоять более серьезным угрозам извне. Необходимо не только знать историю, но и понимать, что те времена существенно отличались от нынешнего и поэтому попытки натянуть исторические процессы того времени на современную реальность выглядят как попытки натянуть сову на глобус.

И уж тем более такие попытки выглядят глупыми, когда знатные натягиватели сов на глобус даже не имеют малейшего представления о том, что именно они делают…

Комментарии
https://imhoclub.lv/ru/material/velikij ... omih_mifov

№20 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс 06.11.2018 18:49

Почему вы называете Литовскую Державу времен Альгирда Великим Княжеством Литовским?

P.S. Просто поищите, когда и в каком официальном документе Литовской Державы она впервые была названа Великим Княжеством Литовским, и как она в разных государственных документах Литвы называлась до этого.

№1 Юрий Анатольевич Тарасевич 04.11.2018 09:42

Скоро грядёт КЯСТУТИС !

Ой , ... что будет ... !

№2 Ina Gi → Юрий Анатольевич Тарасевич, 04.11.2018 11:26

Он скажет, что на самом деле, Ольгерд работал под прикрытием. :)

А главная эго задача была - раздербанить Москалистан.

№21 Kęstutis Čeponis → Ina Gi, 06.11.2018 19:07

Никакого Москалистана в то время еще не существовало - был лен Золотой Орды (Улуса Джучи), который всецело от нее зависел.

Между прочим только Петр Первый в 1700 году официально в договоре в Отоманской империей отказался платить дань Крымскому ханату (в то время уже лену Отоманской империи), одному из последних осколков Золотой Орды. :)

Геостратегическая цель Альгирда (как и позже его племянника Витаута) было уничтожение Золотой Орды и захват ее вассалов.

Однако эти попытки окончательно рухнули в 1399 г. в битве при Ворксле, в которой Витаутас и его войска потерпели сокрушительное поражение.

Это величайшее поражение остановило литовскую военную экспансию в сторону Улуса Джучи (Золотую Орду), которому тогда принадлежала и Москва (в конце 14 века Альгирдас три раза ходил с походами на Москву - и взял бы ее, но из за нападений крестоносцев на Литву каждый раз был вынужден быстро возвращаться назад).

Московия же в будущем смогла поднятся только потому, что в 1399 году литовское войско потерпело сокрушительное поражение, когда пыталось разбить татарское войско в битве при Ворксле - и множество литовских воинов погибло.

В 1410 г. в битве при Грюнвальде (Жальгирис) литовское и польское войско одолело войско крестоносцев, но множество лучших литовских воинов опять погибло - и у Литвы уже не осталось людских ресурсов для завоевания Улуса Джучи.

А затем, ввиду принятия Литвой католичества, изменился и менталитет литовских воинов - они перестали рваться в бой, а начали заниматься своими хозяйствами и откупаться от службы в армии.

********************************************************

Артём Бузинный
Магистр гуманитарных наук

Кто более матери-истории ценен?

Окончание

https://imhoclub.lv/ru/material/kto_bol ... ii_cenen_2

№8 Kęstutis Čeponis 06.11.2018 20:32

Языческая, а с 1387 г. католическая, Литовская империя более 250 лет - с начала 14 века до того, как Польша в 1569 г. отхватила у Литвы Украину, Молдову и Подляшье (на самом деле это ятвяжское Палеке - происходит от названия реки Леки - польск. Ełk, Łek , немецк. Leck, Lyck), Литовская империя была самой большой в Европе державой - занимала свыше 1 миллиона кв. км.

Однако Литва была вынуждена принять католичество... Просто литовцы не смогли осилить одновременно немцев (которым помогала вся Западная Европа вплоть до королей Англии), поляков и монголов-татар, а позже еще и турки добавились....

------------------------------------

13 век - войны с монголами, поляками, немцами (крестоносцами и меченосцами), дальние походы на Берлин и Бранденбург, не говоря уж о взятии кучи разных славянских княжеств, вплоть до Корелы.

В 13 веке Литва совершала военные походы на запад вплоть до Берлина, на север - до Корелы, а на юг - до Волыни.

Владела землями пруссов до Гуданиски (теперь это Гданьск) и землями ятвягов вплоть до Варжувы (теперь это Варшава), а также владела землями селонов и земгалов.

Полностью разбила мозуров и взяла в плен их князя, затем в дребезги разбила Орден Меченосцев в 1236 г., после чего он перестал существовать и его остатки влились в Орден Крестоносцев, несколько раз разбила войска монголов, которые пытались завоевать Литву - и Литва единственная из государств этого региона не была ограблена и завоеванна монголами (как, к примеру, Польша и Венгрия, не говоря уж о восточных славянах), присоединила к Литве кучу балтских и славянских княжеств.

В то время в этом регионе не было более мощной державы.

Все языческие владыки Литвы, начиная от Рингаудаса - деда Миндаугаса, во всех хрониках того времени - немецких, польских, западноевропейских - имеют титул "rex", то есть "король", или даже "supremus rex", "magnus rex", то есть "великий король", а Альгирдас в его грамотах в Византию (в переписке с Византийскими императорами и патриархом Константинополя) уже именуется базилевсом (βᾰσῐλεύς), то есть императором на греческом языке того времени.

Так что Литва в 13 веке уже полностью сооответствует определению империи:

Импе́рия (от лат. imperium — власть) — могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий. Как правило империя объединяет разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе.

14 и 15 века - присоединение Молдовы и Украины, три похода в Москву и взятие у нее дани без боя, походы в Крым, окончательный разгром крестоносцев в 1410 г., присоединение "на веки" Москвы к Литве в 1427 г., ...

Первая половина 16 века - до Люблинской унии в 1569 г. - Литва все еще довольно сильная держава, но войны с турками, начавшиеся еще в 15 веке, и наконец Ливонская война силы Литвы уже подломила.

Литовские военные людские силы постепенно были израсходованы, постоянно воюя с крестоносцами, ливонцами, разными славянами, монголами, татарами и турками...

---------------------------------------------------------

Литовская империя была империей раннего феодализма - и она появилась на 400 лет раньше Москалистанской империи. Поэтому раньше и сгинула.

За два века империя много раз отразила и разбила монголов и татар, крестоносцев, меченосцев, поляков, завоевала бывшие балтоязычные территории на Востоке (к примеру, в 1427 г. присоединила уже и Московское княжество), а также разные славяноязычные, финноязычные и тюркоязычные территории, и стала самой большой империей в Европе (занимала свыше 1 миллиона кв. км).

Упадок начался со сменой религии - древняя литовская вера была заменена католичеством, и древние религиозные стимулы были постепенно утрачены.

А именно они играли существенную роль в воинственности литовских воинов - аналогично, как и у викингов, у литовцев считалось, что воин попадает в рай только погибнув в бою, а все им убитые враги будут его рабами в этом раю.

Вот они и старались убить как можно больше врагов...

Захватить какую-то материальную добычу было делом второстепенным.

После принятия католичества все резко изменилось - духовно-религиозный стимул воевать у литовцев постеренно улетучился.

И на первое место выступило желание разбогатеть - и сохранять это богатство.

Тем более пропало желание погибнуть в бою... И литовские байорай начали всячески увиливать от службы в армии.

А вместе с этим сгинула и военная мощь литовского войска.

Поэтому монархи Литвы вынуждены были тратить огромные деньги на иноземных наемников, которые воевали только за немалые деньги, и это в итоге истощило финансы государства.

Окончилось все полным развалом ее былой военной мощи, а вместе с этим пришли и военные поражения, которые кончились тремя разделами Жечпосполиты - ведь и в Польше происходили аналогичные процессы деградации.

После отказа от язычества и принятия католичества владыками Литвы и воинским сословием (байорами), Литовская империя потеряла свою идеологическую основу, а затем и военную мощь - и вполне предсказуемо постепенно сгинула под напором внешних сил.

Москальская империя моложе литовской на 400 лет, соответственно она и разваливается на 400 лет позже - по общим законам развала империй.

--------------------------------------

Дополнительно советую прочитать статью изавестного калининградского историка:

Тевтонский орден как фактор становления Московского государства
https://apb-to.jimdo.com/%D1%82%D0%B5%D ... %BE%D1%80/

А. П. Бахтин
28.03.2010 19:18

А. П. БАХТИН, заведующий лабораторией обеспечения сохранности документов Государственного архива Калининградской области

Цитата:

"Сейчас трудно сказать, как повернулась бы история России, если бы Тевтонский орден закончил свой поход завоеванием только Пруссии и остановился у границ Литвы.

Только в конце 13 века им было организованно 10 мощных походов в Литву.

Практически весь 14 век Орден и Литва находились в состоянии войны.

За этот период Немецкий орден совершил около 109 походов и рейдов против Литвы. С 1309 по 1344 г.г. им было проведено 45 крупных и мелких походов, а с 1348 до 1404 гг. ещё 34 похода.

В то же время Литва только по Пруссии в 14 веке нанесла около 50 крупных ударов.

В результате этих нападений литовцев, на крестоносцами уже завоеванную Пруссию, было разрушено и сожжено большое количество немцами там построенных замков, городов и деревень, многие из них неоднократно.

Если же учесть, что для завоевания большей части Руси, Литве было достаточно провести около 38 походов и набегов, то можно представить, что бы осталось от неё, если бы удары, нанесённые по Пруссии, были направлены на Русь.

№21 Kęstutis Čeponis → Ina Gi, 06.11.2018 19:07

Никакого Москалистана в то время еще не существовало - был лен Золотой Орды (Улуса Джучи), который всецело от нее зависел.

Между прочим только Петр Первый в 1700 году официально в договоре в Отоманской империей отказался платить дань Крымскому ханату (в то время уже лену Отоманской империи), одному из последних осколков Золотой Орды. :)

Геостратегическая цель Альгирда (как и позже его племянника Витаута) было уничтожение Золотой Орды и захват ее вассалов.

Однако эти попытки окончательно рухнули в 1399 г. в битве при Ворксле, в которой Витаутас и его войска потерпели сокрушительное поражение.

Это величайшее поражение остановило литовскую военную экспансию в сторону Улуса Джучи (Золотую Орду), которому тогда принадлежала и Москва (в конце 14 века Альгирдас три раза ходил с походами на Москву - и взял бы ее, но из за нападений крестоносцев на Литву каждый раз был вынужден быстро возвращаться назад).

Московия же в будущем смогла поднятся только потому, что в 1399 году литовское войско потерпело сокрушительное поражение, когда пыталась разбить татарское войско в битве при Ворксле - и множество литовских воинов погибло.

В 1410 г. в битве при Грюнвальде (Жальгирис) литовское и польское войско одолело войско крестоносцев, но множество лучших литовских воинов опять погибло - и у Литвы уже не осталось людских ресурсов для завоевания Улуса Джучи.

А затем, ввиду принятия Литвой католичества, изменился и менталитет литовских воинов - они перестали рваться в бой, а начали заниматься своими хозяйствами и откупаться от службы в армии.

№27 Дмитрий Перс → Kęstutis Čeponis, 07.11.2018 12:21

Вы в курсе вообще какие земли входили в состав Золотой Орды, как они туда попали и вообще, хоть что-нибудь об этом государственном образовании?

Можно скан или ссылку на этот договор?

Да, Ольгерд, с отличием закончил ВУЗ и аспирантуру, а также стал доктором наук в области геополитики) Это все знают!

Золотая Орда, как я понимаю, в вашем представлении войн ни с кем не вела и поражений не терпела? То есть, вы не в курсе, про битву на Синих Водах? Вы знаете, что произошло потом? Как Орда, исходя из вашей логики, смогла оправиться?

Как связан подъем Москвы с битвой при Ворскле? Вы вообще в курсе, что события в истории происходят ежечасно, а не как в компьютерной игре - раз в какой-то существенный промежуток времени?

То есть, для вас даже победа всегда приводит в упадок? У вас поражение получается синоним победе?

Католичество ведет к снижению боеспособности? А это вот откуда вы взяли? Простите, но вы реально живете в какой-то параллельной вселенной.

№31 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 07.11.2018 16:25

-----Можно скан или ссылку на этот договор?----

Константинопольский мирный договор (1700)
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D ... 1%80_(1700)

Выдержка из статьи VIII:

"А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут."

№32 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 07.11.2018 16:51

---вы не в курсе, про битву на Синих Водах---

Вы в этом сомневаетесь? :)

-------------------------------------

Да, Альгирдас тогда выиграл битву с татарами, воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде (Улусе Джучи), и как следствие этой победы большая часть современной Украины стала частью Литовской Империи.

Присоединив к своим владениям вслед за Западной и Южную Русь, Литва стала крупнейшим государством Европы того времени.

Однако Улус Джучи и его военная сила не были полностью уничтожены - и катастрофически проигранная литовцами битва 1399 г . это очень явственно доказала.

----Как связан подъем Москвы с битвой при Ворскле?---

Связан самым прямым способом.

Если бы литовцы выиграли битву при Ворксле, то Москва бы стала частью Литовской Державы, какими ранее уже стали Минск, Киев, Смоленск и многие другие русские города и их княжества.

И никакого Московского Царства в будущем не было бы.

Не забывайте, что в 1427 г. Московское княжество и так стало частью Литвы, однако смерть Витаута в 1430 г. положение резко изменило, а в Литве начались внутренние передряги, которые окончательно подорвали былую военную мощь Литвы.

----Католичество ведет к снижению боеспособности? А это вот откуда вы взяли?---

Не само католичество как какой-то особый фактор, а именно смена одной идеологии на кардинально другую.

И следует мой вывод из сравнения аналогичных процессов в других, похожих на литовскую, военных языческих сообшествах того времени.

В первую очередь в сравнении с очевидным резким упадком военной активности скандинавских викингов (варягов, норманов, русов), когда они приняли христянство.

Можно сравнивать и с намного более поздними процессами, которые происходили в обеих Америках, Океании, Африке ..., когда местные военные сообщества, жившие в самом раннем феодализме, приняли христянство. Там тоже моментально упала их военная активность.

Кардинальная смена идеологичеих основ, по которым жило общество, всегда ведет к резкому снижению военной мощи и внешней активности.

Можно привести даже недавний пример развала Совка, когда прежняя коммунистическая идеология рухнула и ее сменил "дикий" капитализм.

Конечно, это временное явление. И общество переходит постепенно к новым идеологическим основам.

Однако в случае перехода из языческого военного общества в христянское католическое меняется сам смысл войны в глазах и воинов, и всего общества.

И в итоге это серьезно снижает боевую мощь такого общества.

№66 Дмитрий Перс → Kęstutis Čeponis, 10.11.2018 10:28

То есть, если, например, либерал-демократ завтра станет коммунистом, то он станет слабее? Вы реально думаете, что смена мировоззрения вызывает недуги?

Военная активность викингов спала ввиду увеличившегося количества поражений, а не из-за христианства, их если что научились поколачивать, да и подкупать. И военная активность спала только на время, пока не восстановился людской запас, откройте вы хоть поверхностно почитайте про историю Швеции, Норвегии, Дании.

А крестовые походы кем были организованы? Язычниками?

А вы в курсе, когда происходили расколы в католичестве? Вы реально не имеете ни малейшего понятия о том, о чем взялись писать. Вы ничего не знаете из истории не только стран, но и христианства. Оно, если что в разные периоды очень и очень отличалось. Христианство темных веков мало чего общего имеет с христианством того же средневековья, так что сменой формации это тоже можно назвать. При этом что-то не наблюдалось спадов воинственности ни англичан, ни франков, ни саксов, ни норманнов. Про норманское завоевание Англии слышали? А наша норманская теория государственности была язычниками принесена?

С приходом христианства спала военная активность в Африке и Америке? Ацтеки приняли христианство?

Вы вообще хоть отдаленно слышали про империю Франков?

Вы уж извините, но мне ваши утверждения на данный момент времени кажутся просто бредом. Возможно у вас есть какие-то основания делать такие утверждения, но пока что это выглядит именно как бред.

№75 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 10.11.2018 19:55

---Военная активность викингов спала ввиду увеличившегося количества поражений, а не из-за христианства, их если что научились поколачивать, да и подкупать. И военная активность спала только на время, пока не восстановился людской запас,----

Нет, основная проблема была не в людском запасе, а именно в переходе на христянство - и понадобились века, чтобы новое мировозрение утвердилось и вновь вылилось бы во внешнюю экспансию.

Тоже самое можно заметить и изучая крестовые походы.

Просто взгляните, когда Западная Европа была крещена - и когда начались крестовые походы.

-----Христианство темных веков мало чего общего имеет с христианством того же средневековья, так что сменой формации это тоже можно назвать.----

Христянство в любых ее формах - это все равно христянство.

Как и разные расколы в христянстве - и переход на арианство в ранние средние века большей части бывшей Римской Империи, и раскол 11 века на католиков и православных, и переход части католиков в разные протестантские религиозные тесения...

Они никак не влияли на воинственность населения. Даже на оборот - межусобицы только увеличивались.

Потому, что это совсем не кардинальная смена идеологических основ, как переход из язычества в христянство - особенно для низших людских масс.

К примеру, переход православных в Литовской Империи в униатство, а затем, после оккупации этих земель Московией, переход опять в московское православие, никак серьезно не повлияло на ментальность и воинские способности абсолютного большинства населения.

----С приходом христианства спала военная активность в Африке и Америке? Ацтеки приняли христианство?----

Да, ацтеки после их военного поражения были крещены. Как и множество других племен обеих Америк.

В Мексике, к примеру, абсолютное большинство местного населения - потомки тех же ацтеков и других местных индейских племен.

И факт - после христянизации местные племена перестали бороться с испанцами, португальцами, голландцами, англичанами, французами... - а основная масса местного коренного населения быстро перешла на язык своих завоевателей.

В Российской империи происходило тоже самое - и в Поволжье, и на Урале, и в Сибири....

----Вы вообще хоть отдаленно слышали про империю Франков?-----

Насчет Империи Франков, то вы явно забываете, что германцы приняли христянство очень рано - правда, это было арианство.

И только Хлодвик в конце 5 века перешел в католичество - однако это не было кардинальной сменой религии.

И еще - ведь Империя Франков была создана только через 4 столетия - в начале 9 века, когда никаких религиозных реформ у франков не происходило.

Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747[1] или 748[2] — 28 января 814, Ахенский дворец) — король франков с 768 года (в южной части с 771 года), король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года.

По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов[3]. Ещё при жизни именовался «Великим».

№30 Иван Киплинг → Kęstutis Čeponis, 07.11.2018 13:06

"... Петр Первый в 1700 году официально в договоре в Отоманской империей отказался платить дань Крымскому ханату..."

Вот поэтому, товарищ, Россия стала империей, а Литва так и осталась европейской подворотней.

Русские цари готовы были сотни лет платить кому угодно, лишь бы им не мешали строить свое государство.

Экономически выгоднее было заплатить хану, чем терпеть убытки от набегов на протяженных границах строящегося государства.

А у вас же, как и у поляков, кроме посполитовских понтов ни ума не было, ни фантазии.

№35 Kęstutis Čeponis → Иван Киплинг, 07.11.2018 17:34

У нас было все. :)

Просто Московии очень повезло, что Литва была вынуждена воевать многие столетия на три основных фронта - с немцами, поляками и монголо-татарами.

Повезло Московии и позже, когда она очень стремительно, быстро и легко захватила Урал, Сибирь и Приморье - так как там жившие немногочисленные местные племена в своем развитии жили практически еще в каменном веке, в родовом строе, и их военная мощь не могла противостоять огнестрельному оружию (как и индейские, африканские и океанские племена практически в тоже время не могли остановить захват и колонизацию своих земель намного более развитых европейцев).

Но самое важное историческое везение Московии было в том, что Китай все это время жил с закрытыми границами - и китайцам строжайше запрещалось выходить за пределы, обозначенные китайскими властями.

Если бы Китай, с его огромнейшими людскими ресурсами и самой развитой (по понятиям тех времен) промышленостью, осуществлял бы колониальную и военную экспансию в сторону севера и запада в те времена, то анекдот про китайско-финскую границу давно бы стал явью...

№64 Дмитрий Перс → Kęstutis Čeponis, 10.11.2018 10:10

Я не сомневаюсь, а уверен на все 100.

То есть Улус Джучи после поражения, приведшего к потере огромных территорий, не был полностью уничтожен, а ВКЛ после незначительного поражения оказалось не в состоянии бороться с врагом?

Литовские специалисты не устают удивлять. ))

№72 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 10.11.2018 18:41

---Улус Джучи после поражения, приведшего к потере огромных территорий, не был полностью уничтожен, а ВКЛ после незначительного поражения оказалось не в состоянии бороться с врагом?----

Вы все время забываете, что основные потери литовские войска постоянно, более 200 лет, несли на Западе - в войнах с немецкими орденами - в то время самыми дисциплинированными, обученными и прекрасно вооруженными новейшим европейским оружием, постоянно получавшим и людское пополнение рыцарями из всей Европы (вплоть до Англии), и металлами, и оружием, и зерном, и другими стратегическими ресурсами.

А продавать Литве эти ресурсы было строжайше запрещено и буллами Папы Римского, и крестоносцами.

Литва за 200 лет непрерывных войн с этими орденами просто израсходовала свои людские и материальные ресурсы.

А войны с монголами в 13 веке и монголо-татарами в 14 веке, конечно же, тоже внесли свой "вклад" - сравнительно небольшая территория Литвы просто не могла давать столько литовских воинов, чтобы разгромить и крестоносцев, и монголо-татар...

Конечно, Литва использовала людские ресурсы ею завоеванных и присоединенных территорий - разных славян и тех же татар.

Но они часто предавали и переходили на сторону врагов Литвы - на сторону той же Москвы, к примеру.

Да и вооружены они были слабо, особеннно татары, по сравнению с крестоносцами.

Вообщем Литва оказалась в аналогичном геостратегическом положении, как позже Германия - война на два (а то и больше) фронтов изматывала все ресурсы.

К тому же прибавились и внутренние междуусобицы - и во времена Миндауга в середине 13 века, и во времена междуусобицы между Витаутом и Йогайлой, а позже происходили восстания литовцев-язычников против христянизации Литвы, особенно в Жямайтии.

Ну и междуусобная война, посте смерти Витаута в 1430 г., окончательно измотала силы Литвы.

----ВКЛ после незначительного поражения оказалось не в состоянии бороться с врагом?-----

Михаил ГОРЕЛИК

Битва при Ворксле


Выдержка:

"Этому дню, 12 августа 1399 года, суждено было войти в историю как дате одной из самых страшных и кровопролитных битв средневековья.

Идегей построил свою армию в шесть больших корпусов, которые делились на три кула (полка) числом до двух-трех тысяч всадников. Каждый кул нес знамя своего эмира.

На флангах выделялись знамена эмиров правого и левого крыла орды, а в центре, возвышаясь над другими, развевался туг (штандарт) великого хана.

Резервный кул под командованием самого Идегея был укрыт в овраге, позади большого кула. Вперед была выдвинута легкая конница, вооруженная луками. Против них выстроились хоругви русско-литовско-татарской армии.

Перед строем союзной рати были установлены легкие бомбарды, аркебузы и строй арбалетчиков.

Войска замерли, изготовившись к бою, и полководцы объехали ряды воинов, обращаясь каждый к своим людям. Но вот с обеих сторон призывно забили большие барабаны, ударили кимвалы и загудели трубы.

Вперед, разворачиваясь лавой, понеслась легкая конница ордынцев, на ходу пуская сотни стрел. Их поток готов был уже затопить передовой полк литовцев, но их встретил произведенный в упор залп пушек и арбалетов. Волна всадников на ходу повернула вправо и, теряя убитых и раненых, изгибающейся дугой понеслась обратно вдоль строя противников, засыпая их градом стрел.

Им вдогонку из строя союзников выскочили всадники Токтамыша. Следом, качнувшись стягами, медленно двинулись основные силы русско-литовской армии, на ходу выстраиваясь клином.

Навстречу им, опустив копья, ринулись рысью конные ордынские кулы, также выставив вперед разящий клин.

Две армии неслись друг на друга как железные драконы. В миг столкновения раздался страшный грохот от треска сотен сломанных копий, разламываемых доспехов, предсмертных стонов и хрипов тысяч людей и коней. Войска смешались. Один за другим исчезали полки в этой бурлящей смертоносной круговерти и только высоко поднятые знамена показывали, какая сторона берет верх. Началась тесная конная схватка.

Воины бросили копья и сошлись в рукопашной битве мечами, саблями, булавами, кистенями и топорами.

Летописец повествует об этом так: ≪началась схватка сильная и жестокая: отсекались длани и руки, резались тела, рубились головы; было видно, как на зем-ю валились мертвые всадники и насмерть раненые. И крик, и шум, и звон мечей были таковы, что и грома Божьего не услышать≫.

Общая конная рубка, перемалывающая силы противников, требовала все новых и новых подкреплений. И оба полководца, стараясь сохранить строй, бросали в бой свежие силы, которые вклинивались в ряды врага, стремась расколоть его на части.

Никто не мог добиться ощутимого успеха. Сила не могла одолеть силу. Ожесточенная борьба разгорелась на флангах, где конные русско-литовские хоругви сумели потеснить ордынцев.

... Уже несколько часов шла битва. Над полем боя висело облако пыли и стоял ужасающий гул. Из рядов дерущихся вырывались отдельные кони, унося убитых и раненых прочь, а туда вновь и вновь скакали свежие ратники...

Но вот, ордынские крылья дрогнули и воины Витовта стали заметно теснить их. Казалось, достаточно еще небольшого усилия и знамена Темир-Кутлуга падут.

И Витовт, чтобы закрепить успех, бросает в бой свои последние резервы — польских, немецких и литовских рыцарей.

Большой полк ордынцев изогнулся дугой и дрожал как натянутая струна — еще миг, и она готова была лопнуть.

Однако то, что было расценено великим князем как отступление ордынцев, оказалось умелым маневром Идегея.

В тот самый момент, когда вся армия Витовта оказалась втянутой в битву, свежие тумены, личная гвардия эмира, обрушились на фланги литовского войска. Сокрушив их и обратив в бегство, они стали заходить в тыл союзной армии.

Литовско-русские хоругви начали отступать, строй их стал ломаться. И тут удар тяжеловооруженной кавалерии Идегея окончательно сокрушил их ряды.

Теперь уже никто не думал о сопротивлении. Пытаясь спасти свою жизнь остатки союзной армии бросали обозы, оружие, раненых.

Одними из первых бежали великий князь Витовт и хан Токтамыш. Разгром их был полным.

Почти вся русско-литовская армия полегла на поле боя или во время бегства.

Летопись с горестью повествует, что погибло семьдесят четыре князя, ≪а иных воевод и бояр великих, и христиан, и Литвы, и Руси, и Ляхов, и Немцев множество убито — кто сможет сосчитать?≫

В этой страшной битве погиб цвет русско-литовских князей, которые помогали Витовту созидать Великое княжество Литовское и Русское, а ранее боролись под знаменами Дмитрия Донского.

Среди прочих погибли оба брата Ольгердовичи, Дмитрий Боброк-Волынский, князь Смоленский Глеб Святославич и киевский князь Иван Борисович, а также Краковский великий князь Спытко.

Идегей гнал Витовта с остатками его войск до самого Киева, с которого эмир взял огромный выкуп, а остальную часть армии он отправил грабить Южную Русь, которая подверглась страшному опустошению вплоть до Великих Лук.


По преданию, в бегстве Витовт заблудился, и его вывел в безопасное место татарин-казак Мамай. За эту услугу князь произвел казака в дворяне, даровав ему урочище Глину. Вот от этого Мамая и пошел род Глинских, одна из представительниц которого —Елена, стала матерью царя Ивана IV Грозного.

Витовт поспешил заключить мирный договор с Идегеем, одним из пунктов которого было, видимо, выдворение Токтамыша из пределов Литвы.

После страшного поражения литовский великий князь уже не мог претендовать на роль объединителя Руси и проводить прежнюю активную политику."

№76 Дмитрий Перс → Kęstutis Čeponis, 11.11.2018 19:54

Вы понимаете, что каждое ваше высказывание исключает последующее после него?

Если татары были слабее крестоносцев, то как они разбили литовцев, поколачивавших крестоносцев? Тоже выждали момент пока силы литовцев иссякнут? Так немцев они разбили в 1410, что позже, чем 1399. Москва ни с кем не воевала кроме Литвы? Европейские рыцари ни с кем не воевали, кроме Литвы? Орда ни с кем не воевала кроме Литвы? Может еще скажете, что и Ацтеки вмешались в участь ВКЛ?

Новейшее европейское вооружение - это какое? Бластеры что ли? Прекращайте обнажать свою полную неосведомленность не только в общих вопросах истории, но и в деталях.

Пополнение рыцарями из Европы? А ВКЛ не было наемников? И давайте расскажите мне как из всей Европы в Орден стекались многие тысячи рыцарей. очень интересно. Вы вообще не в курсе, что происходило тогда в Европе и на Ближнем Востоке?

Татары были слабо вооружены по сравнению с крестоносцами? Вы хоть откройте хоть что-нибудь по оружию Орды. Даю тонкий намек - ламеллярный доспех...

Вообще почитайте про гомельские пластины, гродненские, виленские.

Новгород точно также воевал с Орденом и ничего не треснул, при этом еще и Москве сопротивлялся.

№81 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 11.11.2018 23:52

---Если татары были слабее крестоносцев, то как они разбили литовцев, поколачивавших крестоносцев?----

Татары не были слабее крестоносцев - я это нигде не писал.

Вооружены они были хуже крестоносцев, но не были слабее, особенно в своих степях.

И главное - в своих степях татары и их предки приспосабливались воевать тысячи лет, разрабатывая и наилучшее оружие, и выводя коней, и отрабатывая тактику боя.

И именно это стало роковой ошибкой Витаута в 1399 г. - он не учел то, что татарская легкая конница стреляет из своих композитных луков намного дальше чем арбалеты того времени.

А именно арбалетами были вооружены немецкие, чешские и польские наемники.

С другой стороны они были малоподвижными и просто не могли угнаться за легкой татарской конницей, которая просто перестреляла из далека многих арбалетчиков Витовта.

То же самое намного ранее сотворили и гунны а позже и монголы в боях с западными армиями.

В степи этим стрелкам могли противостоять только такие же стрелки на быстрых конях.

Однако в лесистой и болотистой местности это преимущество степняков моментально терялось.

Кроме того татары использовали свою излюбленную тактику притворяться убегающими - а затем вернуться и разгромить рассыпавшийся строй тяжело вооруженных и медленных преследователей.

Через 10 лет Витаутас этот же татарский прием использовал в битве при Грюнвальде (Жальгирис - Žalgiris - в переводе с литовского и прусского это означает Зеленый Бор).

*******************************************************

Ложное отступление ратников, особенно лучников, хорошо известный военный прием еще со времен войн римлян с парфянами в Персии в 1 веке до нашей эры, когда парфянские конные лучники, ложно отступая от наступающих пеших легионов римлян, практически перестреляли из луков почти 30 000 римлян, а 10 000 попали в плен.

С тех пор этот военный маневр называется "Парфянской стрелой".

Он применялся для расстройства и развала плотного строя противника - особенно пешего, когда он на радостях, в предвкушении скорой победы и - особенно - богатой добычи, начинает преследовать бегущего врага.

А когда единый строй противника рушится, всадники стремительно поворачиваются, возвращаются на поле боя и без особых проблем уничтожают разошедшихся по полю врагов.

Все кочевые народы степи (от гуннов до монголов и татар) постоянно использовали этот военный прием в самых разных сражениях.

И литовские войска тоже не однажды с этим приемом степных кочевников сталкивались в разных сражениях, особенно в 13 и 14 веках в боях с конными отрядами и армиями монголо-татар.

Литовские конные отряды в свою очередь тоже не раз применяли эту военную хитрость в разных боях.

И Грюнвальдская битва тут не какое то исключение, а историческая закономерность применения этого военного маневра, особенно против крестоносцев и меченосцев, которые не имели опыта войн с конными степными кочевниками-лучниками.

Между прочим, и в Польше признают, что в Грюнвальдской битве литовское войско не бежало, а отошло и перегруппировалось, а потом нанесло крестоносцам решающий удар, в ходе которого погиб Великий магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген и ряд его комтуров.

Кстати, польский художник Ян Матейко написал свою известную картину - Грюнвальская битва - основываясь именно на этих фактах и в своей картине изобразил тот драматический для немцев момент битвы, когда литовцы схватились с магистром и он вот-вот падет в этом бою.

После захвата Германией Польши в 1939 году, Геббельс распорядился найти и уничтожить две известные картины Яна Матейко - уже упомянутую "Грюнвальскую битву" и еще одну - "Прусскую дань" ( в основу этой картины легли исторические события 10 апреля 1525 года, когда герцог Пруссии Альберт Гогенцоллерн принес вассальную присягу королю Речи Посполитой. Этот день считается триумфом государственной и военной политики польской династии Ягеллонов).

Поэтому за информацию об этих картинах было обещано вознаграждение в размере 10 миллионов марок, но никто их места нахождения нацистам не выдал, благодаря чему эти полотна сохранились до нашего времени.

Татарское войско несомненно внесло свой значительный вклад в успех Грюнвальской битвы.

А согласно преданиям татар Польши и Беларуси, Ульрих фон Юнгинген пал в единоборстве с ханом Джелаледдином, являвшимся сыном хана Туктамыша (в русских хрониках именуемого Тохтамышем).

Европейские же хроники того времени называют некоего Багардзина, от руки которого пал Великий магистр Тевтонского Ордена 15 июля 1410 года этом сражении при Танненберге (или Грюнвальде)...

-------------------------------

Пятьдесят лет назад шведский профессор Экдал нашел в архивах в Германии письмо, которое опровергает теорию польского историка Яна Длугоша, согласно которой литовцы якобы сбежали с поля боя во время Грюнвальдской битвы, не выдержав натиска крестоносцев.

Этот маневр с бегством был задуман специально.

"В письме четко говорится, что речь шла о симуляции бегства, отступления. В нем говорится, что во время других сражений нужно очень внимательно смотреть не только за якобы отступающими солдатами, но и за тем, как ведут себя остальные части войска противника, нельзя резко отрываться от своего войска, потому что это якобы отступление противника может быть просто симулирующим маневром", - сказал на пресс-конференции Экдал.

Письмо, написанное спустя несколько лет после Грюнвальдской битвы высокопоставленным военачальником, возможно, командующим войском наемников - достоверный исторический источник.

"Содержание этого письма прекрасно согласуется с рассказами Cronika conflictus о Грюнвальдской битве, и это показывает, что утверждения Длугоша и представленная им версия Грюнвальдской битвы, скажем так, была не вполне правильной.

Следует признать, что Длугош не был большим другом Литвы. На основании этого письма Ордена крестоносцев и Cronika conflictus можно опровергнуть утверждение Длугоша и написать историю совсем по-новому", - сказал шведский профессор.

---Москва ни с кем не воевала кроме Литвы?----

А с кем еще воевала Москва в 14 веке? :)

С Тверью? :)

При помощи тех же татар.

----Пополнение рыцарями из Европы? А ВКЛ не было наемников?----

Западные рыцари крестоносцам шли на помощь исполняя свой религиозный долг - особенно когда к священной войне с язычниками призывал Папа Римский.

А вообще-то наемникам надо платить - и не мало. Да и откуда Литва могла брать этих наемников в 13-14 веках...

Это во первых.

Во вторых, до крещения Литвы буллы Пап римских строжайше запрещали западным странам помогать язычникам - продавать зерно, железо, коней...

Или вы этого не знали? :)

---Новгород точно также воевал с Орденом----

Вы на карту взгляните - где Орден Крестоносцев, и где - Новгород. :)

Новгород воевал немножечко с несколькими рыцарями Ливонского Ордена, который был маленькой частью Ордена крестоносцев.

А предшественника Ливонского Ордена Орден Меченосцев литовцы полностью уничтожили еще в 1236 г. в битве при Сауле.

**********************************************************

Литовская Держава с крестоносцами и меченосцами воевала почти 400 лет. И за это время было всякое.

Но Орден меченосцев разгромила именно Литва.

Позже Литовское войско разгромило в пух и прах и ливонскую ветвь крестоносцев.

А в 1410 г. армии Литвы и Польши под предводительством короля Йогайлы и его двоюродного брата Витаутаса полностью разгромили армию крестоносцев и их многочисленных помощников из всей Европы.

Братство воинов Христа (лат. Fratres militiæ Christi de Livonia), более известное под названием орден меченосцев или орден братьев меча (нем. Schwertbrüderorden) — немецкий католический духовно-рыцарский орден, основанный в 1202 году в Риге Теодорихом из Турайды, замещавшим в то время епископа Риги Альберта Буксгевдена для миссионерской деятельности в Ливонии. Существование ордена было подтверждено папской буллой в 1210 году.

До 1236 года орден не нападал на Литву. В это время Литва сама организовывала походы против Ордена и епископов или участвовала в них вместе с ливами, земгалами и русскими князьями.

Чтобы завоевать Литву или хотя бы её ослабить, а также пресечь помощь литовцев поверженным племенам балтов, 9 февраля 1236 года Папа Григорий IX объявил Крестовый поход против Литвы.

22 сентября того же года состоялась битва при Сауле (ныне Шяуляй), окончившаяся полным поражением меченосцев. В ней был убит магистр ордена Волгуин фон Намбург (Фольквин фон Винтерштаттен).

12 мая 1237 года в Витербо Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков ордена меченосцев к Тевтонскому ордену.

Тевтонский орден прислал туда своих рыцарей, ответвление Тевтонского ордена на землях бывшего ордена меченосцев (то есть на нынешних латышских и эстонских землях) стало называться Ливонским ландмайстерством тевтонского ордена - в источниках используется термин Тевто́нский о́рден в Ливо́нии (лат. Sancta Maria domus Theutonicorum in Liuonia).

Би́тва при Ду́рбе или би́тва у о́зера Ду́рбе — сражение между войсками Тевтонского ордена под командованием ливонского магистра Буркхарда фон Хорнхаузена и маршала Пруссии Генриха Ботеля и их союзников — добровольцев куршей (перешедших в начале битвы на сторону противника), эстов, прусов, датчан и шведов с войском литoвцев (Lethowinos) 13 июля (в день св. Маргариты, in die beate Margarethe) 1260 года возле нынешнего городка Дурбе в западной Латвии.

Битва закончилась полной победой литовцев.

Литовцы сразу же напали на врага и уничтожили его.

Согласно Ливонской Рифмованной хронике и хронике Петра Дуйсбургского, погибло 150 рыцарей Орденов, много простых воинов, магистр Буркхард фон Хорнхаузен, маршал Генрих Ботель, принц Карл. В плен попало около 15 рыцарей, восемь из них литовцы сожгли живьём, мстя за свои потери.

Сразу же после окончания битвы литовское войско отступило вместе с военными трофеями в Литву, не став продолжать военной кампании в Курляндии.

Поражение ордена послужило толчком для многочисленных восстаний покорённых прибалтийских народов, в первую очередь — пруссов, также куршей, земгалов и саремских эстонцев. Кроме того, прибалтийские народы осознали необходимость объединения с литовскими князьями для противостояния германским рыцарям.

Благодаря битве было остановлено продвижение немецких рыцарей в этом регионе на двадцать лет.

После больших потерь в битве не только не были достигнуты цели Ордена по воссоединению Ливонии и Пруссии, но был поставлен под вопрос сам факт существования Тевтонского Ордена на территории Пруссии и Ливонии.

Поражение ордена послужило толчком для масштабных восстаний покорённых прибалтийских народов, в первую очередь — пруссов в 1261—1270 годах (более известное как «второе вероотступничество пруссов»), куршей (в нынешней Латвийской части покорённых в 1267 году) и земгалов (покорённых в 1290 году) и саремских эстонцев.

Кроме того, прибалтийские народы осознали необходимость объединения с литовскими монархами для противостояния германским рыцарям.

************************************************************************

31 августа 1559 г.

Ливонский ландсмейстер Тевтонского ордена Готхард Кетлер заключил в Вильне с литовским великим князем Сигизмундом II соглашение, по которому земли ордена и владения рижского архиепископа переходили под «клиентеллу и протекцию», то есть, под протекторат Великого княжества Литовского.

28 ноября 1561 года

Виленская уния была заключена 28 ноября 1561 года в Вильне между Сигизмундом II, великим князем Литовским и королём Польским, и Готхардом Кетлером, ландмайстером Тевтонского ордена в Ливонии.

В соответствии с этим документом, на части земель Ливонского ордена образовывалось светское государство — Герцогство Курляндское и Семигальское во главе с Готхардом Кетлером в качестве герцога, а остальная часть отходила Великому княжеству Литовскому.

************************************************

Вообщем, советую прочитать статью вашего же историка...

Тевтонский орден как фактор становления Московского государства
https://apb-to.jimdo.com/%D1%82%D0%B5%D ... %BE%D1%80/

А. П. Бахтин
28.03.2010 19:18

А. П. БАХТИН, заведующий лабораторией обеспечения сохранности документов
Государственного архива Калининградской области

№80 Дмитрий Перс → Kęstutis Čeponis, 11.11.2018 20:21

Как же не в людском запасе, если вы мне все глаза выели своими текстами о том, что у Литвы закончились люди? )))) Или теперь это неудобный факт, поэтому можно от него отказаться?

И что это у вас за такая страсть игнорировать почти все факты, выдергивая только отдельные из текста? Что по поводу прихода скандинавов на Русь? Они ведь тогда еще только едва крестились. Тогда хватило сил Русь покорить? А потом неожиданно разучились?

И когда же начались крестовые походы? ) Когда началась реконкиста? Про Карла Мартелла хоть отдаленно слышали?

Ну если христианство во всех его формах христианство, то вода тоже во всех формах - это вода, даже если имеет форму человека. Я так понимаю, что вы считаете себя водой?

Любые расколы в обществе ослабляют общество, ну так, если что.

Так это после поражения ацтеки приняли, а до поражения как дело-то дошло, если они ничего не принимали?

И что с того, что они потомки? Разве борьбы за независимость не было?

Франкское государство существовало с 5 по 9 век... В 843 году оно было разделено между тремя сыновьями Людовика...

№88 Kęstutis Čeponis → Дмитрий Перс, 12.11.2018 00:43

---И когда же начались крестовые походы?) Когда началась реконкиста? Про Карла Мартелла хоть отдаленно слышали?---

Вот именно - когда? :)

И когда все эти этносы и государства были крещены - и какой разрыв во времени между крещением и крестовыми походами, реконкистой, созданиенм Франкской империи и так далее...



----Что по поводу прихода скандинавов на Русь? Они ведь тогда еще только едва крестились. Тогда хватило сил Русь покорить? А потом неожиданно разучились?----

Вы, уважаемый, сперва взгляньте, когда будущая Норвегия и Швеция были крещены. :)

А потом уж пишите про приход викингов в Киев - и создание именно еще язычниками викингами своего государства под названием Русь.

Однако как только Русь крестилась, то и викинги в той же Руси просто испарились - и появились какие-то славяне вместо германоязычных русов.

А завоевательные походы Руси моментально "свернулись" - даже тех же ятвягов окончательно завоевать уже не смогла, пока через несколько десятилетий и сама Русь распалась на множество отдельных княжеств.

В 907 году в результате успешного похода на Царьград русы смогли заключить выгодный торговый договор с Византией, с которой начался также культурный обмен. Во второй половине X века киевский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат и кратковременно завоевал Болгарское царство.

В 988 году его сын князь Владимир Святославичкрестил Русь по византийскому обряду. В связи с принятием христианства началось строительство каменных храмов, распространилась письменность. Наибольший авторитет Русь обрела при киевском князе Ярославе Мудром, основавшем Софийский собор, библиотеку и издавшем первый свод законов Русскую правду. Сохраняя тесные связи со Скандинавией, русские князья заключали новые династические браки с Западной Европой. После смерти Ярослава Мудрого начался процесс княжеских усобиц и феодального распада Киевской Руси.

*****************************************************

Эпоха викингов — принятое в государствах Северной Европы обозначение раннего Средневековья, особенно периода с VIII по XI века, когда жители Скандинавии, известные как викинги, совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с государствами Ближнего Востока и Средней Азии и расселялись на широком пространстве от Восточной Европы до Северной Америки и Гренландии[1].

-----------------------------------------------------

Крещение Швеции

Святой Ансгарий, «апостол Севера», ещё в 830 году сделал попытку насадить в Швеции христианство, но его внедрение заняло продолжительное время. Около 2-3-х веков исчезала древняя религия, оставляя след в поэзии, необычайно величавой и сурово-прекрасной, самый пышный расцвет которой относится именно к последним векам господства старой веры.

Лишь в конце XI столетия прежней религии нанесен был решительный удар сожжением древнего упсальского «двора богов» (при конунге Инге Старшем).

Переходное время от падения традиционной религии к эпохе окончательного утверждения христианства на Севере (1060—1250) отмечено серьёзными и продолжительными внутренними раздорами, вызываемыми с одной стороны борьбой двух религий, старой и новой, с другой — борьбой наиболее сильных княжеских родов из-за верховного господства в стране.

Во время этих раздоров мало-помалу и установилось в Швеции выборное начало, передававшее верховную власть в Швеции конунгам из трёх могущественных родов, носивших имена родоначальников-конунгов: Стенкиля (1060—1125), Сверкера и Эрика (1130—1250).

Решительное утверждение христианства в форме католичества, в Швеции относится собственно к 1248 году, когда была окончательно утверждена (на соборе в Шеннинге) церковная иерархия и принято безбрачие духовенства.

Швеция таким образом стала одной из последних западноевропейских стран, подчинившихся могуществу римской церкви. Римско-католическое духовенство никогда, впрочем, не имело в Швеции такой силы, как в других странах.

-----------------------------------------------------

Крещение Норвегии и закат эпохи викингов
http://www.dsbw.ru/scand-ny/norway/info/4071/7883/15753

Следующий значимый король Норвегии (Norge) — Олав II Святой (Olav II den hellige). Удивительно, что он просочился в эту компанию Кровавых Секир и Вилобородых. Как можно догадаться, опять-таки по прозвищу, Олав крестил грозных язычников (1024 год). В истории Руси он тоже успел отметиться, женившись на сестре княгини Ингегерды, супруги Ярослава Мудрого, хотя изначально засылал сватов именно к Ингегерде.

После того как верноподданные, несогласные с новыми христианскими порядками, устроили бунт, Олав бежал не куда-нибудь, а к русскому князю Ярославу. При его дворе вёл себя не слишком скромно (некоторые хронисты утверждают, что Олав был любовником Ингегерды). Но несмотря на эти похождения, Олава Святого чтит даже русская церковь, а норвежцы считают его покровителем своей страны, возводят в его честь храмы и монастыри. Современные туристы, выбравшие местом отдыха Норвегию, могут осмотреть развалины обители Святого Олава (Olavsklosteret) в центре Осло (Oslo).

Ещё одна романтичная история, описанная в хрониках о норвежских конунгах, случилась с единоутробным братом Олава Харальдом III Суровым (Harald III Hardråde), и тут тоже не обошлось без русских. Бесстрашный викинг полюбил дочь Ярослава Мудрого и Ингегерды Елизавету (не без расчёта на помощь со стороны потенциального зятя в борьбе за корону).

Чтобы завоевать сердце любимой (а попутно накопить денег и обзавестись войском), Харальд отправился в Константинополь, где воевал, грабил, плёл интриги. Девушка впечатлилась и зимой с 1043 на 1044 год вышла за него замуж. Правда, вскоре страстная любовь к русской княжне прошла и спустя четыре года Харальд взял вторую жену Тору Торбергсдоттир (Tora Torbergsdotter), которая родила ему наследников (от брака с Елизаветой были только девочки).

Захватив престол в 1046 году, основав Осло в 1048-м, неугомонный Харальд в 1066-м затеял поход на Англию. Англичане ему не обрадовались и дали отпор: конунг погиб в битве при Стамфорд-Бридже. Его гибель считается официальным окончанием эпохи викингов, а смерть его сына Олава III Тихого (Olav III Kyrre) в 1093 году стала началом продолжительных междоусобных конфликтов, вылившихся в гражданские войны.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007