|
Svetainės tvarkdarys |
|
Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16 Pranešimai: 27188 Miestas: Ignalina
|
Michalonis Lituani - De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum https://en.wikipedia.org/wiki/De_moribu ... t_moscorum
Author
В оригинале Michalonis Lituani - в родительном падеже. https://books.google.lt/books?id=FDwVAA ... &q&f=false.
The identity of the author (also known as Michael the Lithuanian, Michalon Litwin, Michalo the Lithuanian) is not known for certain. (In the book's title his name is given in the genitive as "Michalonis Lituani").
Modern historians, including the Lithuanian Ignas Jonynas and the Russian Matvey Lubavsky have identified the author as Michał Tyszkiewicz, the Lithuanian envoy to the Crimean Tatars in 1537–39.[1]
The Polish historian Jerzy Ochmański meanwhile has proposed the publicist and humanist Venceslaus Nicolaus (Vaclovas Mikalojaitis, c.1490 – c.1560), who served as a secretary in the Grand Duke's chancery for about 30 years.[2]
-------------------------------------------------------------------------------
Петр Петровский, Беларусь Философ, историк идей
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... t?c=894711
Топ-5 причин, почему ВКЛ больше нет Устами литвина-очевидца Сегодня все больше становится модной эстетика Великого княжества Литовского. Рыцари, доспехи, замки, великие князья, гербы, карты с максимальными границами ВКЛ времен Витовта, валюта и многое многое другое.
В некоторых субкультурных и не только сообществах подобная любовь к эстетике ВКЛ превращается в фактическое его отождествление с современной Беларусью. Поэтому упадок ВКЛ, его увядание и закат многими представителями воспринимается эмоционально, нервозно и даже болезненно.
Виновными в развале «страны литвинов» объявляются извечные враги: москали, поляки или заговор одновременно всех недругов.
Совершенно другое мнение господствовало у современников ВКЛ, литвинов по факту, а не по эстетике.
Одним из документальных свидетельств того времени является произведение «О нравах литовцев, татар и московитян», написанное государственным служащим ВКЛ, дипломатом, послом ВКЛ в Крымском ханстве Михалоном Литвином.
Он жил в разгар войн с Московией и был окружен всей атмосферой тех провалов во внутренней и внешней политике, которые настигали в то время ВКЛ.
ВКЛ XVI в. современные политологи окрестили бы не государством эпохи «золотого века», как это делают некоторые политические романтики, а «failed state» (несостоявшееся государство) с его постоянными войнами и поражениями, противостоянием, потерей большей части территорий, а также вынужденной утратой независимости и вхождением в состав Речи Посполитой на подчиненных условиях.
Михалон Литвин постарался дать свой ответ на вопрос, почему так произошло.
— Почему ВКЛ не может защитить свои границы?
— Почему ВКЛ не в состоянии дать отпор неприятелю?
— Почему система управления ВКЛ не выдерживает конкуренции с соседями?
— Почему экономика ВКЛ трещит по швам?
— Почему ВКЛ разваливается на глазах?
На эти «почему» Михалон Литвин нашел свои пять ответов. Причем его ответы любопытны тем, что автор не обвинял соседей «страны литвинов», не говорил, что они аморальные враги, «варвары» и «азиаты», разваливающие его страну. Для Михалона Литвина идеи в стиле теории заговора были чужды. Все причины упадка «государства литвинов» он искал, прежде всего, в самой стране.
Итак, топ-5 причин развала ВКЛ.
1. Пьянство и разврат
Михалон Литвин придерживался здорового, морально-нравственного образа жизни и видел корень большинства бед в ВКЛ от недугов пьянства и разврата на всей территории княжества.
Если раньше «наши предки избегали иноземных яств и напитков; трезвые и воздержаные, они полагали всю славу в военном деле, все удовольствие в оружии, конях, большом количестве слуг и вообще во всем, что проявляло твердость и храбрость, необходимые для успешного ведения войны», то в ХVI в. «в городах литовских самые многочисленные заводы — это бровары и винницы.
Литовцы возят с собою пиво и водку и в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать при богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки. Растратив таким образом свои средства, они испытывают голод и затем обращаются к воровству и разбою».
Для литвина-очевидца примером для подражания выступают не кумиры современных евроватников западные европейцы, а консервативные, воздержанные и набожные конкуренты — татары и московитяне.
По словам Михалона Литвина, в странах с передовыми евразийскими ценностями: «нигде нет кабаков, и если у любого домовладельца найдут хоть каплю горячего напитка, жилище его разоряют, имущество конфискуют, домашних и даже соседей подвергают телесному наказанию, а самого хозяина пожизненно заключают в тюрьму; с соседями поступают так жестоко потому, что считают их знающими о мерзком преступлении и потому как бы зараженными его язвою».
Среднестатистические литвины, нахватавшиеся западных ценностей, наоборот, погружаются во все тяжкие гедонизма: «еще лежа в кровати, кричат: «вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах; омраченные напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать; притом кто раз привык к этому излишеству, в том страсть к пьянству постоянно возрастает».
2. Коррупция и отсутствие дисциплины
Либеральные нравы позднего ВКЛ влияли не только на атмосферу в обществе, но и на качество работы аппарата государственной власти и в особенности армии.
Литвин не единожды замечает ее плохое состояние и фактическое моральное разложение. Ведь стыдно ему, послу государства, слышать, например, от татар их надменную беспечность и насмешки над армией своей страны, погруженной в постоянные средневековые фуршеты, корпоративы и пиршества. Татары и московиты даже выдумали соответствующую поговорку в адрес литвинских войнов: «Ты спишь, Иван! а я должен трудиться — вязать тебя».
Имидж гедонистов, чревоугодников и алкоголиков для вооруженных сил ВКЛ — это еще полбеды. Михалон Литвин указывает на постоянные дебоши и наиболее распространенную смертность в армии именно от них, а не от неприятелей.
Желая как-нибудь изменить ситуацию, литвинский служащий советует государственной власти ВКЛ как можно быстрее взяться за наведение порядка. И начинать эти изменения следует, по его словам, уже с воспитания молодежи с малых лет: «литовская и жмудская молодежь была бы пригоднее для войны, как вследствие врожденной храбрости, так и по крепости телосложения и стойкости нрава. Однако наши правители не обращают внимания на то, что государство ослабевает от праздности и что для юношей здоровее служить в войске, нежели оставаться дома».
Вторым недугом государственной системы ВКЛ Михалон Литвин считает повальную коррупцию. Не один лишь майдан, как некоторые сегодня думают, порождается коррупцией. Коррупция среди элит ВКЛ привела к Люблинской унии, когда часть элит просто из-за большей доли «шляхетских вольностей» в соседней западной стране решила изменить великокняжеской власти и податься в польское подданство.
Наиболее сильно коррупция поразила великокняжеский трибунал. В литвинских судах чиновники злоупотребляют властью над подсудимыми: «мучают их, уродуют, убивают без законного суда по случайному подозрению».
За пример для реформ Михалон Литвин предлагал взять передовой евразийский опыт московитян и татар: «Напротив того, у татар и москвитян ни одному чиновнику, кроме главных судий в столицах, не дозволяется убивать человека даже в случае очевидного преступления; между тем как у нас во всех селах и деревнях произносят смертные приговоры».
3. Феминизм
Гендерный вопрос не только сегодня считают источником многих бед. Не обошлось без него и в XVI в., когда западноевропейские нравы докатились и до ВКЛ.
Средневековым литвинам не нужно было дожидаться своего Зигмунта Фрейда или сексуальной революции 1960-х г. Они сами устроили восстание против традиционных ценностей своего общества, «поступая противно обычаям древних святых людей» и поддавшись «внушениям животной природы», как бы тогда назвали идеи сексуальной свободы.
Во множестве литвинских городов появились свои улицы красных фонарей и на этих литвинских Сен Дени мужчины во всю подходили «к одной женщине, не рассчитывая получить от такой связи ни родства, ни дружбы, ни потомства и не боясь Бога».
Особую обеспокоенность Михалона Литвина вызвало повальное распространение феминизма, который кое-где в ВКЛ начал перехлестывать в матриархат. Молодые литвинки, по его словам, «ищут приданого и красоты, которою гордятся и посредством которой привлекают и подчиняют себе мужей; женщины заботятся не столько о своей непорочности, сколько о богатстве и красоте, поэтому они и сочиняют ложную молву о своей зажиточности и красят себе лицо».
И все это даже закреплено «феминистскими положениями» литовского статута, «по смыслу которого в приданое дочерям назначается определенная доля наследства. После этого женщины сделались надменными, начали пренебрегать добродетелью, оказались строптивыми по отношению к опекунам, родителям и мужьям и стали подготовлять преждевременную смерть долго живущим…».
В некоторых приграничных местностях ВКЛ власть женщины настолько проявила себя, что они стали начальствовать «в крепостях даже пограничных с пределами московскими, турецкими, татарскими и молдавскими, которые должно было бы поручать только мужам великой храбрости».
Напротив же в моменты расцвета ВКЛ «предки вашего величества не дозволяли женщинам получать крепости по наследству и располагали в таких случаях браками наследниц по своему, а не по их усмотрению, выбирая им в мужья людей, знаменитых не богатством и не знатностью рода, но прославивших себя пролитием как своей, так и неприятельской крови… у нас иные господствуют над многими мужчинами, владея селами, городами и волостями, одни на правах временного пользования, другие потомственно. Объятые страстью господствовать, они живут разнузданно под видом девства или вдовства; обременяют своих подданных, одних преследуя ненавистью, других возвышая и истощая слепою любовью».
Для исправления ситуации Михалон Литвин предложил обратиться к евразийскому опыту, где «ни татаре, ни москвитяне не дают воли своим женам. У них есть поговорка: «кто дает свободу жене, тот отымает ее у себя»».
4. Наёмничество
Среди особых причин постепенного увядания ВКЛ называется и трудовая миграция, а если точнее, то замещение на рабочих местах коренного населения иностранцами-наемниками. Да-да. Это не только сегодня арабы и африканцы едут за лучшей долей в Евросоюз. В XVI в. ВКЛ также стремилось притягивать мигрантов на свой трудовой рынок. Особую проблему создавали наемники в великокняжескую армию, приезжавшие особенно интенсивно из Пиренейского полуострова.
В то время как лёгкие нравы развращали литвинскую молодежь, которая на глазах дипломата ВКЛ массово спивалась и была малоквалифицирована, ее место в армии занимали более квалифицированные и опытные португальцы и испанцы, которые при этом, особо не утруждали себя в битвах за ВКЛ.
Совершенно иной была евразийская политика по восточную сторону границы. По словам Михалона Литвина, «москвитяне никогда не упражняются у себя в военном деле и не обогащают своими деньгами иностранцев, которые во всякое время могут оставить страну, а стараются поощрять своих единоземцев к усердной и постоянной службе, заботясь не столько об уплате им жалованья, сколько об увеличении их наследственных поместий».
5. Политическая слабость
Главнейшей же причиной как сейчас, так и в XVI в. была модель политического устройства. Это сегодня модно рассказывать про демократию, права человека, разделение властей и выборы. Тогда же все это Михалон Литвин назвал бы причинами упадка ВКЛ, которые породила шляхта и магнатерия, открестившись от авторитарного стиля властвования Витовта.
Конкуренты же ВКЛ по восточную сторону, наоборот, «заимствовали у нас Витовтовы законы (leges Vitowdinas), которые мы сами теперь оставили». Они, «подражая нашему герою Витовту, отражают силу силою, искусство искусством, воздержанию и трезвости татар противопоставляют воздержание и трезвость своего народа».
Да и итог такого сохранения стиля руководства Витовта оказался вполне осязаем. Правнук Витовта Великого «великий князь Иоанн, дед ныне царствующего Иоанна Васильевича распространил свои владения, подчинив себе Рязань, Тверь, Суздаль, Волок и другие соседние уделы. Он же отнял и присоединил к своим наследственным владениям литовские провинции: Новгород, Псков, Северщину и другие
Столицу свою он украсил крепостью, выстроенною из кирпича, а свой дворец каменными изваяниями, подобными Фидиевым, и позолотил в нем некоторые купола часовен. Подобно ему и его сын, Василий, соблюдая трезвость и строгую дисциплину нравов, присоединил к своему наследству укрепленный город Смоленск, отнятый у нас 31 июля 1514 г. коварством Михаила Глинского. — После того он увеличил свою столицу Москву, построив близь нее слободу Налевки трудами наших наемных солдата, и дал ей имя, которое должно служить укором для нашего народа, склонного к пьянству, — имя заимствованное от слова «налей», что значить «infunde». — Точно так же сын его, ныне царствующий, хотя уступил нам одну крепость, зато выстроил в наших пределах три крепости: Себеж, Велиж и Заволочье».
P.S. История показала, что многие размышления государственного служащего «страны литвинов» были подтверждены временем. ВКЛ, оказавшись в заложниках польской политики, перестало быть самостоятельным субъектом международных отношений и полностью повторило путь гнилой системы «шляхетских вольностей» нашей западной соседки. За это оно, как неконкурентоспособное государство, было удалено с политической карты сильными мира сего, среди коих оказался и тот восточный сосед княжества, которого так настойчиво предлагал в качестве примера для подражания Михалон Литвин, дипломат и патриот своей Родины.
(№99) Kęstutis Čeponis Литва
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3whJbVX00
Michalonis Lithuani совершенно прав в своей работе De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum https://en.wikipedia.org/wiki/De_moribu ... t_moscorum описывая моральное разложение, царившее на просторах Литовской Империи в 16 веке.
Однако он не понимал истинную причину такого разложения.
А ведь оно совершенно очевидно:
- после крещения Литвы в конце 14 века и начала 15 века, католичество за 100 с лишним лет окончательно вытеснило старые литовские устои и моральные нормы воинского раннефеодального общества, а их носители - кривяй (kriviai), вайделотай (vaidelotai), вайдилутес (vaidilutės), и другие - были просто уничтоженны во времена нескольких яростных языческих восстаний литовских крестьян и части байорай в 15 веке.
Произошло тоже самое, как и в Скандинавии после ее крещения - походы викингов язычников, очень успешно и стремительно развивавшиеся и продолжавшиеся более 300 лет, внезапно заглохли.
Изменилось само, религиозными убеждениями веками утверждавшееся, понимание смысла жизни у литовцев, и их боевой дух заглох.
Воин, который раньше считал огромной честью погибнуть в бою с врагами, и после этого вечно жить в воинском раю, эту религиозную основу потерял.
У литовцев, к примеру, слово "знамя" до сих пор звучит как "vėliava" (велява), потому, что литовцы считали, что в веляве живут души (по литовски vėlės - велес) погибщих в бою литовских воинов - и они таким образом сопровождают своих боевых товарищей во всех походах.
И когда на земле идет бой, то и духи воинов тоже сражаются с духами воинов врагов.
После крещения постепенно чепез несколько поколений все эти моральные-религиозные устои просто испарились.
Произошла полная ломка старой жизни, а к новой надо было приспосабливаться.
Таких примеров в мировой истории полно - практически везде, где внезапно и резко насильственно менялась исконная религия населения, происходили массовые припадки алкоголизма и разврата.
Вспомним судьбу индейцев, сибирских народов, народов Океании...
**********************************************************
Другая историческая закономерность - империи живут примерно 300-350 лет, а потом издыхаются.
Литовская Империя была создана в середине 13 века, когда литовцы сумели отбить монголов, разбить Орден меченосцев, и остановить продвижение Ордена крестоносцев.
Поэтому вполне закономерно, что через 300 лет - в середине 16 века - Литовская Империя уже была в упадке.
И Польша этим воспользовалась, присоединив Украину - пообещав украинским казакам такие же права, какие имела шляхта в Польше, а также захватив у Литвы Палекию (которую неправильно называют Подляшьем - исторически название области Palėkė происходит от местной реки Лека - Lėka).
Именно это событие и заставило литовских магнатов согласиться с персональной унией (через общего короля) с Польшей в 1569 г., так как достаточной военной силы, чтобы суметь показать Польше ее "место у параши", у Литовской империи уже просто не было - она издыхала от своей старости и развала древних моральных языческих устоев, которые веками поддерживали высокий воинский дух литовских воинов-байорай.
К примеру, что то похожее произошло и при развале СССР - он исжил себя не только экономически, но и идейно-морально деградировал - никто уже абсолютно не верил в коммунистические идеалы, и не хотел за них умирать.
(№53) Линас Планкис, Литва - Валентин Антипенко (№28)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3whXcscZm
ВКЛ было изначально слабо как государство.
Правда, до конца XVI века руководство у него было хорошими политиками тактиками и всегда выкручивалось из положения.
Но чисто тактические решения, не подкрепленные экономикой и пр., работают, как говорится, только до поры до времени, - вот и начало это чувствоваться в середине XVII века.
Другое дело ВКЛ как страна, как географическое, даже культурно-географическое пространство.
В этом можно найти много интересного и, вполне возможно, поучительного для наших дней.
(№110) Kęstutis Čeponis, Литва - Линас Планкис (№53)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3whXGwI2o
ВКЛ, а точнее Литва, изначально слабо как государство точно не было.
В противном случае ее бы сожрали уже в 13 веке - Орден Крестоносцев и Польское Королевство с юга и юго запада, Орден Меченосцев с севера, Полоцкое княжество с северо-востока, Волынско-Галичское княжество с юга, и страшные монголы с востока.
Однако, не взирая даже на внутренние передряги в Литве, государство не только не распалось и не было завоевано многочисленными и очень сильными врагами, но практически всех их разбила, и стремительно раздвинула свои границы уже в конце 13 века.
Литовские войска, к примеру, именно в то время опустошили землю Бранденбурга и окрестности Берлина, разбили мозуров и построили литовскую крепость рядом с нынешней Варшавой.
А затем Литва начала расширятся еще стремительней - весь 14 век.
Наиболшее развитие Литва - как многонациональная империя - достигла в конце 15 века.
Но именно тогда начался откат и развал устоев воинского литовского общества.
Принятие католичества раздробило общество - и оно начало распадаться и разлагаться.
Произошло тоже, что и со Скандинавскими викингами несколько сот лет назад.
(№128) Дмитрий Михайлович, Россия - Kęstutis Čeponis (№99)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3wmCR0CNI
----Но именно тогда начался откат и развал устоев воинского литовского общества.
Принятие католичества раздробило общество - и оно начало распадаться и разлагаться.--- ------------
Т.е вы предполагаете, что если бы Литва не приняла крещение по католическому обряду в XV веке и осталась языческой, ВКЛ смогло бы устоять перед экспансией Москвы и без унии с Польшей?
Воинское сословие языческой Литвы располагало бы тогда возможностью успешно воевать с Москвой в новых условиях - с применением огнестрельного оружия?
(№163) Kęstutis Čeponis, Литва - Дмитрий Михайлович (№128)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3wmCv4CQT
-----Т.е вы предполагаете, что если бы Литва не приняла крещение по католическому обряду в XV веке и осталась языческой, ВКЛ смогло бы устоять перед экспансией Москвы и без унии с Польшей?-----
-----------------------------------------------------------------------------
Не совсем так - она бы до того времени просто не дожила бы....
На самом деле крещение Литвы в 1387 г. никак не связано с отношениями с Москвой - в то время Москва никакой заметной роли в политике Литвы не играло.
Альгирдас своими походами в Москву, на Поклонной горе получив огромную дань от Москвы, и за это пощадив ее, это очень явственно доказал.
Тем более что в 1427 г. дочь Витаутаса София Московское княжество "на веки" отдала своему отцу и Литве во владение.
Однако в 1430 г. Витаутас умер, так и не успев короноваться - корону Папа Римский ему уже дважды посылал, но в Польше ее похитили в первый раз, а во второй раз не хватило времени - Витаутас умер несколько дней ранее намеченной коронации.
И главное - не оставив мужских наследников - что сыграло заметную роль в том, что влияние Польши стало усиливаться.
Москва же тогда считалась только одной из многих провинций Золотой Орды, и реальные отношения на востоке у Литвы были именно с Золотой Ордой.
На самом деле крещение Литвы было вызвано все возрастающей военной экспансией крестоносцев - Литва уже не имела достаточной военной силы, чтобы остановить эту экспансию, в которой участвовало практически вся Западная и Центральная (католическая в то время) Европа.
Положение могло спасти только католическое крещение Литвы, и Йогайла с Витаутасом это прекрасно понимали.
И когда Польша предложила Йогайле корону Польши - и принцессу Ядвигу в придачу :), он практически сразу согласился - тем более, что по политическим понятиям того времени это означало присоединение Польши к Литве (а совсем не наоборот, как сейчас часто пишут).
Витаутас тоже согласился - при условии, что именно он будет Владыкой Литвы („LITHUANIA PROPRIA”) (каким был и его отец Кястутис).
Ведь в Литве уже почти 200 лет часто была властная диархия - во власти были два брата или двоюродных брата.
Один управлял истинной Литвой („LITHUANIA PROPRIA”), а второй - разными завоеванными землями на востоке и юге.
Вообщем, католическое крещение Литвы было вызвано реальной политической и военной обстановкой 14 века - с запада и юга крестоносцы и поляки, с востока - татары.
Совсем иная ситуация сложилась в 16 веке - крестоносцы уже были забыты, а Прусское княжество стало вассалом Польши, Курляндия и Латгалия - вассалами Литвы.
Однако разложение литовского воиского общества очень ослабило государство - и Польша уже начала играть ведущую роль в взаимоотношениях Литвы и Польши.
И этим воспользовалась - силой отобрав у Литвы и Украину, и Палекию.
К тому же пригрозив, что может пойти и дальше.
Не надо забывать, что в то время король уже был только номинальным правителем Польши, а реально правили магнаты.
В Литве было тоже самое - но литовские магнаты были вынуждены согласиться на персональную унию с Польшей.
Москва же в то время как раз все усиливалась, воспользовавшись неурядицами в Орде - к тому же введя абсолютную власть князя, позже царя.
Жечпосполиту через 2 века окончательно прикончило то, что Польские магнаты начали притеснять православную шляхту - в первую очередь в Украине.
И это в конце концов заставило их пойти на службу Москве.
А к тому же часто забывают, что Жечпосполита вела очень кровопролитные войны с турками, а не только с Москвой, Швецией, и татарами.
И это высосало ее ресурсы.
(№178) Stanislau Madytski, Беларусь - Kęstutis Čeponis (№99)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3wnRIOb7c
Любопытная, но чересчур мистическая теория.
Обращение в христианство отняло у солдат боевой дух?
Как это вписать в учебники истории?
Немцам например католичество никак не мешало, скорее наоборот подстегивало к походам и захватам.
С викингами пример тоже не очень удачный - просто к 11 веку их время уже вышло, вырос уровень военного искусства и государства научились справляться с набегами морских разбойников, кем викинги и являлись.
И тем, чтобы не остаться на обочине истории, пришлось принять христианство и развиваться уже в качестве "светских" государств.
Сравнение с индейцами и жителями океании еще менее уместное и даже обидное: как можно сравнивать аборигенов, находящимся на первобытнообщинном уровне и испытавших мощный карго-эффект, с нацией, выигравшей одну из самых масштабных сражений средневековой Европы - Грюнвальдскую битву?
(№179) Kęstutis Čeponis, Литва - Stanislau Madytski (№178)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3wnRqZ72X
Во первых, немцев как таковых в раннесредвековье вообще не было, а было множество разных германоязычных племен (свыше 50).
И христянство они принимали в очень разное время и в разных условиях.
А насчет того, что они не потеряли свою воинственность после принятия христянства, то это тоже не совсем так - их дальние походы практически прекратились - и возобновились только через сотню и более лет, когда они уже создали несколько централизованных христянских государств (явного деления на католичество и православие тогда еще не было, но практически все германцы были или будущие католики, или уже в то время - арианцы).
Кроме того, многие древние германские племена и народы вообще исчезли - где, к примеру, готы, лангобарды, франки, вандалы, юты, и множество других.
Практически последними из германских (центральной Германии) племен насильственно были христянизированны саксы.
И их походы вообще прекратилсь на несколько веков, пока не начались крестовые походы и они шли уже на новой идеологической основе - и на Святую землю, и на язычников пруссов и литовцев, и на схизматиков (то есть православных).
Насчет прекращения походов викингов, то ваша мысль о том, что военное искусство развилось и это начало мешать викингам, явно не выдерживает критику - у викингов военное искуство развивалось еще стремительней - ведь они воевали с очень разными армиями и быстро перенимали все новинки.
В мировой истории множество примеров, как на огромные массы людей действует изменение и разрушение старого идеологического "фундамента".
Всегда проходит немало времени пока создается новый идеологический фундамент.
И это время всегда полно смут и психологических стресов у большого количества людей.
Например, все ведь прекрасно помнят как российское общество пережило развал и разочарование в коммунистических идеалах, и за этим последовавший неизбежный развал СССР - когда-то построенный именно на этих идеалах - вместо бывшей православии и монархизма.
Теперь ведь в РФ продолжается этот же безидейный период - православие уже не заняло прежнее место, а других обьединяющих общество идеалов и на них построенных идеологий тоже не появилось.
(№180) Kęstutis Čeponis, Литва - Stanislau Madytski (№178)
http://imhoclub.by/ru/material/top-5_pr ... z3wnVKers3
------с нацией, выигравшей одну из самых масштабных сражений средневековой Европы - Грюнвальдскую битву?-----
Сравнение вполне уместно - слом идеологического фундамента действует на массы людей совершено одинаково, вне зависимости от их технического развития - пример выше я уже привел: что случилось в обществе, когда коммунистические идеалы полностью испарились...
Факты:
Аукштайтию крестили в 1387 году.
А вот Жямайтию крестили только в 1413 году.
Грюнвальдская битва (Žalgirio mūšis - то есть битва у "Зеленого бора") происходила в 1410 году.
Однако реально литовское общество более-менее католической стало только через 100-150 лет.
И тогда и начались все проблемы с изменением взглядов потомственных воинов-байорай на загробную жизнь и участие в войнах.
А во времена битвы у Жальгириса литовцы воспринимали христянство только как временную забаву своего правителя.
И только позже начались очень серьезные внутренние волнения и безпорядки, вплоть до нескольких больших восстаний - особенно когда католические ксендзы из Польши начали всерьез уничтожать священные рощи литовцев и убивать их священников.
_________________ Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.
|
|