Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 09 Geg 2024 09:01

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 08 Kov 2015 03:02 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
Общественно-политический строй и особенности развития права в Речи Посполитой (до реформ 1760-х гг.)


http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?a ... UCT&id=287

Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывавшуюся из двух частей: "Короны" (Польского королевства) и "Княжества", или "Литвы" (Великого княжества Литовского).

Кроме того на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав Речи Посполитой входила территория Инфлянт (Ливония — современные Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств — Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).

Основные тенденции развития общества в Речи Посполитой в XVII—XVIII вв.:

- рост латифундий (крупных земельных владений) магнатов и укрепление их роли в хозяйстве страны;
- рост влияния магнатов на государственные дела.

Структура общества:

- магнаты (часть из них носила титулы князей и графов);

- простая шляхта (8—10% населения; с 1578 г. доступ новых людей в шляхетское сословие был ограничен решениями Сейма, за исключением награждения за воинскую доблесть; скортабелат — аноблированные не имели права до 3-го колена занимать государственные должности и избираться депутатами сеймов и соймиков; в 1775 г. шляхта получила разрешение на занятие коммерческой деятельностью);

- мещане (с 1775 г. получили право приобретать земельные владения);

- зависимые крестьяне.

Мелкая шляхта, как правило, группировалась вокруг какого-либо магната, присягая ему на верность. Таких людей называли рукодайными слугами (присяга скреплялась рукопожатием).

Речь Посполитая представляла собой сословно-представительную монархию.

Во главе стоял король и великий князь, права и обязанности которого, ограниченные Сеймом, были зафиксированы в "Генриковых артикулах" (изданы в 1574 г. королём Генрихом Валуа).

Предусматривалось следующее:

- отказ от наследственности трона;
- решение вопросов войны и мира только с согласия Сената;
- созыв посполитого рушения (ополчения) только с согласия Сейма;
- созыв Сейма каждые 2 года;
- устройство при короле постоянного совета из сенаторов-резидентов;
- право наделения титулами и званиями;
- осуществление высшего суда и права помилования;
- законодательная инициатива;
- право шляхты на отказ в повиновении королю в случае несоблюдения им артикулов.

С прекращением династии Ягеллонов в 1572 г. король и великий князь избирался. Правом избирать и избираться обладала вся шляхта.

В связи с этим в периоды межкоролевья шляхта делилась на группировки, возглавляемые сильнейшими магнатами, каждая из которых стремилась посадить на трон своего ставленника.

Высшим государственным органом был Вальный сейм Речи Посполитой. Он состоял из двух палат: Сенат Речи Посполитой (140 человек, из них от BKЛ — 27) и Посольская изба (до 200 человек; от ВКЛ было 46 чел.).

Во главе Сейма стоял председатель, избираемый из числа послов — сеймовый маршалок (если Сейм проходил на территории Польши, им избирался поляк, если в BKЛ — литвин).

Полномочия сенаторов строго не очерчивались. Они высказывали своё мнение по тем или иным вопросам и делали общее заключение. Сенат почти не собирался в полном составе.

Из состава Сената избирались на 2 года 28 человек в королевский совет (сенаторы-резиденты). Реально делами занималась Посольская изба.

С 1589 г. действовало право либерум вето — все решения принимались только единогласно.

По подсчётам историков, из 50 последних сеймов Речи Посполитой только 7 прошли без применения права либерум вето.

Компетенция Бального сейма Речи Посполитой включала следующие вопросы:

- издание законодательных актов (конституций);
- введение налогов;
- сбор всеобщего государственного шляхетского ополчения (посполитого рушения);
- нобилитация (присуждение шляхетского звания);
- выработка внешней политики, утверждение мирных договоров и перемирий;
- контроль за деятельностью короля и высших должностных лиц.

Сеймы были двух видов: ординарные (собиравшиеся раз в 2 года) и экстраординарные (чрезвычайные).

С 1673 г. ординарные собирались попеременно — 2 раза в Польше, 1 раз в BKЛ (в Гродно).

К экстраординарным сеймам относились: конвокационный (назначал время и место избрания короля); элекционный (избирал короля); коронационный (принимал от нового короля присягу).

Не позднее чем за 6 недель до созыва Бального сейма в поветах собирались соймики (сеймики) — собрания местной шляхты. На них избиралось по 2 посла в Посольскую избу и составлялись для них инструкции. После окончания работы Бального сейма на реляционных соймиках послы отчитывались в своей деятельности.

С середины XVII в. роль сеймов в управлении государством уменьшается, зато все большее влияние приобретают шляхетские конфедерации — союзы и группировки магнатов и шляхты.

Конфедераций были двух видов: обычные (собирались шляхтой одного воеводства) и генеральные (участвовала шляхта из всех или большинства воеводств).

Руководящим органом конфедерации была Бальная рада (генеральность), соответствовавшая Сейму. Во главе её стоял маршалок.

Решения конфедерации принимались большинством голосов, право либерум вето отсутствовало.

Конфедерации часто создавались для того, чтобы продемонстрировать отказ шляхты подчиняться королю.

Хотя в 1717 г. конфедерации были запрещены, в XVIII в. они продолжали собираться и были направлены в основном против централизаторских устремлений королей Речи Посполитой.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 08 Kov 2015 03:02 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27135
Miestas: Ignalina
http://www.buzina.org/forum.html?func=v ... 590#137416

Жигяйвис rašė:
СОЗЕРЦАТЕЛЬ rašė:
В усадьбу, где род жакуев были потомственными говночерпиями, ты хотел сказать?

Не тряси тут украденной у графа родословной.


Для особо тупых и назойливых - обьясняю: мои предки по отцу были не графья, а обычные свободные литовские воины - то есть байорай по литовски (или шляхтичи по польски).

Мои предки по матери были вольные королевские пахари (это особый социальный слой в средневековой Литве - тоже воины, но подвластные напрямую королю, который им подарил земельный надел).


злобный чебурашка rašė:
Шляхтич он и в Литве шляхтич, а пахарь, и в Америке пахарь. :)


Учите историю, ребята, а то все вы воспитанны на марксистско-ленинском учении, но в сильно усеченном варианте... :)

В Литовской Державе разница между воинами - байорай и воинами - вольными королевскими пахарями, заключалась в их отношениях с королем, а не тем, что они между войнами жили, обрабатывая свой земельный надел (это делали и байорай, и вольные королевские пахари).


Воины - свободные литовские королевские пахари так назывались потому, что их предок получил земельный надел от какого то в то время властвовавшего литовского короля.

Получая надел они получали и право передавать его по наследству, но с условием, что по зову очередного короля они прибудут с конем и с полным вооружением.

Король же гарантировал, что ни он, ни его преемники этот надел не отберут, пока воины из этой семьи будут прибывать в королевское войско.

Главное в том, что это войско было личное войско самого короля, и королю не надо было согласовывать его собирание с Сеймами байорай.

Воины-байорай же считали, что все они между собой абсолютно равны, вне зависимости от материального положения, и королю не подвластны.

Войско байорай собиралось только по решениям Сеймов, а не по приказу короля.

Исторически байорай были из родов разных воинских семей древних племенных дружин. А свой земельный надел они получали по наследству от своего далекого предка. И сами распоряжались этим наследством.

Их междоусобицы решал специальный байорский суд по Статутам Литовской Державы.

А сам король избирался именно байорами на всеобщих Сеймах.

Поэтому байорай и говорили, что "над байором только бог", то есть король был подвластный его избравшим байорам.

Именно по этому Литовское и Польское Унийное Государство (то есть под управлением общего короля) Обеих Народов и называлось Республикой - в москальском писании Речь Посполитая ((от польск. rzecz — вещь и польск. pospolita — общая) — дословный перевод с латинского на польский выражения Res Publica, что на русский язык переводится как «общее дело» или «общая вещь»)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%B0%D1%8F

При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великая Литовская Империя имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы.

Главой Республики Обоих Народов являлся пожизненно избираемый общим сеймом (иногда и в отдельных сеймах) монарх.

Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.


злобный чебурашка rašė:
Жигяйвис rašė:
...
Их междоусобицы решал специальный байорский суд по Статутам Литовской Державы.

А сам король избирался именно байорами на всеобщих Сеймах....


Гдеж это видано чтоб король Польши избирался какими то средневековыми колхозниками, у которых поди и герба то своего не было!


Во первых, байорай в Литве не избирали короля Польши, они избирали короля Литвы.

А в Польше шляхтичи избирали своего короля, который должен был быть тем же, которого уже избрали литовские байорай.
:)


Или избирали в общих Сеймах, но практически всегда он происходил в Литве.

И во вторых, и в Литве байорай, и в Польше шляхтичи между войнами жили пахая землю в своем земельном наделе, и именно на это жили.

Главное отличие от крепостных крестьян - они были свободными людми и работали на себя (то есть были в понимании москалей 20 века куркулями и кулаками :) ), а также не платили налоги в казну (как, к примеру, платили евреи).

И только те байорай и шляхтичи, кто уже профукал или пропил свою родовую землю, шли на подкорм к знати - то есть к вельможам, служить у них на разных придворных должностях.

Между прочим, все литовские татары и караимы в Литве были байорай, то есть свободные воины со своими собственными земельными наделами, которые они получили еще при Витаутасе, когда переселились из Крыма в Литву.


http://www.buzina.org/forum.html?func=v ... 610#137461

злобный чебурашка rašė:
Жигяйвис rašė:

Во первых, байорай в Литве не избирали короля Польши, они избирали короля Литвы.

А в Польше шляхтичи избирали своего короля, который должен был быть тем же, которого уже избрали литовские байорай. :)

Или избирали в общих Сеймах, но практически всегда он происходил в Литве.

Между прочим, все литовские татары и караимы в Литве были байорай, то есть свободные воины со своими собственными земельными наделами, которые они получили еще при Витаутасе, когда переселились из Крыма в Литву.


Вас послушать так у вас там король отдельный для Литвы! Было так, да сплыло!

Королей избирала шляхта, в том числе и княжества литовского, где литовцев было с "кот наплакал", в результате чего королями становились кто угодно но не они, колхозники же средневековые вообще были не при делах! ИМХО!

Что же касается татар на службе в Литве, никто их уклад не переделывал и никак по литовски неперииначивали их сословия. Иначе бы того князюшку, герб которого ты нацепил, они бы неназывали - "защитник ислама и прав мусульман на немусульманских землях".


В 15-16-17 веках в Литовской Империи именно литовцы составляли абсолютное большинство байорай.

По простой причине - завоеванные когда то литовцами славяне в принципе не могли стать байорами.

Другое дело, что постепенно большое число шляхетских семей ополячилось - под воздействием католической церкви и королевского двора, который тоже, начиная с 15 века, постепенно ополячился.

P.S. Воинов татар и караимов в Литву из Крыма привез Витаутас.

А герб Погоня (Vytis) - это герб Литовской Державы, который еще 100 лет раньше использовал дед Витаутаса Гядиминас (а по некоторым данным и отец Гядиминаса).

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 2 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 8 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007